III. Профессиональная гигиена полости рта. Контролируемая чистка зубов


Индивидуальная и контролируемая чистка зубов.

Индивидуальная чистка зубов

С помощью обычной гигиенической чистки зубов удаляется зубной налет с наружной, внутренней и жевательной поверхностей зубов.

Существуют несколько методов чистки зубов. Детям, начиная с 5 – 6-летнеговозраста и подросткам (при условии, что они чистят зубы с 5 – 6 летнего возраста) рекомендуется двукратная чистка (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щеткой и любой гигиенической зубной пастой или фторсодержащей, придерживаясь следующейстандартной методики.

1)Поместите зубную щетку под углом к десне в месте ее прикрепления к зубам.

2)Легкими скребущими движениями передвигайте щетку от десны к режущему краю или жевательной поверхности;

3)Очищайте наружные (со стороны губ и щек) поверхности двух рядом стоящих зубов одновременно сначала верхней, а потом нижней челюсти, удерживая щетинки под углом к деснам.

4)Точно таким же образом очищайте внутренние (со стороны языка и неба) поверхности зуба.

5)Очищайте жевательные поверхности зубов возвратно-поступательнымидвижениями, не давите сильно, чтобы позволить щетинкам входить в фиссуры зубов.

6)Для очищения внутренних поверхностей зубов фронтального отдела верхней и нижней челюстей, поставьте зубную щетку вертикально и ее кончиком сделайте несколько легких движений вверх-вниз(скребущие движения).

7)Чистка заканчивается круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов, десен, перемещением щетки слева направо.

8)Закончите процедуру очищением спинки языка от корня до кончика нежными скребущими движениями щетки.

9)Прополощите рот питьевой водой.

Зубы надо чистить нежно, короткими движениями с достаточным давлением, чтобы чувствовать щетинки на деснах, очищение зубов происходит кончиками щетинок, поэтому их нельзя сгибать. Необходимо часто менять положение зубной щетки, передвигаясь медленно по поверхности каждого зуба. Зубная щетка может очищать одновременно только два зуба, поэтому необходимо примерно 3 минуты, чтобы хорошо очистить все зубы. Обычно рекомендуется щетка с мягкими щетинками и закругленными кончиками. Мягкими щетинками меньше риска повредить десну. Головка зубной щетки должна быть маленькой, чтобы можно было достать каждый зуб. Зубную щетку необходимо менять, как только щетинки деформируются (загибаются), обычно через 3-4месяца.

Контролируемая чистка зубов – это чистка зубов, которую самостоятельно осуществляет пациент в присутствии специалиста(врача-стоматолога,гигиениста). Она является этапом обучения пациента рациональной чистки зубов, а также входит составной частью в профессиональную гигиену полости рта.

Методика проведения контролируемой чистки зубов:

В первое посещение проводят осмотр полости рта, регистрируют состояние зубов и десен (окрашивают, определяют индексы). Пациенту объясняют связь между зубным налетом и болезнями пародонта, демонстрируют зубной налет на его зубах перед зеркалом с помощью инструментов, дают рекомендации по правильному выбору зубной щетки, межзубных (промежуточных) очистителей, зубных паст, а также по уходу за зубами (время, продолжительность, частота).

На второй прием пациент является к врачу с новой зубной щеткой. Пациенту демонстрируют чистку зубов на фантоме, при этом подчеркивают правильное положение и манипуляции зубной щетки. Избирают адекватный метод индивидуальной гигиены полости рта. За этим следует демонстрация чистки зубов пациента перед зеркалом.

Во время третьего посещения пациент чистит зубы самостоятельно, после чего врач определяет и демонстрирует с помощью красителя зубной налет, не удаленный из труднодоступных участков зубного ряда. Если необходимо, делают замечания относительно техники чистки зубов. Проводят обучение правильному использованию межзубных очистителей и других вспомогательных средств. Пациенту демонстрируют чистку зубов и другие очищающие процедуры.

Четвертое и последующие посещения через 14, 30, 60 дней, во время которых проводят консультации и осуществляют контроль за правильным соблюдением пациентом гигиены полости рта.

74. Развитие, прорезывание и рассасывание корней временных зубов.

Развитие зубов – сложный процесс, начинающийся в первые недели внутриутробной жизни и продолжающийся ещё в течение нескольких лет после прорезывания зубов.

Этот процесс можно разделить на два больших этапа:

•период внутриальвеолярного развития

•период внеальвеолярного развития.

Зачатки молочных зубов образуются уже в первые недели внутриутробной жизни. Минеральные соли начинают откладываться в органическую закладку уже с 5-гомесяца. Прорезывание молочных зубов протекает от шестого месяца до 13 в следующем порядке: 1,2,4,3,5. Обычно нижние зубы прорезываются раньше верхних. Развитие корня обычно заканчивается через два года после прорезывания. В среднем через 4 года после этого начинается рассасывание корней. Период окончательного рассасывания корня, а также период элиминации молочных зубов соответствует в основном периоду прорезывания постоянных зубов.

Зуб

 

 

Месяц

 

 

после рождения

 

 

 

 

 

 

 

Центральные резцы нижней челюсти

6,5

 

 

 

 

Латеральные резцы нижней челюсти

7

 

 

 

 

Центральные резцы верхней челюсти

7,5

 

 

 

 

Латеральные резцы верхней челюсти

8

 

 

 

 

Первые моляры

 

 

12-16

 

 

 

 

Клыки

 

 

16-20

 

 

 

 

Вторые моляры

 

 

20-30

 

 

 

 

Сроки выпадения молочных зубов

Зуб

Возраст

 

 

(в годах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральные резцы

6-7

 

 

 

 

 

 

Боковые резцы

7-8

 

 

 

 

 

 

Первые моляры

9-11

 

 

 

 

 

 

Клыки нижней челюсти

9-12

 

 

 

 

 

 

Клыки верхней челюсти

10-12

 

 

 

 

 

 

Вторые моляры

10-12

 

 

 

 

 

 

75.Влияние зубных отложений на развитие кариеса. Зависимость устойчивости зубов к кариесу от свойств смешанной слюны: количество, вязкость, рН, буферная емкость.

Свойства слюны

Последствия изменения свойств слюны

 

 

1. Вязкость (т.е.

У лиц с повышенной вязкостью слюны зубы интенсивно

сопротивление

поражаются кариесом

течению)

Е.Г.Соколинская (1988 ) установила, что у детей, родившихся

Вязкость слюны

от матерей, страдавших токсикозом беременности,

из протока по

наблюдается сниженная реактивность слюнных желез, низкая

Оствальду

скорость тока слюны, высокая ее вязкость, небольшое

составляет

содержание ионов кальция и фосфатов

1,2-2,4ЕД

 

2. Буферная

Применение в течение длительного времени углеводистой

емкость, т.е

диеты снижает буферную емкость слюны, соблюдение

способность

высокобелковой диеты повышает ее. Стимулированная слюна

нейтрализовать

обладает более высокой емкостью, чем слюна, выделенная в

кислоты и

промежутке между приемами пищи. Поражаемость зубов

щелочи

кариесом меньше.

Концентрация

Установлены незначительные колебания рН в течение дня и

водородных

ночи ( снижение в ночное время ), снижение его после приема

ионов (рН)

пищи ( особенно углеводов )

- определяется

При снижении рН слюны увеличивается растворимость

наличие кислот в

гидроксилаппатита в ротовой жидкости.

ротовой

 

жидкости

 

- В норме рН

По данным В.К.Леонтьева: если рН= 6,8, то слюна

слюны равен

перенасыщена кальцием, если рН=6,0, то ротовая жидкость

6,5-6,9и для

становится кальций - дефицитной. Значит, колебания рН

каждого

смешанной слюны сами по себе не способны вызвать

индивидуума

деминерализацию, но могут активно влиять на поддержание

постоянен

динамического равновесия эмали зуба.

4. Скорость

Скорость секреции зависит от возраста (после 55 лет

слюноотделения

слюноотделение замедляется), от нервного возбуждения,

- во время сна V=

пищевого раздражения.

0,05 мл/мин

- Чем больше выделяется слюны, тем меньше зубы

- во время

поражаются кариесом

стимуляции= 2,0-

 

2,3 мл/ мин

 

Роль зубного налета в развитии кариеса

Зубной налет интенсивно образуется в первые сутки, а в последующие дни скорость отложения существенно снижается. Обязательным условием для его накопления является присутствие в полости рта микроорганизмов. В раннем зубном налете (первые 24 часа) присутствуют дескамированные эпительные клетки и лейкоциты. Зрелый

зубной налет представляет собой сложное образование, в котором главную рольиграют некальцинированные бактериальные массы, тесно прилегающие к поверхности зуба. В результате исследований было обнаружено, что в 1 мг зубного налета содержится от 5 до 800 млн микробов. Появление зубного налета начинается спустя несколько минут после образования безмикробной пелликулы. Через несколько дней зубной налет переходит в стадию зрелой зубной бляшки и представляет собой сложное структурное полимикробное образование толщиной 200 мкм. На этой стадии он наиболее опасен для эмали зубов, т.к. гидролитические ферменты и различные органические кислоты могут вызвать растворениепелликулы, химическое разрушение и растворение эмали зуба. При этом зубной налет удаляется вместе с отторгаемыми частями зубной эмали. В случае, когда происходит изменение состава микроорганизмов, снижение продукции кислоты и увеличение рН, накопление кальция и его отложение в виде фосфорных солей, из зубного налета образуется зубной камень.

studfiles.net

Контролируемая чистка зубов

Наверняка каждому из нас еще с детства приходилось слышать о необходимости ухода за ротовой полостью. Постоянные очищения зубов, применение разнообразных средств и методов гигиены – все это является залогом здоровья для ваших десен и зубов. Контролируемая чистка зубов представляет собой один из этапов лечебно-профилактических мероприятий, которые осуществляются в условиях стоматологического учреждения под руководством и контролем врача-стоматолога.

Контролируемая чистка зубов

При посещении стоматологической клиники врач-стоматолог не только проводит тщательный осмотр, но и осуществляет специальную санитарно-просветительскую работу. Гласной целью такой работы становится вырабатывание у человека серьезной мотивации к постоянному устранению вредных отложений (как мягких, так и твердых) на зубах во избежание возникновения разнообразных заболеваний пародонта.

Первым делом пациенту предлагается провести чистку зубов под контролем стоматолога. Все это дает возможность пациенту узнать насколько результативно и правильно он справляется с процессом очищения своих зубов. Сама же контролируемая чистка зубов включает в себя следующие этапы:

  • Очищение зубов пациента привычным для него самого способом. Этот этап необходим для того, чтобы стоматолог мог выявить ошибки, которые допускает пациент в процессе такой чистки;
  • Проводится нанесение на оставшийся на зубах пациента налет стойкого красителя - это необходимо для оценки эффективности чистки;
  • Оценка качества проведенной пациентом чистки. Благодаря нанесенному красителю места, в которых остался налет, будут окрашены. Также врач оценивает показатель гигиены и рассказывает пациенту о всех допущенных им ошибках;
  • Врач-стоматолог предлагает своему пациенту методы, с помощью которых получится исправить ситуацию. Врач показывает пациенту, в каком порядке необходимо осуществлять движения при чистке зубов (демонстрация проводится на специальных моделях). Также пациенту предлагается использовать современные методы и средства гигиены ротовой полости, рассказывается, как правильно выбрать наиболее подходящую зубную нить, щетку и пасту, а также ополаскиватель для рта. Пациент получает подробную информацию о новейших способах и методов удаления зубного налета;
  • Врач предлагает пациенту опять провести чистку зубов, но уже с учетом всех сделанных ему замечаний;
  • Стоматолог снова оценивает количество налета и показатель гигиены и сравнивает данный результат с первоначальным.

По окончанию такой интересной и результативной демонстрации ухода за полостью рта, вряд ли кто-то сможет заявить о его неэффективности и бесполезности. Контролируемая чистка зубов является довольно полезным мероприятием и практически всегда дает определенный результат. Также следует отметить, что с особой эффективностью такой подход к гигиене зубов действует на детей, которых уж точно необходимо приучать к регулярному уходу, как за зубами, так и за всей ротовой полостью.

dental-help.ru

Контролируемая чистка зубов

Каждому человеку с детства известно об уходе за полостью рта. Регулярное очищение, использование различных средств гигиены – это залог здоровья для зубов и десен. Контролируемая чистка зубов – одна из стадий лечебно-профилактических мероприятий, которые проводятся в условиях стоматологических клиник и под руководством врача.

чистка зубов под контролем

На приеме в стоматологическом кабинете, наряду с тщательным осмотром, врач-стоматолог проводит особую санитарно-просветительскую работу. Целью ее является вырабатывание у пациента серьезной мотивации к регулярному избавлению от вредных отложений на зубах во избежание развития заболеваний пародонта.

В первую очередь предлагается выполнить чистку зубов под контролем врача. Пациенту предоставляется возможность узнать насколько правильно и эффективно он справляется с этой процедурой. Контролируемая чистка зубов проводится в несколько этапов:

• Чистка зубов привычным для пациента методом. На этом этапе врач выявляет ошибки, допускаемые в процессе;

• Покрытие оставшегося налета на зубах стойким красителем;

• Определение качества проделанной чистки зубов. В тех местах, где зубной налет не был удален, проявятся окрашенные участки. Рассчитывается показатель гигиены. При этом комментируются все ошибки допущенные пациентом;

• Врач предлагает способы, как исправить ситуацию. На специальных моделях, демонстрируется правильный порядок движений при чистке зубов. Предлагаются современные средства гигиены, даются рекомендации по верному выбору зубной щетки и зубной нити, пасты, ополаскивателей для полости рта. Рассказывается о современных методах и способах избавления от зубного налета;

• Предлагается снова почистить зубы, но уже с учетом замечаний;

• Снова рассчитываются показатели гигиены и выявляется разница с первоначальным результатом.

После такой эффективной и интересной демонстрации правильного ухода за зубами, вряд ли кто-то будет спорить о его бесполезности. Особенно хорошо такой подход действует на детей, которых жизненно необходимо приучать ухаживать за зубами ежедневно.

Stomatologia Другие похожие статьи по теме:

stomatologmed.ru

Занятие № 5.

Тема: Контролируемая чистка зубов и методика её проведения.

Цель занятия: Научиться проводить контролируемую чистку зубов.

Самостоятельная работа студентов (СРС): проведение контролируемой чистки зубов

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

  1. Что такое контролируемая чистка зубов?

  2. Что является показанием к проведению контролируемой чистки зубов?

  3. Каков алгоритм проведения контролируемой чистки зубов?

  4. Как часто необходимо проводить контролируемую чистку зубов?

Содержание темы:

Контролируемая чистка зубов – это чистка зубов, которую самостоятельно осуществляет пациент в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста). Она является этапом обучения пациента рациональной чистки зубов, а также входит составной частью в профессиональную гигиену полости рта.

Методика проведения контролируемой чистки зубов: зубы пациента обрабатывают окрашивающим раствором и определяют гигиенический индекс. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют величину индекса гигиены. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно и проводит коррекцию метода чистки зубов пациентом. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая и корректируя навыки пациента.

Рекомендуемая литература:

  1. Пахомов Г.Н. первичная профилактика в стоматологии. –М.: Медицина, 1982, с. 240, ил.

  2. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. - 184с: ил.

Занятие № 6.

Тема: Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

Цель занятия: изучить особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

Содержание темы:

Обучение детей — самый трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше всего его проводить в сочетании с активными и пассивными формами санпросветработы, т.е. чередовать эти мероприятия. Обязательными атрибутами обучения методам гигиены полости рта должны быть крупные игрушки (для младших детей), модели челюстей, рисунки, плакаты, зеркала, раковины. Обучение детей гигиене полости рта проводят с помощью бесед и уроков здоровья. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с классом (группой).

В различных возрастных группах детей характер обучающих занятий дифференцируется. В возрасте 2—4 лет они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации. Беседы и обучение должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровой ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и обучающую нагрузку.

Для детей 5—7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет (например, эритрозином). В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.

В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела гигиенического воспитания — обучения методам гигиены полости рта. У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7—8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем.

На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и значении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезываются и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1—4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важно проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.

На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно проверить знания по этому разделу.

На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен практическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с методами контроля гигиены.

В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей. Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога, стесняются друг друга. Поэтому с данным контингентом детей нужна очень серьезная предварительная разъяснительная работа. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развитиязаболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, возможность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.

Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный (группы детей) характер. Основной метод — беседы с детьми по вышеуказанной методике.

Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники. После первого приема ребенку рекомендуется на следующий прием (или вывешивается соответствующее объявление) приходить со своей зубной щеткой. Специально обученная медсестра проверяет качество зубной щетки, ее соответствие физиологическим параметрам полости рта ребенка, после чего перед зеркалом проводит весь необходимый комплекс обучающих мероприятий. В это же посещение или в следующее проводится после чистки зубов специальный профилактический сеанс (покрытие зубов фторлаком, обработка ремрастворами, фторидами, гелями и т.д.). В результате этих мероприятий появляется возможность широкого использования индивидуальной первичной профилактики кариеса зубов у детей в условиях поликлинического приема.

Перечисленные и широко применяемые методы и формы гигиенического воспитания не являются догмой. В каждом коллективе, проводящем первичную профилактику, найдутся свои оригинальные находки и усовершенствования. Однако, предлагаемая систематизация этих мероприятий позволяет учесть весь необходимый объем санитарно-просветительных и обучающих методов и может явиться базой для дальнейшего совершенствования важнейшего раздела профилактики кариеса зубов.

studfiles.net

III. Профессиональная гигиена полости рта

Профессиональная гигиена полости рта – система лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых в условиях стоматологической клиники, направленная на профилактику возникновения и прогрессирования заболеваний полости рта.

Выделяют четыре основных этапа проведения профессиональной гигиены полости рта:

  1. Контролируемая чистка зубов;

  2. Удаления зубных отложений;

  3. Шлифовка и полирование;

  4. Флюоризация.

1. Контролируемая чистка

Тщательное обследование пациента с обязательным расчетом индексов интенсивности кариеса (КПУ, КПУ+КП, КП), гигиенического индекса (ИГР-У), оценкой состояния слизистой оболочки полости рта и тканей пародонта (индекс КПУ). Необходимо определить вид прикуса, наличие активнодействующих факторов риска стоматологических заболеваний.

Далее необходимо сформировать у пациента положительную мотивацию к выполнению им правил гигиены полости рта. Важно информировать пациента о том, что от качества ухода за полостью рта зависит успех лечения заболеваний пародонта, сохранность здоровых зубов, пломб и реставраций.

Желательно провести контролируемую чистку зубов. Пациент чистит зубы индивидуальной зубной щеткой, а затем проводится окрашивание оставшегося налета (используют жидкий индикатор зубного налета Plaviso(Voco), таблетки «Dent» (Япония), «Динал» (Россия) и др.).

Одновременно производится демонстрация последовательности движений средств индивидуального ухода и порядка проведения массажа десен (на модели), производится подбор средств индивидуальной гигиены, даются рекомендации по подбору зубной щетки, зубной пасты, средств для междузубных промежутков и ополаскивателей, даются рекомендации по правильному питанию и использованию жевательной резинки. На данном этапе возможно привлечение печатной и видеопродукции.

2. Удаление зубных отложений

В первую очередь необходимо обязательно провести ирригацию полости рта растворами антисептиков (хлоргексидин, фурацилин, метрагил, прополис и др.) или настоями лекарственных трав (зверобой, ромашка, шалфей, календула, эвкалипт).

При необходимости следует провести местное аппликационное или инъекционное обезболивание.

Затем проводится непосредственное удаление зубных отложений.

Различают четыре типа воздействия на зубную бляшку.

1. Низкочастотное воздействие (Sonic)

Кончик инструмента осуществляет круговые колебательные движения до 1 мм с частотой 1500-1700 Гц. Инструмент укрепляется к разъему взамен обычного наконечника.

Эффективность применения данного метода очень низкая: кавитация не достигается, и при этом травмируются ткани пародонта. Sonicиспользуется только при удалении наддесневых зубных отложений. Противопоказано применение в области открытого цемента.

2. Ультразвуковое воздействие (ультразвуковые, магнитостринтивные скалеры)

Вибрация кончика – эллиптическая, с частотой 25000-30000 Гц, за счет колебания тонких металлических пластинок при подаче низковольтного электрического сигнала.

Кавитация – эффективная, особенно в сочетании с ирригацией растворами хлоргексидина, йода, фтора, соды. Генерирует тепло.

3. Пьезокерамическая (кристаллическая) системы передачи (пьезоэлектрические скалеры)

Кончик инструмента движется только в линейном (вперед-назад) направлении с частотой 45000 Гц. Более комфортабельны т.к. не генерируют тепло.

Следует помнить, что чем сильнее нажим инструмента, тем меньше эффективность.

4. Ультрадисперсное (порошково-струйное) воздействие (Air-Flow,EMS, Швейцария,Cavi-Jet,Dentsplay)

В отличие от кинетической энергии движущихся инструментов, - этот метод состоит в направленной подаче реактивной струи аэрозоля, содержащего воду и абразивное средство (профилактический порошок с бикарбонатом натрия и альфа-оксид алюминия). Благодаря возможности регулирования подачи воды в наконечник расширяются возможности применения данного метода: удаление зубных отложений, обработка фиссур перед запечатыванием, устранение глубоких пигментаций, препарирование небольших кариозных повреждений, подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.

Если при применении данных аппаратов не обеспечена достаточная подача воды, то температура рабочей части может достигнуть 200оС. Такие температуры приводят к травмам зубов и десен. Лучше всего себя зарекомендовала внутренняя подача воды к рабочей части инструмента. Вода не только охлаждает, но и за счет распыления ультразвуковыми волнами, смывает удаляемые отложения, очищая обрабатываемый участок. Этот водный туман во взвешенном состоянии выносит из ротовой полости массу микроорганизмов. Например, возбудители гепатита могут переносится воздушно-капельным путем в дыхательные пути и на восприимчивые участки глаз. Поэтому во время работы необходимо надевать маску и защитные очки.

Применяемые инструменты имеют различную форму рабочей части. Следует применять тонкий с закругленными краями инструмент. Однако при неправильном применении и такой инструмент тоже может повреждать зубы. Эффективная зона действия инструмента проходит вдоль его продольной оси. Никогда нельзя обрабатывать зуб непосредственно острием ультразвуковой насадки, т.к. это может привести к сколам эмали и даже, более того, дентина. Следует соблюдать осторожность при обработке краев пломб! Края пломб могут быть повреждены микроколебаниями инструмента и отсоединится от зуба, что увеличивает возможность возникновение вторичного кариеса. Неправильное использование инструментов может также способствовать расцементировке несъемных ортопедических конструкций. Следует помнить, что при частом использование рабочая часть инструмента изнашивается и, во избежании поломок, инструмент подлежит замене два раза в год. Рабочую часть инструмента нужно вести вдоль оси зуба без давления. Отделение зубного камня происходит благодаря ультразвуковым колебаниям, а из-за давления на инструмент. Если после обработки ультразвуковыми приборами и пневмоскалерами на поверхности зуба остаются островки зубного камня, то последующая обработка должна производится ручными пародонтальными инструментами. Они сконструированы таким образом, чтобы была возможность очищать любые поверхности зубов. Для этого они соответствующим образом изогнуты, закручены и имеют острые режущие грани на конце. Это дает возможность срезать застарелые отложения, оставляя при этом относительно гладкую поверхность.

studfiles.net

Контролируемая чистка зубов и

Методика её проведения.

 

Рациональная гигиена полости рта с использованием зубной щетки и пасты является неотъемлемой частью общей гигиены человека. Эффективность ее во многом зависит от методов чистки зубов и десен.

Каждый пациент должен быть убежден в том, что тщательный и правильный уход за полостью рта является самой важной профилактической и вспомогательной терапевтической процедурой.

В задачу стоматолога входит обучение пациентов поддержанию такого уровня гигиены полости рта, который был бы достаточным для предупреждения кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Число посещений для проведения мероприятий по гигиене полости рта зависит от индивидуальных особенностей пациента.

Рекомендуется вначале четыре посещения стоматолога с интервалом в 2 – 3 дня, затем постепенно интервалы увеличивают до 14, 30, 60 дней и более, в зависимости от состояния тканей пародонта и умения больного поддерживать гигиеническое состояние полости рта.

В первое посещение проводят осмотр полости рта, регистрируют состояние зубов и десен. Пациенту объясняют связь между зубным налетом и болезнями пародонта, демонстрируют зубной налет на его зубах перед зеркалом с помощью инструментов, дают рекомендации по правильному выбору зубной щетки, межзубных (промежуточных) очистителей, зубных паст, а также по уходу за зубами (время, продолжительность, частота).

На второй прием пациент является к врачу с новой зубной щеткой. Пациенту демонстрируют чистку зубов на фантоме, при этом подчеркивают правильное положение и манипуляции зубной щетки. Избирают адекватный метод индивидуальной гигиены полости рта. За этим следует демонстрация чистки зубов пациента перед зеркалом.

Во время третьего посещения пациент чистит зубы самостоятельно, после чего врач определяет и демонстрирует с помощью красителя зубной налет, не удаленный из труднодоступных участков зубного ряда. Если необходимо, делают замечания относительно техники чистки зубов. Проводят обучение правильному использованию межзубных очистителей и других вспомогательных средств. Пациенту демонстрируют чистку зубов и другие очищающие процедуры.

Четвертое и последующие посещения через 14, 30, 60 дней, во время которых проводят консультации и осуществляют контроль за правильным соблюдением пациентом гигиены полости рта.

 

ОЦЕНКА гигиеНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Полости рта.

Гигиена полости рта является одним из наиболее доступных и в то же время одним из ведущих методов профилактики заболеваний полости рта. Регулярный и грамотный уход за полостью рта является неотъемлемой частью всех профилактических мероприятий. Массовые обследования населения, проведенные во всех странах мира, убедительно показали, что систематический уход за полостью рта имеет несомненное профилактическое значение. Объективно оценить уровень гигиены полости рта возможно только с использованием гигиенических индексов.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Контролируемая чистка зубов и

Методика её проведения.

 

Рациональная гигиена полости рта с использованием зубной щетки и пасты является неотъемлемой частью общей гигиены человека. Эффективность ее во многом зависит от методов чистки зубов и десен.

Каждый пациент должен быть убежден в том, что тщательный и правильный уход за полостью рта является самой важной профилактической и вспомогательной терапевтической процедурой.

В задачу стоматолога входит обучение пациентов поддержанию такого уровня гигиены полости рта, который был бы достаточным для предупреждения кариеса зубов и заболеваний пародонта.

Число посещений для проведения мероприятий по гигиене полости рта зависит от индивидуальных особенностей пациента.

Рекомендуется вначале четыре посещения стоматолога с интервалом в 2 – 3 дня, затем постепенно интервалы увеличивают до 14, 30, 60 дней и более, в зависимости от состояния тканей пародонта и умения больного поддерживать гигиеническое состояние полости рта.

В первое посещение проводят осмотр полости рта, регистрируют состояние зубов и десен. Пациенту объясняют связь между зубным налетом и болезнями пародонта, демонстрируют зубной налет на его зубах перед зеркалом с помощью инструментов, дают рекомендации по правильному выбору зубной щетки, межзубных (промежуточных) очистителей, зубных паст, а также по уходу за зубами (время, продолжительность, частота).

На второй прием пациент является к врачу с новой зубной щеткой. Пациенту демонстрируют чистку зубов на фантоме, при этом подчеркивают правильное положение и манипуляции зубной щетки. Избирают адекватный метод индивидуальной гигиены полости рта. За этим следует демонстрация чистки зубов пациента перед зеркалом.

Во время третьего посещения пациент чистит зубы самостоятельно, после чего врач определяет и демонстрирует с помощью красителя зубной налет, не удаленный из труднодоступных участков зубного ряда. Если необходимо, делают замечания относительно техники чистки зубов. Проводят обучение правильному использованию межзубных очистителей и других вспомогательных средств. Пациенту демонстрируют чистку зубов и другие очищающие процедуры.

Четвертое и последующие посещения через 14, 30, 60 дней, во время которых проводят консультации и осуществляют контроль за правильным соблюдением пациентом гигиены полости рта.

 

ОЦЕНКА гигиеНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Полости рта.

Гигиена полости рта является одним из наиболее доступных и в то же время одним из ведущих методов профилактики заболеваний полости рта. Регулярный и грамотный уход за полостью рта является неотъемлемой частью всех профилактических мероприятий. Массовые обследования населения, проведенные во всех странах мира, убедительно показали, что систематический уход за полостью рта имеет несомненное профилактическое значение. Объективно оценить уровень гигиены полости рта возможно только с использованием гигиенических индексов.

 

Похожие статьи:

www.poznayka.org


Смотрите также