Книга: М. С. Лебедянский «Гравер петровской эпохи Алексей Зубов». Гравер алексей зубов


Зубов, Алексей Фёдорович

«Панорама Санкт-Петербурга», 1716

Алексе́й Фёдорович Зу́бов ( 1682 — 1751 ) — гравёр чёрной манерой и резцом. Младший брат гравера Ивана Зубова .

Творчество

Сначала живописец при Оружейной палате , с 1699 обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674 , за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга , выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы , награвированному Яном Бликландтом , лучшее произведение А.Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме », 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой », 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

С 1711 года Зубов работал в Санкт-Петербурге . Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.

В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок ещё был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны ещё были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нём — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году . Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870 ) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.

Работы

Семья

Литература

Ссылки на "Зубов, Алексей Фёдорович"

www.cruer.com

ЗУБОВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ЗУБОВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ - российский гра­вёр.

Сын Ф. Е. Зу­бо­ва, брат И. Ф. Зу­бо­ва. Учил­ся сна­ча­ла в ико­но­пис­ной мас­тер­ской Ору­жей­ной па­ла­ты у Т. И. Фи­лать­е­ва (1689-1690 годы) и Г. Т. Зи­новь­е­ва (с 1690 года), а за­тем - в Гра­ви­ро­валь­ной па­ла­те у А. Шхо­не­бе­ка (с 1699 года). В 1704-1705 годах на­хо­дил­ся в рас­по­ря­же­нии Ту­рец­кой ко­мис­сии, уточ­няв­шей гра­ни­цы и из­го­тов­ляв­шей кар­ты по­сле за­клю­че­ния ми­ра с Тур­ци­ей. С 1706 года ра­бо­тал в Ору­жей­ной па­ла­те. В 1711 году пе­ре­ехал в Санкт-Пе­тер­бург, где ра­бо­тал до 1727 года (вме­сте с П. Пи­кар­том) стар­шим мас­те­ром гра­ви­ро­валь­ной мас­тер­ской при Санкт-Пе­тербургской ти­по­гра­фии.

Луч­ший русский гра­вёр первой половины XVIII века, Зубов наи­бо­лее пол­но вы­ра­зил дух Пет­ров­ской эпо­хи, ко­гда кар­ты и пла­ны сра­жений, изо­бра­же­ния ба­та­лий, за­воё­ван­ных го­ро­дов и по­бед­ных фей­ер­вер­ков гра­ви­ро­ва­лись не­мед­лен­но по сле­дам со­бы­тий (пре­имущественно в тех­ни­ке офор­та), раз­да­ва­лись в ар­мии, про­да­ва­лись «вез­де на Мо­ск­ве и в го­ро­дех», рас­сы­ла­лись Пет­ром I за гра­ни­цу в ви­де «пре­зен­тов». Та­ко­вы лис­ты «Кни­ги Мар­со­вой» (1712-1714 годы), «Свадь­ба Пет­ра I и Ека­те­ри­ны в Зим­нем двор­це… в 1712 году» (1712 год), «Ба­та­лия Пол­тав­ская» (1714 год, совместно с Пи­кар­том), «Мор­ское сра­же­ние у мы­са Ган­гут» (1715 год), «Сра­же­ние при Грен­га­ме» (1721 год).

Зубова мож­но на­звать и ос­но­во­по­лож­ни­ком «пе­тер­бург­ской ви­до­пи­си», ро­до­на­чаль­ни­ком ве­ду­ты в русском искусстве. Он по­свя­тил но­вой сто­ли­це многие лис­ты, вклю­чая ог­ром­ную «Па­но­ра­му Пе­тер­бур­га» (гра­вю­ра рез­цом, 1716 год), точ­но фик­си­рую­щую об­лик мо­ло­до­го го­ро­да (гра­вю­ра пе­ча­та­лась с 8 до­сок; од­но­вре­мен­но бы­ло на­пе­ча­та­но 11 «ма­лых ви­дов» Санкт-Пе­тер­бур­га, ис­пол­нен­ных Зубовым и А. И. Рос­тов­це­вым). В про­из­ве­де­ни­ях Зубова ак­со­но­мет­ричное изо­бра­же­ние ар­хи­тек­ту­ры и пей­за­жа со­че­та­ет­ся с эле­мен­та­ми пря­мой пер­спек­ти­вы.

В 1732 году вер­нул­ся в Мо­ск­ву и по­след­ние два де­ся­ти­ле­тия сво­ей жиз­ни про­вёл, вы­пол­няя за­ка­зы Си­но­даль­ной ти­по­гра­фии, гра­ви­руя кар­ты для «Ат­ла­са Все­рос­сий­ской им­пе­рии» и вы­ре­зая мед­ные дос­ки для пе­ча­ти гер­бо­вой бу­ма­ги. О вы­ну­ж­ден­ной ар­ха­ич­но­сти язы­ка его по­след­них ра­бот сви­де­тель­ст­ву­ет ог­ром­ный «Вид Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря», ис­пол­нен­ный совместно с бра­том (за­кон­че­на в 1744 году).

Литература
  • Ко­ме­ло­ва Г. Н. «Па­но­ра­ма Пе­тер­бур­га» – гра­вю­ра ра­бо­ты А. Ф. Зу­бо­ва // Куль­ту­ра и ис­кус­ст­во Пет­ров­ско­го вре­ме­ни. Л., 1977;
  • Алек­сее­ва М. А. Гра­вю­ра Пет­ров­ско­го вре­ме­ни. Л., 1990; Ле­бе­дян­ский М. С. А. Зу­бов. Пер­вый ви­до­пи­сец Пе­тер­бур­га. М., 2003.
Статью разместил(а)

Скиженок Алексей Владимирович

редактор

w.histrf.ru

ЗУБОВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ 1682 -1750 Крупнейший русский гравер

ЗУБОВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ (1682 -1750) Крупнейший русский гравер петровской эпохи, один из первых мастеров светской гравюры.

• После смерти в 1689 г. отца - Федора Зубова, выдающегося иконописца Оружейной палаты, - братьев Зубовых, Алексея и старшего Ивана (впоследствии тоже гравера) зачисляют туда учениками-иконописцами. • В 1699 г. Зубов был определен в ученики к голландскому граверу А. Шхонебеку. • Шхонебек научил Зубова работе в технике офорта, резцовой гравюры и так называемой "черной манеры" меццо-тинто. • В 1710 -11 гг. появляется первое крупное произведение Зубова - гравюра "Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы", второй вариант которой он заканчивает уже в Петербурге.

1711 г. 1710 г.

"Свадьба Петра I и Екатерины в Зимнем дворце. . . " (1712)

Баталия при Гренгаме" (1721)

present5.com

Зубов Алексей Федорович - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Панорама Санкт-Петербурга», 1716

Алексе́й Фёдорович Зу́бов (1682—1751) — гравёр чёрной манерой и резцом. Младший брат гравера Ивана Зубова.

Творчество[ | ]

Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699 обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Яном Бликландтом, лучшее произведение А.Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

С 1711 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.

В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок ещё был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны ещё были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нём — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.

Работы[ | ]

Семья[ | ]

Литература[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid

М. С. Лебедянский. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов

Гравер петровской эпохи Алексей Зубов

Алексей Зубов - художник-реалист новой поры русского искусства. Сын известного иконописца и знаменщика московской Оружейной палаты Федора Евтихиева Зубова, он в своем творчестве соединил опыт и традиции русского искусства XVII века с мастерством западноевропейской гравюры, открыв новые возможности для развития русской гравюры. Издание содержит репродукции гравюр мастера.

Издательство: "Искусство" (1973)

Формат: 84x108/32, 90 стр.

Купить за 300 руб на Озоне

Другие книги схожей тематики:

АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    М. С. ЛебедянскийГравер петровской эпохи Алексей ЗубовАлексей Зубов - художник-реалист новой поры русского искусства. Сын известного иконописца и знаменщика московской Оружейной палаты Федора Евтихиева Зубова, он в своем творчестве соединил опыт и… — Искусство, (формат: 84x108/32, 90 стр.) Подробнее...1973300бумажная книга
    М. С. ЛебедянскийГравер петровской эпохи Алексей ЗубовАлексей Зубов - художник-реалист новой поры русского искусства. Сын известного иконописца и знаменщика московской Оружейной палаты Федора Евтихиева Зубова, он в своем творчестве соединил опыт и… — Искусство, (формат: 84x108/16, 90 стр.) Подробнее...1973380бумажная книга

    См. также в других словарях:

    • Зубов, Алексей Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зубов. Алексей Фёдорович Зубов Дата рождения: 1682 год(1682) Жанр: гравюра …   Википедия

    • Зубов Ал. Фед — ЗУБОВ Ал. Фед. (1682 1751) гравер, учился гравированию на меди у голландца А. Схонебека в моск. Оружейной палате, где он работал до 1711, когда был послан в С. Петербург. Здесь он возглавлял гравировальную мастерскую при типографии вплоть до ее… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    dic.academic.ru

    Реферат Зубов Алексей

    скачать

    Реферат на тему:

    План:

      Введение
    • 1 Творчество
    • 2 Работы
    • 3 Семья
    • Литература

    Введение

    «Панорама Санкт-Петербурга», 1716

    Алексе́й Фёдорович Зу́бов (1682 — ? после 1741)— гравёр чёрной манерой и резцом.

    1. Творчество

    Сначала живописец при Оружейной палате, с 1699 обучался у Адриана Шхонебека «грыдоровать гербы» (для гербовой бумаги). Для доказательства своих познаний в гравировании, Зубов уже в 1701 представил в Оружейную палату копию с голландской Библии 1674, за подписью: «по фрески Сошествие Святого Духа».

    Зубов скоро стал искусным гравёром и награвировал много больших листов, в которых достиг высокой техники. Огромный вид Санкт-Петербурга, выгравированный им на 8 досках, в пару виду Москвы, награвированному Ив. Бликландтом, лучшее произведение Зубова. Ему также принадлежат изображения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен — панорам берегов Невы.

    С 1714 года Зубов работал в Санкт-Петербурге. Был старшим мастером при Санкт-Петербургской типографии. После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, Зубов делает портрет императрицы (1726, с оригинала И. Адольского), гравирует, вместе с П. Пикартом, конный портрет Петра (1726), исполняет по заказу А. Д. Меншикова портреты жены и дочери «светлейшего» князя — Д. М. и М. А. Меншиковых (1726). Осенью 1727 г. закрывается Санкт-Петербургская типография, при которой Зубов состоял с момента приезда в северную столицу. После отставки он вынужден был, как и его брат, превратиться в мастера народных лубочных картинок. Художник пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но постоянную работу там так и не получил. К 1730 г. он возвращается в Москву.

    В старой столице Зубов по-прежнему трудится очень интенсивно. В 1734 году он создает портреты Петра I, Петра II и Анны Иоанновны. Много работает по заказам церквей и богатых горожан. Но вещи Зубова этого времени показывают, сколь тонок еще был слой новой культуры, сколь сильно зависели русские художники от окружения, сколь сильны еще были традиции допетровской эпохи. Тому свидетельство — известный «Вид Соловецкого монастыря» — огромная гравюра, выполненная Зубовым совместно с братом Иваном в 1744 году. Словно и не было видов Петербурга, баталий, портретов. Словно не было самой петровской эпохи. Словно никогда не покидал Зубов Москвы и Оружейной палаты. Последние известные нам работы гравера датированы 1745 годом, а последнее упоминание о нем — 1749-м. Умер мастер в бедности и безвестности.

    Последний лист, выгравированный Зубовым, отмечен в 1741 году. Лучшие его портреты чёрной манерой: «Екатерины I», «Петра I», двух княгинь «Дарьи и Марьи Меншиковых» — чрезвычайно редки; резцом — «Екатерины I», «Головина» и «Стефана Яворского». У Ровинского («Русские граверы», М. 1870) приведён список 110 досок работы Зубова. Некоторые доски сохранились до настоящего времени и даже способны давать ещё хорошие отпечатки.

    2. Работы

    • Торжественное вступление русских войск в Москву после Полтавской победы 21 декабря 1709 г, 1711

    • Пленные Шведские корабли, введённые в Санкт-Петербург после Гангутского сражения, 1715

    • Летний дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге, 1716 год

    • Петровские ворота Петропавловской крепости, 1716

    • View of Catherinehof, 1716.

    • 4 пленных Шведских фрегата, введённые в Неву после победы в битве при Гренгаме, конец 1720-х.

    3. Семья

    • Отец Фёдор Зубов (ум. 1689) — икононописец
    • Брат Иван (1667 — после 1744) — гравёр резцом.

    wreferat.baza-referat.ru

    М. С. Лебедянский. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов

    Гравер петровской эпохи Алексей Зубов

    Алексей Зубов - художник-реалист новой поры русского искусства. Сын известного иконописца и знаменщика московской Оружейной палаты Федора Евтихиева Зубова, он в своем творчестве соединил опыт и традиции русского искусства XVII века с мастерством западноевропейской гравюры, открыв новые возможности для развития русской гравюры. Издание содержит репродукции гравюр мастера.

    Издательство: "Искусство" (1973)

    Формат: 84x108/32, 90 стр.

    Купить за 300 руб на Озоне

    Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
      М. С. ЛебедянскийГравер петровской эпохи Алексей ЗубовАлексей Зубов - художник-реалист новой поры русского искусства. Сын известного иконописца и знаменщика московской Оружейной палаты Федора Евтихиева Зубова, он в своем творчестве соединил опыт и… — Искусство, (формат: 84x108/32, 90 стр.) Подробнее...1973300бумажная книга
      М. С. ЛебедянскийГравер петровской эпохи Алексей ЗубовАлексей Зубов - художник-реалист новой поры русского искусства. Сын известного иконописца и знаменщика московской Оружейной палаты Федора Евтихиева Зубова, он в своем творчестве соединил опыт и… — Искусство, (формат: 84x108/16, 90 стр.) Подробнее...1973380бумажная книга

      См. также в других словарях:

      • Зубов, Алексей Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зубов. Алексей Фёдорович Зубов Дата рождения: 1682 год(1682) Жанр: гравюра …   Википедия

      • Зубов Ал. Фед — ЗУБОВ Ал. Фед. (1682 1751) гравер, учился гравированию на меди у голландца А. Схонебека в моск. Оружейной палате, где он работал до 1711, когда был послан в С. Петербург. Здесь он возглавлял гравировальную мастерскую при типографии вплоть до ее… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

      dic.academic.ru