Эмбриогенез органов пищеварительной системы. Эмбриогенез зуба


I.Закладка зз

Билет№1

Вопрос №1Эмбриогенез зуба. Периоды развития.

1.В развитии зубов различают три стадии, или три пе­риода, которые нередко отграниче­ны друг от друга. Самый ранний период — закладка и образование зубных зачатков. Затем происходит дифференцировка зубных зачатков(второй период). Самый длитель­ный, третий период — период гис­тогенеза зубных тканей.

Периоды развития

1.Закладка ЗЗ

6-8 неделя/4 месяц

2.Формирование и дифференцировка ЗЗ

8-16 неделя/4 месяц-1 жизни

3.Гистогенез с 16 недели

На 6-7 неделе МПЭ обр. утолщ. вдоль ↑ и ↓ края первич. рот.. щели. Этот тяж врастает в подлежащую мезенхиму, разделяясь на 2 пластинки:

1.вестибулярную

2.зубную∟90°. Для многокорневых зубов зуб. пласт. обр. непосред. из эпит. рот. полости. Позже пласт. сливаются. В центр. части вестиб. Пласт. происх. рассас. эпит. и формир. щечно-губ. борозда дает начало преддверию рот. полости.

Всего 2 зуб. пласт.-↑ и ↓ челюсти, имеющие вид дуг, расп. вертик. в мезенхиме ↑и↓ челюстей. По ее краю появляются колбовидные разраста­ния эпителия, которые приобрета­ют вид колпачков, называемых эма­левыми органами. В каждой челю­сти возникает по 10 таких разраста­ний соответственно числу будущих молочных зубов.

На 10-й неделе эмбрион. жизни в каждый эмал. Орг. нач-ет врастать мезенхима, бла­годаря чему он стан-ся похожим на колокол или чашу. Мезенхима, вросшая в углуб. эмал. ор­г., дает начало зубным сосоч­кам, очертания которых соотв. форме будущей коронки молоч. зуба. В процессе роста эма­л. орг. постепенно обособля­ется от зуб. пласт. и к кон­цу 3-го месяца соед-ся при помощи тонкого эпит. тяжа — шейки эмалевого органа. одновр. с этим в окруж. последнего возник. уплот. мезенхимы, которое ох­ват. развив-ся зачаток зуба, образуя зубной мешочек, или фолликул. У основания зубного за­чатка ткань зубного мешочка сли­вается с мезенхимой зубного сосоч­ка. На остальном своем протяже­нии зубной мешочек тесно приле­гает к наружной поверхности эма­левого органа, переходя затем на его шейку.

II.Формирование и дифференцировка зз

ЗЗ:

1.эмалевый орган- произв. эпит., опред. форму коронки.

2.зуб.сосочек- увеличивается, глубже врастает в эмалевый орган. На поверхности сосочка из кл. мезенхимы форм-ся несколько рядов одонтобластов(дентинообр. кл-ок).

3.зуб. мешочек

Слои клеток эмалевого органа:

В центре эмалевого органа обр-ся пульпа. По периферии слой наружных и внутренних эмалевых клеток, дающий начало энамелобластам.

1.внутренний-дифференц. В преэнамелобл, энамелобл. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные. Часть клеток пульпы, прилежащая к слою энамелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

2.наружный-щечная петля, дает начало корневому влагалищу.

3.явл. стволовыми для 1 и 4

4.обр. кл-ки рыхлой формы, вода, ГАГ+ вода. Ф-ии: служат защит. Подушкой для клеток внутр. слоя и зуб. сосочка.

Кутикулу эмали формир. 2,3,4

Зуб. сосочек-обр. пульпа зуба, дентин

Зуб. мешочек- внутр. слой: цемент, наруж. слой: периодонт.

На 3 месяце эмбриогенеза шейка истонч., пророст. мезенхимой, позже пророст. и зуб. пластинка, кот. рас. на эпит. островки-остатки Малассе, кот. потом рассасываются. ЗЗ вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая в свою очередь также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием п/рта. Сохр-ся и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, кот. преобр-ся в ЭО постоянных зубов. Вокруг ЗЗ в мезенхиме челюстей появ-ся костные перекладины, форм. Стенки зубных альвеол.

III. Гистогенез зт

Пери­од дифференцировки зубных зачат­ков к концу 4-го месяца эмбриона­льной жизни сменяется периодом гистогенеза, в течение которого возникают важнейшие зубные тка­ни — дентин и эмаль, а также пуль­па зуба. Образование цемента про­исходит позднее — к 4—5-му меся­цу постэмбриональной жизни, ког­да идет развитие корней, и вслед за этим начинается прорезывание мо­лочных зубов. Таким образом, в те­чение эмбриональной жизни про­исходят закладка и развитие лишь коронок молочных зубов.

Развитие дентина. При развитии коронки молочного зуба раньше всего (к концу 4-го месяца эмбрио­нальной жизни(14-15 неделя)) появляется дентин. В образовании дентина активное участие принимают одонтобласты.

По мере развития основного ве­щества дентина одонтобласты оставляют в нем свои тонкие протоплазматические отростки — во­локна Томса, располагающиеся в полости дентинных канальцев. С утолщением слоя дентина растут и удлиняются отростки одонтобластов, которые очень рано начинают ветвиться. Сами одонтобласты в со­став образованного ими основного вещества дентина не входят, оста­ются в наружных отделах зубного сосочка, а у взрослого человека в наружных отделах пульпы. Одонтобласты играют важ­ную роль и в обызвествлении ден­тина. При помощи своих протоплазматических отростков они со­действуют доставке минеральных солей из крови в основное вещест­во развивающегося дентина.

Развитие эмали (амелогенез). Вскоре после начала отложения дентина на верхушке зубного со­сочка начинается образование эма­ли, которая возникает благодаря деятельности энамелобластов. Образование дентина во всех слу­чаях предшествует началу амелогенеза. Эта последовательность обра­зования зубных тканей в процессе развития зуба указывает на тесные взаимоотношения между эпители­альной и соединительнотканной частями зубного зачатка. Если про­лиферация и обособление внутрен­них эмалевых клеток дают толчок к дифференцировке слоя одонтобластов на поверхности зубного сосоч­ка, то отложение на вершине со­сочка тонкого слоя дентина являет­ся необходимым условием для на­чала образования эмали.

Образование эмали, как и разви­тие дентина, начинается в области будущего режущего края коронки передних зубов или в области жева­тельных бугорков задних зубов. Эти участки являются своеобразными «центрами роста» развивающихся зачатков зубов, откуда формообра­зовательные процессы распростра­няются на боковые поверхности коронки. В период развития эмали каждый энамелобласт в результате сложных изменений превращается в эмале­вую призму — структурный элемент эмали. Молодая эмаль (эмалевая матрица) еще не прорезавшихся зу­бов по своей структуре аналогична зрелой эмали. И та, и другая состо­ят из эмалевых призм, склеенных межпризматическим веществом. Однако молодая эмаль существенно отличается от зрелой большим со­держанием органических веществ и воды и меньшим количеством ми­неральных солей.

Развитие корня и цемента зуба. Развитие корня зуба происходит незадолго до прорезывания, т.е. уже в постэмбриональном периоде. К этому времени коронки молоч­ных зубов в основном сформирова­ны. Поверх слоя эмали, одевающе­го коронку зуба, располагаются остатки эмалевого органа. На боль­шем своем протяжении клетки эма­левого органа уже утратили прису­щую им дифференцировку и пре­вратились в эпителиальный пласт, состоящий из нескольких рядов плоских эпителиальных клеток. Это так называемый редуцированный эмалевый эпителий, который плот­но прилегает к эмали и отделяет ее от окружающей соединительной ткани. Редуцированный эмалевый эпителий сохраняется на поверхно­сти коронки зуба вплоть до его прорезывания и предотвращает ре­зорбцию эмали со стороны соеди­нительной ткани или отложение на ее поверхности цемента.

Развитие пульпы молочных зубов. Пульпа развивается из мезенхимы зубного сосочка. Процесс этот на­чинается с верхушки зубного сосоч­ка, где раньше всего появляются первые одонтобласты, и идет по на­правлению к его основанию. Одно­временно с образованием одонтобластов по периферии зубного со­сочка происходит дифференцировка мезенхимных элементов и в его центральных отделах. Постепенно мезенхима центральных отделов зубного сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань, бо­гатую клетками типа фибробластов и гистиоцитов, а также кровеносными сосудами. По мере развития зубного зачатка процесс дифферен­цировки мезенхимы зубного сосоч­ка и превращения ее в ткань пуль­пы все более приближается к его основанию. Дифференцировка тка­невых элементов сосочка происхо­дит в связи с его васкуляризацией. Еще до появления первых одонтобластов в базальную часть сосочка врастает кровеносный сосуд, кото­рый затем идет, не давая ответвле­ний, к верхушке сосочка. Здесь он образует первые ветви, идущие к слою одонтобластов. Почти одно­временно с этим происходит врас­тание нервов в зубной сосочек. Первые очень тонкие волокна про­никают в зубной сосочек еще в конце 9—10-й недели зародышевой жизни. К началу образования ден­тина в верхушку зубного сосочка врастает большое количество тон­ких нервных волокон, концевые разветвления которых проникают и в слой одонтобластов.

Вопрос № 2Методы обследования ортодонтических больных

. Клиническое исследование:

1.Паспортная часть(помогает определить соответствие паспортного возрасту зубному и костному).

2.Место рождения, место жительства, национальность(популяционные особенности строения ЗЧС).

3.Жалобы(опред. Ведущий мотив: косметический дефект, наруш. ф-ии жевания, дыхания, речи).

4.Анамнез жизни и заболевания(найти причину ЗЧА).-выяснить у матери о ходе беременности, вредных привычках во время беременности, принимала ли лекарства, не было ли родовых травм, методы вскармливания ребенка и общее его состояние на 1 году жизни.

Осмотр:

studfiles.net

Методические рекомендации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

для студентов педиатрического факультета

ВВЕДЕНИЕ В КУРС СТОМАТОЛОГИИ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗУБОВ

УДАЛЕНИЕ ЗУБОВ

ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА

ПРИКУС. ВИДЫ АНОМАЛИЙ ПРИКУСА

НОВОСИБИРСК 2009 г.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС СТОМАТОЛОГИИ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЗУБОВ

УДАЛЕНИЕ ЗУБОВ

ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА

ПРИКУС. ВИДЫ АНОМАЛИЙ ПРИКУСА

Цель:

- овладеть методикой обследования полости рта;

- знать сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;

  • научиться диагностировать кариес, пульпит, периодонтит постоянных и молочных зубов;

  • овладеть оказанием неотложной помощи при острой зубной боли;

  • научиться диагностировать проявления ряда общих заболеваний в полости рта;

  • ознакомиться с общими принципами лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта;

  • уметь диагностировать аномалии прикуса у детей.

Контрольные вопросы

1. Введение в курс стоматологии: эмбриогенез, анатомия зубов, гистология зубов, анатомо- функциональные особенности челюстно-лицевой области в разных возрастных группах

2. Методы обследования полости рта.

3. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

4. Кариес. Клинические формы. Диагностика.

5. Острый пульпит. Клиника, диагностика. Оказание неотложной помощи.

6. Острый периодонтит. Клиника, диагностика. Оказание неотложной помощи.

7 Хронический периодонтит. Формы. Роль хронической одонтогенной инфекции в развитии заболеваний внутренних органов.

8. Показания и противопоказания к удалению зуба.

9. Заболевания слизистой оболочки полости рта. Этиология. Клиническая картина при декубитальной язве, афте Беднара, остром герпетическом стоматите, кандидозном стоматите, хроническом рецидивирующем афтозном стоматите, кори, скарлатине; изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях крови, сердечно-сосудистой системы, сахарном диабете, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

10. Принципы лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта.

11. Виды аномалий прикуса. Причины развития зубочелюстных деформаций у детей.

Практические навыки

1. Знать методику обследования пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области.

2. Уметь оценить состояние зубов(выявить кариозный зуб, провести зондирование кариозной полости, перкуссию зуба, установить диагноз неосложненного кариеса, пульпита, периодонтита)

3. Уметь записать зубную формулу при временном, смешанном и постоянном прикусе.

4. Уметь оказать первую помощь при остром пульпите и периодонтите.

5. Уметь диагностировать кариес и периодонтит на рентгенограмме.

6. Уметь оценить прикус у курируемого больного.

7. Знать методику удаления зуба, показания, осложнения.

8. Уметь остановить постэкстракционное кровотечение.

Формы контроля

1. Контроль знаний при опросе и осмотре больных.

2. Обсуждение курируемых больных.

3. Решение ситуационных задач.

4. Тестовый контроль.

Введение

ЭМБРИОГЕНЕЗ

В развитии пищеварительной системы участвуют все зародышевые листки. Из них образуются закладки: ротовая бухта, первичная кишка и клоакальная бухта.

Из ротовой бухты возникает преддверие ротовой полости, а передний конец первичной кишки образует остальную часть переднего отдела пищеварительной системы. Дно ротовой бухты приближается к соответствующему слепому концу кишки и образует с ним глоточную перепонку, которая исчезает на 3-4 неделе внутриутробного развития. По О.В.Волковой в становлении пищеварительной системы можно выделить 3 этапа:

  1. Формирование кишечной трубки, развитие жаберного аппарата и ротовой полости, а также заднего прохода;

  2. Появление закладок пищевода, желудка и кишок;

  3. Гистогенез и формирование органов.

Жаберный аппарат является переходным образованием, не превращается у человека в органы дыхания, а преобразуется далее в различные дефинитивные органы системы пищеварения. Глоточный отдел передней кишки, по сравнению с оставшейся ее частью уплощается и растягивается в латеральном направлении. Из переднебоковых стенок такой кишки появляются из эпителия жаберные карманы, пятая пара которых не достигает заметной величины. Позднее, навстречу жаберным карманам растут в шейной области зародыша из кожной эктодермы слепые жаберные щели. Вершины жаберных карманов и щелей, встречаясь, образуют жаберные перепонки. Перфорация перепонок обычно не происходит, поэтому истинных щелей не образуется. Между соседними карманами и щелями на переднебоковой поверхности будущей шеи эмбриона возникают валикообразные выступы, идущие от места закладки первичного позвоночника справа и слева, вперед и книзу. Это жаберные дуги. В мезенхиме дуг вскоре обнаруживаются кровеносные сосуды, нервы, затем развиваются мышцы и хрящевой скелет.

Первая (мандибулярная) жаберная дуга – самая крупная, вскоре делится на верхнечелюстной и нижнечелюстной отростки. Со временем мандибулярная дуга обеспечит появление первых двух слуховых косточек и вместе со второй жаберной дугой участвует в развитии ушной раковины.

Вторая (гиоидная) жаберная дуга используется для развития малых ножек подъязычной кости и третьей слуховой косточки.

Третья дуга обеспечивает развитие почти всей подъязычной кости и гортани. Третья, четвертая и пятая жаберные дуги хотя и являются более или менее рудиментарными, но определяют в ходе развития конфигурацию шеи.

Первая жаберная щель превратится в наружный слуховой проход.

Полость среднего уха с Евстахиевой трубой возникает из первого жаберного кармана. Второй жаберный карман обеспечивает развитие небной миндалины, а из эпителия третьего и четвертого жаберных карманов обособляются зачатки тимуса и околощитовидной железы. В связи с дифференциацией пятого жаберного кармана обособляются провизорные ультимобранхиальные тельца.

Развитие лица и первичной ротовой полости

На четвертой неделе голова эмбриона прижата к вентральному выступу тела, обусловленному сердцем, поэтому вход в ротовую ямку оказывается между лобным отростком и первой жаберной дугой. Лобный отросток занят передним мозговым пузырем. Под ним располагается первичная ротовая полость.

Дорзальные концы первой жаберной дуги вскоре расчленяются на парные выросты – верхнечелюстные отростки, и верхний край ротовой щели будет ограничен непарным лобным отростком (точнее первичным лобным отростком) и расположенными по бокам от него верхнечелюстными отростками. Нижний край щели представлен двумя нижнечелюстными отростками, сохраняющимися в составе первой жаберной дуги. В лобном отростке можно выделить две зоны – непарную центральную и парную периферическую. В латеральных отделах первой зоны возникают обонятельные ямки. Вокруг последних появляются подковообразные возвышения, превращающиеся в носовые отростки – медиальный и латеральный. Участок центральной зоны, лежащий между правым и левым медиальными носовыми отростками сохраняет название лобного отростка (точнее вторичного лобного отростка). Латеральный носовой отросток отделяется от верхнечелюстного слезоносовой бороздкой (зачаток слезоносового канала), направляющейся от глазничной впадины к обонятельной ямке. Углубление носовых ямок приводит к развитию носовых ходов. Их слепые концы прорываются в области крыши первичной ротовой полости – появляются первичные хоаны. Между носовыми ходами (с одной стороны) и первичной полостью рта (с другой) образуется первичное небо. В ходе дальнейшего развития из его внешней части (соответствующей нижнему краю вторичного лобного отростка) возникает средний отдел верхней губы. Из внутренней части первичного неба развивается передняя область окончательного неба.

Параллельно с появлением первичных хоан начинается рост верхнечелюстных отростков. Они срастаются с латеральными носовыми отростками, замыкая тем самым глазоносовую щель и формируя края глазной ямки. Кроме того, они срастаются с медиальными носовыми отростками и, возможно, между собой. В свою очередь, медиальные носовые отростки, увеличиваясь, срастаются друг с другом. В результате совокупности всех этих процессов появляется закладка верхней челюсти и верхней губы.

Если нижний край вторичного лобного отростка участвует в развитии верхней губы, то его средняя часть (давшая начало носовым отросткам) становится спинкой и крыльями носа. Верхний край становится основой развития лобной области головы. Зачатки глаз смещаются из бокового положения кпереди, ротовая щель сужается по направлению к середине лица.

Разделение первичной ротовой полости на окончательную полость рта и носовую полость

На внутренних поверхностях верхнечелюстных отростков отрастают небные отростки. В конце второго месяца небные отростки срастаются между собой. Передняя часть неба возникает из-за срастания небных отростков с закладкой резцовой части верхней челюсти, берущей начало от первичного неба. Основания небных отростков дают также начало средней части верхней челюсти. В месте соприкосновения небных отростков остается несросшийся участок – резцовое отверстие. В связи со всеми этими процессами возникает не только твердое, но и мягкое небо, и язычок, т.е. окончательное деление первичной ротовой полости на два этажа. Одновременно идет развитие и носовой полости. Носовая перегородка начинается от лобного отростка, растет кзади и вниз, соединяясь с закладкой неба. Благодаря этому формируются носовые камеры и хоаны.

При недоразвитии небных отростков возникают врожденные пороки (расщелины твердого, мягкого неба), степень проявления которых различна и они могут сочетаться с пороками развития лица (например, с расщелинами верхней губы).

Развитие преддверия полости рта

Начинается еще до завершения срастания небных отростков (постоянное небо становится сплошным на восьмой неделе). Срастание верхнечелюстных отростков с лобным и формирование губ и щек начинается на 7 неделе эмбриогенеза. Вдоль верхнего и нижнего края первичной ротовой щели эпителий погружается в виде пластинки в мезенхиму. Эту пластинку называют щечно-губной или вестибулярной. В результате продольного расщепления данной пластинки вскоре возникает щелевидная бороздка. Она отделяет зачатки альвеолярных отростков челюстей от зачатков губ и щек, т. е. кладет начало преддверию полости рта.

studfiles.net

64. Источники развития зубов в эмбриогенезе.

Зуб развивается из двух эмбриональных зачатков: эмаль — из эктодермы дентин, цемент и пульпа — из мезенхимы

В развитии зуба различают две основных стадии.

I стадия — образование эмалевого органа и зубного сосочка

В конце 2-гомесяца внутриутробного развития эктодермальный эпителий ротовой полости на поверхности десны образует впячивание, которое получает название зубной пластинки. В дальнейшем в проекции каждого будущего зуба эктодерма начинает погружаться в подлежащую мезенхиму, образуются эктодермальные скопления — зубные почки. Клетки эктодермальных зубных почек продолжают делиться, что приводит к постепенному увеличению их размера и еще большему погружению в мезенхиму. Под дном такой зубной почки начинают делиться клетки мезенхимы. Мезенхима, лежащая под дном зубной почки, получает название зубного сосочка. В результате деления клеток мезенхимы зубного сосочка дно эктодермальной зубной почки приподнимается и она приобретает вид перевернутого двустенного бокала. Такой перевернутый двустенный бокал получает новое название — эмалевый орган. В нем различают три группы клеток: внутренние клетки (клетки дна), наружные клетки (клетки крыши) и промежуточные клетки. В дальнейшем происходит дифференцировка клеток эктодермального эмалевого органа и клеток мезенхимального зубного сосочка:

Внутренние клетки эмалевого органа превращаются в энамелобласты, которые в последующем образуют эмаль.

Наружные клетки эмалевого органа постепенно атрофируются.

Промежуточные клетки эмалевого органа впоследствии образуют кутикулу эмали.

Клетки мезенхимы, находящиеся на вершине зубного сосочка, дифференцируются в одонтобласты (дентинобласты), которые образуют дентин зуба.

I стадия заканчивается дифференцировкой клеток эмалевого органа и зубного сосочка. Эмалевый орган снаружи окружает мезенхима, образующая зубной мешочек.

II стадия — образование тканей зуба

Образование дентина: одонтобласты на своей апикальной поверхности, которая прилежит к энамелобластам, начинают вырабатывать вещество дентина. Сначала образуется предентин, а потом он пропитывается солями кальция и превращается в дентин. В процессе образования дентина одонтобласты постоянно отодвигаются внутрь зубного сосочка, в конце концов они окажутся в периферической части пульпы зуба.

Образование эмали: энамелобласты на своей базальной поверхности, которая прилежит к одонтобластам, начинают вырабатывать вещество эмали. В процессе образования эмали энамелобласты постоянно сдвигаются кнаружи, в конце концов их цитоплазма пропитывается веществом эмали и они исчезают.

Образование пульпы происходит из оставшихся мезенхимальных клеток зубного сосочка. Образование цемента происходит из мезенхимальных клеток зубного мешочка.

65. Источники развития, строение эмали.

эмаль — из эктодермы

I стадия — образование эмалевого органа и зубного сосочка

В конце 2-гомесяца внутриутробного развития эктодермальный эпителий ротовой полости на поверхности десны образует впячивание, которое получает название зубной пластинки. В дальнейшем в проекции каждого будущего зуба эктодерма начинает погружаться в подлежащую мезенхиму, образуются эктодермальные скопления — зубные почки. Клетки эктодермальных зубных почек продолжают делиться, что приводит к постепенному увеличению

их размера и еще большему погружению в мезенхиму. Под дном такой зубной почки начинают делиться клетки мезенхимы. Мезенхима, лежащая под дном зубной почки, получает название зубного сосочка. В результате деления клеток мезенхимы зубного сосочка дно эктодермальной зубной почки приподнимается и она приобретает вид перевернутого двустенного бокала. Такой перевернутый двустенный бокал получает новое название — эмалевый орган. В нем различают три группы клеток: внутренние клетки (клетки дна), наружные клетки (клетки крыши) и промежуточные клетки. В дальнейшем происходит дифференцировка клеток эктодермального эмалевого органа и клеток мезенхимального зубного сосочка:

Внутренние клетки эмалевого органа превращаются в энамелобласты, которые в последующем образуют эмаль.

Наружные клетки эмалевого органа постепенно атрофируются.

Промежуточные клетки эмалевого органа впоследствии образуют кутикулу эмали.

Клетки мезенхимы, находящиеся на вершине зубного сосочка, дифференцируются в одонтобласты (дентинобласты), которые образуют дентин зуба.

I стадия заканчивается дифференцировкой клеток эмалевого органа и зубного сосочка. Эмалевый орган снаружи окружает мезенхима, образующая зубной мешочек.

Эмаль (enamelum) - ткань, покрывающая коронку зуба. Является самой твердой в организме. Состав: неорганические вещества - 95 %, органические - 1,2 %, вода - 3,8 %. Основной структурный компонент - эмалевые призмы диаметром 4-6мкм, образуютS-образныеизгибы, есть межпризменное вещество. На шлифах эмали выявляется полосы Гунтера - Шрегера, косые линии Ретциуса. В указанных участках минерализация менее выражена. Межпризменное вещество эмали состоит из таких же кристаллов, как и сама призма, но отличается их ориентацией. Органическое вещество эмали обнаруживается в виде тончайших фибриллярных структур. В эмали зуба имеются ламеллы, пучки и веретена. Ламеллы (пластинки) проникают в эмаль на значительную глубину, эмалевые пучки - на меньшую. Эмалевые веретена - отростки одонтобластов, проникающие в эмаль через дентиноэмалевое соединение. Основная

структурная единица призмы - кристалл гидроксиаппатита.

studfiles.net

ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЖЕВАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ЧЕЛОВЕКА

Наиболее наглядно взаимосвязь онтогенеза и филогенеза проявляется в период эмбрионального развития организма. Лицо эмбриона образуется из семи отростков первой жаберной дуги: одного лобного, двух носовых, двух верхнечелюстных, двух нижнечелюстных. Начинается оформление лицевой части головы со второй недели развития эмбриона.

У двенадцатидневиого эмбриона появляется углубление (первичный рот), отделенное от головной кишки глоточной перепонкой. Мезенхимальные носовые, верхнечелюстные и нижнечелюстные отростки ограничивают ротовое отверстие.

На втором месяце развития эмбриона вдоль края челюстных отростков образуется утолщение эпителия, которое постепенно разделяется на две пластинки: наружную, из которой формируются щеки и губы, и внутреннюю, из которой формируются зубы.

На втором месяце начинают формироваться челюстные кости.

Верхняя челюсть образуется из шести костных ядер. Пять из них уже с четвертого месяца внутриутробной жизни сливаются вместе, образуя большую часть альвеолярного отростка. Из шестого ядра развивается самостоятельная межчелюстная кость, в которой закладываются резцы. Каждая из небных костей развивается из одного центра окостенения.

На третьем месяце внутриутробной жизни начинается отделение ротовой полости от носовой, на девятой неделе уже образуется твердое небо, а на двенадцатой — мягкое.

При нарушениях процессов развития в эти периоды могут возникать уродства в виде расщелин верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Особое значение при этом имеет процесс развития и минерализации межчелюстной кости. Она минерализуется несколько позднее. Межчелюстная кость часто еще в зародышевой жизни начинает срастаться с небными и альвеолярными отростками, однако шов соединения костей обычно сохраняется до юношеского возраста. Следовательно, закладка и развитие жевательного аппарата теснейшим образом связаны с формированием верхних дыхательных путей. Определенные нарушения в этом процессе еще во внутриутробном периоде могут создать благоприятные условия для развития зубочелюстных аномалий. Нарушение носового дыхания усугубляет этот процесс. Поэтому большое значение приобретает исследование проходимости носовых ходов у ребенка, которое мы проводим специально сконструированным аппаратом, действие которого основано на использовании струи воздуха переменного давления. О степени проходимости носовых ходов судим по скорости прохождения струи воздуха (В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, И.П.Гринченко, Ю.Г.Худорошков (А.с. 1825617).

С помощью этого метода выявлена четкая взаимосвязь нарушения носового дыхания с развитием прогнатии.

Нижняя челюсть в те же сроки, что и верхняя, развивается из обызвествляклцейся мезенхимы, расположенной вокруг меккелева хряща. Развивается она как парная кость, две половины которой затем срастаются па нервом году жизни ребенка. Передняя часть меккелева хряща окостеневает и срастается с покровной костью. Хрящевые участки (независимо от меккелева хряща) образуются также у проксимального отдела нижней челюсти. Путем их окостенения и срастания с покровной костыо формируются суставной и венечный отростки.

Развитие зубов начинается в сроки, совпадающие с обособлением полости рта от полости носа (5—7 неделя эмбриональной жизни). Различают несколько стадий (периодов) в развитии зубов.

Первый период — закладка и образование зачатков. На восьмой неделе на щечно-губной поверхности зубной пластинки вдоль ее нижнего края образуется 10 колбовидных выростов (колпачков), которые являются зачатками эмалевых органов будущих временных зубов. На десятой неделе в эмалевый орган снизу начинает врастать мезенхима в виде зубных сосочков. В это же время по периферии эмалевого органа уплотняются мезенхимальные клетки и образуется зубной мешочек (фолликул).

Таким образом, зубной зачаток состоит из трех частей: эпителиального эмалевого органа и мезенхимального зубного сосочка и зубного мешочка.

Второй период — дифференцирование клеток зубного зачатка Эмалевый орган, который вначале состоял из однородных эпителиальных клеток, позднее разделяется на отдельные слои. При этом образуются звездчатые эпителиальные клетки. Эта часть эмалевого органа получила наименование пульпы эмалевого органа. Клетки эмалевого органа, которые прилежат к поверхности зубного сосочка, образуют слой внутренних эмалевых клеток, из которых затем образуются строители эмали — адамантобласты (амелобласты). Наружный слой эпителиальных клеток эмалевого органа вместе с клетками пульпы эмалевого органа превращается в кутикулу эмали (насмитова оболочка).

В то же время идет дифференциация клеток зубного сосочка, в него врастают кровеносные сосуды и нервные веточки (третий месяц эмбрионального развития). Из мезенхимальных клеток зубного сосочка развиваются одонтобласты — строители дентина.

Из мезенхимальных клеток, расположенных вокруг зубного зачатка, формируются костные трабекулы альвеолы.

Третий период — гистогенез зубных тканей. Он начинается в начале 4 месяца и протекает более длительно. К 14—15 неделе внутриутробной жизни с помощью преодонтобластов и одонтобластов начинает формироваться дентин. При дальнейшем развитии центральная часть зубного сосочка превращается в пульпу зуба.

Образование эмали идет после отложения дентина в результате деятельности адамантобластов. Процесс образования эмали проходит две стадии: 1) образование органической основы эмалевых призм с первичной их минерализацией и 2) окончательное обызвествление эмалевых призм, приводящих к созреванию эмали. Минерализация начинается с поверхности эмалевых призм. Каждый адамантобласт превращается в эмалевую призму, поэтому эмаль сформированных зубов не обладает способностью к регенерации (нет "запасных" адамантобластов).

Постоянные зубы развиваются аналогично развитию временных зубов из той же зубной пластинки. Это развитие начинается с пятого месяца эмбриональной жизни. К моменту рождения каждый альвеолярный отросток содержит 18 фолликулов зубов: 10 — временных зубов и 8 — постоянных (резцы, клыки и первые моляры). Закладка нремоляров, вторых и третьих моляров происходит после рождения ребенка. Конец фолликулярного периода развития зуба совпадает с моментом его прорезывания.

Большое значение в формировании зубов имеет процесс их минерализации. Минерализация зачатков временных зубов начинается на семнадцатой неделе эмбрионального развития плода. К моменту рождения минерализованы почти полностью коронки временных резцов, на 3/4 — клыков и на 1/3—1/2 — моляров. У временных зубов крайне редко наблюдается гипоплазия эмали, так как процесс закладки и развития их находится под защитой внутри материнского организма. Из постоянных зубов во внутриутробном периоде начинается минерализация лишь первого моляра. Процессы закладки, формирования и минерализации зубов — это существеннейшие моменты в развитии зубочелюстной системы.

Развитие челюстных костей находится под влиянием окружающих мышц: мимических, жевательных, языка и дна полости рта. Это определяет неравномерное развитие челюстных костей — верхней и нижней. К концу второго месяца эмбрионального развития имеет место прогнатическое соотношение челюстей, так как небные отростки еще не развиты и ротовая полость не отделена от полости носа, язык занимает высокое положение и стимулирует рост верхней челюсти. После формирования твердого неба язык опускается на дно полости рта, стимулирует развитие нижней челюсти, и возникает прогнатическое соотношение челюстей. К моменту рождения снова образуется прогнатическое соотношение челюстей. Некоторые авторы объясняют это тем, что так легче головке ребенка проходить через родовой путь при рождении. Нам думается, что здесь имеет место более существенная целесообразность, заключающаяся в возможности большей амплитуды сосательных движений нижней челюсти.

dentaltechnic.info

4. Развитие зуба - Вопрос 23. Пищеварительная система: органы ротовой полости - Гистология человека - Лекции 1 курс - Medkurs.ru

Основными источниками развития зубов являются эпителий слизистой оболочки ротовой полости (эктодерма) и мезенхима.

У человека различают две генерации зубов:

  • молочные;

  • постоянные.

Их развитие идет однотипно из одинаковых источников, но в разное время. Закладка молочных зубов происходит в конце второго месяца эмбриогенеза. При этом процесс развития зубов протекает стадийно. В нем выделяют три периода:

  • период закладки зубных зачатков;

  • период формирования и дифференцировки зубных зачатков;

  • период гистогенеза тканей зуба.

I период — период закладки зубных зачатков включает 2 стадии:

  • 1 стадия — стадия образования зубной пластинки. Она начинается на 6-й неделе эмбриогенеза. В это время эпителий слизистой оболочки десны начинает врастать в подлежащую мезенхиму вдоль каждой из развивающихся челюстей. Так формируются эпителиальные зубные пластинки;

  • 2 стадия — стадия зубного шара (почки). В эту стадию клетки зубной пластинки размножаются в дистальной части и формируют на конце зубной пластинки зубные шары.II период — период формирования и дифференцировки зубных зачатков — характеризуется образованием эмалевого органа (зубного бокала). Он включает 2 стадии: стадию "шапочки"; стадию "колокольчика".

Во втором периоде мезенхимные клетки, лежащие под зубным шаром, начинают усиленно размножаться и создают здесь повышенное давление, а также индуцируют за счет растворимых индукторов перемещение клеток зубной почки, расположенных над ними. В результате нижние клетки зубной почки впячиваются внутрь, постепенно формируя двустенный зубной бокал. Вначале он имеет форму шапочки (стадия "шапочки"), а по мере смещения нижних клеток внутрь почки становится похожим на колокольчик (стадия "колокольчика").

В образовавшемся эмалевом органе различают три вида клеток: внутренние, промежуточные и наружные. Внутренние клетки усиленно размножаются и в дальнейшем служат источником для образования амелобластов — основных клеток эмалевого органа, вырабатывающих эмаль. Промежуточные клетки в результате накопления между ними жидкости приобретают строение, похожее на строение мезенхимы и формируют пульпу эмалевого органа, которая некоторое время осуществляет трофику амелобластов, а в дальнейшем является источником для образования кутикулы, зуба. Наружные клетки имеют уплощенную форму. На большем протяжении эмалевого органа они дегенерируют, а в его нижней части формируют эпителиальное корневое влагалище (влагалище Гертвига), которое индуцирует развитие корня зуба. Из мезенхимы, лежащей внутри зубного бокала, формируется зубной сосочек, а из мезенхимы, окружающей эмалевый органзубной мешочек. Второй период для молочных зубов полностью завершается к концу 4-го месяца эмбриогенеза.

III период — период гистогенеза тканей зуба. Из твердых тканей зуба наиболее рано образуется дентин. Прилегающие к внутренним клеткам эмалевого органа (будущим амелобластам) соединительнотканные клетки зубного сосочка под индуктивным влиянием со стороны последних превращаются в дентинобласты, которые располагаются в один ряд наподобие эпителия. Они начинают формировать межклеточное вещество дентина — коллагеновые волокна и основное вещество, а также синтезируют фермент щелочную фосфатазу. Этот фермент расщепляет глицерофосфаты крови с образованием фосфорной кислоты. В результате соединения последней с ионами кальция формируются кристаллы гидроксиапатитов, которые выделяются между коллагеновыми фибриллами в виде матриксных пузырьков, окруженных мембраной. Кристаллы гидроксиапатита увеличиваются в размерах. Постепенно происходит минерализация дентина.

Внутренние эмалевые клетки под индуктивным влиянием дентинобластов зубного сосочка превращаются в амелобласты. При этом во внутренних клетках происходит реверсия физиологической полярности: ядро и органеллы перемещаются из базальной части клетки в апикальную, которая с этого момента становится базальной частью клетки. На стороне клетки, обращенной к зубному сосочку, начинают формироваться кутикулоподобные структуры. Затем они подвергаются минерализации с отложением кристаллов гидроксиапатита и превращаются в эмалевые призмыосновные структуры эмали. В результате синтеза эмали амелобластами и дентина дентинобластами эти два вида клеток все больше удаляются друг от друга.

Зубной сосочек дифференцируется в пульпу зуба, которая содержит кровеносные сосуды, нервы и обеспечивает питание тканей зуба. Из мезенхимы зубного мешочка формируются цементобласты, которые продуцируют межклеточное вещество цемента и участвуют в его минерализации по тому же механизму, что и при минерализации дентина. Таким образом, в результате дифференцировки зачатка эмалевого органа происходит формирование основных тканей зуба: эмали, дентина, цемента, пульпы. Из зубного мешочка формируется также зубная связка — периодонт.

В дальнейшем развитии зуба можно выделить ряд стадий.

Стадия роста и прорезывания молочных зубов характеризуется ростом зубных закладок. При этом все ткани над ними постепенно подвергаются лизису. В результате зубы прорывают эти ткани и возвышаются над десной — прорезываются.

Стадия выпадения молочных зубов и замены их на постоянные. Закладка постоянных зубов образуется на 5-м месяце эмбриогенеза в результате отрастания эпителиальных тяжей от зубных пластинок. Постоянные зубы развиваются очень медленно, располагаясь рядом с молочными зубами, отделяясь от них костной перегородкой. К моменту смены молочных зубов (6-7 лет) остеокласты начинают разрушать костные перегородки и корни молочных зубов. В результате молочные зубы выпадают и заменяются быстро растущими в то время постоянными зубами.

Далее по теме:

www.medkurs.ru

Эмбриогенез органов пищеварительной системы

Отделы и органы пищеварительной системы в эмбриогенезе развиваются из всех 3 зародышевых листков: эктодермы (эпителий ротовой и анальной ямок или бухт), энтодермы (эпителий первичной кишки или кишечной трубки) и мезодермы (собственная пластинка слизистой, подслизистая основа, мышечная, соединительнотканная и серозная оболочки).

В конце 3-ей недели внутриутробного развития из энтодермы образуется трубка – первичная кишка, замкнутая на переднем и заднем концах. В конце 4-й недели внутриутробного развития на головном и каудальном концах эмбриона появляются углубления, которые соответственно называются ротовой и заднепроходной (анальной) бухтами (ямками). Образовавшиеся углубления отделяются от первичной кишки глоточной и анальной мембранами, состоящими из двух слоев: наружного – эктодермального и внутреннего – энтодермального.

В первичной кишке выделяют глоточную и туловищную кишку. Границей между ними является выпячивание – закладка органов дыхания. В туловищной кишке в свою очередь выделяют три части: переднюю, среднюю и заднюю. Из различных отделов первичной кишки формируются следующие образования:

  1. Из глоточной кишки – задняя часть полости рта, язык, слюнные железы, небные миндалины, железы – производные эпителия глоточных карманов (щитовидная, околощитовидные, вилочковая).

  2. Из передней кишки –пищевод и желудок.

  3. Из средней кишки – тонкая кишка, печень и поджелудочная железа

  4. Из задней кишки – слепая кишка и червеобразный отросток, восходящая ободочная, нисходящая ободочная, сигмовидная ободочная и прямая кишка.

Преобразование глоточной кишки

Ротовая ямка в виде впячивания эктодермы располагается под нависающим над ней лобным бугром и растет навстречу слепому концу кишечной трубки. В результате слияния дна ротовой ямки (эктодерма) и слепого конца первичной кишки (энтодерма) образуется ротоглоточная мембрана, которая в конце третьей недели эмбриогенеза прорывается, в результате передний отдел кишечной трубки (глотка) открывается в ротовую ямку. На боковой поверхности головной кишки (глоточная часть) у зародышей 3-5 недель образуется 5 симметричных выпячиваний энтодермы – жаберных карманов, снаружи растут навстречу им впячивания эктодермы – жаберные щели. Участки ткани в виде возвышений, расположенных между соседними жаберными карманами и щелями на переднебоковой поверхности шеи эмбриона образуют жаберные дуги. Самая крупная первая жаберная дуга (нижнечелюстная, или мандибулярная) дает начало нижней и верхней челюстям и мягким тканям лица; из второй жаберной дуги развивается подъязычная кость; из третьей, четвертой и пятой жаберных дуг развиваются хрящи гортани. Жаберные карманы также идут на построение ряда органов. Первая пара жаберных карманов дает начало барабанной полости и слуховой трубе, молоточку и наковальне; вторая пара жаберных карманов развивается в глоточные миндалины и стремечко; третья пара жаберных карманов преобразуется в вилочковую железу и нижние паращитовидные железы; из четвертой пары жаберных карманов формируются верхние паращитовидные железы; из выпячивания между первой и второй парами жаберных карманов образуются щитовидные железы и эпителий корня языка.

Развитие полости рта, тесно связано с формированием лица и полости носа. Вначале вход в ротовую ямку имеет вид щели (5-я неделя эмбриогенеза), над которой сверху нависает лобный отросток. С боков и снизу ротовую щель ограничивают производные мандибулярной дуги: верхне- и нижнечелюстные отростки; последние, срастаясь, образуют нижнюю челюсть и нижнюю губу. Лобный отросток располагается между верхнечелюстными отростками. В боковых отделах лобного отростка над ротовой ямкой с каждой стороны образуются медиальный и латеральный носовые отростки, окружающие обонятельные ямки, из которых в последующем формируются носовые ходы. Медиальные носовые отростки сближаются и сливаются друг с другом и врастают внизу между верхнечелюстными отростками, образуя среднюю часть верхней губы, спинку и верхушку носа, его перегородку, резцовую кость. Боковые носовые отростки идут на формирование крыльев носа, носовой и слезной костей. При слиянии медиальных и латеральных носовых отростков формируются ноздри. Верхнечелюстные отростки дают начало верхней челюсти, небу, щекам, боковым отделам верхней губы.

На внутренней поверхности верхнечелюстных отростков появляются валики – небные отростки (7-я неделя), которые превращаются в небные пластинки, слияние их медиальных отделов ведет к формированию неба, которое делит первичную полость рта на расположенную выше полость носа, а ниже – окончательную полость рта.

На 7-й неделе эмбриогенеза по краю верхнего и нижнего края ротовой щели происходит разрастание эпителия, в виде дугообразной щечно-губной пластинки, которая погружается в подлежащую мезенхиму. Эта пластинка расщепляется и отделяет зачаток верхней и нижней челюстей от соответствующей губы и щеки; в результате формируется преддверие рта.

Зубы развиваются на 7-й неделе эмбриогенеза из эктодермы и мезенхимы. Из утолщения эктодермы на поверхности верхне- и нижнечелюстных отростков формируются утолщения в виде дуги (подковы), называемой зубной пластинкой, врастающей в подлежащую мезенхиму. На наружной поверхности этих пластинок, в определенных участках (по 10 сверху и снизу), происходит интенсивное размножение эпителиальных клеток, и формируются колбовидные выпячивания – эмалевые органы, которые дают начало эмали молочных зубов. Мезенхима, впячиваясь в эмалевые органы, образует зубные сосочки (развиваются в дентин и пульпу зуба). Вокруг эмалевого органа и зубного сосочка из мезенхимы формируется зубной мешочек, из которого развивается кутикула эмали и цемент корня. Формирование молочных зубов из зачатков заканчивается после рождения к концу их прорезывания. Зачатки постоянных зубов закладываются на 5-м месяце эмбриогенеза также из зубных пластинок и лежат вместе с молочными зубами в одной альвеоле.

Язык закладывается на 5-й неделе эмбриогенеза из нескольких зачатков. Передняя часть языка развивается в виде медиальных выростов мандибулярной (1-й жаберной) дуги, формирующих парные симметричные боковые отделы тела и верхушки языка (место срастания – срединная борозда на спинке языка, внутри – его перегородка). Часть спинки языка впереди от слепого отверстия закладывается в виде непарного бугорка энтодермы - между концами 1-й и 2-й жаберных дуг. Задний отдел – корень языка, формируется из энтодермальных зачатков позади слепого отверстия в виде правого и левого выступов 2-й и 3-й жаберных дуг. Граница между передней и задней частью языка – пограничная линия. Эпителий слизистой оболочки языка, в том числе и сосочков (многослойный, плоский, неороговевающий), развивается из эктодермы ротовой бухты; поперечно-полосатые мышцы языка – из мезодермы затылочных миотомов. Слюнные железы (крупные и мелкие) развиваются как выпячивания эктодермы (эпителия ротовой бухты) в подлежащую мезенхиму, которая дифференцируется в соединительную ткань (капсула, междольковые перегородки) и сосуды.

Околоушная и поднижнечелюстная слюнные железы закладываются на 6-й неделе, подъязычная - в конце 7-й недели эмбриогенеза.

Глотка дифференцируется из головной части передней кишки вначале 2-го месяца эмбриогенеза. На боковых стенках первичной глотки формируются жаберные дуги и жаберные карманы, которые дают начало различным органам (см. выше).

Центральная часть глоточной кишки суживается, уплощается и дает начало дефинитивной глотке; в нижнем отделе ее передней стенки образуется выпячивание (вырост), которое является закладкой нижних дыхательных путей. Эпителий глотки – многослойный плоский, неороговевающий, кроме носоглотки, где он является многорядным ресничатым. Мышцы глотки относятся к скелетным (поперечно-полосатым), т.к. развиваются из мезодермы.

studfiles.net


Смотрите также