Путешествие на ледоколе к Северному Полюсу. Ледовый зуб


Разработки ДВФУ для защиты винторулевого комплекса судна ледового плавания

В 2016 году ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ, Владивосток) получили 87 патентов на изобретения и полезные модели, 70 свидетельств о регистрации программных продуктов  и четыре зарубежных патента.

В числе ведущих разработчиков вуза — Инженерная школа, Школа естественных наук, Школа биомедицины, Школа экономики и менеджмента. Их специалисты  создают инновации в области судостроения, машиностроения, экологической защиты, нанотехнологий и других сферах.

В части судостроения отличился профессор кафедры кораблестроения и океанотехники Анатолий Аносов (Инженерная школа). В сотрудничестве с коллегами в 2016 году он получил семь патентов на разработки в этой области. В частности, изобретатели предложили новую конструкцию судового рулевого устройства, позволяющую повысить эффективность управления, в том числе при малых скоростях движения. О том, как родилась идея разработки, каковы ее актуальность и перспективы применения, в чем особенности новой конструкции и как она помогает защитить винто-рулевой комплекс судов ледового плавания, Sudostroenie.info удалось узнать у руководителя проекта.

Традиционная проблема, которой занимаются сотрудники кафедры кораблестроения и океанотехники ДВФУ  —  прочность судов плавающих в льдах. Одним из её аспектов является защита винторулевого комплекса судна от воздействия льда как основной причиной повреждений жизненно важных органов движения и управления судном.

— Анатолий Петрович, как возникла идея изобретения, чем обусловлена его актуальность? 

— В 2014 г. тогда еще студентке Шаринковой О.С, проявившей склонность к исследовательской и конструкторской работе, было предложено с перспективой учебы в аспирантуре заняться вопросом защиты винторулевого комплекса судов от повреждений в результате контакта со льдом. Эта проблема очень актуальна, так как в Дальневосточном бассейне значительную часть времени в течении года суда работают в сложной ледовой обстановке.

фото: shipsupply.ru

Во время движения задним ходом при отсутствии специальных защитных устройств льдины упираются в заднюю кромку пера руля, создавая усилия, измеряемые десятками тонн. По нашим расчетам, при изменении скорости судна водоизмещением порядка 5000 тонн от 1 до 3 узлов усилие взаимодействия со льдом изменяется от 25 до 110 тонн соответственно.

На судах ледового плавания для защиты пера руля при движении задним ходом в корму от него на ахтерштевне выполняется специальный выступ (ледовый выступ, ледовый «зуб»). При этом, льдины могут под наклоном уходить под корму и, минуя ледовый выступ, упираться в перо руля, что и приводит к повреждениям, которые могут лишить судно управляемости. Особую опасность представляет ситуация, связанная с перекладкой пера руля, имеющего контакт со льдом.

— Какое техническое решение Вы предлагаете для преодоления этой проблемы?

Его смысл — в защите задней кромки пера руля при движении судна задним ходом от контакта с льдинами по всей его высоте, в том числе, при переложенном пере руля.

Идею формы ограждающего устройства пера руля мы нашли в истории ледокольного флота. Наиболее распространенный принцип ломки льда судном ледового класса состоит в «наползании» корпуса на лед, который проламывается под действием веса судна. В связи с этим ледоколы имеют большой угол наклона форштевня при малом его заострении. Вместе с тем, существовали суда ледового класса, которые использовали иной принцип ломки льда — так называемые ледорезы. Они имели практически вертикальный форштевень и очень острые обводы по ватерлинии.

Наше устройство для защиты винторулевого комплекса судна ледового плавания (рис.1) включает перо руля со смещенной к задней кромке осью вращения, рудерпост-ледорез, который расположен в отличие от традиционной конструкции не впереди, а позади пера руля по всей его высоте. В нижней части рудерпост соединен с пяткой, образуя, тем самым, жесткую замкнутую раму. Рудерпост-ледорез и перо руля при прямом положении руля образуют единый обтекаемый профиль. Для защиты элементов винторулевого комплекса от контакта с льдинами при движении передним ходом предусмотрены отбойники льда, установленные по бокам от винторулевого комплекса.

По данному устройству в апреле 2015 года мы получили патент (№2551638) на изобретение "Кормовая оконечность судна ледового плавания". (Копии патентов имеются в распоряжении редакции Sudostroenie.info).

 Рис. 1. Кормовая оконечность судна ледового плавания

Рис. 2. Принцип взаимодействия элементов защиты со льдом  

— Как работает такой механизм защиты при движении судна в различных направлениях во льдах?

При движении судна передним ходом движущиеся вдоль бортов льдины, уходя в кормовой подзор, вступают в контакт с отбойниками льда, которые расположены таким образом, что исключается контакт льдин с винтом и пером руля независимо от угла его перекладки.

При движении судна задним ходом льдины вступают в контакт с рудерпостом-ледорезом, который защищает по всей высоте заднюю кромку пера руля, и либо раскалываются на две части, либо смещаются в сторону одного из бортов. Кроме того при перекладке пера руля профиль комплекса «перо руля – рудерпост» принимает вогнуто-выпуклую форму, что существенно увеличивает создаваемое пером руля боковое усилие, улучшая, тем самым, управляемость судна при заднем ходе, которая обычно низка из-за пониженной скорости движения при выполнении этого маневра.

Последнее замечание навело нас на мысль о возможности повышения эффективности рулей, т.е. улучшения управляемости, если разработать механизм изменения профиля руля при его перекладке. Подобный опыт встречается в мировой практике судостроения.

Перо руля судна представляет собой крыло, которое при перекладке (повороте) на тот или другой борт создает подъемную силу, перпендикулярную направлению движения судна, которая и разворачивает судно. Подъемная сила крыла среди прочих факторов зависит от типа профиля, то есть от формы его поперечного сечения. Перо руля судна имеет двояковыпуклый симметричный профиль, который характеризуется низким коэффициентом подъемной силы по сравнению с наиболее эффективным вогнуто-выпуклым профилем.

Придание цельному перу руля вогнуто-выпуклого профиля невозможно из-за необходимости его одинаковой эффективности при повороте в обе стороны, что и обуславливает симметрию профиля пера руля.

Как известно, идея изменения профиля крыла давно решена в авиации. Так, крыло современного скоростного самолета имеет двояковыпуклый профиль с незначительной асимметрией, чего вполне достаточно для создания необходимой подъемной силы при крейсерском полете с высокой скоростью. Создание необходимой подъемной силы при относительно низких скоростях во время взлета и посадки обеспечивается закрылками – подвижными хвостовыми частями крыла и предкрылками – подвижными носовыми частями крыла, которые, отклоняясь вниз, придают крылу вогнуто-выпуклый профиль.

— Возвращаясь к судостроению, как Вы реализовали бы подобную идею?

Да, над этой задачей работают еще четыре наших изобретения. Здесь необходимы различные механизмы для изменения профиля пера руля при его перекладке, которые обеспечат отклонение носовой или кормовой частей пера руля по отдельности или обеих одновременно. В отличие от рулей классической конструкции наше устройство имеет ряд преимуществ. 

  • повышается управляемость при малых скоростях движения судна;
  • требуется меньший угол перекладки руля для создания необходимого разворачивающего момента;
  • обеспечивается более быстрая реакция судна на поворот руля, то есть лучшаю управляемость;
  • уменьшается радиус циркуляции судна.
Суть механизма отклонения задней части пера руля по патенту (№2551948) «Судовое рулевое устройство» видна из рис. 3.

Рис. 3. Механизм изменения профиля пера руля за счет отклонения его задней части

Механизм отклонения носовой части пера руля по отношению к основной его части нашел отражение в патенте (№2579454) «Судовое рулевое устройство» (рис. 4). За счет крепления подвижной носовой части пера руля с помощью тяг (рычагов) к корпусу при повороте основной части пера руля носовая часть остается параллельной диаметральной плоскости, создавая, тем самым, с основной частью вогнуто-выпуклый профиль.

Рис. 4. Рычажный механизм отклонения носовой части пера руля

 Техническое решение по патенту (№153733) на полезную модель «Судовое рулевое устройство» обеспечивает одновременный поворот носовой и кормовой частей пера руля относительно основной его части с использованием зубчатых передач (рис. 5). Мы видим, что такая форма профиля пера руля является наиболее эффективной.

 Рис. 5. Зубчатый механизм одновременного поворота передней и задней частей пера руля

Кроме того, данный механизм позволяет за счет варьирования диаметров элементов зубчатых передач выбрать оптимальные углы отклонения обеих частей пера руля независимо друг от друга.

Одновременный поворот передней и задней частей пера руля обеспечивается еще одним техническим решением по патенту (№2592706) «Судовое рулевое устройство». Особенность этого устройства — в том, что одна из концевых частей пера должна иметь отдельный механизм поворота. Например, задняя (патент №2551948) или передняя (патент №2579454). Тогда вторая подвижная часть поворачивается в зависимости от первой с помощью рычажного механизма (рис. 6), расположенного внутри пера руля.

Рис. 6. Рычажный механизм отклонения обеих концевых частей пера 

Соотношением длин рычагов можно подобрать оптимальное соотношение углов отклонения передней и задней частей пера руля.

— Какие особенности корпусной конструкции и рулевого устройства стоит учитывать при постройке, а затем эксплуатации судна ледового класса?

Вернемся к патенту «Кормовая оконечность судна ледового плавания». При движении задним ходом переложенное на тот или иной борт перо руля в сочетании с неподвижным ледорезом создает наиболее выгодный вогнуто-выпуклый профиль, повышая, тем самым, эффективность руля при малых скоростях заднего хода. Однако при движении передним ходом профиль пера руля наименее эффективен, т.к. кривизна профиля получается обратной по отношению к той, которая обеспечивает максимальное боковое усилие, создаваемое пером руля.

В связи с этим, мы предложили компенсировать отрицательный эффект, возникающий за счет обратной кривизны профиля системы «перо руля – ледорез» при повороте судна на переднем ходу. Это осуществляется посредством поворотной передней части пера руля, которая образует с пером руля при его повороте наиболее эффективный вогнуто-выпуклый профиль (рис. 7). В целом профиль получается далеко не идеальным, но, по нашему мнению, возникающий вследствие конструктивных особенностей отрицательный эффект в значительной мере компенсируется.

Рис. 7. Рулевое устройство судна ледового плавания

Здесь мы наблюдаем, что при перекладке пера руля находящийся внутри него рычаг поворачивает переднюю часть пера руля так, что в сочетании с основной частью она образует вогнуто-выпуклый профиль.

— Является ли предложенная конструкция рулевого устройства универсальной или выбор типа судна, на котором оно может быть установлено, ограничен?

— Все названные устройства предназначены для повышения эффективности рулевых устройств и их ледовой защиты и применимы на судах любых типов.

фото: dvfu.ru

— Анатолий Петрович, с какими трудностями в ходе работы над изобретениями вам и вашей команде пришлось столкнуться? Достаточно ли поддержки Вы получаете в рамках университета и/или за его пределами?

— Единственная поддержка, которая требовалась при разработке изобретений — это поддержка сотрудников Отдела интеллектуальной собственности ДВФУ при оформлении заявок, которая была получена в полной мере, за что им низкий поклон. Об эффективности и профессионализме их работы можно судить по тому, что ни одна из поданных заявок не была отклонена.

Серьезной проблемой при выполнении опытно-конструкторских разработок, с которыми столкнулись и мы, является отсутствие в ДВФУ экспериментальной базы судостроительного профиля – опытового и ледового бассейнов, гидравлического лотка, экспериментальных мастерских, силовых испытательных стендов. Перед внедрением такого рода разработок на судах наряду с теоретическими проработками необходимы всеобъемлющие лабораторные испытания. Подобные испытания планируются, но для их проведения придется обращаться в другие институты, где есть необходимое оборудование, ближайший из которых находится в Комсомольске-на-Амуре. О натурных испытаниях на судах речь пока не идет.

— На Ваш взгляд, какие доработки могут потребоваться  изобретению (или уже проявились в процессе работы над ним)?

— Необходимость в доработках может появиться по результатам дальнейших исследований. Но они вряд ли коснутся сути и будут носить уточняющий характер в части конкретных параметров для различных судов.

— Каковы сегодня возможности для практической реализации Ваших идей: кооперации с  проектантами, производителями и внедрение изобретения?

Это в первую очередь зависит от заинтересованности проектных организаций и судовладельцев, для которых они работают. На сегодняшний день несмотря на то, что по данной тематике делались доклады на всероссийских конференциях, есть публикации в центральных технических изданиях и, наконец, опубликованы патенты, заинтересованность в их внедрении пока никто не проявил.

Фото: redorbit.com

Редакция портала Sudostroenie.info выражает благодарность пресс-службе Дальневосточного федерального университета за содействие в подготовке материала.

sudostroenie.info

И. БОЕЧИН

17 декабря 1974 года радиостанции в Москве и Ленинграде приняли короткую радиограмму: «Работа завершена». Так лаконично капитан Ю. С. Кучиев сообщал о том, что ходовые испытания атомного ледокола «Арктика» успешно окончены. «Арктика» - второй в мире атомный ледокол. И построен он, как и первый - «Ленин», - в нашей стране.

...1959 год. Он стал этапным в мировом судостроении. Это - год вступления в строй первого в мире атомного ледокола. Советские судостроители не ошиблись, поставив ядерный реактор на ледокольное судно. Это было прогрессивное решение: ледоколу нужна неограниченная автономность, то есть способность долго находиться в море без пополнения запасов топлива, и большая мощность силовой установки, ибо в поединке корабль - лед шансы на победу будут принадлежать судну, которое окажется сильнее стихии. Все это гарантирует атомный двигатель. Атомоход «Ленин» имел неоспоримые преимущества перед атомными судами, построенными затем в ФРГ, Японии и США.

Новый советский ледокол «Арктика» представляет собой улучшенный вариант уже испытанного и проверенного первого нашего атомохода. Ему не страшны преграды, воздвигаемые природой на Северном морском пути. Судно имеет водоизмещение 25 тыс. т, длину 150 и ширину 30 м. Три винта приводит в действие «атомное сердце» мощностью 75 тыс. л. с. Эта мощность позволяет атомоходу ломать пятиметровый лед, а на чистой воде развивать скорость в 18 узлов.

...Первый ледокол родился в 1864 году, когда кронштадтскому купцу Бритневу пришла в голову отчаянная мысль подрезать носовую часть небольшого парохода «Пайлот», Судно, приводимое в действие слабенькой (с точки зрения сегодняшнего дня) машиной - всего в .85 л. с., продлило навигацию между Петербургом и Кронштадтом на несколько недель. Срок небольшой, но это был первый шаг на пути развития ледокольного флота, первый шаг в Арктику. За «Пайлотом» последовали другие, более мощные ледоколы.

Неудивительно, что именно наша страна стала родиной наиболее интересных судов этого класса. Ни одно государство не нуждалось в ледоколах так, как Россия. Судите сами: десятки замерзающих портов (даже на юге - на Черном море) и самая северная транспортная магистраль - Северный морской путь. Вот что заставило судостроителей приложить немало сил для создания и совершенствования ледоколов. «Победа над льдами, - писал Д. И. Менделеев, - составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири».

Ледокольные суда были нужны русскому флоту, чтобы обеспечить регулярное мореплавание, нормальную деловую жизнь таких важнейших портов, как Петербург, Рига, Владивосток, Архангельск и даже Одесса.

Спустя годы после появления бритневского «Пайлота» в Николаев прибыл «Ледокол № 1». Это было первое в мире ледокольное судно с носовыми и кормовыми балластными цистернами. С тех пор они стали обязательной принадлежностью любого судна этого класса. Когда ледокол с полного хода взбирается на льдину, затвердевшая вода не всегда поддается объединенным усилиям скорости и веса корабля. И тогда носовые балластные цистерны заполняются водой, и вес носовой части ледокола искусственно увеличивается. Если не помогает и это, ледокол выкачивает воду из носовых цистерн и заполняет кормовые, чтобы быстрее сойти на чистую воду и повторить атаку на лед. И так до полной победы!

В 1889 году в Кронштадт вошел утюгообразный, похожий на броненосец, двухтрубный ледокол «Ермак», спроектированный известным флотоводцем и ученым адмиралом С. О. Макаровым. Сохранился рисунок тех времен - густо дымя, «Ермак» идет, легко ломая лед Финского залива, а рядом с ним на тройках несутся любопытные. Зрелище, что и говорить, необычайное... «Ермак» стал первым ледоколом, который осмелился бросить вызов тяжелым арктическим льдам.

Направляемый твердой рукой С. О. Макарова, он ринулся прямо на север. Выдвинув эффектный призыв: «К полюсу напролом!», адмирал Макаров не знал и не мог знать, что ледокол далеко не лучшее средство покорения полюса. В наши дни коварный полюс взяли, что называется, с флангов: в 30-х годах - с воздуха (высадка СП-1) и в 60-х из-под воды, когда советские и американские подводные лодки, неоднократно пробираясь под толщей льда, всплывали на полюсе, доказав, что не только ледоколы способны победить арктические льды.

На долю «Ермака» выпала интересная судьба. На его счету несколько арктических плаваний. В 1918 году он участвовал в знаменитом «ледовом походе» Балтийского флота из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт и Петроград через замерзший Финский залив, обеспечив спасение боевых кораблей. После Октябрьской революции он был одним из тех, кто осваивал Северный морской путь. В годы Великой Отечественной войны «Ермак» защищал блокированный Ленинград и только в 1963 году ушел в отставку. Чтобы увековечить память этого замечательного ледокола, некоторые предметы с «Ермака» сданы на хранение в морские музеи страны.

Первая мировая война заставила царское правительство правильно оценить важность морских сообщений на Крайнем Севере через такие порты, как Архангельск и Мурманск. В Англии спешно были заказаны несколько ледоколов, в том числе «Святогор» - улучшенная копия «Ермака». В конце 20-х годов этот ледокол под новым именем «Красин» приобрел международную известность во время похода по спасению уцелевших участников экспедиции Нобиле. Пробившись в высокие широты, он снял со льда итальянцев группы Мальмгрена и всех обитателей «красной палатки».

«Красин» - единственный ледокол первого поколения, который сохранился до наших дней. В 50-х годах его капитально отремонтировали и модернизировали - перевели на жидкое топливо и существенно изменили надстройку. («М-К» в № 11 за 1968 год публиковал чертежи модернизированного «Красина»). Сейчас прославленный ледокол стал базой геологов, исследующих Шпицберген.

В конце 30-х годов Советское правительство решило усилить ледокольный флот новыми мощными судами, которые вобрали самое лучшее, что накопил многолетний опыт «Ермака» и «Красина». Головной корабль новой серии «И. Сталин», спущенный на воду в 1938 году, внешне напоминал своих предшественников: такие же две высокие трубы, просторный мостик, но корпус более совершенный и машины гораздо мощнее. Ледоколы этого типа впервые в мире строились серийно - их было четыре. Головной уже в 1940 году приобрел международную известность, когда освободил из многомесячного ледового плена пароход «Седов», а в годы Великой Отечественной войны провел десятки караванов по опасным арктическим трассам. Суда этой серии оказались исключительно удачными, и мне довелось наблюдать, как в 1965 году этот модернизированный ледокол, носивший в то время новое имя «Сибирь», крушил льды в проливе Лаперуза освобождая затертый караван.

На счету судов этого типа не только непосредственная работа по специальности. Так, например, на ледоколе «Микоян», достроенном в первые месяцы войны в Николаеве, были установлены 130-мм орудия, и он в качестве вспомогательного крейсера участвовал в обороне Одессы, а потом совершил рискованный и беспримерный переход по охваченным войной морям и океанам на Дальний Восток. Путь пролегал через Черное и Средиземное моря, Суэцкий пролив, огибал южную оконечность Африки, по Атлантическому океану, мыс Горн, и, наконец, Тихий океан.

После войны наш ледокольный флот пополнился тремя хорошими судами типа «Капитан Белоусов», построенными по советскому заказу в Финляндии. Особенностью этих судов были носовые винты - в дополнение к кормовым. Они не только улучшили маневренность корабля, но и помогли ему бороться со льдом, направляя на него потоки воды.

В 1960 году поднял красный флаг ледокол «Москва» - головной из серии в пять судов, построенных на той же, что и «Капитан Белоусов», финской верфи «Вяртсила». Уже в первом рейсе «Москва» установила рекорд скоростного прохода Северным морским путем, а однотипный «Владивосток» сумел высадить прямо на лед очередную экспедицию.

hobbyport.ru

На палубе ледокола | Журнал Популярная Механика

Корпус ледокола слегка вибрировал: это означало, что двигатели заработали и он взял курс на Северный полюс. Вскоре Мурманск скрылся за горизонтом, но волнение от предстоящего рейса было настолько сильным, что уходить в теплые каюты не хотелось, несмотря на усилившийся ветер и снегопад.

Дмитрий Горячкин

17 декабря 2013 11:11

Предложение марки Volkswagen, официального партнера эстафеты олимпийского огня, принять участие в этапе «Северный полюс» заставило меня прыгать от радости и торопливо собирать рюкзак. Для человечества эта экспедиция была уникальной: атомный ледокол «50 лет Победы» впервые в истории должен был доставить на Северный полюс олимпийский огонь. Для моряков рейс представлялся сложным: ведь судно должно было достичь полюса в условиях полярной ночи.

Для меня же поездка оказалась удивительной. Во‑первых, я всю дорогу опасался, что ближе к полюсу термометры покажут под -50°, а на самом деле полюс встретил нас мягкими -15. Во‑вторых, среди участников арктического этапа эстафеты я встретил множество удивительных людей, которые рассказали мне, как управлять ледоколом, как готовилось путешествие олимпийского огня и почему наши внуки увидят Северный полюс вовсе не таким, каким видели его мы.

На сегодняшний день ледокол «50 лет Победы» самый большой атомный ледокол в мире. Его длина достигает почти 160 метров, а высота борта превышает 17 метров. Судно оснащено двумя ядерными реакторами, вырабатывающими 75 000 лошадиных сил. Максимальная скорость корабля — 21 узел или приблизительно 38 км/ч.

Стоя на палубе ледокола, я вспоминал разные истории освоения Арктики. Тогда исследователи не одну зимовку проводили среди дрейфующих льдов, надеясь добраться в конце концов до полюса. Почти сто лет назад зажатая со всех сторон льдами шхуна путешественника Георгия Седова беспомощно дрейфовала в здешних широтах. Сегодня подобная ситуация кажется невозможной. Арктический климат так изменился за прошедшее столетие, что ни единой льдинки не было видно. И, по обещаниям опытных моряков, такую картину нам предстояло наблюдать вплоть до архипелага Земли Франца-Иосифа.

Среди пассажиров ледокола значился известный ученый, директор Норвежского арктического института Ян-Гуннар Винтер, специалист по изменениям арктического климата. Он объяснил, что в последнее десятилетие климат в Арктике менялся в два раза быстрее, чем в среднем по планете. И сегодня ни Седов, ни Нансен, ни другой исследователь не смогли бы пройти тот же путь во льдах.

Замкнутый круг

Перемены в Арктике, считает Ян-Гуннар, происходят столь стремительно, что ученым приходится пересматривать свои прежние гипотезы, чтобы соотнести их с сегодняшними фактическими переменами. За последние 30 лет площадь и толщина летних арктических льдов сократилась почти вдвое. Это значит, что с 1980 года было утрачено более? общего количества льда. Еще красноречивее другая цифра: убыль льда, реально наблюдавшаяся в 2012 году, не должна была произойти ранее 2070 года. Иначе говоря, построенные к сегодняшнему дню модели изменения арктического климата оказались несостоятельны: в реальности изменения происходят гораздо быстрее.

В начале 2000-х годов специалисты предсказывали, что к концу нынешнего столетия площадь дрейфующих льдов в Арктике уменьшится с нынешних 10 млн квадратных километров до 2 млн. Однако, проанализировав данные вековых наблюдений за климатом, снимки со спутников и результаты математического моделирования, норвежские ученые пришли к выводу, что уже к 2070 году дрейфующие арктические льды могут растаять окончательно.

Процесс изменения климата в Арктике характеризуется эффектом «разбегания» (от английского runaway). Таяние дрейфующего льда, а вместе с ним и ледников в Гренландии приводит к увеличению площади открытой воды. Но чем больше площадь открытой воды, тем сильнее она нагревается и тем быстрее происходит таяние льда.

Повышение температуры арктических вод приводит не только к таянию дрейфующих льдов и ледников, но также к оттаиванию территорий вечной мерзлоты. Зоны вечной мерзлоты содержат под собой огромное количество метана. Размораживание этих зон с большой вероятностью приведет к высвобождению части метана, увеличению парникового эффекта и в конечном счете к росту температуры.

www.popmech.ru

Андрей Зубов. Звезда Ледяного Похода

100 лет назад, в феврале 1918 года три тысячи шестьсот восемьдесят три человека вышли из Ростова в ледяные заснеженные задонские степи. Вся Россия полыхала тогда безумием революции, захлёбывалась кровью, бредила грабежом, сатанела богохульством, а над кочевым войском реяло национальное трехцветное знамя, здесь творилась молитва, здесь старались пресекать малейшие попытки поживиться чужим имуществом, покуситься на жизнь и честь мирных жителей. Ядро этого странного кочевья составили кадровые офицеры Русской армии – 2325, в том числе 36 генералов, но были среди покинувших Ростов и учащиеся военных училищ, и студенты, и гимназисты, и врачи, и чиновники, и рядовые солдаты, и члены Государственной Думы, и священники и простые обыватели, не пожелавшие оставаться под властью красного хама.

Ромасюков Андрей Николаевич Ледяной Поход

Андрей Николаевич Ромасюков “Ледяной Поход”.

Если бы эти люди боялись за свои жизни, они могли избрать иные, более верные способы самосохранения – спрятаться, переменить фамилию, бежать из родного города, например, на занятую немцами Украину. Но они ушли с оружием в руках, ушли под русским флагом, ушли, чтобы бороться, предпочитая честную смерть рабской жизни. Многие из них к тому времени уже потеряли своих близких, растерзанных озверевшими соотечественниками, убитых, забывшими присягу солдатами или алчными односельчанами, но все они без исключения понимали, что теряют родину, что на плаху ведут их отечество, что обезумевшая толпа бесчестит Россию. Одни из них сознавали, а другие интуитивно ощущали чистым сердцем, что этот уход с высоко поднятой головой в ледяную февральскую вьюгу на страдания и смерть бесконечно нужен России.

«Не стоит подходить с холодной аргументацией политики и стратегии к тому явлению, в котором всё в области духа и творимого подвига. По привольным степям Дона и Кубани ходила Добровольческая армия – малая числом, оборванная, затравленная, окружённая – как символ гонимой России и русской государственности» – Говорил один из вдохновителей похода, сам и политик и прекрасный стратег – генерал Антон Деникин[1].

Деникин 1920 Illustrated London News

Антон Иванович Деникин. Редкое изображение – фотография рисунка, напечатанного 24-го января 1920 года в газете Illustrated London News.

Пройдет немного дней, и поход этот окрестят «Ледяным» и назовут «добровольческой Голгофой». О нём сложат стихи и песни. Лучшие русские писатели посвятят ему проникновенные строки. И главной темой здесь будет добровольное самопожертвование.

Ромасюков Андрей Николаевич Знамённый Обоз

Андрей Николаевич Ромасюков “Знамённый Обоз”.

«Этот подвиг – уход в ледяные степи, определяемый условным человеческим временем – 9 февраля 1918 года, имеет бессмертный смысл – отсвет Голгофской Жертвы. Этот подвиг роднится с чудеснейшими мигами человеческого мира, когда на весах Совести и Любви взвешивались явления двух порядков: тленного и нетленного, рабства и свободы, бесчестия и чести. Этот подвиг – проявление высокого русского гражданства: в подвиге этом не было ни различия классов, ни возраста, ни пола – всё было равно, едино, всё было – общая жертва жизнью. Ледяной поход длится. Он вечен, как бессмертная душа в людях, – негасимая лампада, теплящаяся Господним Светом». – Писал Иван Шмелев, а другой Иван – Бунин, сразу же по следам Ледяного похода, в те дни, когда полки генерала Кутепова, освободив Курск, сражались уже на подступах к Орлу, и окончательной победы ждали к Филиппову заговенью, долго – к Рождеству, отвечал на анкету «Южного Слова» о Добровольческой армии[2]: «Спасение в нас самих, в возврате к Божьему образу и подобию, надежда – на тех, которые этого образа и подобия не утрачивали даже в самые черные дни, – которые, испив до дна весь ужас и всю горечь крестных путей, среди океана человеческой низости, среди звериного рёва: – ”Распни Его и дай нам Варраву!” – перед лицом неслыханного разврата родной земли, встали и пошли жизнью и кровью своей спасать её, и повели за собой лучших её сынов, лучший цвет русской молодости, дабы звезда, впервые блеснувшая над темнотой и скорбью Ледяного похода, разгоралась всё ярче и ярче – светом незакатным, путеводным и искупляющим несчастную, грешную Русь!».

Дмитрий Шмарин Белые Пришли

Дмитрий Александрович Шмарин “Белые Пришли”.

Белая Армия

Жители Полтавы приветствуют генерала Май-Маевского сразу же после освобождения города июль 1919.

***

Москва не была освобождена ни к Филиппову заговенью, ни к Рождеству 1919 года. Она вообще не была освобождена. Взяв 12 октября Орел, Белые не смогли удержаться в нём более нескольких дней. С ноября началось неудержимое отступление Добровольческой армии.

Дроздовцы

Андрей Николаевич Ромасюков “Чины Дроздовской дивизии построившись в каре отбивают атаки красной конницы”.

Курск, Харьков, Киев, Ростов – один за другим города, с таким напряжением сил освобожденные от большевицкого интернационала, вновь оставлялись красным. В марте 1920 был эвакуирован Новороссийск, в ноябре – Крым, а 22 октября 1922 года последняя русская эскадра адмирала Старка под развевающимися Андреевскими флагами и вымпелами покинула Владивосток, уйдя в безбрежье Великого океана. Большевики победили. Борьба закончилась. Звезда, «блеснувшая над темнотой и скорбью Ледяного похода», разгоревшись было, угасла.

Ромасюков Андрей Николаевич Погибающий батальон

Андрей Николаевич Ромасюков “Погибающий батальон”.

Всё то, ради чего ушли вьюжной февральской ночью 1918 года в степь первые добровольцы, было утрачено – свободного гражданина России сменил подсоветский раб; почтительного сына отечества, хранящего веру, предания и могилы предков – безродный временщик, глумящийся над святынями родины, втаптывающий в грязь веру отцов и саму память о них.

Василий Шульженко Направляющий

Василий Владимирович Шульженко “Направляющий”.

Те же, кто ненавидели новый жестокий и антинародный режим или уничтожались или, волей неволей, приспосабливались к рабскому существованию, приучались держать язык за зубами, отмалчиваться перед детьми, прятать поглубже в тайники души искру веры.

И все больше молодых, энергичных русских людей, не желая прозябать на задворках жизни в нищете и страхе, а то и обольщаясь энтузиазмом строителей «новой жизни», шли на поклон к большевикам, безнадёжно затаптывая, ради карьеры и радостного чувства востребованности молодых сил, свою веру, свою честь, свою память, столь естественную для любого человека гордость предками и столь ценимую порядочными людьми нравственную самоответственность.

Очень быстро исчезла в России и память о Белой борьбе. Детей учили тому, что «белобандиты» были наемниками мирового капитала, корыстными буржуями, желавшими вернуть свои имения, сокровища и власть.

Плакат Деникинская Банда

Коммунистический плакат “Деникинская Банда”.

Это была ложь, но говорить в СССР иное было равносильно самоубийству. Память о «добровольческой Голгофе» вырывалась с корнем, великий нравственный подвиг Белых витязей замалчивался. Но еще хуже было иное. Искорёженные советчиной души, потерявшие веру в Бога, привыкшие к соглашательству с преступным коммунистическим режимом, растлённые им, не могли вместить в себя Белый подвиг отцов, осознать и нравственно пережить его.

Только в Зарубежье, в эмиграции, изгнанные, но «не склонившие в пыль головы» первопоходники и все те, кто присоединились к ним за годы Гражданской войны, свято хранили память о России и приумножали ее духовные сокровища, передавали детям неиспорченный русский язык, православную веру, нравственные основания жизни, исторические предания и седой старины и недавнего прошлого.

Корниловцы в Париже 1967 год.

Но от русской земли изгнанников отделяли две стены – стена политического режима и стена культурной несходности. И если политическая преграда, при Сталине достигшая почти полной непроницаемости, потом стала мало-помалу умаляться, утончаться, чтобы окончательно рухнуть в 1988-91 годах, то преграда культурная только росла, только укреплялась все прошедшие десятилетия. Сталинский террор, хрущевская оттепель и брежневский застой сформировали нового человека. Связь поколений и времен распалась. Россия, ради спасения которой пошли добровольцы в Ледяной поход, стала для советских людей чужой страной. И дело тут даже не в потере памяти. Хотя историю отечества в СССР изучали и тенденциозно, и фрагментарно и поверхностно, а родовая память, знание предков, то что нынче любят именовать «устной историей», была ради преуспеянья в новом советском государстве, и из-за исчезновения родителей в молохе карательной системы, редуцирована до двух-трех поколений, так что и имена прадедов не всякий мог назвать верно, но хуже было иное.

За годы коммунистической власти в СССР произошел своеобразный негативный нравственный отбор.

Все естественные устремления человека – к личному спасению в уповании веры, к земному счастью в незыблемости семейной жизни, к культурному развитию через свободное обретение знаний и образов прекрасного, к материальному благополучию через законное владение собственностью и честный достойно оплаченный труд – все эти устремления были не просто затруднены, но в корне пресечены коммунистической властью. Вера была запрещена и верность ей оплачивалась мученической кровью и исповедническими страданиями. Устойчивость семейной жизни была поколеблена до оснований казнями, тюрьмами, ГУЛАГами, ссылками, детскими домами. Если даже у высших сановников сталинской банды жены томились в тюрьмах, то что говорить о простых людях. Путь к культурному развитию был резко ограничен всевластной и всепроникающей цензурой, тотальной ложью общественных наук, отрубленностью от всего мира «границей на замке». О материальном благополучии нельзя было и помыслить при полном запрете частной собственности, грабеже большевицкой властью всех наследственных имуществ, создании системы рабского подневольного и недооплаченного труда.

Честный, вольнолюбивый, благородный человек не мог смириться с этой системой,

Дроздовцы

04.10.1920. Перед эвакуацией из Крыма. Фотография, выложенная в интернете Андреем Бородаевским из семейного архива. На фото: сидят – штабс-капитан Дроздовской арт.бригады Александр Митрофанович Бородаевский, подпоручик Н. Заборская. Стоят – подпоручик (поэтесса) Зинаида Готгард и Михаил Бородаевский. Лежит – вольноопределяющийся Валентина Лозовская.

с этой бандитской по своей сути властью. Первыми выступили те самые добровольцы из военных организаций Корнилова, Алексеева, депутаты разогнанного Учредительного Собрания, Союз защиты Родины и революции. Объединенная их усилиями антибольшевицкая Россия пять лет вела борьбу с бандой Ленина и Троцкого – но проиграла. Одни погибли, другие ушли в изгнание. Подавлены были крестьянские и национальные восстания, в крови утоплены выступления верующих, страшным голодом 1921-22 гг. и 1932-33 гг. обессилено общество. Расказачиванье, раскулачиванье уничтожили миллионы лучших земледельцев. Большой террор 1930-х годов, война 1941-1945, новый голодомор 1946-47 гг. довершили уничтожение тех, кто способен был сопротивляться, объединяться для борьбы за жизнь, честь, свободу и благополучие своё и своих детей. Выжили те, кто были послабее, посговорчивей, кто подчинились законам советского мира и стали «шестёрками» преступного сообщества, помыкаемыми «старшими». Даже те, кто в самом сокровенном уголке души еще таили отвержение человеконенавистнического режима, были сломлены страхом и вынужденной ложью. А их дети уже просто не были научены различению добра и зла.

Сознательная коллективная ненависть к «усачу» и его режиму сохранялась после войны, пожалуй, только в ГУЛАГе. Те же кто переставали ненавидеть зло большевизма превращались в соучастников его деяний и уже не были не только русскими людьми, но людьми как таковыми, превращаясь в дьяволов во плоти, глушивших водкой остатки в себе образа Божьего.

В жестоких, но точных словах сказал об этом один из лучших поэтов послереволюционной России Георгий Иванов:

«Россия тридцать лет живёт в тюрьме, На Соловках или на Колыме. И лишь на Колыме и Соловках Россия та, что будет жить в веках. Всё остальное – планетарный ад, Проклятый Кремль, злосчастный Сталинград – Заслуживает только одного: Огня испепелящего его».

 

Человек сформированный коммунистическим адом, согласившийся на жизнь в нём, конечно же разительно отличался и от своего дореволюционного деда и от своего брата, выросшего в зарубежье. Нравственная искалеченность, духовная одичалость, лагерная уголовная привычка выживать в одиночку, за счет слабого, подмена благородного самоуважения лакейской услужливостью к высшим и чванливостью сатрапа – к низшим и, наконец, икона сатаны в душе – неистребимая привычка врать по поводу и без повода, для красного словца. Остатки благородных чувств, обрывки нравственных принципов сохранялись у одних в большей, у других – в меньшей степени, только как реликты прошлой, нормальной эпохи. Невиданный социальный эксперимент, начатый Лениным и Троцким, привел к полному разрушению русского общества и глубочайшей деградации человека, превратившегося к концу советского режима в человекообразное существо, самоназвавшееся в 1990-е «совком».

Василий Шульженко Вечер в городе

Василий Шульженко «Вечер в городе»

«Совку» вовсе не нужен был Ледяной поход, ему любы поработители его дедов – Ленин и особенно Сталин. Годовщины смерти «тараканища» так или иначе отмечает вся страна и даже президент РФ Путин не постеснялся публично назвать его “великим” и не гнушается статуями, которые вновь возводят ему по всей Руси.

Расстрел

30-е годы. Массовый расстрел.

Опросы последних лет демонстрируют явную и быструю тенденцию роста симпатий к Сталину в российском обществе. Но голос народа вовсе не является в этом случае гласом Божьим. Скоре, это – голос душевнобольного или заложника, страдающего Стокгольмским синдромом. Бесчеловечность тоталитарного коммунистического режима, особенно первой его половины, приходящейся на правление Ленина и Сталина, не может ставиться под сомнение ни одним здравомыслящим человеком, следовательно, люди, положительно оценивающие этот режим, не здравы. Они – больны тяжким недугом советчины. Большевицкая власть нравственно сломала их дедов и отцов, принудила их сотрудничать с кровавым режимом Ленина и Сталина, и болезнь коллаборационизма стала родовой – передаётся теперь из поколения в поколение. Старики не могут переоценить дел своей юности, молодые –отречься от дел дедов и отцов, учителя – переучиться. Зло, которым полна наша история в ХХ веке, не раскаивается, не проклинается, а замалчивается и всячески умаляется, а то и расцвечивается блудными речами, выставляясь чуть ли не благом для России и ее народа. Сбывается, к сожалению сбывается, пророчество Белого воина и поэта Ивана Савина, написавшего в 1925 году:

Всё это будет. В горне лет И смрад и блуд, царящий ныне, Расплавятся в обманный свет. Петля отца не дрогнет в сыне. И крови нашей страшный грунт Засеяв ложью, шут нарядный Увьёт цветами – русский бунт, Бессмысленный и беспощадный…

Наш нынешний авторитарный, полуфашистский-полунэповский режим – прямое продолжение режима коммунистического, и он ничего общего не имеет ни юридически, ни нравственно с той исторической Россией, ради спасения которой ушли в февральскую вьюгу 1918 года герои Ледяного похода. Этот режим столь же бесчеловечен, лжив и жесток, хотя и намного слабее своего большевицкого папочки. Он – третья стадия развития дела Ленина-Сталина (после откровенно сатанинского большевизма ленинско-сталинского типа и хрущевско-брежневского ”социализма с человеческим лицом”), его безусловная деградация, но это – его деградация, а отнюдь не какое-то новое русское общество или, тем более, не восстановленное старое.

Потому-то не оскорбляют, а вдохновляют нынешних общероссийских и местных правителей статуи Лениных и Дзержинских на площадях городов, имена Свердловых, Кировых и Войковых в названиях регионов и поселков. Потому мои ровесники, люди добровольно пошедшие на работу в коммунистический репрессивный аппарат в годы процессов Даниэля и Синявского, политических психбольниц, оккупации Чехословакии, шельмования Бродского и Солженицына, ссылки Сахарова могут с энтузиазмом избираться на высшие государственные посты, не стыдясь своего чекистского прошлого, но гордясь им.

Нам отвратительно видеть самодовольных привластных олигархов, чекистских генералов и полковников грабящих Россию, перекачивающих даже под санкциями, через подставных лиц, всеми неправдами в западные банки те национальные богатства, которые так нужны для развития общества, для образования, здравоохранения, достойной оплаты честного труда, для обороны отечества, для восстановления справедливости в отношении награбленного большевицкой властью. Но нельзя забывать, что грабивший и убивавший русский народ ради власти над всем миром Ленин или превративший всю страну в концлагерь ради могущества своей империи Сталин, столь же отвратительны и ещё более ужасны. Мы ни на минуту не должны забывать, что нынешний режим был бы совершенно не возможен в старой России, которая взрывалась бунтами и заговорами от намного меньших бесчинств власти, и он, нынешний режим, утвердился только потому, что Русский лес был вырублен большевиками, да и корни выкорчеваны.

Человек, слепленный ГУЛАГом, в первую очередь из надсмотрщика, а потом уже и из зэка, готов терпеть нынешних жестоковыйных властителей с той же покорностью, хитрой выслужливостью, с какой сносил он Абакумова, Берию, Дзержинского, Ягоду, Кирова или Ежова. После семидесяти лет ленинского эксперимента мы стали намного смирнее колумбийцев и покорней зимбабвийцев. И надежды на освобождение народной души почти нет.

Увы, и наша эмиграция, жившая в 1920-40-е годы с высоким сознанием миссии возрождения послебольшевицкой России, за долгий ХХ век утратила животворящее чувство долга и нравственной ответственности за судьбы родины.

Ромасюков Андрей Николаевич Пыль времени

Ромасюков Андрей Николаевич “Пыль времени”.

Внуки и правнуки ушедших в изгнание все реже готовы чувствовать себя «детьми России Великой». «Европейский ласковый плен» перековал души детей и внуков первопоходников столь же решительно, как и застенки Лубянки – оставшихся в России. Русскость охотно сохранялась в православной вере, в куличах, песнях, в блинах с икрой и сметаной и в бесконечных родословных, но она постепенно уходила из той области сердца, где хранится чувство долга перед незавершенным делом отцов, готовность на подвиг и жертву.

Разве можно сравнить это с движением еврейства в Обетованную землю в ХХ столетии. И ведь не через три, а через шестьдесят три поколения возвращались они к могилам предков, о которых память осталась только в Писании да в молитвенных песнях. А у нас еще недавно были живы люди, родившиеся до изгнания, на русской земле. Семьдесят лет прошло между Вавилонским пленением Израиля и возвращением при персидском царе Кире евреев к руинам Святого града. И вернулись тогда, как повествует Ездра, сорок две тысячи триста шестьдесят человек, кроме рабов их и рабынь их, и певцов и певиц… И восстановили храм, и отстроили города и воссоздали страну. А в ХХ веке – вновь вернулись, и вновь воссоздали Израиль.

А русские рассеянья? Одни брюзжат из-за океана, что не то всё в России, да и Россия не та, другие умиляются – как хорошо стало, можно и в Москву съездить, и дело в России завести и даже недвижимость купить. Сколь много людей самых известных в старой России фамилий рукоплескали недавно аннексии Крыма и планам отторжения от Украины какой-то «Новороссии». И не хотят видеть ни те, ни другие, как задыхается в неизжитом большевизме сегодняшняя Россия, как не хватает ей прямого слова, честного бескорыстного дела, жизнеутверждающего примера. Если бы один из ста нынешних русских зарубежья с сознанием миссии и долга вернулся после 1991 года в Россию, то из более чем полутора миллионов потомков изгнанников таких набралось бы тысяч пятнадцать. Пятнадцать тысяч наиболее сознательных, не изломанных советчиной русских людей. Какой бы закваской стали они для всего нашего народа, как оздоровили бы его душу, экономический, политический, религиозный климат в России! Какой бы центр кристаллизации добрых сил из самого подсоветского народа создали! Но – нет. Когда рухнул железный занавес вернулись в Россию единицы, а в общественно-политический процесс включились и вовсе “два с половиной человека” из зарубежья. Не стала русская эмиграция Новым Израилем, не вернулась она на землю предков, не выкорчевала ее тернии и волчцы, не показала решимость проливать пот и кровь, защищая и восстанавливая из руин древние святыни, как показывали весь ХХ век и ныне показывают каждодневно сотни тысяч молодых израильтян, вчерашних американцев, французов, немцев, русских…

Дмитрий Шмарин Прощание Осень

Дмитрий Шмарин “Прощание Осень”.

Мы не должны ждать чуда. Чудо, как известно, бывает «по вере». Возродим же ту веру, которую имели наши деды, все равно, по крови, или по духу. Веру в Россию, веру в бесценность жертвенного подвига, веру в то, что ты волен только в себе, а не в других, но в своем выборе ты волен и ответственен за выбор этот перед Тем, Кто создал тебя и призвал тебя к Себе еще в материнской утробе.

Глубоко под смрадной ложью советчины лежит в каждом выросшем в России добрая земля, готовая принять семя веры. Наши предки разрыхлили ее своей молитвой, своей любовью, своим честным трудом. Когда исчез невыносимый гнет коммунистического государства, как потянулись к своему прошлому и к вере отцов миллионы русских людей. Душа инстинктивно ищет правды и добра, хотя недавняя привычка вновь и вновь соблазняет ее скорыми выгодами от лжи, подлости, обмана. Хранится в сокровенных глубинах сердец добрая почва старой Руси и у людей русского зарубежья, даже у молодых, у эмигрантов в четвертом поколении, даже у тех, кто почти и не говорит по-русски, хранится несмотря на все соблазны «ласкового плена», хранится – и зовёт вернуться в Россию. Не заглушим же её голос!

Ведь только духовным самоочищением бывших подсоветских людей и осознанием нравственной ответственности русскими зарубежья за Белый подвиг дедов, только объединением двух этих, пусть и слабых, но жертвенных усилий сможет возродиться Россия.

***

«Ночь с 9-го на 10 февраля 1918 года. Ростов погружен в темноту. В домах не видно света. Город мёртв; на улицах редкие куда-то пробегающие люди. Холодный ветер, несущий сухой снег и городскую пыль. Кое-где раздаются ружейные выстрелы, и они кажутся зловещими. Только на углу Таганрогского проспекта и Садовой улицы оживление: там собрались небольшие колонны войск, всего, может быть, человек до 500. … Собравшиеся люди, не желающие укрыться от непогоды в больших, тёплых уютных домах, не желающие скрыться от ожидаемого врага за кирпичными стенами, кажутся обречёнными. Но эти люди сделали вызов и страшной ночи, и зимней непогоде, и надвигающейся опасности. Они сделали его сознательно и с целью…».[3]

Звезда Ледяного похода – потухла ли она, закатилась ли? Да, не освободили герои-добровольцы Россию, но они дали пример, самый может быть замечательный во всей русской истории. Пример самоорганизации на добро, пример свободного жертвенного подвига.

Ромасюков Андрей Николаевич Атака роты мальчиков Дроздовского полка у хутора Капустина

Андрей Николаевич Ромасюков “Атака роты мальчиков Дроздовского полка у хутора Капустина”.

Как не велик подвиг солдата на обычной войне, под тем же, например, Сталинградом, все же подвиг этот не вполне вольный. За ним и мобилизация, и присяга, и трибунал в случае дезертирства. За ним вся мощь государства, требующего исполнения воинского долга. Иное дело Ледяной поход, да и всё почти Белое движение. В нем был подвиг чистой, вольной жертвы, сознательный разрыв с уютной обыденностью. Упразднилась присяга, рухнула старая Россия, не было больше ни фронта, ни тыла, ни «доблестных союзников», ни «коварного врага». Царь был в узилище, Учредительное собрание разогнано. За приказом бывших верховных главнокомандующих – Алексеева и Корнилова было не больше власти, чем за криком уличного разносчика газет. И люди, ушедшие в Ледяной поход,   повиновались не внешнему принуждению, но исключительно внутреннему долгу, следовали той присяге, которую давали они своей совести, Богу, могилам отцов.

«Не выдаст моя кобылица, Не лопнет подпруга седла. Дымится в Задонье, курится Седая февральская мгла. Встаёт за могилой могила, Темнеет калмыцкая твердь, И где-то правее – Корнилов, В метелях идущий на смерть…»

– вспоминал свою молодость казак – первопоходник Николай Туроверов.

Ледяной поход

Андрей Владимирович Николаев. «Корнилов». Фрагмент.

И если нам дорого будущее нашей страны, мы должны суметь сделать то, что сделали они, эти три тысячи шестьсот восемьдесят три человека вышедшие в ночь ледяной задонской степи 100 лет назад. Мы должны суметь объединиться на добро, сколь бы малоперспективным с точки зрения политики и стратегии не было наше устремление. «Не в силе Бог, а в правде». И если не сможем мы встать за правду, всегда требующую жертвы, но постыдимся казаться наивными и смешными чудаками в этом мире, полном жестокой агрессивности, корысти, цинизма и себялюбия, – не возродится матушка Россия.

Ледяной поход сквозь времена Владимир Киреев

Владимир Николаевич Киреев “Ледяной поход сквозь времена”.

Подвиг тех, лучших граждан России, имена которых золотом будут когда-нибудь начертаны на мраморных досках, бесконечно выше нашего. Даже и сравнивать стыдно, и всё же мы должны помнить, что они, первопоходники, нам завещали победу – победу чести, веры, добра и самоотверженной любви, которые одни вернут нас из далекой страны в бесконечно желанные отчие объятья.

«Ледяной поход длится. Он вечен, как бессмертная душа в людях…»

[1] А.И.Деникин. Очерки русской смуты. Т.2. Минск: Харвест, 2002. – С.267.

[2] «Южное слово» №26, Одесса 5.10.1919. – С.4. // И.А.Бунин. Публицистика 1918-1953 гг. М.:Наследие, 1988. – С.27.

[3] Марковцы в первом походе Добровольческой Армии // Первый Кубанский «Ледяной» поход / сост. С.В.Волков. – Москва: Центрполиграф, 2001.- С.312.

Источники изображений: Эхо Москвы, BBC, LiveJournal, Institute of Modern Russia, deduhova.ru, Википедия, LiveJournal, LiveInternet, Культурология, cameralabs.org, ArtLib.

drugoivzgliad.com

Категории ледовых усилений — Мегаобучалка

Для судов предназначенных для плавания в замерзающих морях классификационными обществами предъявляются требования по оснащению корпусов судов специальной конструктивной защитой для восприятия ледовых нагрузок. В зависимости от тяжести ледовых условий Правилами Регистра, п. (2.2.3), предусмотрено девять категорий ледового плавания судов – по мере возрастания ледовых нагрузок от Ice1 до Arc9. Категории Ice1 – Ice3 относятся к судам для неарктических замерзающих морей. Для остальных (арктических) категорий допускаемые районы эксплуатации в российских арктических морях определены в зависимости от сезона, тактики плавания (с ледоколом или самостоятельно) и тяжести навигации. [4] Ледовая категория судна определяет характер и район распространения конструктивной защиты и влияет на форму корпуса в оконечностях, наклон летней ГВЛ к ДП, наклон форштевня и шпангоутов на уровне летней ГВЛ и др.[5] Кроме того, на судах арктических категорий:

· не допускается вертикальный борт в районе ледового пояса в нос от цилиндрической вставки;

· в носу не должно быть бульба;

· в корме не допускается транцевая форма кормы и необходим ледовый зуб (выступ для защиты руля на заднем ходу).

Расчётные нагрузки и требования к конструкциям корпуса устанавливаются в зависимости от района по длине и высоте корпуса судна, рис. 6. Всего предусмотрено четыре района по длине судна: носовой – район А, промежуточный – район А1, средний – район В и кормовой – район С; и четыре района по высоте борта: район I – район переменных ватерлиний, район II – от верха скулы до нижней кромки района I, район III – скуловой пояс, район IV – днище. Для судов неарктических ледовых категорий промежуточный район ледовых усилений не предусматривается.

 

 

 

Рис. 6 Районы ледовых усилений транспортных судов ледового плавания по Правилам РС

 

Таблица 4

Размеры, определяющие границы районов ледовых усилений (с сокращениями)

Параметр Категория ледовых подкреплений
Arc7, Arc8, Arc9 Arc5, Arc6 Arc4 Ice3 Ice2 Ice1
h2 (м) при В £ 20 м 0,75 0,60 0,50
при В > 20 м 0,50
h4(м) 1,6h2 1,35h2 1,20h2 1,10h2 h2
L3(м) 0,06L 0,05L 0,045L 0,04L 0,02L

 

В средней части судна ледовые усиления выполняются: в районе BI – для судов категорий Ice2 и выше; в районе BII – для судов категорий Arc4 и выше; в районе BIII – для судов категорий Arc5 и выше; в районе BIV – для судов категорий Arc8, Arc9 и ледоколов.

Высота района BI, в соответствии с рис. 6, определяется по формуле:

hBI = (dЛГВЛ – dЛБВЛ) + h2 + h4,

где dЛГВЛ – осадка по ледовую грузовую ватерлинию, dЛБВЛ – осадка по ледовую балластную ватерлинию. Размеры h2и h4, а также длина L3, необходимая для определения носовой границы района В.

 

Ледовая нагрузка

Условная ледовая нагрузка определяется в Правилах тремя параметрами: давлением р, длиной lни высотой b её распределения, п (3.10.3.1).

В районе BI расчётное ледовое давление вычисляется по формуле:

где а3 – коэффициент, определяемый по таблице 5; Δ – водоизмещение по летнюю ГВЛ.

 

 

Таблица 5

Коэффициенты ледовой нагрузки

Коэффициент Категория ледовых усилений
Ice2 Ice3 Arc4 Arc5 Arc6 Arc7 Arc8 Arc9
а3 0.22 0.33 0.50 0.78 1.2 1.84 3.7 5.6
аBII - - 0.4 0.5 0.5 0.5 0.55 0.55
аBIII - - - 0.4 0.45 0.45 0.45 0.45
аBIV - - - - - - 0.25 0.3
С3 0.27 0.3 0.34 0.4 0.47 0.5 0.5 0.5

Высота распределения ледовой нагрузки для районов BI, BII, BII, BIV, м, определяется по формуле

bB = C3C4 kD = 0,27*1* =0,57м

где C3 – коэффициент, определяемый по таблице 3; C4 – коэффициент, учитывающий наклон борта в средней части судна, для судов с вертикальным бортом C4 =1; , но не более 3,5.

Длина распределения ледовой нагрузки, м

, но не менее .

megaobuchalka.ru


Смотрите также