Аномалии количества зубов. Гиподентия зубов


гиподентия и адентия, причины, формы сверхкомплектных зубов, лечение

Аномалии количества зубов делятся на гиподентии и гипердентии. Гиподентия – это отсутствие нескольких зубов. Частный случай гиподентии - адентия – это отсутствие всех зубов. Гипердентия – это наличие в челюсти сверхкомплектных зубов.

Гиподентия и адентия

Гиподентия – это врожденное отсутствие одного или нескольких зубов. Иногда адентией или гиподентией называют отсутствие зубов, приобретенное со временем, однако это название ошибочно.

По сути, при гиподентии и адентии полностью отсутствуют не только сами зубы, но и их зачатки. Это бывает вызвано различными генетическими нарушениями и заболеваниями, например, эктодермальной дисплазией. Впрочем, иногда адентия наблюдается без других видимых нарушений.

Адентия

Адентия

Адентия иногда бывает только на молочных зубах – в этом случае постоянные зубы вырастают в полном объеме и вполне здоровыми, а вот молочные зубы у ребенка не прорезаются. Бывает и наоборот, что разрушаются только зачатки постоянных зубов, то есть после молочных зубов никакие другие зубы не вырастают.

Единственный способ лечения гиподентии и адентии – это установка протезов различных конструкций, в зависимости от количества имеющихся зубов и особенностей строения челюсти пациента.

Акции стоматологий

Гипердентия

Причины

Ученые до сих пор не выяснили, как именно возникают сверхкомплектные зубы, то есть зубы, вырастающие помимо стандартных 32-х зубов человека. Одни считают, что это атавизм, другие – что это происходит из-за расщепления зубных зачатков, третьи – что влияние могут оказать оба фактора.

Сторонники мнения об атавизме опираются на то, что сверхкомплектные зубы обычно возникают во фронтальном участке челюсти – а ведь у древних предков человека было шесть резцов. Тем не менее, гипотеза об атавизме, конечно, объясняет появление лишних резцов и клыков, однако она не объясняет сверхкомплектные моляры и премоляры, которые тоже вырастают достаточно часто.

Те же, кто придерживаются теории расщепления зубных зачатков, утверждают, что гипердентия – это результат высокой производительности зубной пластинки еще на эмбриональном периоде. Эта теория объясняет наличие любых сверхкомплектных зубов, однако она никак не объясняет присутствие у одного человека и гиподентии, и гипердентии.

Есть также мнение, что сверхкомплектные зубы – это генетическая аномалия.

Форма сверхкомплектных зубов

Сверхкомплектные зубы бывают конусовидными, овальными и многогранными, а вот правильную анатомическую форму они имеют очень редко. Всего различается шесть видов сверхкомплектных зубов в зависимости от формы их коронок:

  • Бугорчатые
  • Шиповидные
  • Шишковидные
  • Долотовидные
  • Расщепленные
  • Сросшиеся

Сросшиеся зубы, в свою очередь, имеют четыре вида слияния с комплектными зубами:

  • Первый – наращение сверхкомплектной части на комплектную в виде бугорков
  • Второй – слияние коронковой части обоих зубов
  • Третий - слияние корневой части обоих зубов
  • Четвертый – слияние обоих зубов и в корне, и в коронке

Сверхкомплектные зубы могут как прорезываться, так и оставаться в челюсти. Если у зуба сформировалась только коронка, он, скорее всего, не прорежется и останется в состоянии ретенции. Если у зуба корень не сформирован, но имеется широкое верхушечное отверстие, то он способен прорезаться. Если же у сверхкомплектного зуба полностью сформирован корень, то прорезываться он может весьма интенсивно.

Негативное влияние сверхкомплектных зубов

  • Практически в 100% случаев сверхкомплектные зубы приводят к неполноценному развитию всех органов ротовой полости
  • В 84% случаев наблюдаются аномалии зубочелюстной системы
  • Часто возникают хронические гингивиты, особенно в области сверхкомплектных зубов
  • Сверхкомплектные зубы иногда способны мешать прорезыванию постоянных зубов и занимают их место, что приводит к аномалиям прикуса и деформациям зубной дуги
  • Часто сверхкомплектные зубы приводят к диастеме
  • При наличии сверхкомплектных зубов постоянные зубы могут вообще не прорезаться. Поскольку сверхкомплектные зубы не способны полноценно выполнять свои функции, это может стать причиной множества нарушений

Лечение гипердентии

Самый оптимальный метод лечения гипердентии – это хирургический метод. Длительность лечения зависит от возраста и тяжести аномалии.

Большая часть специалистов считает, что сверхкомплектные зубы следует обязательно удалять. Если удалить их еще в раннем возрасте, то постоянные зубы сами отрегулируют свое положение и ортодонтическое лечение не понадобится. Если же положение комплектных зубов уже сильно изменилось к моменту удаления сверхкомплектных, то показано ортодонтическое лечение.

Если сверхкомплектные зубы прорезываются в сторону зубного ряда и не деформируют челюсти, то их удаление лучше отсрочить до прорезывания, чтобы не травмировать зачатки комплектных зубов и альвеолярные отростки челюстей. Вообще при наличии ретенированных сверхкомплектных зубов требуется простимулировать их прорезывание, и только потом заниматься удалением.

Полезная статья?

Сохрани, чтобы не потерять!

Читайте также

www.32top.ru

8.Аномалии количества и прорезывания зубов

К аномалиям количества зубов относят гипердентию и гиподентию. В виду того, что хирургические методы лечения гиподентии (имплантация зубов, пересадка зачатков зубов и др.) в детском возрасте применяются исключительно редко, мы останавливаться на этой проблеме не будем.

В детском возрасте хирургическое лечение проводится чаще всего при гипердентии. Сверхкомплектные зубы в детском возрасте локализуются преимущественно (около 95%) в области центральных и боковых резцов верхней челюсти. Клинически патология проявляется, как правило, в сменном прикусе. Наличие сверхкомплектных зубов в толще альвеолярного отростка вызывает ретенцию (задержку прорезывания) комплектных постоянных зубов или (и) их аномалийное положение в зубном ряду (диастема, тортоаномалия, оральное или вестибюлярное положение и др.). Несмотря на аномалию положения, зубы эти устойчивы, а перкусия их безболезненна. Альвеолярный отросток при этом утолщен, пальпация его безболезненна. Слизистая альвеолярного отростка бледно-розовая. Если же сверхкомплектный зуб прорезался, то диагностика заболевания не представляет трудностей. Тем не менее, все больные с данной патологией нуждаются в рентгенологическом обследовании, так как сверхкомплектных зубов у одного больного может быть несколько, зубы эти часто имеют аномальную форму, размеры, локализацию и др.

Лечение детей с данной патологией, как правило, комплексное (хирургическое и ортодонтическое) в зависимости от клинико-рентгенологической картины заболевания. Если сверхкомплектные зубы вызывают аномалию положения комплектных постоянных зубов или же другие патологические состояния (боль, гайморит, фолликулярная киста, остеомиелит и др.), то эти зубы следует удалить с последующим проведением ортодонтического или другого лечения. Если же сверхкомплектные зубы расположены в зубном ряду и не вызывают эстетических и функциональных нарушений, то хирургическое лечение больных не требуется.

При локализации сверхкомплектных зубов во фронтальном отделе верхней челюсти оперативный доступ наиболее целесообразен со стороны неба. Для удаления ретинированных сверхкомплектных зубов в этом случае требуется отслойка слизисто-надкостного лоскута в переднем отделе твердого неба и удаление кортикальной пластинки челюсти. Вестибюлярное положение этих зубов по отношению к комплектным постоянным зубам встречается исключительно редко. После удаления сверхкомплектных зубов практически все дети нуждаются в ортодонтическом лечении.

К аномалиям прорезывания зубов относят преждевременное прорезывание и ретенцию зубов.

При преждевременном прорезывании постоянного зуба главная задача врача заключается в том, чтобы сохранить этот зуб, корень у которого еще совсем не сформирован. С целью защиты зуба от функциональной нагрузки применяют различные защитные приспособления (пластинки, каппы и др.), которыми больные пользуются до формирования корня зуба.

Ретенция зуба - это задержка прорезывания его. Ретинированными называют зубы, находящиеся в толще альвеолярного отростка после оптимальных сроков их прорезывания, у которых закончилось или заканчивается формирование корней. Патология в детском возрасте встречается не так уж и редко - у 3% детей, находящихся на лечении у хирурга-стоматолога (А.К. Корсак, Т.Н. Терехова, 1999). Чаще встречается у мальчиков (64%). Ретинированными чаще всего бывают отдельные постоянные зубы, но могут встречаться и случаи множественной ретенции постоянных зубов (херувизм и др.). Причины ретенции отдельных комплектных постоянных зубов разнообразны. Это может быть травма зубов и челюстей, воспалительные процессы в челюсти, недостаток места в зубном ряду, гипердентия, неправильное положение зачатка зуба, однотогенные и др. опухоли и т.д. При клиническом обследовании этих детей можно выявить утолщение альвеолярного отростка челюсти и отсутствие зуба в зубном ряду. Для окончательной диагностики требуется рентгенологическое обследование (внутриротовые рентгенограммы, ортопантомография и др.). По нашим данным, в детском возрасте наиболее часто (85,5%) встречается ретенция центральных и боковых резцов на верхней челюсти, значительно реже (13,0%) выявляется ретенция клыков верхней челюсти и лишь в 1,5% случаев ретенция других зубов. Ретенция резцов верхней челюсти диагностируется обычно в возрасте 8-10 лет, а ретенция клыков - в 13-15 лет. Основная причина ретенции резцов верхней челюсти - наличие в толще альвеолярного отростка сверхкомплектных зубов, а ретенция клыков связана в основном с аномалией положения зачатка зуба и (или) дефицитом места для них в зубном ряду.

Лечение ретенции отдельных постоянных зубов чаще всего комплексное (хирургическое и ортодонтическое) и зависит от причины аномалии, положения зуба в челюсти и степени формирования корня его. Следует отметить, что если корень ретинированного зуба сформирован, то теряется биологическая потенция к его самостоятельному прорезыванию, что часто требует "вытяжения" зуба ортодонтическим путем или его удаления. План лечения больных составляется совместно с врачом-ортодонтом после окончательной постановки диагноза. При составлении плана лечения ребенка возможно несколько принципиальных вариантов решения этой проблемы:

- лечение (в том числе хирургическое) в ближайшее время не проводится;

- лечение проводится с удалением ретинированного зуба;

- лечение проводится с сохранением зуба.

Лечение (в том числе и хирургическое) не проводится в том случае, если ретенция отдельного зуба не ведет к развитию других патологических состояний у ребенка, как то: аномалия положения зубов, болевой синдром, одонтогенная киста, симптомы воспаления, обусловленные ретинированным зубом и др. Альтернатива операции в этом случае - клинико-рентгенологическое наблюдение за больным в динамике.

Лечение с удалением ретинированного зуба (10% случаев) проводится тогда, когда зуб расположен горизонтально или под острым углом к окклюзионной плоскости; если он развернут на 180 градусов; если для него нет или недостаточно места в зубном ряду; если он имеет неправильную анатомическую форму и в других случаях, когда положение зуба не может быть нормализовано ортодонтическим путем. План операции удаления ретинированного зуба составляется в каждом конкретном случае индивидуально в зависимости от клинико-рентгенологической картины заболевания. Однако оперативный доступ к ретинированным клыкам на верхней челюсти осуществляется чаще всего со стороны неба. Операцию в детском возрасте предпочтительнее проводить под общим обезболиванием.

Лечение с сохранением ретинированного зуба условно можно разделить на 2 этапа: этап хирургического вмешательства и этап ортодонтического лечения.

Если ретенция постоянных зубов обусловлена наличием в толще альвеолярного отростка челюсти сверхкомплектных зубов, то их следует удалить с последующим применением мер для стимуляции прорезывания комплектных зубов (раздражающие пластинки, накусочные пластинки, массаж, физиотерапия и др.). В том случае, когда корни ретинированных постоянных комплектных зубов еще не сформированы, применение вышеуказанных мероприятий в течение 6-12 месяцев дает положительные результаты. Если же консервативные мероприятия были безуспешными, то следует прибегнуть к оперативному вмешательству - обнажению коронок ретинированных зубов. Последующая нормализация положения этих зубов проводится с помощью ортодонтических аппаратов (оптимальнее всего брекет-систем). В тех случаях, когда изначально выявлено, что корни ретинированных зубов сформированы или зубы расположены под углом, то применение консервативных мероприятий (раздражающих пластинок и др.) мы считаем нецелесообразным. В этом случае сразу же после удаления сверхкомплектных зубов следует провести обнажение коронок ретинированных зубов с последующим направлением ребенка к ортодонту.

Таким образом, можно констатировать, что ретинированные комплектные отдельные постоянные зубы со сформированными корнями, имеющие вертикальное или под углом (не более 45 градусов) положение в толще альвеолярного отростка, можно переместить в зубной ряд ортодонтическим путем после обнажения коронок этих зубов хирургическим путем и создания места для них в зубном ряду. Во время обнажения коронки ретинированного зуба возможно небольшое иссечение кости по направлению вытяжения зуба. В конце операции костную рану тампонируют узкой йодоформной марлей, располагая ее вокруг коронки зуба. Ортодонтическое лечение начинают не позже 12-14 дней после операции после удаления йодоформной марли, еще до полного заживления послеоперационной раны.

В некоторых случаях речь следует вести не столько о ретенции зубов, сколько о их дистопии, когда зубы расположены вне альвеолярного отростка (в области ветви нижней челюсти и т.п.). В этих случаях зубы подлежат удалению только тогда, если они - причиной других патологических процессов (воспаления, опухоли и т.п.). В противном случае необходимо наблюдение за больным в динамике.

studfiles.net

STOMWEB - Статья - Аномалии зубов у детей

Введение

Диагностика и ведение пациентов с зубными аномалиями составляет важную часть детской стоматологии. Несмотря на то, что большинство зубных аномалий проявляются в детском возрасте, многие из них диагностируются неверно или остаются не леченными, что, вероятно, связано с недостатком опыта или с тем, что случай расценивают как “слишком сложный”. В некоторых случаях желательно провести медико-генетическую консультацию. Это позволит не только поставить правильный диагноз, но и дать соответствующее заключение о прогнозе и риске приобретения заболевания у будущих поколений. Во многих случаях наличие наследственного стоматологического заболевания у одного ребенка не останавливает семью от рождения других детей, но важно предоставить родителям и самим болеющим детям необходимую информацию, на основании которой они будут принимать решения.  Генетические консультации обычно доступны в большинстве детских медицинских учреждений.

В данной главе при рассмотрении отдельных врожденных патологий делается ссылка на данные в OMIM (онлайн-каталоге фенетических маркеров у человека). Эта онлайн система базы данных представляет собой перечень наследственных заболеваний, разработанный доктором Victor McKusick из университета Джонса Хопкинса и Национальным центром биотехнологической информации (см. список использованной и рекомендуемой литературы ниже).

Этапы лечения пациентов с зубными аномалиями

  • Информирование и поддержка ребенка и родителя.
  • Постановка диагноза.
  • Медико-генетическое консультирование.
  • Междисциплинарный подход к составлению окончательного плана лечения.
  • Устранение болевого симптома.
  • Восстановление эстетики.
  • Обеспечение адекватного функционирования зубочелюстной системы.
  • Сохранение межальвеолярной высоты.
  • Использование промежуточных реставраций у детей и подростков.
  • Планирование окончательного лечения в оптимальном возрасте.

Планирование лечения детей с зубными аномалиями.

Планирование лечения должно быть мультидисциплинарным. В процесс принятия решения необходимо вовлекать ребенка и родителей, а также следует учитывать текущие и будущие потребности ребенка, его развитие. Несмотря на то, что дети справляются с рядом аппаратов и лечебных манипуляций в детском возрасте, ранний подростковый возраст представляет собой период социальной адаптации, а также переходных изменений в прикусе. Возможно, это время является наиболее сложным для составления долгосрочного плана лечения. Больше всего подростки обеспокоены эстетикой, однако для осуществления постоянной реставрации может быть слишком рано; может потребоваться объемное ортодонтическое лечение или более поздняя ортогнатическая хирургия. В учреждениях имеются различные коллективы специалистов для планирования лечения и/или ведения данных пациентов. Список этих специалистов представлен ниже. Обратите внимание на вовлечение участкового стоматолога общей практики, который лечит ребенка.

Комплексный подход осуществляется при участии:

  • детского стоматолога;
  • ортодонта;
  • ортопеда;
  • хирурга;
  • логопеда;
  • клинического психолога;
  • участкового стоматолога общей практики.

При лечении детей с редкими патологиями зубов крайне важно обращаться за советом к коллегам. Местное и международное сотрудничество создает лучшие возможности для расширения наших знаний и совершенствования результатов лечения этих детей.

Зубные аномалии на разных стадиях развития зуба

Зубные аномалии удобно рассматривать по стадиям развития, на которых они появляются.

Миграция клеток нервного гребня (эктомезенхимы) в жаберные дуги.

  • Удвоение зубных дуг.

Стадия формирования зубной пластинки

Индукция и пролиферация

  • Гиподентия/олигодентия/адентия (которые могут быть связаны с другими характеристиками эктодермальной дисплазии).
  • Сверхкомплектные зубы.
  • Слияние зубов (удвоенные или слившиеся зубы).
  • Одонтомы (сочетанные и составные).
  • Одонтогенные опухоли, в частности разнообразные амелобластические фибромы/фибродентиномы/фиброодонтомы (в зависимости от дифференцировки и наличия и вида кальцификации в пределах поражения).
  • Одонтогенные кератоцисты.

Дифференцировка тканей

Дефекты формирования зубных тканей

  • Региональная одонтодисплазия.

Морфологическая дифференцировка

Аномалии размера и формы

  • Макродентия.
  • Микродентия (изолированная или как часть синдрома).
  • Инвагинированная одонтома (инвагинированный зуб).
  • Эвагинированная одонтома (эвагинированный зуб).
  • Бугорок Карабелли.
  • Когтевидный бугорок.
  • Резцы Гетчинсона и моляры в виде тутовой ягоды при врожденном сифилисе.
  • Тауродонтизм.

Отложение веществ

Формирование органического матрикса и минерализация

  • Эмаль:
  • Несовершенный амелогенез.
  • Хронологическая гипоплазия эмали.
  • Гипоплазия моляров и резцов.
  • Непрозрачность эмали.
  • Флюороз.
  • Дентин:
  • Несовершенный дентиногенез.
  • Дисплазия дентина.
  • Витамин D-резистентный рахит.
  • Очаги внутрикоронковой резорбции, возникающие до прорезывания зуба.

Прорезывание зуба и формирование корня

  • Преждевременное прорезывание.
  • Натальные и неонатальные зубы.
  • Позднее прорезывание.
  • Эктопическое прорезывание.
  • Киста прорезывания.
  • Транспозиция зубов.
  • Ретенция зубов.
  • Остановившееся формирование корня в связи с системным заболеванием (или лечением системного заболевания).
  • Невозможность прорезывания в связи при несовершенном амелогенезе.
  • Невозможность прорезывания при ключично-черепной дисплазии.
  • Невозможность прорезывания при херувизме.
  • Невозможность прорезывания, обусловленная воспалительными фолликулярными кистами.

Вероника МедведеваАлевтина КузнецоваВероника Ажет

Другие статьи

Методика сохранения соединительнотканных волокон при операциях на костных структурах

Giano Ricci 161

Что такое регенеративная эндодонтия?

American Association of Endodontists 6668

Морфология и препарирование полости доступа зубов верхней челюсти

James L. Gutmann and Bing Fan 15197

stomweb.ru


Смотрите также