Цвет зубов у людей: таблица. Цвет а2 зубов


от чего зависит, отенки и таблица

16 декабря 2015

Просмотров: 4736

Стоматологи легко различают цвет зубов: таблица, которая помогает в этом, есть у каждого специалиста в кабинете.Правила личной гигиены каждого человека включают в себя, наряду с принятием душа, бритьем, мытьем головы, ежедневную чистку зубов. Конечно, эти правила никем не писаны и за их нарушение не налагается штраф или другие взыскания. Но любого ребенка с раннего детства родители на собственном примере должны приучать к этим простым манипуляциям. Ведь общее здоровье человека, равно как и отношение других людей, зависит прежде всего от этих нехитрых процедур. От чего зависит цвет зубов у человека?

Проблема изменения цвета зубов

Причины изменения цвета зубов

У каждого человека зубы генетически наделены определенным цветом. Он может быть и белым, и желтым, и серым. А уж оттенков этих цветов не пересчитать. Далеко не всегда людей устраивает их цвет зубов, даже если зубы полностью здоровы. Современные тенденции диктуют моду на ослепительно-белые зубки, при этом они должны быть ровными, а улыбка — широкой и искренней. Пропаганда ослепительной, белоснежной улыбки встречается часто, она практически везде. Поэтому люди стараются исправить то, чем их одарила природа: цвет зубов сделать если не белоснежным, то, по крайней мере, светлее на несколько тонов. На изменение цвета зубов решаются практически все люди, которые недовольны их естественным оттенком.

Курение - причина изменения цвета зубовСогласно мнению практически всех стоматологов мира, белый цвет зубов крайне редко встречается у людей в естественных условиях. Чаще всего зубы имеют оттенки от желтого до серого, при этом представители народов России имеют в основном желтоватые оттенки зубов, а люди, живущие в Америке, являются обладателями зубов серых оттенков. Вообще, цвет зубов при рождении обусловлен несколькими факторами: генетическая предрасположенность, место рождения. Например, на Руси издавна ели преимущественно продукты из натурального хозяйства, при этом запивали напитками, не содержащими никаких красителей, кроме натуральных. Американцы же пьют напитки с искусственными красителями, причем в огромном количестве, употребляют в пищу много жирного и мучного. И такие особенности есть у жителей любой страны.

В течение всей жизни у человека происходит изменение цвета зубов по разным причинам: еда и напитки, употребляемые в пищу, качество и толщина зубной эмали, возраст человека, алкоголь и курение, прием таблетированных лекарственных препаратов, различные болезни полости рта и самих зубов. Людям нужно знать, что никогда отбеленные зубы не смогут выглядеть здоровыми, если до отбеливания они были больными.

Более того, если процедуре отбеливания подвергаются зубы, нуждающиеся в лечении, то после нее здоровье челюстей будет еще хуже.

Даже если отбеливаются здоровые зубы, то после отбеливания в половине случаев они становятся более чувствительными и реагируют на холодное и горячее, что крайне осложняет жизнь человеку. Человеку, который хочет отбелить зубы, важно знать, что даже разовая процедура отбеливания значительно влияет на эмаль зубов. Реагенты, входящие в состав геля для профессиональной процедуры, истончают ее. В Голливуде актеры не идут на изменение цвета зубов с помощью отбеливания.

Вернуться к оглавлению

Таблица для определения цвета зубов

Консультация стоматолога для определения цвета зубовРадикальным способом вмешательства в изменение цвета может быть замена естественных зубов на искусственные. У каждого стоматолога есть специальная таблица, по которой определяется природный цвет зубов.

Врач берет на себя полную ответственность за подбор единственно верного цвета зубов, особенно если делаются коронки не на все зубы, а на один или несколько. Естественный цвет зубов должен совпадать на 100% с искусственным, иначе человек будет испытывать не только дискомфорт, но и стеснение при общении с людьми.

Стоматологи — это тоже люди, поэтому могут ошибиться. У врача может быть нарушено восприятие цвета, и различить самостоятельно множество оттенков он просто не в состоянии. Конечно, это не говорит о том, что этот врач профессионально непригоден, но он сам должен позаботиться о том, чтобы не допускать ошибки. У стоматологов есть несколько методик определения цвета зубов:

Шкала расцветки искусственных зубов

Шкала расцветки искусственных зубов.

  1. Визуальный осмотр невооруженным взглядом. Важно знать, что зуб меняет свой оттенок и даже цвет при изменении освещения, то есть при искусственном освещении он может быть один, при естественном — другим. Основное значение для стоматолога имеет естественное освещение. Для выявления оттенка зубов нужна определенная погода: светлый, солнечный день, без туч и облаков, но и без прямых солнечных лучей. Естественное освещение должно быть идеально ровным, рассеянным на 100%. Такой способ определения оттенка очень нестабилен, поэтому он используется крайне редко и только опытными стоматологами. У таких врачей должно быть очень чувствительное и точное восприятие цвета, что в природе крайне редко встречается.
  2. Освещение стоматологического кабинета искусственным светом. Так как предыдущий способ практически не используется, то стоматологи предпочитают несколько источников искусственного освещения, которые могут заменить естественное освещение. Предпочтение отдается флуоресцентным лампам, которые обеспечивают ровный и стабильный цвет. Шкала освещенности в таких лампах имеет значение в пределах 5500 люксов. Обычные стоматологические кресла со стандартным освещением, как правило, не подходят, потому что уровень освещения их ламп очень низок. Современная промышленность выпускает специальные кресла со встроенными флуоресцентными лампами, которые идеально подходят для того, чтобы верно определить цвет зубов.
  3. Если опыт стоматолога невелик или он просто не хочет совершать ошибку, то лучше использовать специальные приборы для определения оттенков зубов. Только тогда, когда пациент одет в белую или светлую одежду, на губах у женщины нет губной помады, особенно ярких цветов, фон в стоматологическом кабинете нейтральный, можно быть уверенными, что цвет зубной эмали может быть определен верно. Но зачастую бывает, что пациент одет в яркую и многоцветную одежду, часто с наложением одного цвета на другой, цветовой фон в кабинете не всегда нейтрален. Поэтому очень сложно определить правильный цвет эмали. Особенно если врачу приходится смотреть в одну точку более 10 сек. Тогда происходит оптическая иллюзия, или наложение одного оттенка на другой, и определить правильные оттенки зубов просто невозможно. Для устранения этих недостатков на пациента надевают салфетку или полотенце белого или нейтрального серого цвета, и после взгляда на нее цветовое восприятие стабилизируется. Существуют шкала определения цветов, по которой можно точно определить оттенок зубной эмали.

Вернуться к оглавлению

Интересный факт

Самая распространенная во всем мире — это шкала Vita Classic, которая является стандартизированным способом во всем мире. Практически все производители материалов для отбеливания, лечения и пломбирования, а также для искусственных имплантатов пользуются этой шкалой. Но есть производители, которые используют для этих целей только собственные шкалы или системы, а в других случаях они не применяются. Есть еще шкала Chromascop, которая по своим характеристикам похожа на Vita Classic.

Эти две шкалы для определения цвета зубной эмали универсальны тем, что по ним можно определять цвета как новых стоматологических материалов, так и старых, это значительно упрощает их использование. Эти шкалы удобны еще и тем, что они изготавливаются из разных материалов: пластик, картон, бумага (это бюджетные варианты), керамика и фарфор. Последние дороже, но зато за счет отражающих свойств этих материалов они могут помочь скорректировать неправильно подобранный оттенок или цвет.

Оттенок зубов должен определяться, естественно, перед процедурой отбеливания или любого другого вмешательства в ротовую полость. Зачастую врач фиксирует этот оттенок на шкале и показывает пациенту с той целью, чтобы сравнить с цветом зубов по окончании работы. Красивые, ровные и белые зубы — мечта практически любого здравомыслящего человека, но, прежде чем решиться на любые манипуляции с ротовой полостью, важно взвесить все за и против.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка...

Похожие статьи

1pozubam.ru

А3 цвет зубов — Стоматология! Знает ли кто-нибудь,цвета коронок А2 и А3,какой светлее? очень-очень надо знать…. — 22 ответа



цвет зубов а1 фото

В разделе Врачи, Клиники, Страхование на вопрос Стоматология! Знает ли кто-нибудь,цвета коронок А2 и А3,какой светлее? очень-очень надо знать.... заданный автором Жанна лучший ответ это Светлее - А2, а ещё светлее А1, если уж хотите совсем белоснежные (цвет молочных зубов) , то это В1. А вообще попросите любого стоматолога показать вам шкалу "Vita", сами сможете определить что вам более подходит. И не забудьте определять цвет при дневном свете. Удачи вам! Пусть это вам поможет! </div>

<b>INCOGNITO</b>Мастер(1581)Вообще-то А3 более распространенный цвет, А2 может смотреться неестественно. Все зависит от вашего натурального цвета. Главное, чтобы зубы смотрелись естественно. Там кроме цвета нужно учитывать форму, прозрачность. А то можно сделать светлыми и без прозрачности, тогда зубы будут смотреться как сантехника. Или же слишком прозрачные, в таком случае будет просматриваться опаковый слой - тоже не красиво. Мой вам совет: на примерку идите не одна, что-бы кто-то мог посмотреть со стороны, желательно что-бы кто-то была женщина от 18 до 25 лет, потому что около 6% мужчин незначительные отличия в цветах не различают. Если-же вам что-то не понравиться можете настоять, чтобы стоматолог все переделал. Только постарайтесь все делать корректно, потому-что врач очень расстраивается, когда результат работы получается неудовлетворительный, в итоге страдает и врач и пациент и проделанная работа.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Стоматология! Знает ли кто-нибудь,цвета коронок А2 и А3,какой светлее? очень-очень надо знать....

Ответ от STOM.RU[гуру]А 2 светлее .Обычно цвет определяют в вашем присутствии и при дневном освещении .Надо. что бы зуб не отличался от соседних зубов .Ориентируйтесь на цвет НИЖНИХ центральных зубов ( если они не под искусственными коронками ) .Обычно шейку зуба делают темнее А 3(около десны) , режущий край светлым А1 и тело зуба А2 .возможны и другие комбинации цветовой гаммы .

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Попасть в цвет? Нет проблем!

Люк Канг (Luke Kahng)зубной техник — керамист (США)

Помните, что бывает, когда врач просит нас сделать коронку цвета А1 и мы делаем ее именно A1? Все дело в том, что стоматологи используют традиционные расцветки, которые монохромны и слабо коррелируют с реальностью. Все потому, что им пока не предложили ничего лучшего.

Одна из первых вещей, которые техник должен учитывать при воспроизведении оттенка реставрации, — это «внутренний» цвет, т. е. цвет препарированной культи. Особенно важно при этом обращать внимание на такие факторы, как темный цвет культи или наличие вкладки. Без этой информации нельзя добиться правильного оттенка реставрации просто потому, что мы не будем знать точно, что и как должны замаскировать. К примеру, цвет культи после препарирования может быть неодинаковым в области десны и режущего края, что подразумевает применение различных методик наслоения для каждой из областей коронки.

Вернемся к вынесенному в подзаголовок пассажу о коронке цвета «просто А1». Как вы считаете, после цементировки в полости рта такая коронка будет хорошо сочетаться с естественными зубами? По моему опыту в большинстве случаев это не так.

Проблема в расцветках, используемых врачами-стоматологами. Если взять цветовой шаблон толщиной 5 мм из композитного материала и коронку из отглазурованной керамики, они не будут совпадать по цвету.

Это невозможно потому, что использованные материалы различны. Кроме того, следование инструкции «просто коронка A1» — гарантия того, что реставрация будет выглядеть неестественно. Я исследовал этот вопрос в течение двух лет, тщательно фиксируя оттенки реставраций пациентов, и пришел к определенным выводам, которые позволили мне разработать «коммуникационную систему» (набор цветовых шаблонов в виде фото), которую я теперь использую ежедневно. Для начала мне пришлось изготовить 150 циркониевых реставраций, каждая из которых отличалась от других, и внимательно их изучить. Затем их нужно было структурировать по категориям и сфотографировать. Далее они были превращены в шаблоны, применение которых описано в данной статье.

Решение, предлагаемое автором

При определении оттенка реставрации я ориентируюсь на цвет соседних зубов пациента. Что делать, если его нельзя воспроизвести с помощью единственной массы GC Initial IQ Lustre Pastes? Очевидно, что в такой ситуации необходимо смешать несколько оттенков и попытаться получить именно тот, который соответствует цвету зубов пациента. Вполне возможно, что для получения того результата, который лучше всего будет имитировать нужный оттенок, придется немного поэкспериментировать.

А как насчет текстуры поверхности? Она также непосредственно зависит от внутреннего цвета коронки, который необходимо рассматривать в качестве важной составляющей конечного результата. Поэтому я всегда уделяю этому моменту пристальное внимание и фиксирую полученный результат.

Но, прежде чем начать работу, необходимо выполнить определенные шаги, объединив материалы, на которые я могу положиться, и инструменты, которые позволят воплотить задуманное на практике. После этого я могу уверенно начинать работу по воспроизведению ситуации, которую я наблюдаю в полости рта пациента. Таким образом, моя формула успеха выглядит примерно так: Опыт + хороший инструментарий (массы GC Initial IQ Lustre Pastes, цветовые шаблоны) = отличный результат с точки зрения воспроизведения цвета.

Клинический случай № 1

Первоначально мы должны определить оттенок культи зуба 9, в данном случае это вкладка (рис. 1).

Рис. 1. Исходная ситуация. Определение цвета культи (в данном случае вкладки) зуба с помощью шаблона Simple Enamel and Prep Color Guide

Использование моей системы цветовых шаблонов Simple Enamel and Prep Color Guide упрощает процесс определения цвета, давая на выходе результат, который затем можно использовать в работе.

Далее, используя шкалу Chair Side Shade Selection Guide, я определяю параметры горизонтальных линий фронтальных зубов (рис. 2).

Рис. 2. Следующий шаг — определение степени прозрачности с помощью LSK Chair Side Shade Selection Guide.

Рис. 2. Следующий шаг — определение степени прозрачности с помощью LSK Chair Side Shade Selection Guide

В данном случае наибольшее соответствие обеспечивает образец AH-1 (White Band plus Mamelon). Затем определяем, какие три GC Initial IQ Lustre Pastes надо скомбинировать для данного пациента (рис. 3), а затем тщательно их смешиваем до получения однородной массы (рис. 4, 5), после чего используем полученный состав в качестве внутреннего цвета. Следующим слоем наносится прозрачная масса для достижения эффекта опалесценции (рис. 6), а затем формируется цвет (chroma) придесневой области (рис. 7).

Рис. 3. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes.

Рис. 3. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes

 

Рис. 4. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes.

Рис. 4. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes

 

Рис. 5. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes.

Рис. 5. Для достижения необходимого внутреннего цвета реставрации смешивается несколько масс GC Initial IQ Lustre Pastes

 

Рис. 6. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma).

Рис. 6. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma)

 

Рис. 7. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma).

Рис. 7. Создаем эффект опалесценции в придесневой области, а затем формируем нужный цвет (chroma)

Колпачок обжигается в печи при температуре 780? (рис. 8) и устанавливается на модели (рис. 9).

Рис. 8. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели.

Рис. 8. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели

 

Рис. 9. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели.

Рис. 9. Колпачок обжигается при 780 ?C и устанавливается на модели

Далее наносится керамическая масса GC Initial ZR (рис. 10), после чего с помощью маркера формируется морфология зуба и задается тонкая текстура поверхности (рис. 11).

Рис. 10. Наслаиваем на колпачок керамическую массу GC Initial ZR.

Рис. 10. Наслаиваем на колпачок керамическую массу GC Initial ZR

 

Рис. 11. Используя маркер, задаем морфологию зуба и формируем тонкую текстуру поверхности.

Рис. 11. Используя маркер, задаем морфологию зуба и формируем тонкую текстуру поверхности

Вид сбоку на готовую реставрацию в полости рта (рис. 12) демонстрирует гармонию цвета. Фронтальный вид с установленным ретрактором, приведенный на рис. 13, дает полное представление о том, как удачно интегрируется реставрация, изготовленная с применением техники послойного нанесения керамических масс.

Рис. 12. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию.

Рис. 12. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию

 

Рис. 13. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию.

Рис. 13. Боковой и фронтальный виды готовой коронки, зафиксированной в полости рта, демонстрируют полную цветовую гармонию

Клинический случай № 2

На рис. 14 приведена исходная ситуация: пациенту, заядлому курильщику, вскоре будет выполнено препарирование зуба 26 под коронку. Для того чтобы учесть внутренний цвет, я от руки нарисовал карту оттенков в области режущего края. Это навело меня на мысль, что наши методы послойного нанесения керамики можно сравнить со слоистой структурой, которую мы наблюдаем при разрезании красной луковицы (рис. 15).

Рис. 14. Ситуация до препарирования зуба 26.

Рис. 14. Ситуация до препарирования зуба 26

 

Рис. 15. Разрезанная луковица демонстрирует эффекты, схожие с послойным нанесением керамики.

Рис. 15. Разрезанная луковица демонстрирует эффекты, схожие с послойным нанесением керамики

Курение привело к тому, что в области окклюзии во фронтальном отделе имеется интенсивная окраска оранжево-коричневого цвета (рис. 16), которая с помощью шкалы Chair Side Shade Selec tion Guide определяется как AIS-2 — Orange (рис. 17).

Рис. 16. Эффект окрашивания возник из-за интенсивного курения.

Рис. 16. Эффект окрашивания возник из-за интенсивного курения

 

Рис. 17. Интенсивная окраска оранжево-коричневого цвета с помощью шкалы Chair Side Shade Selection Guide определяется как AIS-2 – Orange.

Рис. 17. Интенсивная окраска оранжево-коричневого цвета с помощью шкалы Chair Side Shade Selection Guide определяется как AIS-2 – Orange

Исследование цвета культи с использованием Simple Enamel and Prep Color Guide демонстрирует, что он должен быть ярким на всем протяжении (APC-6) за исключением придесневой зоны (рис. 18).

Рис. 18. Исследование цвета культи с использованием Simple Enamel and Prep Color Guide.

Рис. 18. Исследование цвета культи с использованием Simple Enamel and Prep Color Guide

Изображение цветовой шкалы LSK Simple Enamel Guide приведено на рис. 19.

Рис. 19. Цветовая шкала Simple Enamel and Prep Color Guide.

Рис. 19. Цветовая шкала Simple Enamel and Prep Color Guide

В данном случае технология использования GC Initial IQ Lustre Pastes несколько отличается от показанной в первом случае (рис. 20), тем не менее для достижения необходимого эффекта понадобится смешать несколько цветов.

Рис. 20. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет».

Рис. 20. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет»

На рис. 21 реставрация на модели ожидает проведения окончательной индивидуализации, в частности нанесения красителя GC Initial Invivo (оттенок brown/orange) для придания области окклюзии определенного ранее коричнево-оранжевого тона (рис. 22).

Рис. 21. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет».

Рис. 21. В данном случае подход к использованию масс GC Initial IQ Lustre Pastes несколько иной, но результатом все равно станет «попадание в цвет»

 

Рис. 22. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности.

Рис. 22. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности

После первичного обжига формируем текстуру поверхности и работаем с областью мамелонов (рис. 23).

Рис. 23. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности.

Рис. 23. Наносится краситель GC Initial Invivo (оттенок brown/orange), и выполняется первый обжиг. Затем с помощью маркера задается морфология зуба и текстура поверхности

На рис. 24 показана готовая коронка, сфотографированная на зеркале, а на рис. 25 приведен вид коронки в полости рта со стороны окклюзии.

Рис. 24. Готовая коронка, сфотографированная на зеркале.

Рис. 24. Готовая коронка, сфотографированная на зеркале

 

Рис. 25. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края.

Рис. 25. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края

На последнем снимке, выполненном с ретрактором (рис. 26), можно видеть реставрацию, зафиксированную в полости рта.

Рис. 26. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края.

Рис. 26. Коронка зафиксирована в полости рта. Наблюдается полная цветовая интеграция, в том числе в области режущего края

Заключение

По прошествии времени после тщательной фиксации результатов своих экспериментов при работе с цветом я осознал, что, применяя хорошие материалы и правильные инструменты, я могу создавать такие реставрации, которые с гордостью могу называть своими. Они — мой бренд, и когда я вижу их в полости рта пациентов, я счастлив, что они выглядят естественно. В свое время все говорили, что Форд не сможет создать сборочную линию для производства автомобилей. Но он это сделал. Почему, в свою очередь, мы таким же образом не можем сломать сложившуюся формулу создания реставраций? Можем — используя правильный инструментарий!

Статья была опубликована в Spectrum dialogue, Vol. 9, № 2, February 2010.

dentalmagazine.ru

До и после | Алексей Голиков

Нейлоновый частичный сьемный протез на верхнюю челюсть

Безметалловая керамическая коронка из Диоксида Циркония на 1.1 зуб ( Цвет D2-D3).

  • Зуб после снятия металлокерамической коронки

  • Установлена временная пластмассовая коронка

  • Определение цвета коронки по шкале VITA

  • Установлена коронка из Диоксида Циркония ( Цвет D2-D3)

4 Керамических винира emax. Закрытие промежутков между зубами (тремы, диастемы). Цвет А2-А3.

Металлокерамика 15з

  • Ситуация До Лечения

  • Снятие разрушенных тканей

  • Цементировка металлической культевой вкладки

  • Цементировка металлокерамической коронки

Виниры на верхних 8 зубах, Цвет А1

Металлокерамическая коронка на металлической вкладке(штифте) 15 зуб. Цвет А3.

  • Ситуация До лечения

  • Ситуация До лечения

  • Установлена металлическая культевая вкладка (штифт)

  • Установлена металлокерамическая коронка Цвет А3

Протезирование 4 живых зубов верхней челюсти металлокерамическими коронками

  • Изначальная ситуация до лечения

  • Установка временных коронок после подпиливания своих зубов

  • Установка готовых отдельных металлокерамических коронок на 12-22 зубы

  • Установка готовых отдельных металлокерамических коронок на 12-22 зубы, вид сбоку

Временное протезирование: мостовидный протез на верхней челюсти 23-27 зубы, Цвет А3.

Керамические виниры на верхнюю челюсть 6 шт, цвет B1

Протезирование нижней челюсти металлокерамической коронкой на вкладке и нейлоновым сьемным протезом.

  • Изначальная ситуация + поломанный нижний протез

  • Установлена культевая вкладка

  • Установлена металлокерасмическая коронка

  • Изготовлен нейлоновый протез

Мостовидный протез из пластмассы. Цвет А3,5.

Протезирование: металлокерамика

  • Протезирование 45 зуба металлокерамической коронкой

  • Культевая вкладка

  • Коронка на зубе

  • Коронка в прикусе

Реставрация съемного протеза

Протезирование разрушенного 36 зуба

  • Протезирование 36 зуба

  • Временная пломба

  • Культевая вкладка

  • Металло-керамическая коронка

Нейлоновый иммедиат-протез (бабочка)

  • Отсутствие зуба

  • Нейлоновый иммедиант-протез (бабочка) вид сверху

  • Нейлоновый иммедиант-протез (бабочка) вид снизу

  • Нейлоновый иммендиант-протез (бабочка) - временное протезирование

doctor-golikov.com

Оптические свойства зуба | Стоматологический журнал DentalMagazine

Эстетическая функция зуба характеризуется определенными оптическими свойствами: оттенками, насыщенностью цвета, светлотой, а также «прозрачностью» эмали. Предметное рассмотрение зубного ряда и отдельных зубов позволяет выявить пусть неяркую, но все-таки свою радугу цветов от прозрачно-голубого, сероватого, белого до различных оттенков желтого, светло-коричневого.

Помимо индивидуального цвета интактным зубам присуще такое качество, как особый блеск эмали, опалесценция, способность флуоресцировать. Зубы могут различаться по цвету в зависимости от групповой принадлежности (рис. 1).

Рис. 1. Особенности оттенков цвета постоянных зубов.

Рис. 1. Особенности оттенков цвета постоянных зубов.

Так, клыки обычно темнее (или желтее), чем резцы. При этом сохраняется одно из наиболее характерных качеств зубных дуг — симметричность, в данном случае сходство по оптическим свойствам зубов, расположенных справа и слева от сагиттальной плоскости. В то же время разнятся оттенки отдельных участков зуба: пришеечная область характеризуется желтизной, а режущий край бывает прозрачно-голубоватым.

Эстетические свойства, включающие цвет, блеск, опалесценцию, флуоресценцию, проявляются благодаря оптическим законам (рис. 2).

Рис. 2. Основные оптические законы: отражение и преломление лучей света (схема).

Рис. 2. Основные оптические законы: отражение и преломление лучей света (схема).

Ткани зуба способны отражать, пропускать, рассеивать свет, что и придает ему характерные визуальные черты.

Методы исследования

В настоящем исследовании оптические характеристики зуба изучали на односторонних или прозрачных шлифах эмали и дентина, а также интактных коронках.

Измерения спектров диффузно отраженного света осуществляли спектрометром AvaSpec-2048 (Avantes). Источником возбуждения являлась галогенная лампа AvaLight-HAL-S (Avantes). Свет через оптическое волокно проходил к оптоволоконному зонду FCR-7UV400 (Avantes). Для оптимального представления полученных данных вводилась коррекция спектральной чувствительности регистрирующей системы.

Измерение спектров флуоресцентных свойств проводили в Институте физики НАН Беларуси на автоматизированном спектрофлуориметре СДЛ-2, состоящем из монохроматора возбуждения МДР-12 и монохроматора регистрации МДР-23. В качестве источника возбуждения использовали ксеноновую лампу ДКсШ-120. Регистрацию светового сигнала после прохождения монохроматора осуществляли с помощью охлаждаемого фотоумножителя ФЭУ-100 (диапазон 230—800 нм) в режиме счета фотонов. Коррекция регистрирующей системы «монохроматор МДР-23 — ФЭУ».

Стационарные спектры флуоресценции измеряли также на спектрофлуориметре SFL-1211A (Solar) с передней поверхности образцов. Всего в исследовании использовано 95 шлифов, 67 удаленных и 120 витальных зубов.

Визуальная оценка цветовых характеристик зуба

Качественными характеристиками цвета зуба считали тон, светлоту, насыщенность. Воспринимаемые визуально тона, или оттенки, можно охарактеризовать как белые, желтые, серые, голубые, коричневые. По светлоте тона различаются следующим образом: желтые варьируются; серый, голубой бывают светлыми; коричневые — очень светлыми. По насыщенности можно выделить следующие градации: желтые тона варьируются; для серых, голубых характерна низкая насыщенность, для коричневых оттенков — очень низкая. Количественное, или буквенно-цифровое обозначение параметров в клинике позволяет определить шкала цветов VITA, VITA-3D-MASTER.

Анализ оптических свойств витальных зубов у пациентов младшей возрастной группы показал преобладание оттенка В2 — 36,7 %. Оттенок А2 выявлен в 13,3 %, тона А3 и С2 — по 3,3 %. Сочетание А2/А3 составило 20 %, А1/А2 — 10 %, В1/В2/В3 — 6,6 %.

У пациентов следующей возрастной группы среди витальных зубов в 76,6 % случаев были определены оттенки А3/А3,5 и в 23,4 % В2/В3, что соответствует средней интенсивности (и светлоте) цвета.

Цвет витальных зубов пациентов старшего возраста в 78 % случаев соответствовал оттенкам А3/А3,5 и в 22 % В2/В4, что характеризует среднюю интенсивность.

При визуальном определении исходного цвета 27 удаленных зубов с помощью шкалы VITAPAN 3D-MASTER установлено, что наиболее часто встречался цвет 2L2,5 (8 зубов), что составило 30 %. Чуть реже выявлен цвет на два условных тона темнее 2M3 (6 зубов). Оттенок 2М2 имели 4 зуба, 3М2 — 3 зуба, в единичных случаях встречались зубы светлее или темнее указанных оттенков (рис. 3).

Рис. 3. Определение оттенка цвета удаленного зуба.

Рис. 3. Определение оттенка цвета удаленного зуба.

На определяемый оттенок зуба существенное влияние оказывала толщина дентина под эмалевым слоем. После удаления тонкого слоя околопульпарного дентина в подавляющем большинстве случаев (21 зуб) оттенок зуба не изменялся, в трех случаях стал светлее на 2 условных номера, в двух — на 3, а в одном — на 5 условных единиц.

После удаления толстого слоя дентина в 3 случаях цвет был аналогичным первоначальному определению, у 4 зубов он стал светлее на полтона, у 8 — на один тон, у 8 — на два тона, у 1 — на 2—2,5 тона. Удаление основной массы дентина данных зубов вызвало повышение светлоты в подавляющем большинстве случаев на 2 и на 1 тон, редко на 3 тона и полутон, на 4 тона в одном случае (рис. 4).

Рис. 4. Повышение светлоты удаленного зуба после иссечения слоя дентина.

Рис. 4. Повышение светлоты удаленного зуба после иссечения слоя дентина.

У одного зуба цвет остался таким же, как и до препарирования.

Оптические свойства тканей

Твердые ткани зуба отличаются способностью отражать весь спектр падающего света. При этом коэффициент диффузного отражения эмали и дентина представляет выраженные индивидуальные колебания.

Изучение отражающей способности интактных зубов показало, что коэффициент диффузного отражения света (R, %) от их поверхности колеблется от 12 до 17 в коротковолновой части спектра и от 18 до 28 в длинноволновой. При этом показатель молодых зубов на 6—10 % выше, чем зрелых. Снижение с возрастом диффузного отражения объясняется изменениями состава и структуры твердых тканей зуба. Включение пигментов повышает избирательное отражение цветовых лучей.

Поток рассеянного излучения (j) от поверхности интактных незрелых зубов значительно выше, чем от поверхности минерализованных. При величине угла регистрации излучения 60º интенсивность рассеянного излучения составляет 0,8 для молодого и 0,4 для зрелого зуба. Эти значения близки к показателям эталонов эмалевых и опаковых цветов фотополимера.

Светопропускающая способность зуба зависит от длины волны проходящего света. В спектре пропускания пучка света молодым зубом присутствуют лучи всех длин волн. Для зрелого зуба в коротковолновой части спектра (400 нм) коэффициент пропускания снижен до минимума, т. е. минерализованные и пигментированные ткани пропускают меньше «голубых» волн.

Светопроводимость молодых зубов по показателям коэффициента диффузного поглощения (Т, %) совпадает с эталонами композиционных материалов А10, А20, А30. Светопроницаемость зрелых аналогична фотополимерам — А35, С20, С40 (рис. 5).

Рис. 5. Оптические свойства эмали сопоставимы с фотополимером.

Рис. 5. Оптические свойства эмали сопоставимы с фотополимером.

Оптические свойства зуба формируются сочетанием параметров твердых тканей и пульпы зуба. Изучение особенностей взаимодействия света с поверхностью шлифов эмали показало высокие отражающие способности этой ткани. Так, коэффициент диффузионного отражения эмали (R) колеблется от 20 до 42 %, характеризуя высокую яркость образца.

В спектре отраженного от поверхности эмали света содержатся лучи любой длины волны. Следовательно, эмаль обладает способностью отражать весь спектр цвета, что характерно для белой поверхности. Поэтому превалирующий оттенок эмали — белый (рис. 6).

Рис. 6. Выражена белизна центральной группы зубов.

Рис. 6. Выражена белизна центральной группы зубов.

При этом максимум отражения приходится на длину волны от 400 до 600 нм (чаще фиолетово-синяя область или желто-оранжевая). Самым низким процентом отражения лучей характеризуется красная часть спектра.

Для сравнения, отражающие способности фотополимера Charisma (по показателю диффузного отражения, R, %) колеблются от 5 до 32. Наиболее близки к показателю светоотражения эмали образцы А10, В10, В20.

Эмаль «молодого» зуба имеет более высокие показатели диффузного отражения света по сравнению с минерализованной, зрелой. Разница коэффициентов отражения минимальна в длинноволновой части спектра и достигает 10 % в области коротких волн. То есть молодая эмаль отражает больше сине-голубых волн, чем «зрелая». Диффузионное отражение света от поверхности эмали зубов в любой возрастной группе выше, чем у дентина.

Особенности строения эмали придают ей способность рассеивать лучи — отражать свет в различных направлениях. При падении луча под углом от 0 до 50º самый низкий поток рассеянного излучения регистрируется от поверхности эмали зрелого зуба. Самая высокая величина рассеянного излучения наблюдается в области эмалево-дентинного соединения. Для эмали незрелых зубов свойственны сравнительно высокие показатели рассеивания света, что способствует снижению блеска эмали и цветности, повышая тем самым белизну коронки зуба (рис. 7).

Рис. 7а. Оптические характеристики «незрелых» зубов. Рис. 7б. Оптические характеристики высокоминерализованных зубов.

Внутреннее рассеивание света эмалью, кроме того, придает свойство опалесценции — внутренних переливов света и цвета. По аналогии с драгоценными камнями (опалами), содержащими 10 % воды, можно предположить, что свойство опалесцировать зависит от микропор и зубного ликвора. Высушивание эмали приводит к потере этого качества.

Голубые оттенки зуба частично также объясняются рассеивающими способностями эмали: преломление и отражение коротких волн создают сине-голубой цвет.

Обладая способностью диффузионного отражения и рассеивания света, эмаль, кроме того, характеризуется свойством пропускать световые лучи. Это явление носит название трансмиссии. Проникая в эмаль и проходя сквозь кристалл, луч света расщепляется на два пучка, каждый из которых имеет свой угол преломления. Показатель преломления для апатита (основной структурной единицы эмали зуба) составляет 1,63—1,64.

Свойство эмали частично пропускать, а частично рассеивать лучи света характеризует светопроводимость (рис. 8).

Рис. 8. Свойство светопроводимости придает объекту объемность и глубину восприятия.

Рис. 8. Свойство светопроводимости придает объекту объемность и глубину восприятия.

Существенное влияние на светопроводимость эмали оказывает толщина слоя. Коэффициент диффузного пропускания света (Т, %), изученный на шлифах эмали толщиной 1 мм, колеблется от 3 до 18. В зависимости от длины волны Т, % составляет 10—18 для эмали молодого зуба и от 3 до 10 для минерализованного.

Присущее эмали свойство светопроницаемости позволяет лучам, избирательно отражающимся от пигментов дентина и эмалево-дентинного соединения, проходить через эмаль и восприниматься глазом, как цвет зуба.

На отдельных участках зуба эмаль не имеет подлежащего дентина и воспринимается как прозрачная: режущий край и проксимальные поверхности (рис. 9).

Рис. 9а. Прозрачный слой эмали на режущем крае интактных зубов. Рис. 9б. Прозрачный слой эмали на режущем крае стертых зубов.

Истончение слоя эмали способствует просвечиванию дентина на других участках (рис. 10).

Рис. 10. Просвечивание дентина латерального резца через истонченную эмаль.

Рис. 10. Просвечивание дентина латерального резца через истонченную эмаль.

Дентин имеет меньшую величину коэффициента диффузного отражения, чем эмаль во всех возрастных группах. На образцах «зрелых» зубов повышается доля красного участка спектра (длина волны выше 600 нм). Данная картина объясняется накоплением с возрастом пигментов в дентине.

Коэффициент диффузного отражения «молодого» дентина (R, %) составляет 20—35. Причем для коротких волн этот показатель достигает 20—22 % и 30—36 % для длинных (оранжево-красных). Таким образом, коэффициент отражения в длинноволновой части спектра выше, чем для коротких волн. В зрелом дентине эта разница ниже, чем в молодом (до 15 %).

Благодаря свойству избирательного отражения (способности в большей степени отражать волны определенной длины) дентин формирует цвет зуба (рис. 11).

Рис. 11. Определяются индивидуальные оттенки центральных зубов.

Рис. 11. Определяются индивидуальные оттенки центральных зубов.

Способность дентина к избирательному отражению зависит от содержащихся в нем пигментов, которые по-разному взаимодействуют со светом разной длины волны. В результате лучи разного цвета отражаются в большей или меньшей степени и суммируются, формируя желтоватый цвет дентина (рис. 12).

Рис. 12. Основные оттенки дентина — желтоватые, оранжевые, коричневые.

Рис. 12. Основные оттенки дентина — желтоватые, оранжевые, коричневые.

Поскольку основные цвета спектра представлены синим-желтым-зеленым-красным тонами, оттенки зуба являются вторичными, третичными от суммирования первичных (основных) цветов. Рассеивающие способности дентина значительно выше, чем у эмали зуба. Самый высокий показатель рассеянного излучения регистрируется от эмалево-дентинного соединения (ЭДС), имеющего более крупные и разнородные частицы вещества.

Поверхность молодого дентина имеет показатель рассеивания выше, чем дентин зрелый. Интенсивность потока рассеянного излучения при падении луча под углом 60º для ЭДС составляет 0,85, для дентина 0,7—0,8, для эмали — 0,2—0,5.

Коэффициент пропускания света дентином всегда ниже, чем эмали (в любом возрасте). Существенное влияние на проводимость света оказывает толщина слоя изучаемой ткани. Опаковость, непрозрачность дентина зависит от рассеивания света и низкой светопроводимости, связанных с неоднородностью структуры и состава.

Особое свойство, придающее зубу индивидуальность визуального восприятия, связано со способностью флуоресцировать (рис. 13).

Рис. 13. Отмечается флуоресценция интактных отделов резцов и гашение свечения в области реставрации.

Рис. 13. Отмечается флуоресценция интактных отделов резцов и гашение свечения в области реставрации.

Коротковолновые ультрафиолетовые (λ < 400 нм) лучи не воспринимаются человеческим глазом, однако при облучении объектов ультрафиолетовым светом может возникать эффект свечения (флуоресценция). Феномен флуоресценции зависит от способности отдельных объектов абсорбировать лучистую энергию коротковолновой части спектра. При этом часть энергии испускается в видимом диапазоне света.

Амплитуды флуоресценции от поверхности эмали характеризуются низкими значениями свечения — 2750—130 отн. ед. в диапазоне длин волн от 450 до 480 нм для слабоминерализованной эмали и 2200—130 отн. ед. при длине волны 500 нм для высокоминерализованной эмали. Ход их спектральных кривых также различается (рис. 14).

Рис. 14. Интенсивность флуоресценции твердых тканей зуба: 1 — эмалево-дентинное соединение слабоминерализованного зуба; 2 — эмалево-дентинное соединение минерализованного зуба; 3 — слабоминерализованный дентин; 4 — минерализованный дентин; 5 — интактный зуб пациента «младшей возрастной группы»; 6 — интактный зуб пациента «старшей возрастной группы»; 7 — слабоминерализованная эмаль; 8 — минерализованная эмаль.

Рис. 14. Интенсивность флуоресценции твердых тканей зуба: 1 — эмалево-дентинное соединение слабоминерализованного зуба; 2 — эмалево-дентинное соединение минерализованного зуба; 3 — слабоминерализованный дентин; 4 — минерализованный дентин; 5 — интактный зуб пациента «младшей возрастной группы»; 6 — интактный зуб пациента «старшей возрастной группы»; 7 — слабоминерализованная эмаль; 8 — минерализованная эмаль.

Исследование флуоресцентной активности дентина показало, что величина интенсивности флуоресценции «молодого» дентина в среднем на 2500—130 отн. ед. выше, чем у высокоминерализованных зубов пациентов старшей возрастной группы.

Максимум флуоресценции от поверхности слабоминерализованного дентина (10 500—149 отн. ед.) наблюдается при длине волны около 460 нм. Пик флуоресценции высокоминерализованного дентина (амплитуда 8 000—141 отн. ед.) лежит в диапазоне длин волн от 460 до 500 нм.

Наибольшие значения интенсивности флуоресценции зарегистрированы для эмалево-дентинного соединения — ЭДС. При этом коэффициент испускания от поверхности ЭДС зубов пациентов молодого возраста достигает наибольшего значения (16 400—162 отн. ед.) при длине волны 450 нм. Пик интенсивности флуоресценции от ЭДС зубов пациентов старшей возрастной группы наблюдается на длине волны 465 нм и соответствует 12 500—152 отн. ед.

Флуоресцентная активность интактных зубов пациентов разных возрастных групп различается незначительно. Пик флуоресценции интактных зубов у пациентов молодого возраста соответствует 4500—138 отн. ед. при длине волны 470 нм, а у пациентов старшей возрастной группы — 4250 —138 отн. ед. при длине волны 475 нм. Спектры флуоресценции интактных зубов пациентов разных возрастных групп также практически не отличаются друг от друга. Однако при одинаковом цвете их флуоресцентного свечения интенсивность разнится.

Мощность испускания при флуоресценции зуба зависит от угла облучения ультрафиолетовым светом. Максимум располагается в синей части спектра, колеблясь от 440 нм до 450 нм. «Купол» графика находится в пределах спектра длинной волны 400—480 нм (сине-фиолетовая часть спектра), что объясняет визуальное восприятие флуоресценции зуба в сине-фиолетовом цвете.

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом. Эмалево-дентинное соединение и дентин зубов имеют высокие показатели интенсивности флуоресценции (16 400—162 и 10 500—149 отн. ед.), однако в интактных зубах происходит частичное «гашение» интенсивности флуоресценции эмалью, имеющей низкий уровень свечения. В результате испускаемый дентином и ЭДС свет теряет первоначальную интенсивность.

Воздействие на дентин отбеливающего средства не влияет на спектр флуоресценции либо смещает максимум графика в пределах 20 нм (синяя часть спектра). Отбеливание зуба также не оказывает значимого воздействия на флуоресцентные свойства эмали.

Роль пульпы в формировании цвета зуба

Интенсивный красный цвет живой ткани играет важную роль в эстетике натурального зуба.

Депульпирование зуба может приводить к изменению оптических свойств. Так, если при определении цвета в витальных зубах молодых людей преобладали оттенки В2 и А2, что соответствует высокой светлоте, в депульпированных зубах — оттенки DG и А4 (по 33,3 %) — высокой интенсивности.

При обследовании депульпированных зубов у лиц средней возрастной группы в 70 % преобладали оттенки С2/С4 и D3/D4 вместо А и В, характерных для интактных, что также соответствует высокой интенсивности. В 30 % случаев оттенок остается, однако увеличивается насыщенность цвета, что сопровождается уменьшением светлоты. В депульпированных зубах пациентов старшего возраста преобладал оттенок С2/С3/С4 (76,7 %), то есть средняя и высокая интенсивность. В 23,3 % случаев оттенок зубов А2/А3 сохранился, как у интактных, однако насыщенность цвета возросла — А3,5/А4.

Таким образом, если для витальных зубов характерна высокая светлота, то для депульпированных зубов — высокая насыщенность (рис. 15).

Рис. 15. Высокая интенсивность оттенков цвета депульпированного зуба.

Рис. 15. Высокая интенсивность оттенков цвета депульпированного зуба.

Исследование удаленных зубов показало, что введение эталонов красного цвета в интактную полость зубов или после удаления незначительного слоя околопульпарного дентина не изменяло восприятие цвета эмали. Использование эталонов, имитирующих цвет пульпы, после удаления основной массы дентина только в 5 случаях не повлияло на цвет зубов. В 22 случаях через истонченные ткани визуально определялся красноватый оттенок.

При использовании красных эталонов, помещенных в полость зуба после удаления основной массы дентина, сквозь оставшуюся эмаль в большей или меньшей степени всегда просвечивался красный оттенок.

Анализ результатов клинических и лабораторных исследований свидетельствует о значимой роли розовой пульпы в формировании воспринимаемого цвета зуба. Причем это влияние распространяется не только на оттенки, но и на светлоту:

  • Разница в средних значениях коэффициентов диффузного отражения зубов пациентов «младшей» возрастной группы с искусственной пульпой и без нее составляет у резцов 1,7 %, у клыков — 2,6 %, у премоляров — 4,0 %, у моляров — 1,5 %.
  • В группе пациентов среднего возраста различие между средними значениями коэффициентов отражения зубов, полость которых наполнена красителем, и без него составило у резцов 7,0 %, у клыков — 8,0 %, у премоляров — 3,8 % и у моляров 2,6 %.
  • Значения коэффициентов диффузного отражения у зубов пациентов «старшей возрастной группы» с красителем и без него различаются: у резцов с сохраненной полостью зуба разница в среднем составляет 4,5 %, у резцов с облитерированной полостью — 1,2 %, у клыков — 11,9 %, у премоляров — 2,6 % и у моляров 2,5 %.

Наибольшей разницей характеризуются клыки, которые имеют самую широкую и объемную полостьзуба: отраженный от пульпы свет проходит через минерализованные светопроницаемые дентин и эмаль, оказывая влияние на суммарный оттенок зуба.

Коэффициенты отражения от поверхности зубов пациентов «старшей возрастной группы», имеющих относительно широкую полость зуба и небольшую толщину вестибулярной стенки, выше, чем от поверхности зубов пациентов с облитерированной пульповой камерой. Наибольшие значения коэффициентов отражения сдвинуты в длинноволновую область спектра, соответствующую красно-коричневым оттенкам. Следовательно, зубы пациентов старшего возраста благодаря влиянию отраженного от пульпы света могут приобретать дополнительные оттенки.

Более того, отражательная способность зависит от размеров их полости и толщины стенок. Прозрачная, истонченная эмаль и стекловидный минерализованный дентин частично пропускают отраженный от пульпы световой поток красных волн.

Заключение

Эстетическая функция зуба обеспечивается особенностями его морфологии и включает симметрию расположения, размер, рельеф поверхности коронки, а также оптические свойства. Одонтометрия и одонтоскопия позволяет оценить клинические анатомические признаки, а такие оптические законы, как правила отражения, пропускания, рассеивания света, объясняют свойственные зубу оттенки, блеск, способность флуоресцировать, опалесцировать.

Цветовые характеристики, в свою очередь, связаны с особенностями сложных структур эмали и дентина, в достаточной степени изученных. Значительно менее понятны механизмы влияния на цвет зуба пульпы, обильное кровоснабжение которой придает ей яркую розовую окраску.

Основные тона зуба, их интенсивность (светлоту и насыщенность) можно объяснить совокупностью оптических свойств эмали, дентина, пульпы.

Максимальное отражение всех цветных лучей поверхностью эмали обусловливает белый цвет. Кроме того, обладая склонностью к внутреннему рассеиванию света, эмаль придает голубые оттенки цветовой гамме.

Цвет дентина можно оценить благодаря светопроницаемости эмали. От толщины эмалевого слоя зависит степень преломления и отражения падающего света лежащим глубже дентином. Область режущего края не имеет дентина, поэтому она прозрачнее. Срединная часть зуба чаще содержит основную массу желтоватого дентина, который и определяет цвет зуба в целом. На пришеечном участке зуба слой эмали тоньше, поэтому цвет лежащего под ней дентина выражен более четко и проявляет множество цветовых оттенков.

Максимальное отражение всех цветных лучей поверхностью эмали обусловливает белый цвет. Склонность эмали к внутреннему рассеиванию света придает голубые оттенки цветовой гамме Небольшая часть органических веществ и воды, имеющих иные оптические свойства, чем кристаллические неорганические компоненты, вызывает внутреннее рассеивание падающего света из-за различий в показателях преломления, что очень похоже на оптический эффект в опалах. Отсюда свойство зубов опалесцировать. Кроме того, зубы обладают способностью флуоресцировать. Благодаря свойству эмали частично пропускать, а частично рассеивать свет к цвету зуба примешивается видимость объема. Опаковость придает глубину восприятия.

Возрастные характеристики оптических свойств зуба в совокупности можно представить следующим образом. Молодой зуб своей поверхностью отражает больше света, чем зрелый, обладая при этом высокой рассеивающей способностью. Его дентин содержит меньше пигментов. В результате в спектре отражения превалирует белый цвет, а поверхность эмали отличается относительно низким уровнем блеска.

Для зрелого зуба характерна сниженная рассеивающая способность эмали, и одновременно имеет место повышение избирательного отражения дентина, что и придает зубу присущий ему оттенок. С возрастом цвет зуба меняется, однако оттенок может оставаться прежним, увеличивается его насыщенность и снижается светлота. Зрелые зубы соответствуют в расцветке VITA группам А и С. Интенсивность высокая: А30—35, С20—40.

Возрастные изменения оптических свойств зуба, а именно снижение белизны, повышение блеска, изменение цвета, связаны с возрастными преобразованиями структур эмали, дентина, пульпы. При этом чем выше степень минерализации эмали и дентина и больше размеры полости зуба, тем существеннее вклад, вносимый красным светом, отраженным от пульпы.

Список литературы находится в редакции.

dentalmagazine.ru

Denta Union: Реставрация зубов нижней челюсти

  Бурное развитие стоматологии, в последние годы, не заметно привело к тому, что реставрация зубов из разряда чего-то особенного, можно сказать экзотического, не заметно перешла в ранг обычной, ежедневной манипуляции. Данную манипуляцию выполняют тысячи стоматологов, как в России, так и за рубежом, при этом гордо называя себя «художниками-реставраторами», а свою работу не иначе как «художественная реставрация». Хорошо это или плохо ответить на это однозначно нельзя. С одной стороны хорошо, что неуклонно развивается спектр услуг на стоматологическом рынке, стимулируя этим развитие стоматологической индустрии, что в свою очередь влечёт за собой появление новых материалов и технологий, а наиболее требовательные пациенты могут получить, то о чем раньше и мечтать не могли - красивые зубы. С другой стороны необходимо отметить, что само понятие «художественная реставрация» обязывает к очень многому, и соответственно, чтобы называть себя «художником реставратором», а тем более свою работу «художественной реставрацией» необходимо не только уметь создавать похожую анатомическую форму зубов, но и обладать врожденным художественным даром, видеть реставрируемый зуб в объеме, то есть быть немного скульптором, уметь воспринимать цветовую гамму реставрации не только самого зуба, но и привязывать будущую реставрацию к месту расположения и тканям окружающим его. Много ли людей способных на это. Поверьте, нет. Достаточно сказать, что только около 7% людей обладают трехмерным зрением, и еще меньше художественным даром, о чем говорят конкурсы в художественные училища, где из 100 конкурсантов, считающих себя одаренными художественными данными, проходит конкурс всего один, при этом это еще не гарантия, что он станет хорошим художником. Откуда же тогда столько художников реставраторов в стоматологии, которые не только не могут в таком количестве быть одаренными, но и даже не представляют азов эскиза, лепки, построения рисунка и композиции, более того многие из них не хотят это представлять. А если сюда добавить и необходимость глубоких познаний анатомии зуба и его физических свойств, знание материалов и их особенностей, умение пользоваться техникой смешивания материалов, как красками художник, то стоматологов обладающих навыками и данными для художественной реставрации можно пересчитать по пальцам. Тогда возникает вопрос, что же делать остальным, может вообще не заниматься реставрацией зубов и ограничиться только установкой пломб. Нет, реставрация нужна, но только нужно быть скромней не только в оценке своих профессиональных способностях, но и в оценке конечного результата, и оценивать его хотя бы просто, как реставрация зубов. Вообще мне кажется, давно возникла необходимость реставрацию зубов сделать отдельной дисциплиной, а специалистов занимающихся реставрацией зубов, отбирать на конкурсной основе, при этом обязать проходить дополнительный цикл по определенной обучающей программе, с обязательной сдачей экзамена после его окончания и получением «допуска» на право заниматься реставрацией зубов. Только такие меры помогут поднять престиж специалистов занимающихся данным видом работы, привести к новому значительно более качественному этапу в развитии реставрации зубов, а пациентов оградить от «горе реставраторов».   В данной статье мы не будем больше касаться проблем и общих вопросов по реставрации зубов, а на классическом примере поделимся приобретенными навыками и наработками проведения реставрации зубов.   Клинический пример. Реставрация фронтальных зубов нижней челюсти.   Приводимый клинический случай является классическим примером, когда данная клиническая картина возникает при нежелании или не возможности пациента длительное время, по различным причинам, обращаться за квалифицированной стоматологической помощью.   Исходная ситуация перед процедурой реставрации (фото 1): Вторичное частичное отсутствие зубов верхней и нижней челюстей,.. класс по Кеннеди, дефект твердых тканей коронковой части зубов нижней челюсти 3.4, 3.3, 3.2, 3.1, 4.4, 4.3, 4.2, 4.1.
  1. Целостность зубного ряда верхней челюсти восстановлена металлокерамическими мостовидными протезами с опорой на 1.7, 1.4, 1.3, 1.1, 2.1, 2.3, 2,5,2.6 зубы. 
  2. Целостность зубного ряда нижней челюсти восстановлена временными мостовидными протезами с опорой на 3.5, 3.7, 4.5, 4.7 зубы. Временные мостовидные протезы изготовлены из материала Luxatemp Automix не содержащего метилметакрилата. 
  3. 3.4, 3.3, 3.2, 3.1, 4.4, 4.3, 4.2, 4.1 зубы - витальны, имеют дефицит твердых тканей коронковой части от 20% до 50%, в пришеечной области и по режущему краю имеются пигментированные участки различной степени окрашивания. 
  4. На вестибулярных, язычных и боковых поверхностях 3.4, 3.3, 3.2, 3.1, 4.4, 4.3, 4.2, 4.1 зубов имеются не значительные, плотные, серого цвета зубные отложения.

Фото 1. Исходная ситуация перед процедурой реставрации.

  План построения реставрации: 

  • Обследование пациента, постановка диагноза, составление плана лечения. 
  • Проведение обезболивания. 
  • Профессиональная чистка зубов. 
  • Планирование построения реставрации и выбор оттенка композитного материала. 
  • Изоляция рабочего поля и ретракция мягких тканей. 
  • Препарирование. 
  •  Медикаментозная обработка. 
  •  Реставрация зубов согласно плану построения реставрации и выбору оттенка композитного материала. 
  •  Обработка поверхности реставрации, шлифовка, полировка и нанесение защитного слоя. 
  • Рекомендации пациенту, диспансерное наблюдение, проведение общих и местных профилактических мероприятий. 
  План реконструкции: 
  • Форма - провести реконструкцию зубного ряда в соответствии с соотношениями золотой пропорции; 
  • Препарирование твердых тканей коронковой части зубов провести инвазивным методом; 
  • Цвет - А 2 по шкале VITA; 
  • Прозрачность - зубы повышенной прозрачности, с усилением эффекта у режущего края; 
  • Рельефные особенности реставрируемых зубов - гладкая поверхность, перикиматы и валики не выражены. 
  • План реконструкции составлен в полном соответствии с металлокерамическими реставрациями на верхней челюсти. 
  Последовательное выполнение реконструкции: 1 этап - реставрация 4.4, 4.3 зубов, 2 этап - реставрация 4.2, 4.1 зубов, 3 этап - реставрация 3.1, 3.2 зубов, 4 этап - реставрация 3.3, 3.4 зубов.    После проведенных подготовительных этапов, сопутствующих любой реставрации - обследование пациента, постановка диагноза, составление плана лечения, обезболивание, профессиональной чистки зубов, переходим непосредственно к основным этапам реставрации. Последовательно проводим медикаментозную обработку полости рта, ретракцию десны в области зубов попадающих в зону реставрации осуществляем с использованием вязаной ретракционной нити Ultrapak (Ultradent).

  Этап препарирования пигментированных участков зубов. Препарирование зубов проводим последовательно, одномоментно, придерживаясь свободного дизайна препарируемых полостей и поверхностей, инвазионным методом, учитывая при этом физические свойства реставрационного материала: адгезию, светопроницаемость, хроматичность, опалесценцию, эффект опалесценции. Необходимо помнить, что для проведения качественной реставрации и максимального проявления физических свойств реставрационного материала заявленных в аннотации, необходим слой реставрации не менее двух мм, это позволит в дальнейшем перекрыть границы перехода тканей зуба в реставрационный материал и не создаст дополнительных сложностей при формировании прозрачных участков на зубах и эффекта опалесценции. Необходимо также напомнить, что препарирование пришеечных зон проводится наиболее щадяще, в связи с близостью пульпы, а также отсутствием необходимости создания глубины прозрачного слоя, так как он на естественных зубах слабо выражен или чаще всего отсутствует. Зона режущего края препарируется согласно интенсивности прозрачного слоя, а также с учетом его формы и глубины перехода на боковые поверхности. Необходимо также помнить, что препарирование необходимо проводить по всей поверхности реставрируемого зуба в пределах границ видимости. При этом, по границе препарируемой поверхности, создается скос в пределах толщины эмали, который позволит добиться эффекта монолитности и избежать просвечивающего контура после окончания реставрации (Фото 2). Препарирование проводится крупнозернистыми борами различной формы, при обильном орошении, которое, в сочетании с дезинфекционными растворами, оказывает не только эффект охлаждения но и дезинфицирует полость рта. Крупное зерно на поверхности зуба создает неровности, в виде царапин и борозд, которые являются дополнительными ретенционными пунктами, усиливая адгезию реставрационного материала к поверхности зуба. Выбор боров специалистом сводится к личной симпатии к производителю, а также к индивидуальным особенностям препарирования и методике препарирования. Мы отдаем предпочтение борам компания Unident. В каталоге компании Unident представлено более 300 типоразмеров и 4 варианта зернистости, крупная (125-150 мкм) - зеленая маркировка, средняя (106-125 мкм) - синяя маркировка, мелкая (53-63 мкм) - красная маркировка, экстрамелкая (20-30 мкм) - желтая маркировка. Для удобства, компания Unident, представляет ряд наборов для терапевтической стоматологии, которые в полном объеме покрывают потребность самых требовательных специалистов. 

  После окончания препарирования необходимо внимательно провести ревизию подготовленных зубов к реставрации, убедиться, что иссечены все пигментированные участки дентина и эмали, а также соизмерить степень препарирования при создании ретенционных пунктов, с адгезивными возможностями предстоящей реставрации, и только после этого приступать к следующему этапу реставрации.

Фото 2. Вид зубов после препарирования.

  После этапа препарирования и повторного орошения полости рта дезинфицирующим раствором, проводим цветовую диагностику, которая предполагает выполнение следующих действий:

  • определение основного оттенка зуба и его «насыщенности»; 
  • оценка индивидуальных цветовых особенностей: определение оттенка шейки зуба, режущего края, контактных поверхностей; 
  • определение топографии прозрачных участков; 
  • оценка индивидуальных особенностей морфологического строения поверхности эмали, влияющих на процессы отражения и преломления света; 
  • выбор методики наложения реставрационного материала на ткани зуба. 
  Все действия по проведению цветовой диагностики проводим с учетом особенностей керамической реставрации зубов верхней челюсти, а также подбираем реставрационный материал оптимально подходящий по своим физическим свойствам к металлокерамическим зубам верхней челюсти. Необходимо также выбрать технику наложения реставрационного материала на ткани зуба, чтобы добиться максимально сходства зубов верхней и нижней челюстей, реконструкция которых выполнена совершенно разными материалами. Опираясь на свой опыт в выборе реставрационного материала, а также опыт коллег, в похожих клинических ситуациях, остановим свой выбор на композитном материале Charisma Opal (Heraeus). Важно отметить, что универсальный микрогибридный светоотверждаемый композитный материал на основе усовершенствованного субмикронного наполнителя Microglass Charisma Opal (Heraeus), имеет улучшенные прочностные характеристики, полируемость и цветостабильность. В сочетании с высокой эстетичностью, естественной флуоресценцией и натуральной опалесценцией, данный материал обладает превосходными манипуляционными свойствами, имеет «скульптурную» консистенцию. Очень важным моментом, при работе с композитным материалом Charisma Opal (Heraeus) является наличие специальных шаблонов в наборе изготовленных вручную из того же материала. Они состоят из опакового и эмалевого оттенков. Данные шаблоны после полировки, а полировку необходимо проводить той же пастой, что и основную реставрацию, приобретают вид законченной реставрации. Это позволяет, особенно в нашем клиническом случае, произвести сравнение зубов керамических, с реставрацией еще до ее начала на зубах, а это поможет избежать ошибки в определении оттенка зуба. Необходимо учитывать, что естественный зуб, как биологическая система имеет различные оттенки и степень прозрачности от шейки зуба до режущего края, при этом зуб имеет проникающую прозрачность, что придает в целом композиции зуба плавные переходы на границе слоев, и не создаёт контуров. Искусственные зубы из металлокерамики частично не имеют проникающей прозрачности, так как большая часть фарфоровой облицовки, проецируется на каркас, что приводит к не равномерному прохождению лучей света, часть из которых, отражаясь от поверхности каркаса, создает выраженный контур, особенно заметный в области режущего края. Поэтому, чтобы уменьшить эффект «контура», на поверхности металлокерамических реставрациях создается идеальный глянец, который отражая часть лучей света с поверхности, уменьшает интенсивность света проходящего через коронку, что способствует частичному сглаживанию контура внутри искусственной коронки. Все эти особенности, необходимо учитывать при выборе метода и последовательности нанесения реставрационного материала на зубы. Металлокерамическая реставрация на верхней челюсти выполнена массой цвета - А 2 по шкале VITA. Нами выбран основной цвет 3А в пришеечной области, с переходом от экватора на 2А и прозрачный слой в области режущего края и мезиальных поверхностях (Фото 3). 

Фото 3. Цвет - А 2 по шкале VITA. 

  Для большего сходства с искусственными зубами используем технику смешивания цветов на поверхности реставрируемого зуба, с последующим наложением на всю поверхность прозрачного материала, который понизит насыщенность основного реставрационного материала на один тон, а зубы приобретут большую прозрачность и меньшую желтизну. А распределение прозрачного материала от режущего края приведет к уменьшению его толщины в пришеечной зоне, а следовательно усилит насыщенность цвета, что придаст зубу неоднородность, а разная толщина усилить эффект объёмности. Приступая непосредственно к реставрации необходимо отметить, что реставрация проводится без использования кофердама, это позволит на протяжении всей реставрации контролировать и сравнивать с верхними зубами цвет, насыщенность и структуру реставрации при технике смешивания материала. При этом одномоментно будет проводиться реставрация на двух соседних зубах, которые наиболее похожи по цвету. Реставрацию начинаем на 4.4, 4.3 зубах, с тотального протравливания поверхностей попадающих в зону реставрации. Для этого используем протравливающий гель на основе 35% фосфорной кислоты Ultra-Etch (Ultradent), который является оптимальным протравочным гелем для техники тотального протравливания, при этом самолимитирует глубину протравливания (Фото 4). 

  Фото 4. Тотального протравливания поверхностей попадающих 

в зону реставрации 4.4, 4.3 зубов. 

  Протравливание проводим в течение 20 секунд (эмаль 15 секунд, дентин 20 секунд), после чего промываем водой и сушим струей воздуха. После кондиционирования поверхностей, приступает к нанесению адгезива. Для этого в данной работе используем нанонаполненный адгезив V поколения Gluma 2Bond (Heraeus), с надежной адгезией и свойством устранения гиперестезии. Данный адгезив может применяться со всеми современными композитными материалами. Адгезив наносится аппликатором одним слоем, и выдерживается на поверхности 15 секунд, затем высушивается воздухом до состояния «глянцевой» поверхности, после чего полимеризуется в течение 20 секунд. Перед тем как преступить к реставрации основным реставрационным материалом Charisma Opal необходимо создать зону адаптивного слоя в пришеечную область, а также прикрыть текучим композитом все дефекты тканей зубов в виде микротрещин и зазубрин, которые не попали в зону препарирования. Мы для этого используем текучий микрогибридный светоотверждаемый композитный материал на основе усовершенствованного субмикронного наполнителя Microglass - Charisma Opal Flow (Heraeus), который эдентичен по характеристикам с основным реставрационным материалом, при этом, один из немногих в своем классе, хорошо полируется и обладает стойким эффектом «сухого» блеска (Фото 5). Текучий композит используем А3, и проводим световую полимеризацию в течении 20 секунд, после чего начинаем реставрацию основным материалом, при этом повторное нанесение адгезива не требуется, так как при полимеризации на поверхности текучего композита образуется слой ингибированный кислородом, который способствует хорошей адгезии с основным слоем. Основной реставрационный материал Charisma Opal цвет А3, начинаем наносить с пришеечной зоны по направлению к экватору зуба, где начинаем добовлять цвет А2, в небольшом количестве, постепенно насыщая основную реставрацию композитом А2 к режущему краю (Фото 6). Наибольшая толщина основного слоя реставрации в области экватора, наименьшая в пришеечной зоне, при этом основной материал не доходит до режущего края на 1мл, край которого укладывается с учетом формы прозрачности. 

Фото 5. Коррекция реставрационных поверхностей 4.4, 4.3 зубов текучим 

композитом Charisma Opal Flow (Heraeus). 

Фото 6. Основной реставрационный материал Charisma Opal цвет А3, начинаем наносить с пришеечной зоны по направлению к экватору зуба. 

  Необходимо помнить, что повторного нанесения адгезива не требуется, только когда реставрация проводится последовательно порция за порцией, без механической обработки поверхности реставрации. В остальных случаях требуется повторное нанесение адгезива. Повторное нанесение адгезива не только увеличивает время рестоврации, но и создает эффект послойности, который ухудшает прочность реставрации, при этом нарушается равномерное прохождение света через реставрацию, что в свою очередь ухудьшает эстетику реставрированного зуба. Следующим этапом является наложение прозрачного слоя по всей поверхности реставрации, при этом наложение и распределение проводим в обратном направлении, тоесть от режущего края к шейке зуба (Фото 7). 

Фото 7. Нанесение прозрачного слоя 3.3 зуб. 

  Необходимо добавить, что последовательное выполнение рестоврации одинаково на всех зубах, при этом в зависимости от формы зуба, степени прозрачности и ее рисунка, а также интенсивности цвета каждый зуб реставрируются с небольшим изменениями, как по технике смешивания так и по толщине слоев реставрации. Каждый слой реставрационного материала полимеризуется согласно техническим требованиям, указанных в анатации. Чем больше опыт по проведению даного вида реставрации, тем больше вариантов разнообразить ее, сделать каждый зуб по особому, придать реставрации натуральный вид, а не пытаться воспроизвести ровный честокол зубов. Наиболее нагрядно можно проследить как меняет реставрацию нанесение прозрачного материала на на центральных резцах, и на сколько реставрированные зубы приобретают естественый вид (Фото 8-10). 

Фото 8. 4.2, 4.1 зубы с прозрачным слоем реставрации, 3.2 и 3.1 – без прозрачного.

Фото 9. 3.1 зуб в процессе нанесения прозрачного слоя реставрации, 3.2 – без прозрачного. 

Фото 10. 3.3 зуб в процессе нанесения прозрачного слоя реставрации. 

  Последовательно проводя реставрацию зубов необходимо помниль, что после ее завершения реставрация должна представлять собой целостное построение, которое еще до обработки и полировки, должно хорошо гармонировать в полости рта, не выделяться на фоне остальных зубов и тканей окружающих реставрацию (Фото 11). При этом каждый зуб должен иметь правильную анатомическую форму, не сливаься с общей «массой» зубов, быть выраженным и индивидуальным. Если возникает необходимость, то на данном этапе работы устраняются все недочеты и дефекты возникшие по ходу реставрации, например микропоры и зазубрины, которые не попадают в зону пришлифовки и полировки. После чего последовательно проводим окончательное засвечивание каждой экспозиции с вестибулярной и оральной сторон, по 20 секунд, режим «глубокой полимеризации».

Фото 11. Вид зубов после окончания реставрации, перед шлифовкой и полировкой. 

  Переходя к этапу шлифовки необходимо отметить, что она должна быть минимальной, так как форма и размеры зубов необходимо до максимума приблежать в процесе наложения и моделирования реставрации слоями композитного материала. При шлифовке снимаются наплывы, рельефность с поверхности реставрации, которая возникает при перемешивании и уплотнении материала, обрабатываютя апроксимальные поверхности, проводят корекцию прикуса. Шлифовку проводим борами компания Unident, с алмазным напылением, различной формы - средней и мелкой зернистости. Шлифофка проводится на средних и малых оборотах, при этом обязательно обильное водное орошение. При контакте композитной пыли с водой, образуется суспензия, которая имеет свойства мелкодисперстного абразива, смягчая эффект шлифовки, при этом происходит сглаживанние шероховатостей и микротрещин, в «мертвых зонах», не доступных для рабочей поверхности бора, придавая реставрируемой поверхности неповторимый микрорельеф (Фото 12).

Фото 12. На реставрируемых зубах хорошо видна суспензия, белого цвета, образовавшаяся в процессе шлифовки.

  Пришлифовку контактных поверхностей проводим под контролем артикуляционной бумаги Bausch, по общепринятой методики (Фото 13).

Фото 13. Хорошо видны участки  пришлифовки отмеченные контактом 

с артикуляционной бумагой.   В даном случае пришлифовку проводим с учетом создация четкого прилегания контактных поверхностей зубов антоганистов, при этом проводимая пришлифовка недолжна нарушать анатомическую форму зубов, а также не изменять общую картину реставрации. Пришлифовка окрашенных участков реставрации проводиться последовательно, слой снятой реставрации не должен превышать 0,1-0,3 мм. Мы рекомендуем проводить пришлифовку зон контакта антагонистов без орошения - «на сухую», чтобы избежать размытия границ пришлифованных участков выделенных при артикуляции.

  Контактные поверхности шлифуем с использованием штрипс и флоссов. Работать со штрипсами нужно осторожно, чтобы не повредить десну и не удалить слишком большой слой композита с области контактного пункта. В случаях, когда реставрированные зубы имеют плотные межзубные контакты, лучше шлифовку проводить с использованием межзубных клиньев, которые помогут не столько раздвинуть зубы, сколько перераспределить давление на соседние контактные поверхности, тем самым избежать эффекта «защемления» штрипс. После исправления погрешностей и повторной финишной обработки поверхность реставрации полируют пластиковыми или резиновыми головками различной формы и щетками. Для проведения данной манипуляции мы используем набор полировочных головок и абразивных щеточек для полирования композитных реставраций Jiffy Polishing Kit (Ultradent). В набор входят: абразивные, наполненные кремнием резиновые полировочные головки многоразового использования, которые имеют три варианта формы рабочей части: чашеобразная, колесовидная и пламевидная, с постепенным уменьшением абразивности: Coarse ­ Medium ­ Fine. Пластиковые головки в значительно меньшей степени перегревают композит и не вызывают возникновение микротрещин на его поверхности. Дальнейшую полировку проводим специальными щеточками Jiffy Composite Polishing Brushes (Ultradent), каждая ворсинка щеточек Jiffy содержит тысячи полирующих частичек карбида кремния, поэтому не требуется дополнительного применения полировочной пасты. В процессе полирования щеточка генерирует меньше тепла, чем резиновая головка, что позволяет проводить «сухое» полирование без риска ожога пульпы зуба (Фото14).

Фото14. Для полировки реставрации используем набор полировочных головок и абразивных щеточек  Jiffy Polishing Kit (Ultradent).   Окончательную полировку проводим с применением полировочной пасты на основе частиц алмаза Diamond Polish (Ultradent) и полировочной щеточки из козьей шерсти Jiffy Goat Hair Brush (Ultradent). Основной реставрационный материал Charisma Opal, не только хорошо полируется до «сухого блеска», но и способен длительное время сохранять данный эффект. Проводя визуальный контроль выполненной реставрации нельзя не отметить, что при фронтальных панорамах, реставрированные зубы имеют правильную анатомическую форму, соблюдена пропорция, хорошо выражен прозрачный слой, при этом отсутствует внутри реставрации контур, ограничивающий собственные ткани зуба (Фото 15). Каждый зуб имеет свои присущие только ему особенности, например 4.3 имеет режущий край с бугром выполненный дистально, а не как принято медиально, при этом целостная композиция реставрации от этого не страдает и смотрится законченной.

Фото 15. Вид реставрированных зубов справа 4.4, 4.3, 4.2, 4.1  после полировки. 

Фото 16.  4.4, 4. 3, 4.2 зубы, крупный план после реставрации.

  Многие реставраторы считают, что полировкой реставрация зубов заканчивается, однако, наше твердое мнение, полировка это только прелюдия к окончанию реставрации. Конечно, правильно и тщательно выполненная полировка композитных поверхностей, преображает реставрацию, придает ей лоск. Однако мы считаем, что реставрация может считаться законченной, только в том случае, когда восстановленные зубы прошли обработку специальными герметиками, для поверхности композитной реставрации.

Фото 17. Нанесение протравливающего геля  Ultra-Etch.

  Но прежде чем покрывать реставрацию герметиком, необходимо, отполированные поверхности отреставрированных зубов, подвергнуть протравливанию гелем на основе 35% фосфорной кислоты Ultra-Etch (Ultradent), гель наносим с помощью насадок Blue Micro или Inspiral Brush, которые способствуют точному нанесению препарата (Фото 17). Протравливание проводим в течение 20 секунд, после чего промываем водой и сушим струей воздуха. После кондиционирования поверхностей, приступает к нанесению герметика (Фото 18).

Фото 18. Нанесение герметика на поверхность композитной реставрации PermaSeal.   Для этой цели мы используем, хорошо зарекомендовал себя герметик PermaSeal (Ultradent), являющийся ненаполненной смолой светового отверждения, на основе метакрилата. PermaSeal обладает высокой адгезией к композитам и протравленной эмали, обладает высокой текучестью, хорошо проникает в мельчайшие трещины и поры, чем способствует укреплению поверхности реставрации. Применение герметика в пришеечной области позволяет снизить вероятность возникновения послеоперационной чувствительности зуба. Через некоторое время герметик стирается с поверхности зубов, при этом оставаясь только в микротрещинах и порах. Данным герметиком можно покрывать, как вновь выполненные реставрации, так и реставрации выполненные ранее. Наносим герметик с помощью очень удобной в работе канюли-аппликатора «Black Micro FX tip» (Ultradent). Экспозиция каждой стороны зуба проводится светом в течение 20 секунд. После нанесения герметика реставрацию зубов можно считать оконченной (Фото 19).

Фото 19. Вид зубов после нанесения герметика PermaSeal (Ultradent).

  После окончания реставрации, можно отметить, что нам удалось добиться практически идеально сходства отреставрированных зубов нижней челюсти материалом Charisma Opаl с верхними металлокерамическими зубами, благодаря правильному выбору материала и техники реставрации. Реставрация зубов пациента выглядит эстетично и естественно, при этом создается впечатление целостности реконструкций зубных рядов без видимых различий структуры материалов, цвета и анатомической формы зубов (Фото 20-21).

Фото 20, 21.  Вид зубов после окончания реставрации.

dentaunion.blogspot.com


Смотрите также