Андрей Зубов уволен из МГИМО. Андрей зубов биография


Андрей Зубов уволен из МГИМО

Андрей Зубов уволен из МГИМО

Сегодня администрация Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО) приняла решение о расторжении трудового соглашения с профессором Зубовым А.Б. и его увольнении из института.

Согласно объявлению на сайте МГИМО:

Это решение вызвано тем, что Зубов А.Б. сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России.

Предупреждения со стороны руководства МГИМО о недопустимости такой практики высказывались Зубову А.Б. не раз в прошлом, а в связи с активизацией его публичных выступлений по поводу событий на Украине и в Крыму, 5 марта ему было вручено официальное уведомление о недопустимости таких высказываний и их несоответствии статусу профессора МГИМО.

Многочисленные высказывания и интервью Зубова А.Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу.

Оставляя на совести Зубова А.Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А.Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

Андрей Зубов

Зубов, Андрей Борисович (1952) — историк-ревизионист, публицист, религиовед-модернист.

В 1973 г. закончил факультет международных отношений МГИМО. Тема кандидатской диссертации – «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде» 1978 г. Доктор исторических наук (диссертация «Парламентская демократия и политическая традиция Востока», 1989 г.).

Сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР (до 2001 г.). Профессор МГИМО, генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

Координатор Общественного комитета «Преемственность и возрождение России». Член Союза писателей Москвы. Член редколлегии журнала «Континент». В 1998 г. награжден премией фонда «Знамя».

Один из авторов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.). Член рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (2005 г.).

С 2009 по 2014 г. являлся членом Синодальной библейско-богословской комиссии. Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви с 2009 г. С 2010 г. — член Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества.

В 1988-1994 гг. читает курс «Истории религий» в МДА. Профессор, зав. кафедрой «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Православного университета апостола Иоанна Богослова (РПУ). Выступает с лекциями на Рождественских чтениях, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, Общедоступном православном молодежном лектории, Московских Епархиальных миссионерских курсах. Участник фестиваля «Троица. Всё живое» в подмосковном городе Электроугли.

Участник Церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященном 625-летию победы на Куликовом поле (2005 г.).

Постоянный автор изданий «православия-лайт»: журналов «Фома», «Нескучный сад» (закрывшегося в прошлом году), сайта «Православие и мир» и т.п.

Духовником А. Зубова с 1978 г. является о. Георгий Бреев. Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва) (настоятель о. Георгий Бреев), а до 2009 г. — также храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (настоятель до 2009 г. — о. Георгий Бреев).

С 2009 г. член Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.

Книга А. Зубова Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге (2010) издана в издательстве «Никея» (директор — Николай Георгиевич Бреев). В книге О.В. Гусаковой «Хранители веры. О жизни Церкви в советское время» (Никея, 2014) А. Зубов представлен как один из «хранителей веры».

Член Народно-Трудового Союза (НТС) российских солидаристов с 2003 г. Член Совета НТС с мая 2006 г. Председатель Исполнительного Бюро НТС. Член редколлегии журнала НТС «Посев» (до апреля 2008 г.).

Выступил в поддержку участниц кощунства в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 г.:

Жестокое отношение судебных властей к молодым женщинам — Надежде Толоконниковой и Марии Алёхиной, возможно, соучаствовавшим, как полагает следствие, в кощунственных действиях в кафедральном соборе Христа Спасителя 21 февраля 2012 года, вызывает у меня глубокое огорчение

В 2014 г. выступил с провокационной статьей «Аншлюс без кавычек» против воссоединения Крыма с Россией.

Основные труды

Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики (1982)

Парламентская демократия и политическая традиция Востока (1990)L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico (1994)

История религий. 1 (ранний, средний и верхний палеолит) (1995)

Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель (1997)

История религий. Книга Первая: Доисторические и внеисторические религии (1997)

Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых (2001)

Российская полития на рубеже веков (2001)

Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге (2010)

Статьи, выступления

Пути России (1993)

Опыт метанойи (1994)

Европа и мир (1995)

Будущее российского федерализма (1996)

«Если бы от мира сего было царство Мое…» (1997)

Победа над «последним врагом»: Тенденции развития европейской цивилизации с точки зрения православия и стремление к спасению // Богословский вестник. 1993. Т 1. № 1-2. С. 40-53

Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» 1998

Сорок дней или сорок лет? (1999)

Христианство и культура (1999)

Религиозно-нравственные основпания права (опыт христианского дискурса) (2001)

Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа (2000)

Переписка из двух кварталов (2001)

Россия 1991-2001: Победы и поражения (2001)

Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта (2004)

Ислам и христианство: проблемы диалога (2004)

Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия (2004)

Циклы русской истории (2005)

Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного (2005)

Почему не воплотились бессмысленные мечтания (2005)

Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного (2006)

Дом смерти предназначен для жизни (2006)

Побойтесь Бога! (2012)

Аншлюс без кавычек (2014)

Редактор

Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Выпуск 1 (1991)

История II Ватиканского собора. Том 2. Формирование соборного сознания. Первый период и перерыв между сессиями октябрь 1962 — сентябрь 1963 (2005)

История II Ватиканского собора. Том 3. Сформировавшийся собор (2005)

История религии. Курс лекций. Книга 1. Доисторические и внеисторические религии (2006)

История II Ватиканского собора. Том 4. Соборная церковь. Третий период и перерыв между сессиями. Сентябрь 1964 — Сентябрь 1965 (2008)

История II Ватиканского собора. Том 1. Навстречу новой эре в истории католичества. Провозглашение и подготовка собора. Январь 1959 — Сентябрь 1962 (2008)

История России. XX век. 1894-1939 (2009)

Источники

Создана комиссия для разработки концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/28869.html 16.07.2005

Церковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», посвященный 625-летию победы на Куликовом поле (4-5 октября 2005 г., г. Москва) // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/50785.html 28.09.2005

В споре с воинственным секуляризмом православные должны апеллировать к принципам классического либерализма, считает один их авторов «Социальной концепции РПЦ» // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/80605.html 02.02.2006

Семенова Светлана. Интервью с профессором Зубовым Андреем Борисовичем. Русская народная линия. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/09/17/interv_yu_s_professorom_zubovym_andreem_borisovichem 17.09.2007

Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/683587.html 01.07.2009

Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/705058.html 27.07.2009

Обновлен состав Синодальной Богословской комиссии // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/705351.html 28.07.2009

О Солженицыне и книге «История России. ХХ век» // Российское государство сегодня http://russia-xx.livejournal.com/6074.html?style=mine 19.08.2009

Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.) // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html 29.01.2010

В Центральном доме журналиста пройдет общедоступный православный молодежный лекторий // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/1286906.html 30.09.2010

Лжемиссионерская “команда” в сборе // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2012/10/10/team 10.10.2012

Виноградов, Леонид. Профессор Андрей Зубов: От Церкви сегодня ждут добра // Православие и мир. http://www.pravmir.ru/zubov-ot-tserkvi-zdit-dobra 10.10.2012

«Всё живое»? // Антимодернизм.ру. http://antimodern.wordpress.com/2013/06/14/live 14.06.2013

Кислина, Ирина. Сохранить себя // Православие.Ru. http://www.pravoslavie.ru/put/68795.htm 27.02.2014

Зубов, Андрей Борисович // Википедия. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid=62121097 24.03.2014

Полчанинов, Р. Доклад проф. А.Б. Зубова // Русская Православная Церковь преп. Серафима Саровского. Си-Клиф, Нью Йорк США. http://www.stseraphimschurch.org/articles/DokladZubov.html 24.03.2014

О Зубове А.Б. // МГИМО-Университет. http://www.mgimo.ru/news/university/document249761.phtml 24.03.2014

11.04.2014 Андрея Зубова восстановили в МГИМО

antimodern.ru

Зубов Андрей Борисович Википедия

Эта статья должна быть полностью переписана.

На странице обсуждения могут быть пояснения.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зубов; Зубов, Андрей. Предшественник Вероисповедание Рождение Партия Образование Учёная степень Учёное звание Деятельность Награды Научная деятельность Научная сфера Место работы
Андрей Борисович Зубов
Андрей Зубов на презентации своей (в соавторстве с Ольгой Зубовой) книги «Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги», 2017 год
Заместитель председателя партии ПАРНАС
с 17 декабря 2016 года
Илья Яшин
Русская православная церковь
16 января 1952(1952-01-16) (66 лет)
  • Москва, СССР
ПАРНАС
  • МГИМО
доктор исторических наук (1989)
профессор
история
Премия журнала «Знамя»
история, религиоведение, политология
  • Российский православный университет
 Андрей Борисович Зубов на Викискладе

Андре́й Бори́сович Зу́бов (род. 16 января 1952, Москва) — советский и российский историк, востоковед, религиовед и политолог, доктор исторических наук. Общественный, церковный и политический деятель, публицист. Заместитель председателя партии ПАРНАС с 17 декабря 2016 года[1]

ru-wiki.ru

Зубов, Андрей Борисович | Наука

Андрей Борисович Зубов (родился в 1952 г. в Москве) — российский политолог, историк, публицист.

    Окончил Московский государственный институт международных отношений в 1973. Доктор исторических наук, профессор.

    Научная деятельность Править

    Длительное время работает в Институте востоковедения РАН, в настоящее время — ведущий научный сотрудник. Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. В настоящее время занимается проблемами религиоведения и истории России.

    Заведующий кафедрой истории религий Российского православного университета апостола Иоанна Богослова. Генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

    Общественная деятельность Править

    Член Союза писателей Москвы. Член редколлегии журнала «Континент». В 1998 г. награжден премией фонда «Знамя».

    Член Народно-Трудового Союза (НТС) российских солидаристов с 2003 г. Член Совета НТС с мая 2006 г. Председатель Исполнительного Бюро НТС. Член редколлегии журнала «Посев».

    Координатор Общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

    Прихожанин и чтец в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

    Автор пяти монографий и около 150 научных и публицистических статей, в том числе:

    Книги:

    • Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики. М., Наука: Главная ред. восточной литературы, 1982.
    • Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
    • L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo.- Turin — Milano, 1994.
    • Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель. Москва: Группа Гросс, 1997.
    • История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии. М., «Планета детей», 1997.

    Некоторые статьи:

    • Будущее российского федерализма // «Знамя», № 3, 1996 г.
    • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
    • Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели // «Знамя», № 11, 1998 г.
    • Сорок дней или сорок лет? // «Новый Мир», № 5, 1999 г.
    • Христианство и культура. // «Знамя», № 10, 1999 г.
    • Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа. // «Знамя», № 4, 2000 г.
    • Россия 1991—2001: Победы и поражения // «Знамя», № 8, 2001 г.
    • Переписка из двух кварталов. // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
    • Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия // «Новый Мир», № 7-8 за 2004 г.
    • Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта. // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
    • Ислам и христианство: проблемы диалога//Континент, № 119, 2004.
    • Циклы русской истории//Вопросы философии, № 3, 2005 г.
    • Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
    • Почему не воплотились "бессмысленные мечтания" // "Посев", №12, 2005 г.
    • "Дом смерти предназначен для жизни" // "Посев", №7, 2006 г.

    ru.science.wikia.com

    Вы – предатель России, господин Зубов!: ihlmhf

    Открытое письмо профессору МГИМО А.Б. Зубову по поводу поддержки им новой фашистской «власти» в Киеве

    Андрей Борисович, к Вам обращается Ваш бывший студент, который слушал Ваши лекции по истории религии в стенах Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова (РПУ) – высшего учебного заведения Русской Православной Церкви, которое и имел честь закончить. Конечно же, Вы вряд ли вспомните меня, но дело не в личном знакомстве (хотя Вы даже подписали мне свою книжку). Учась в РПУ, слушая лекции и читая некоторые Ваши публикации, я не строил насчет Вас никаких иллюзий: Вы всегда были и остаетесь либералом до мозга костей – это Ваша, как принято сейчас говорить, гражданская позиция. Слово «либерал» я использую в самом понятном и главном смысле: индивидуальное «я» дороже и выше любых форм коллективной идентичности (государства, Церкви, народа, семьи и т. п.). Прекрасно осознавая, что Вы, Андрей Борисович, являетесь либералом и в философском, и в политическом, и в церковном смыслах, я уважал Ваш научный статус, ценил Ваши знания в области религиоведения, Вашу прекрасную ораторскую манеру, видел, какой энтузиазм Вы вызываете в студенческой среде. Я был внутренне не согласен с Вашей либеральной позицией, но уважал Вас как русского профессора.

    После того, как Вы поддержали два года назад богохульниц из Pussy Riot, уважение Вы в моих глазах утратили. Потом Вы поддержали Болотную, стали мелькать на РБК в милом сообществе г-жи Прохоровой, достойное, видимо, для либерального профессора место Вы получили на телеканале «Дождь», вместе с Кураевым Вы составили прозападную околоцерковную оппозицию нашей Церкви (наверное, только этим можно объяснить исключение Вас из Синодальной библейско-богословской комиссии в декабре прошлого года). В целом Ваши «подвиги» (и Ваших единомышленников) в борьбе за гражданское европейско-содомитское общество с моделью американской оккупационной демократии окончательно укрепили меня в мысли, что либерализм – это самая антихристианская и тоталитарная идеология. Жаль, что Вы не читаете в рамках истории религии (наряду, например, с зороастризмом, исламом или буддизмом) отдельный курс «религии прав человека» или «богословие толерантности». Это было бы очень даже познавательно.

    После того, как Вы стали «церковным» оппозиционером, оправдывая грех кощунства демократическими ценностями, я перестал считать Вас, Андрей Борисович, православным человеком. Для Церкви Вы так и останетесь не более чем светским религиоведом – не зря в свое время Вас попросили уйти из Московской Духовной семинарии и не смущать умы православных студентов. Однако, Вы оставались до последнего времени еще и политическим оппозиционером. Но в эти дни резко изменилась обстановка в мире и в России – и политическая, и духовная.

    События на Украине рассеяли туман либеральной лжи у нас в России. Ваша реакция, г-н Зубов, на готовность нашего Президента Владимира Путина спасти украинский народ и все пространство исторической Руси (Крым, Киев, Восточная Украина – это наша земля, за которую проливали кровь наши предки!) от неофашистской проамериканской интервенции – реакция, которую Вы озвучили 2 марта на «Дожде» и в личном блоге украинского информационного ресурса LB.ua (http://blogs.lb.ua/andrey_zubov/257887_.html) под названием «Это уже было», превращает оппозиционера в предателя своей страны. Быть в оппозиции к власти можно в мирное время. Когда же идет явная война, причем не с кучкой бандитов, засевших в киевской Раде, а с мировой американской гегемонией, которая стремится превратить весь мир в свою колонию, тогда говорить о какой-то российской агрессии, нарушении суверенитета другой страны, демократической законности и прочей чепухе (США плюют на суверенитет и демократию, когда речь идет об их стратегических интересах в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, теперь – на Украине), говорить и писать об этом в прозападных СМИ – это означает служить врагу. Вы – сторонник атлантистов и бандеровцев. Вы – предатель России, господин Зубов! В Великую Отечественную войну Вас бы расстреляли за пособничество врагу по законам военного времени. Думаю, что подобное с Вами сделали бы и сейчас спецслужбы Пентагона, если бы Вы посмели «быть в оппозиции» политическому курсу Обамы.

    Вы сравнили Путина с Гитлером, помощь русской армии Крыму – с аншлюсом Австрии в 1938 году, воспели мифическую угрозу Крыму от соседней Турции (угроза оттуда, на мой взгляд, – это несвежие мандарины) и нарисовали лучезарную картинку, будто русскоязычному населению Крыма и Восточной Украины ничего не угрожает (может быть и не будет угрожать, если они все заговорят по-английски) – все это Вы подали с авторитетом, «как историк». Но Вы – идеолог. Потому что неидеологизированных историков не существует, как не существует внеконфессиональных богословов. Андрей Борисович, Вы использовали весь классический набор либеральных штампов и страшилок, беззубых и бездейственных в русском народе. Гитлер, Сталин, Петр I давно перестали быть для таких историков, как Вы, реальными историческими персонажами, они для вас либералов – страшные мифы, символы ненавистного вам государства: не Третьего Рейха, не Советской или Российской империи, а государства вообще. Вы ненавидите государство, оправдываете белых генералов, предавших царя, реабилитируете изменника Власова, сейчас встаете на защиту украинского неофашизма только ради того, чтобы утвердить произвол индивида – интернационального, без рода и племени, без Отечества; безрелигиозного, ведь религия – частное дело; мультикультурного, т. е. всеядного до любого глобального гамбургера, наконец, бесполого, ибо смена пола и содомия есть тоже «права человека». Эту модель постмодернистского импотента Вы, Андрей Борисович, как и все либералы защищаете, осознано или бессознательно. Ради нее вы и предаете, сначала веру, а потом и империю.

    Но русское православное сознание – имперское по своей сути, поэтому В.В. Путин как наш державный вождь, Святейший Патриарх Кирилл как Предстоятель Церкви на всем пространстве исторической Руси, наконец, мы, простые русские патриоты не оставим наш народ ни в Крыму, ни в Харькове, ни в Одессе, ни в Донецке – везде, где единство русской веры, русского языка, культуры и истории важнее границ, проведенных неверной рукой Ельцина и Кравчука в предательском 1991 году. Господин профессор, Вы уже проиграли, потому что проиграла либеральная идеология в России – это видно хотя бы по количеству людей, которые пришли на митинг «против войны» (а значит за резню наших братьев) и на шествие в поддержку Крыма 2 марта, накануне Великого поста. Пост – это война, духовная брань, а то, что происходит сейчас на Украине – это тоже война за Православие и Россию. На нашей стороне святые, на протяжении всей русской истории благословлявшие освободительные и праведные войны государства Российского, – Сергий Радонежский, святитель Алексий, священномученик Ермоген, святитель Филарет Московский. На Вашей – стареющая прозападная интеллигенция и диссиденты, сделавшие себе имя на развалинах Советского Союза. Вы служили западной либеральной идеологии, разваливая страну и предавая империю, которая воспитала вас, но теперь ваше время кончилось, вы проиграли, господа либералы.

    В конце дерзну обратиться к Вам, господин Зубов, с таким предложением: откажитесь от звания русского профессора (думаю, Вам дадут аналогичный статус в каком-нибудь британском или американском университете). Свою мысль я поясню, призвав на помощь, как и Вы, авторитетных мыслителей прошлого века. Вы обратились к Солженицыну – символу всех советских диссидентов и купленной интеллигенции, я же позволю себе процитировать русского патриота и философа Ивана Александровича Ильина. Он обращает к современной России, к Президенту Путину, к Крыму, к Восточной Украине, к нам, русским людям, свой вопрос, который и через почти 90 лет актуален с еще большей силой: «Если я вижу подлинное злодейство или поток подлинных злодейств и нет возможности остановить его душевно-духовным воздействием, а я подлинно связан любовью и волею с началом божественного добра не только во мне, но и вне меня, то следует ли мне умыть руки, отойти и предоставить злодею свободу кощунствовать и духовно губить, или я должен вмешаться и пресечь злодейство физическим сопротивлением, идя сознательно на опасность, страдание, смерть и, может быть, даже на умаление и искажение моей личной праведности?» («О сопротивлении злу силой»). Вам, Андрей Борисович, поздно отвечать на этот вопрос – Вы сделали уже свой выбор. Однако, Ильин был тоже русским профессором, профессором Московского Императорского Университета. И Вы... Профессор МГИМО, русский профессор, хотя лучше сказать: профессор в России. Вы не заметили противоречия?

    5 марта 2014 года.

    Ваш бывший студент

    диакон Илья Маслов, преподаватель кафедры теологии ИСОУКиТ

    ihlmhf.livejournal.com

    Зубов, Андрей Борисович - Gpedia, Your Encyclopedia

    Андре́й Бори́сович Зу́бов (род. 16 января 1952, Москва) — советский и российский историк, востоковед, религиовед и политолог, доктор исторических наук. Общественный, церковный и политический деятель, публицист. Заместитель председателя партии ПАРНАС с 17 декабря 2016 года[1]. Глава комиссии по вопросам народного образования, науки, культуры, религии и исторического наследия Партии народной свободы (ПАРНАС)[2].

    В прошлом — профессор МГИМО; был первоначально уволен в марте 2014 года за выражение в прессе мнения, шедшего вразрез с внешнеполитическим курсом России[3], однако это решение было отменено 11 апреля[4], в конечном счёте уволен из университета 30 июня 2014 года после истечения срока контракта. Член Синодальной библейско-богословской комиссии и член комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия РПЦ (2009—2014)[5]. Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви».

    Биография

    В 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений. В том же году начал работать в Институте востоковедения РАН[6].

    В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде».

    В 1989 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока».

    В 1988—1994 годы преподавал историю религий в Московской духовной академии[7], где имел звание доцента[8].

    С 1994 по 2012 год — заведующий кафедрой «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова[8].

    В 2001 году уволился из Института востоковедения РАН и перешёл работать в МГИМО[8]. Был профессором кафедры философии МГИМО, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр «Церковь и международные отношения»[9].

    Уволен за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму[10], однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[11].

    Владеет английским, тайским и французским языками.

    Научная деятельность и публицистика

    Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России[7].

    В 1993—1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России»[12] Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»[13].

    Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова[14].

    Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011», что дополнительно подчеркивает её значимость[15].

    Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло своё выражение и в книге «История России. XX век»).

    В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894—1939 и 2 том: 1939—2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx[16].) Книга вышла в 2009 году.

    Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

    В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <…> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.

    Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даём некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему[17].

    Книга вызвала разноречивые оценки специалистов и общественных деятелей.

    26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.»[18].

    После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространёнными мифами о Второй мировой войне[19]. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую[20].

    Общественная, церковная и политическая деятельность

    Православный христианин. По словам Зубова, к вере его привёл Всеволод Семенцов, который также был крёстным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея[21]. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения[22]. Крёстным отцом был протоиерей Валентин Асмус[7].

    Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награждён премией фонда «Знамя»[6].

    Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

    Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

    Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви»[23].

    В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых[24].

    27 декабря 2000 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви на двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике с Армянской апостольской церковью, прошедшие 12—16 февраля 2001 года в Эчмиадзине[25].

    16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[26].

    В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасёмся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле[27].

    26 марта 2006 года в Иоанно-Предтеченском соборе Русской православной церкви заграницей в Вашингтоне вместе со священником Георгием Эдельштейном был участником встречи, посвящённой проблемам восстановления общения между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом[28].

    А. Б. Зубов на антивоенном Конгрессе интеллигенции 19 марта 2014 года Silk-film.png
    Silk-film.png Внешние видеофайлы
    Выступление А. Б. Зубова на митинге «Марш правды»
    (Москва, 13 апреля 2014 года)
    Видео на сайте Ютьюб

    Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС (2006—2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 года).

    6 марта 2008 года на вечере по случаю 15-летия Российского православного института награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени[29].

    29 июня 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включён в редакционный совет и редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы[30].

    27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия[31] (член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества). Тогда же включён в состав Синодальной библейско-богословской комиссии[32].

    29 сентября 2009 года участвовал в конференции «Религия и политическая культура» в Риме, организованной по инициативе Папского Григорианского университета и фонда Аденауэра. Выступил с докладом, где рассказал о пути, который прошли отношения Церкви и государства в России в XX веке[33].

    В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жёстким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее[34].

    После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В статье «Аншлюс без кавычек» историк, в частности, писал:

    Нынешняя Россия — государство слабое в военном отношении и абсолютно провальное в экономическом. Никакого реального противодействия НАТО от него ждать не приходится. Затеянный Москвой аншлюс Крыма на поверку окажется бессмысленной авантюрой[35].

    В июле 2014 в интервью интернат-порталу «Украинская правда» Зубов заявил:

    Бандеровцам же приписывалось все: и геноцид украинского народа, и уничтожение евреев, и сотрудничество с Гитлером и все мыслимые жестокости. Бандеровцы — это пример большой лжи советской системы. Хотя с точки зрения науки истории — это было национальное освободительное движение, антикоммунистическое. Любой национализм — страшная штука, особенно с оружием в руках. Но Бандера был в сто раз менее жестоким, чем бериевское или абакумовское НКВД, боровшееся с бандеровцами. Поэтому любая попытка освободить их от этого государства уже была элементом справедливости. И в этом смысле бандеровское движение более оправдано с точки зрения морали, чем сталинское советское государство[36].

    В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины»[37]. В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма и заканчивающуюся призывом:

    На наш взгляд, он [выход] требует отказа от претензий на владение этой землёй и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять её судьбу[38].

    Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви[5].

    Весной 2016 года Андрей Зубов заявил о своём участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основу которой легли предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивления им — правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и т. д. Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений «путинского режима»; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание её территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН[39][40].

    Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208-му одномандатному избирательному округу (от центрального округа города Москвы)[41]. В итоге получил 18 789 голосов избирателей (11,27 % голосовавших) и в состав Думы не прошёл.

    В конце августа 2016 года, во время кампании по выборам в Государственную думу, телекомпания «РЕН ТВ» сообщила о «скандале в Сети» в связи с интервью Андрея Зубова на Радио «Свобода» полуторагодичной давности (март 2015 года)[42], в котором он признался:

    А я ещё в «Кофеварке» нашего института говорил друзьям, как, мол, досадно, что Сталин не проиграл войну Гитлеру. Потому что всё равно, в конце концов, союзники бы нас освободили, но тогда бы англичане и американцы установили бы у нас демократию и сменили бы людоедский сталинский режим[43].

    В этом интервью Зубов заявил также:

    По сравнению со Сталиным Гитлер это ангел русской истории. Потому что Гитлер при всем желании не погубил столько людей русских, сколько погубил Сталин. […] Он [Гитлер] преступник и мерзавец, но для нашего народа именно Ленин и Сталин — это палачи беспримерные. То, что Гитлер для евреев, то для всех народов России — Ленин и Сталин. Так же, как поставить в Иерусалиме дом-музей Гитлера, так же в России — дом-музей Сталина. То же самое!

    Увольнение из МГИМО

    1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую политику России в отношении Крыма[44]. Автор сравнил действия России с аншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году[45]. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии»[45]. В СМИ появилась информация об увольнении Зубова[3][46], но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе[47]. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать[48].

    Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года[46]. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта[49]. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.»[10]:

    [А. Б. Зубов] сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России. Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

    — Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»[49]

    Сам историк объясняет своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»)[50]:

    Кто-то очень хотел, чтобы меня уволили немедленно, ведь у меня 30 июня истекает контракт, и можно было это сделать совершенно без всякого скандала, просто не продлить контракт и всё. […] Как я знаю, ректор был вообще против увольнения, он всячески сопротивлялся моему увольнению. Это был приказ Кремля, как мне сообщили неофициально. Естественно, доказать я это не могу.

    Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова[51]. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег[50]:

    Ни один человек в [МГИМО] не высказывал [недовольства], зато очень многие подходили, жали руки и говорили, что они со мной согласны. Понятно, что боятся высказывать это публично.

    С другой стороны, Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять [контракт], я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорит профессор[52].

    Восстановление

    Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[53]. Согласно выводу комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции РФ, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса РФ, статьи 47 ФЗ „Об образовании“».

    11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено. В официальном заявлении руководства МГИМО говорится следующее[54]:

    В Университет поступило уведомление Территориальной избирательной комиссии района Хамовники города Москвы № 110-тик от 10.04.2014 г. о членстве А. Б. Зубова в Участковой избирательной комиссии 161-го избирательного участка Московской городской избирательной комиссии по району Хамовники.

    Согласно пункту 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», члены избирательных комиссий не могут быть уволены по инициативе администрации в период исполнения ими соответствующих полномочий.

    Не меняя ранее данной оценки нарушения Положения об основных принципах корпоративного поведения, ректоратом принято решение приказ № 649-к от 24.03.2014 года «Об увольнении ЗУБОВА А. Б.» отменить.

    30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был, в связи с чем историк был уволен из университета.

    Семья

    Ольга Игоревна Зубова, супруга и соавтор Андрея Борисовича
    • Отец — Борис Николаевич Зубов (1912—2007, фамилия по отчиму), кораблестроитель, контр-адмирал, начальник управления Министерства судостроительной промышленности СССР[22].
    • Мать — Ия Евгеньевна Зубова (Савостьянова)[55]. Была доцентом кафедры общехимической технологии, окончила Менделеевский институт, защитила кандидатскую диссертацию. Её родители имели усадьбу в Витебске. Дед по матери, Евгений Петрович, окончил Московское коммерческое училище и был служащим в Банке коммерческого кредита, в советское время работал в бухгалтерии в Министерстве пищевой промышленности. Бабушка по матери Шушан Тер-Хачатурян — армянка, окончила Строгановское Центральное училище в Москве[56].
    • Брат — Сергей, старше Андрея на 8 лет[22].
    • Двоюродный брат — Евгений Савостьянов (сын Ирины Евгеньевны Савостьяновой, приходившейся сестрой матери А. Б. Зубова).[источник не указан 685 дней]
    • Супруга — Ольга Игоревна Зубова, кандидат исторических наук, учёный-египтолог.
    • Дети: Ксения, Ирина, Дарья, Даниил.
    • Зять: Н. А. Бобринский — юрист-международник, журналист и публицист[57].

    Основные работы

    Автор пяти монографий и около 150 научных и публицистических статей, в том числе:

    Книги

    • «Парламентаризм в Таиланде: опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.
    • «Парламентская демократия и политическая традиция Востока». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
    • L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo. Turin — Milano, 1994.
    • «Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель». М.: Группа Гросс, 1997.
    • Зубов А. Б. История религий. Книга первая: Доисторические и вне-исторические религии. Курс лекций.. — М.: Планета детей, 1997. — 344 с. — ISBN 5-86065-034-5.
    • История России. XX век: 1894-1939. / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 1. — 1024 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059362-0.
    • История России. XX век: 1939-2007. / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 2. — 848 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059363-7.
    • Зубов А. Б. Лекции по истории религии. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 201 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-602-3.
    • История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922). / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 1. — 976 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-89930-2.
    • История России XX век. Эпоха Сталинизма (1923-1953). / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 2. — 752 с. — ISBN 978-5-699-92087-7.
    • История России ХХ век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953 — 2008). / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 3. — 688 с. — ISBN 978-5-699-93347-1.

    Некоторые статьи

    • «Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
    • «Опыт метанойи». «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
    • «Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
    • «Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
    • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
    • «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
    • «Сорок дней или сорок лет?» // «Новый Мир», № 5, 1999 г.
    • «Христианство и культура». // «Знамя», № 10, 1999 г.
    • «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа». // «Знамя», № 4, 2000 г.
    • «Переписка из двух кварталов». // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
    • «Россия 1991—2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
    • «Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта». // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
    • «Ислам и христианство: проблемы диалога». // «Континент», № 119, 2004.
    • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
    • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
    • «Циклы русской истории». // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
    • «Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного». // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
    • «Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
    • Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
    • «Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.
    • Всеволод Семенцов в моей жизни // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология / Сост. В. К. Шохин; ред. коллегия: A. M. Дубянский и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Вост. лит., 2008. — 352 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-02-036333-5. Архивировано 6 марта 2016 года.
    • Прамонотеизма теория / Зубов А. Б. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 385. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.

    В сети

    Примечания

    www.gpedia.com