Техника одновременного моделирования: восстановление окклюзионной поверхности боковых зубов. Моделировка зубов


STOMWEB - Статья - Техника одновременного моделирования: восстановление окклюзионной поверхности боковых зубов

рис 1.png

Резюме

Прямые реставрации боковой группы зубов — широко распространенная процедура в ежедневной практике. Моделирование окклюзионной поверхности зачастую считается сложной задачей, требующей дополнительных приспособлений, корректировок и имеющей непредсказуемый результат. К тому же они трудоемкие и требуют внесения маленьких порций композита в целях контроля стресс-фактора. Многими авторами предложены различные методики выполнения реставраций боковых зубов. Авторы данной статьи предлагают упрощенную технику, благодаря которой клиницист сможет выполнить эстетическую реставрацию быстрее, проще, предсказуемо и без дополнительных коррекций

рис 2.png

Введение

Анатомия окклюзионной поверхности разнообразная: это могут быть ярко выраженные элементы, плоские, гладкие или беспорядочно разнообразные. (рис. 1) Все эти особенности индивидуальные, и клиницист должен избегать повторения стандартной морфологии в каждой реставрации.

рис 3.pngРис. 1. (Слева направо): Изменчивость морфологии окклюзионной поверхности.

Когда анатомия зуба нарушена кариозным поражением или наличием несостоятельной обширной реставрации, знание естественной анатомии крайне важно. Проанализировав сохранившиеся ткани, можно получить информацию о выраженности бугров, положении первичных и вторичных фиссур, углублений, что позволит выполнить не стандартную реставрацию, а соответствующую индивидуальной анатомии.

Техника, предложенная в этой статье, основана на следующих принципах:

  1. Множественное и сегментное внесение композита позволяет повторить окклюзионную поверхность.
  2. Моделирование можно выполнить в условиях полости определенных размеров.
  3. Использование следующей анатомической информации:a) от зуба перед его подготовкой;b) от остаточных здоровых тканей после препарирования; c) от соседних зубов; d) от антагонистов.

 

Преимущества этой техники:

 

  1. Экономия времени: одновременное внесение нескольких порций сокращает количество циклов полимеризации.
  2. Более легкое моделирование: распределение порций по направлению к центру окклюзионной поверхности позволит проводить меньше коррекций.
  3. Предварительный анализ: методика позволяет оценить, проверить и изменить положение, степень наклона и ориентацию смоделированных структур перед полимеризацией.
  4. Контроль усадки: Стресс в материале может контролироваться благодаря бесконтактному и многократномувнесению композита
  5. Стандартизированная процедура: стандартная глубина полости как отправная точка для формирования правильной анатомии окклюзионной поверхности делает процедуры воспроизводимыми. Ограничение данной техники — это отсутствие периферических здоровых тканей, в частности краевых валиков.

В случае потери краевых валиков или одного или нескольких бугров, клиницисты могут столкнуться с двумя ситуациями и соответственно двумя различными решениями:

 

  • Краевые валики можно восстановить с помощью предсказуемых и проверенных методов
  • Бугры: свободное моделирование(высота, ширина, позиция) трудоемкое и непрогнозируемое занятие по причине отсутствия анатомических ориентиров. Использование изоляции (раббердама) не позволяет проверить окклюзионные соотношения; в этом случае более предпочтительны непрямые реставрации.

 

Описание техники

Знание анатомии зуба имеет решающее значение. Несмотря на то, что предлагаемая здесь техника позволяет упростить выполнение реставрации боковых зубов, основные аспекты окклюзионной анатомии и их вариативность должны быть известны для любого зуба, включая положение углублений, бороздок, вершины бугров, их основания, треугольные валики на скатах бугров, косые и краевые гребни, а также соотношение размера элементов.

Наблюдение

Предварительный сбор информации должен быть выполнен до изоляции рабочего поля.

Анализ реставрируемых зубов

Наблюдение играет очень важную роль в начальном этапе лечения. Если зубы, которые подлежат реставрации не разрушены и не имеют несостоятельных обширных реставраций, анализ структуры тканей позволяет клиницисту определять ориентацию и положение анатомических элементов.

Анализ соседних зубов

Глубина бороздок, фиссур, выраженность бугров, высота крайних гребней (в случае класса II) могут быть изучены на соседних зубах.

Требования к полости

Дно полости

Техника, описанная здесь, является вариантом моделирования окклюзионной поверхности. Она начинается с подготовки дна полости без анатомического предварительного моделирования и глубиной приблизительно 1 — 2 мм относительно высоты краевого гребня (Рис. 2). Дно полости должно быть плоским или немного закругленнным. Глубина полости 1.5–2 мм при средней глубине 3–3.5 мм от вершины щечного бугра до основания фиссуры позволяет смоделировать все структуры в нужном объеме, как было предложено Kano. (рис 3 и 4)

рис 4.pngРис. 2. моделлирование окклюзионной поверхности начинается с измерения глубины полости рис 5.pngРис. 3. Фиссуры находятся на 3-3,5 мм ниже вершины бугра. рис 6.pngРис. 4. Стандартная глубина полости - от 1 до 2 мм (в области краевого валика) позволит смоделировать бугры нужного размера и фиссуры определенной глубины.

Вышеупомянутые требования к дну полости можно выполнить с помощью различных материалов (жидкотекучий композит, bulk-fill, композит обычной консистенции) в зависимости от клинического случая и выбора врача.

Толщина бугров

Обычно толщина бугров составляет ≥ 2 мм. Решение ситуации с буграми толщиной меньше 2–2,5 были описаны ранее. В данном случае рекомендуется изготовление непрямых реставрации.

Гребни бугорков

Первые порции композита вносятся одновременно и соответственно каждому бугру (Рис. 5; Схема 1 — 2) для лучшей визуализации их соотношения. Порции композита распределяются по направлению к центру окклюзионной поверхности (Рис. 6), чтобы увеличить площадь скатов бугров (Схема 3). В целях контроля стресс-фактора, порции не должны соединяться. Окклюзионная поверхность полноценно закроется на заключительном этапе, согласно будущим анатомическим элементам. Любые излишки композита могут быть удалены движением заостренного инструмента вдоль здоровых тканей (Рис. 7; Схема 4 -5). Заключительная коррекция гребня сделана перед полимеризацией(Рис. 8). Адаптация края реставрации произведена с помощью кисточек (Рис. 9; Схема 5 — 7).

 

рис 7.pngРис. 5. Одновременное внесение нескольких порций материала соответственно каждому бугру.

Схема 1— 2 Одновременное внесение порций материала 3: Моделирование бугров с адаптацией композита от периферии к центру 4— 5: Удаление излишков материала вдоль интактных тканей рис 13.pngРис. 6. Порции композита моделируются по направлению к центру для определения положения основных элементов рис 14.pngРис. 7. Заостренным инструментом удалены излишки материала вдоль здоровых тканей зуба. рис 15.pngРис. 8. Все характеристики борозды (фиссуры) могут меняться одновременно легкими движениями. рис 16.pngРис. 9. Композит адаптирован по краям полости с помощью кисточек.

Схема 5 - 7: После удаление излишков, материал адаптирован к краям полости с помощью кисточек 8 - 9: Все порции одновременно полимеризуются

На этом этапе мы в общих чертах определяем анатомический эскиз:

 

  1. Положение основных бугров, направление и объем.
  2. Приблизительная позиция основных и вторичных фиссур.
  3. Приблизительное положение основных бороздок и углублений. В этом шаге клиницист может проверить и исправить размер, ориентацию и положение гребней перед засвечиванием (Схема 8 -9). Первые порции композита небольшие, что способствует уменьшению напряжения в материале и позволит корректировать следующие порции.

 

Крайние валики

Медиальные и дистальные валики моделируются таким же методом, как и гребни бугров (Рис. 10). Добавляются маленькие порции композита и распределяются заостренными инструментами. Излишки удаляются движением зонда вдоль здоровых тканей. Иногда краевые гребни разделены на две и более отдельные части, что может быть обнаружено на интактном крайнем гребне.

рис 22.pngРис. 10. Расположение краевых валиков. Одновременное внесение нескольких порций, моделировка к центру поверхности, удаление излишков. Отличающийся от остальной реставрации цвет использовался в целях ясной визуализации.

Треугольное расширение гребня заканчивается в мезиальной или дистальной треугольных ямках. Сглаживание композита по краям полости выполнено с помощью кисточки(Рис. 11).

рис 23.pngРис. 11. Композит распределяют по краю полости. Закрытие окклюзионной поверхности

Центральный промежуток, полученный после неполного моделирования вершин бугров, заполнен маленькой порцией композита, которая тщательно уплотняется, чтобы установить правильные взаимоотношения структур поверхности (Схема 10 — 13).

Схема 10 - 13: Первые порции вносятся и засвечиваются одновременно. Когда моделируются углубления и фиссуры, порции отверждаются отдельно.

На этом этапе одновременные порции адаптируются к уже полимеризованным элементам. Чтобы получить эстетическое углубление, композит следует уплотнять инструментами или кисточкой до соединения с полимеризованой частью реставрации (Схема 14 — 17).

Схема 14 – 17: Естественный вид углубления получается при адаптации порции композита к уже полимеризованной части.

Материал приглаживается кисточками (Схема 18). Заостренный инструмент может использоваться, чтобы уточнить углубления и бороздки (Схема 19), и после этого выполнить полимеризацию (Схема 20 и 21).

Схема 18: Композит распределен соответственно анатомическим предпосылкам. 19: Инструмент с острым кончиком может использоваться, чтобы сделать более точными бороздки и углубления, если они теряются во время моделирования. 20— 21: Заключительная полимеризация. Закрытие окклюзионной поверхности может быть достигнуто следующими способами:

1. Расширение вершины бугра маленькой порцией композита (Рис. 12).

рис 36.png

2. Расширение крайних валиков (Рис. 13).

рис 37.png

3. Добавление косого гребня в молярах верхней челюсти (Рис. 14). В этом случае каждая небольшая порция вносится, моделируется и засвечивается.

рис 38.png

4. Добавление или расширение вторичных бугорков (Рис. 15).

рис 39.pngМалые полости

Методика, представленная здесь применима не только к полостям в которых нужно восстановить большие объёмы ткани, но также и к малым полостям. Если врач собирается восстанавливать небольшие дефекты, диаграммы 1–9 можно пропустить и начать с 9 по 21. Для того, чтобы бугорки и фиссуры выглядели естесственно, материал должен засвечиваться последовательно. (рис. 16 и 17)

рис 40.pngРис. 16. малые полости. Моделируется один край и затем полимеризуется рис 41.pngРис. 17. Для того, чтобы фиссура выглядела натурально, нужно моделировать композитную каплю при полимеризованной рядом лежащей Стресс-фактор

  • Несмотря на то, что ни один метод послойной реставрации не обходится без фактора напряжения в материале, много исследований указывают на то, что порционный метод показывает лучшие результаты по сравнению с большей частью методик.
  • Само по себе напряжение имеет отношение больше к объему реставрации, чем к самому С-фактору
  • В послойных реставрациях, если композит засвечивается одной порцией, а не послойно, это способствует большему напряжению
  • Направление усадки влияет как на области адгезии поверхностей, так и на свободные части

Методика одновременных внесений порций, предложенная здесь, учитывает все указанные проблемы по устранению полимеризационного С-фактора. В частности, среди всех этапов реставрации порции, которые делают целостной окклюзионную поверхность, небольшие.

Клинические случаи

В следующих клинических случаях использована предложенная техника.

Случай 1

Рис. 18 Исходная ситуация: 36— кариес, полость 1 класса. Рис. 19 Изоляция. Рис. 20 Препарирование полости.

Рис. 21 После внесения адгезива и жидкотекучего композита на дно полости, порции композита расположены для восстановления бугров DL и MB.Рис. 22 Материал распределяют по направлению к центру. Остаточная анатомия здоровых тканей важна, чтобы понять ориентацию и крутизну ската бугра. Адаптация края достигнута с помощью кисточек.Рис. 23 Одновременное внесение порций на ML и DB.

Рис. 24 Закрытие окклюзионной поверхности: небольшая порция расположена на вершину DB, чтобы расширить его.Рис. 25 Вершина DB расширена по направлению к центру.Рис. 26 Чтобы достигнуть естественно выглядящих анатомических структур в молярах нижней челюсти, основания бугров обычно не соединяют в одном и том же месте фиссуры.

Рис. 27 Добавлен дистальный крайний гребень, а также вторичные гребни на буграх ML и DL. Маленькая порция внесена на вершину гребня DL, чтобы смоделировать дистальное углубление.Рис. 28 Окрашивание выполнено для четкости структур и лучшего объемного восприятия.Рис. 29 Конечный результат. Клинический случай №2

рис 54.pngрис 55.png
рис 56.png

Рис. 30. Исходная ситуация и изоляция.

Рис. 31. Препарирование полости.

Рис. 32. После внесения адгезива, жидкотекучего композита на дно полости, щечная стенка 46 восстановлена.Рис. 33. Одновременное моделирование гребней в центральном направлении соответственно анатомии здоровых тканей.

рис 62.png 
рис 64.png

Рис.34. Результат до и после удаления коффердама.Рис.35. Вид через 6 месяцев. Клинический случай 3

Рис. 36. Исходная ситуация, изоляция, препарирование полости.

Рис. 37. Выполнена основа реставрации в дне полости, после которой помещаются одновременно несколько порций для восстановления MB, DB и MP гребней. Крайние валики и вторичные гребни добавлены для целостности окклюзионной поверхности. рис 71.pngРис. 38. Конечный результат. рис 72.pngРис. 39. Конечный результат после удаления коффердама. Случай 4рис 73.pngрис 74.png Рис. 40. Исходная ситуация: в 47, 46 и 45 несостоятельные реставрации. рис 75.pngрис 76.pngРис. 41. Полость в 45 зубе переведена из II класса в I. рис 77.pngРис. 42. Небольшая порция жидкотекучего композита распределена по дну полости. рис 78.pngРис. 43 .Одновременное внесение порций на противоположные бугры в первом моляре. рис 79.pngРис. 44. В 46 порции композита моделируются к центру, но не контактируют. После определения длины и ориентации гребней, композит уплотняется в области края реставрации кисточкой для хорошего краевого прилегания. В 47 порции внесены на ML и DB гребни. рис 80.pngРис. 45. В 47 гребень моделируется к центру и края адаптируются кисточкой, как это было сделано в 46 (Рис. 44). В 45 порции расположены на все три гребня. рис 81.pngРис. 46. 45: проекция гребней направлена к центру. 46: порции для MB и DL гребней. рис 82.pngРис. 47. 46: щечная полость реставрирована и последняя порция внесена для закрытия поверхности. рис 83.pngРис. 48. Окрашивание для объемного выделения структур реставрации. рис 84.pngРис. 49. Результат после удаления изоляции. рис 85.pngРис. 50. Вид через 6 месяцев. рис 86.pngРис. 51. Рентгенограмма после лечения Случай 5 рис 87.pngрис 88.png Рис. 52. 26: исходная ситуация и после изоляции рабочего поля.рис 89.pngРис. 53 Две секционные матрицы расположены ля моделирования краевых валиков. DP бугор отсутствует, но так как по размеру он небольшой, показана прямая реставрация. рис 90.pngРис. 54. Окклюзионный периметр восстановлен.рис 91.pngРис. 55. Порции для DB и MP бугров. рис 92.pngРис. 56. Порции для MB и DP бугров. рис 93.pngРис. 57. МВ и DP гребни моделируются к центру, края распределяются кисточкой. рис 94.pngРис. 58. Порции для мезиального краевого гребня и ската его рис 95.pngРис. 59. Порции для дистального краевого гребня и DB вторичного гребня. рис 96.pngРис. 60. Окончательный вид окклюзионной анатомии. рис 97.pngРис. 61. Окрашивание. рис 98.pngРис. 62. Результат после удаления коффердама. Ткани дегидратированы. рис 99.pngРис. 63. Осмотр через 6 месяцев. рис 100.pngРис. 64. Рентгенограмма после лечения. Случай 6рис 101.pngРис. 65. Исходная ситуация. Две полости I класса в 36 и 37. рис 102.pngРис. 66. Препарирование полости после изоляции рабочего поля.рис 103.pngРис. 67. Самопротравливающая адгезивная система с предварительным протравливанием эмали. рис 104.pngРис. 68 Небольшая порция жидкотекучего композита распределена по дну полости. рис 105.pngРис. 69. (слева) Одновременные порции для дистально-щечного и мезио-язычного бугров. (справа) Для мезио-лингвальго и дистально-щечного. рис 106.pngРис. 70. Последние порции для небольшой полости и заполнения фиссуры. рис 107.pngРис. 71. Вид под непрямым углом после удаления изоляции. рис 108.pngРис 72. Результат после удаления изоляции.

Заключение

Реставрации боковой группы зубов — это ежедневная практика. Техника, описанная в данной статье предлагает упрощенный метод реставрации с формированием анатомии окклюзионой поверхности согласно периферическим здоровым тканям. Это поможет клиницисту выполнять реставрации проще и быстрее без необходимости корректировки.

stomweb.ru

Методологические Подходы К Моделированию Зубов Из Пластичных Материалов • OHI-S

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 16 ЗУБА ИЗ СКУЛЬПТУРНОЙ ГЛИНЫ

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара.

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели.

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности.

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала.

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3).

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок.

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы.

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка.

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке.

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка.

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба.

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность.

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКИ

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок.

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок.

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок.

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность.

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти.

МОДЕЛИРОВАНИЕ 36 ЗУБА ИЗ ПЛАСТИЛИНА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Рис. 23. Придание материалу формы шара.

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная.

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок.

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина.

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6.

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004).

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка.

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки.

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки.

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

http://dentalmagazine.ru/

ohi-s.com

104.Художественное моделирование зубов

10ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

2.Приобретение и совершенствование мануальных навыков в работе с различными подручными материалами.

В реставрации стоматологи обычно используют широкий спектр композитов. Каждый материал обладает своими особыми качественными характеристиками. В зависимости от поставленной цели, возможностей как пациента, так и реставратора, условий работы и других особенностей производства осуществляется подбор пломбировочного материала(рис. 13).

Однако, на начальных этапах совершенствования мануальных навыков в области моделирования (вне полости рта) мы рекомендуем воспользоваться наиболее распространенным материалом — пластилином. Он достаточно мягок и пластичен, позволяет выполнять работу в любом размере, удобен для моделирования в домашних условиях. Воспроизведение формы можно осуществлять непосредственно руками, а также через инструменты, воссоздавая микрорельеф поверх-

ности (рис. 14, 15).

Рис. 13

В более тонких конструкциях применяется воск. Моделирование данным материалом позволяет достичь более четкой дифференциации поверхности, воспроизведения мелких деталей. Однако для его использования необходимы специальные навыки (рис. 16-19).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

11

Рис. 18 Рис. 19

Художественная глина, гипс (рис. 21), мыло, дерево(рис. 20, 22), сплавы металлов(рис. 23) также могут являться материалами для моделирования с целью познания формы, объема создаваемых объектов(рис. 20-23).

Для реставрации зубов необходимо иметь также набор инструментов. Работа через инструменты приводит к развитию аподактильной чувствительности. У исполнителя формируется ощущение степени давления на материал, улавливается консистенция, податливость, пластичность, гибкость используемого материала. Это чувство развивается постепенно. Наступа-

Рис. 20

Рис.21

Рис. 22

Рис. 23

12

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

ет момент, когда ваша рука автоматически начинает воссоздавать тонкие линии, рельеф и направленность которых дополняют общую композицию и придают уникальность созданной вами модели.

При работе в полости рта чаще всего применяются наборы гладилок и штопферов различной формы с тефлоновым или циркониевым покрытием. Определенные поверхности используемых инструментов формируют соответствующие углы, грани, придавая индивидуальность создаваемой конструкции. Эти инструменты можно приобрести в специальных стоматологических магазинах, но некоторые профессионалы предпочитают их делать самостоятельно по своему желанию и потребностям (рис. 24-26).

3. Проведение анализа общей конструкции модели, определение основных пропорций целого и частей.

При выполнении моделирования исполнитель должен обладать хорошо развитым пространственным воображением. Вначале необходимо ознакомиться с целью реставрации, ее объемом и назначением. Затем мысленно представить и, если это необходимо, рассчитать пространственную форму каждой реставрируемой детали, ее размеры и пропорциональные соотношения отдельных элементов. Трудности возникают при несоблюдении пропорций. Чувство пропорций позволяет сопоставлять размеры всех частей моделируемого предмета по отношению друг к другу и к целому. Масштаб задается заранее. При реставрации мысленно производится нанесение осей, определяется соотношение размеров между крайними точками модели по разным направлениям. Затем восстанавливается ее габаритное очертание, после чего намечаются размеры каждой ее отдельной части (рис. 27).

4. Уяснение характера поверхности модели, определение микрорельефа, подчеркивание и воспроизведение индивидуальных особенностей форм объекта.

Благодаря моделированию микрорельефа постепенно воссоздается внешняя форма и объем восстанавливаемого объекта. При этом также необходимо правильно взаиморасположить его отдельные части, учитывая индивидуальные особенности создаваемых структур.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

13

Рис. 27

Ценность работы измеряется точностью наблюдения, умением увидеть суть изображаемого. На данном этапе разрешается "проблема заполнения плоскости". Прежде всего следует найти место для главного звена или предмета. Главный объект должен остаться доминантой, а части гармонично соотноситься между собой. Тонкие элементы столь же значимы и способны заполнить пространство и удержать форму. Необходимо научиться охватывать сразу несколько предметов и располагать их в определенном положении по отношению друг к другу (рис. 28).

Рис. 28

Продемонстрируем основные этапы моделирования на примере воссоздания клыка верхней челюсти.

Коронка клыка по горизонтальной плоскости условно подразделяется на три части (рис. 29), по вертикальной плоскости также условно выделяются три части (рис. 30).

14

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Рис.29

Рис.30

I — режущая треть,

I — медиальная треть,

II — средняя треть,

II — средняя треть,

III — цервикальная треть

III — дистальная треть

Зрительную память и наблюдательность желательно развивать, изучая анатомию естественных зубов, рассматривая каждую поверхность в отдельности. Анализируя вестибулярную поверхность интактных правого (рис. 31) и левого (рис. 32) клыков верхней челюсти, воспользуемся приемами одонтоскопии необходимыми как первый этап в моделировании. Под термином одонтоскопия понимают рассмотрение и описание особенностей строения зуба. Для успешного профессионального общения между стоматологами и зубными техниками необходимо условиться о терминологии. В связи с этим на примере поверхностей верхнего клыка мы решили детализировать зоны, каждая из которых имеет свое название, форму и функцию.

Рис.31

Рис.32

А — медиальная

В — дисталь-

сторона

ная сторона

Основные морфологические элементы правого верхнего клыка выделены и отмечены путем тонирования и нумерации зон (рис. 33). Так, на вестибулярной поверхности различают:

1 — продольный валик;

2 — медиальный валик;

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

15

3 — дистальный валик;

 

 

4 — рвущий бугор;

 

 

5 — дополнительный бугорок;

 

 

6

— медиальное углубление;

 

 

7

— дистальное углубление;

 

 

8 — медиальный угол;

 

 

9 — дистальный угол;

 

 

10 — анатомическая шейка.

 

 

Вдоль вестибулярной поверхности распо-

 

 

лагается ведущий продольный валик (1), деля-

 

 

щий коронку на две неравные части.

 

 

Данный валик создает основную выпук-

 

 

лость коронки (более выраженную в придесне -

 

 

вой трети), определяя тем самым направление

 

 

оси зуба. Помимо продольного валика опреде-

 

 

ляются два краевых: медиальный (2) — более

 

 

выпуклый и дистальный (3), изогнутый S-об-

Рис. 33

 

разно (выпуклый в средней трети и вогнутый в

 

1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дисталь-

пришеечной трети коронки).

ный валик; 4 — рвущий бугор; 5 — дополнительный бугорок;

Перечисленные выше валики сливаются

6 — медиальное углубление; 7 — дистальное углубление; 8

между собой в пришеечной трети, образуя эк-

— медиальный угол; 9 — дистальный угол; 10 — анатомиче-

ская шейка

 

 

 

 

ватор зуба, а в средней и резцовой трети отде-

 

 

лены друг от друга углублениями (дистальное

 

 

— (7), медиальное — (6)). Углубления имеют треугольные формы, с вытянутыми вдоль средней трети вершинами и основаниями, обращенными к режущему краю. Дистальное углубление объ-

 

емнее медиального, где располагается незна-

 

чительный валик, переходящий в дополнитель-

 

ный бугорок режущего края.

 

Вестибулярная поверхность клыка напоми-

 

нает форму ромба, однако грани в этой геоме-

 

трической фигуре неравнозначны (рис. 34).

 

Если обозначить стороны ромба соответст-

 

венно буквами, то:

 

Км — контактный медиальный край;

 

Kd — контактный дистальный край;

 

Рм — режущий медиальный край;

 

Pd — режущий дистальный край;

 

Угол В — образован контактными меди-

 

альным и дистальным краями;

 

Угол С — контактным дистальным и режу-

 

щим дистальным краями;

 

Угол Д — режущими дистальным и меди-

 

альным краями;

 

Угол А — режущим и контактным медиаль-

 

ным краями.

 

Вершина (угол В), обращенная к десне за-

 

круглена. Противоположная ей вершина об-

Р и с 34

разована двумя отрезками режущего края: ко-

16

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАУИЯ ЗУБОВ

Рис. 35

Рис. 36

Рис. 35, 36, 37

А — медиальная сторона; В — дистальная сторона; 1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дисталь-

ный валик; 4 — рвущий бугор; 5 — дополнительный бугорок; 6 — медиальное углубление; 7 — дистальное углубление; 8 — медиальный угол; 9 — дистальный угол; 10 — анатомическая шейка; 11 — небный бугорок; 12 — дополнительный валик

ротким и пологим (Рм) — медиальным и более длинным и крутым(Pd) — дистальным,

которые, соединяясь, образуют рвущий бугор

(уголД).

Угол С тупой и более округлен, чем угол А, приближающийся к прямому. Относительно режущего края данные углы находятся на разных уровнях: угол С выше, чем угол А

Рассмотрев соотношение размерных характеристик вестибулярной поверхности клыка, определяем ряд присущих ему морфологических особенностей и закономерностей.

1) Режущую треть вестибулярной поверхности клыка составляет рвущий бугор, который занимает l/З коронки.

2)Медиальный режущий край (Рм) короче, чем дистальный(Pd).

3)Контактный медиальный край (Км) длинее, чем дистальный(Kd).

4)Медиальная часть (АВД) меньше латеральной(ВСД).

5)Продольная ось продольного валика вестибулярной поверхности клыка отклонена от центральной линии.

Анализируя небные поверхности правого (рис. 35) и левого(рис. 36) интактных клыков верхней челюсти, отмечаем их многогранность. Нарис. 37 отображаются основные морфологические структуры, характерные для небной поверхности верхнего правого клыка.

Ведущие валики на вестибулярной поверхности сочетаются с соответствующими валиками небной поверхности. Определяется продольный валик (1), тянущийся от рвущего бугра, а также медиальный (2) и дистальный (3) краевые валики, идущие к небному бугорку (11). Вышеупомянутые валики разделены между собой углублениями, причем дистальное (7) выражено сильнее медиального (6). В области дистального углубления располагается незначительный валик (12), образующий на режущем крае дополнительный бугорок (5). Характерной особенностью небной поверхности является наличие небного бугорка, имеющего самостоятельную вершину.

При осмотре коронки со стороны медиальной (рис. 38, 39) и дистальной(рис. 40, 41)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

17

Рис. 38—41

А — вестибулярная сторона; В — небная сторона; 1 — рвущий бугор; 2 — медиальный бугорок; 3 — дистальный бугорок; 4 — дополнительный дистальный

бугорок; 5 — небный бугорок; 6 — анатомическая шейка.

контактных поверхностей левого клыка верхней челюсти просматриваются определенные морфологические структуры:

А— вестибулярная сторона;

В— небная сторона;

1 — рвущий бугор;

2 — медиальный бугорок;

3 — дистальный бугорок;

4 — дополнительный дистальный бугорок;

5 — небный бугорок;

6 — анатомическая шейка.

Контактные поверхности выпуклые и напоминают форму треугольника с широким основанием, обращенным к десневому краю и вершиной, направленной к режущей поверхности.

После детального изучения морфологических поверхностей клыка верхней челюсти приступаем к его моделированию.

Известно, что каждый предмет характеризуется тремя измерениями: высотой, длиной, шириной. Исследования Ломиашвили Л.М. (1993 г.) показали, что у лиц, относящихся к высокому уровню резистентности (по методике Недосеко В.Б., 1987 г.), средняя высота коронки верхнего

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

клыка (Н cor) составляет 9,44 мм, средняя длина коронки — мезиодистальный размер(MD cor)

— 8,31 мм, средняя ширина коронки — вестибулолингвальный размер (VL cor) — 8,64 мм. Если условно наименьший показатель принять за 1,00, то данные величины относятся друг к другу определенным образом:

Рис.42

Рис.43

 

 

Рис. 44

 

 

 

 

 

 

 

 

Нсог

 

MDcor

 

VLcor

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9,44мм

 

8,31мм

 

8,64мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,14

 

1,00

 

1,04

 

 

 

 

 

 

 

 

На начальных этапах моделирования из подручного материала (пластилин) создается заготовка (культя зуба) определенного объема, где исполняется выбранный заранее масштаб. При этом под объемом понимается трехмерная величина, ограниченная определенными поверхностями. На рис. 42 изображено формирование одной из поверхностей с учетом высоты коронки клыка (Н cor). Измерения с помощью одонтометра проводят по вертикали от предполагаемой анатомической шейки до рвущего бугра по вестибулярной поверхности. Нарис. 43 указано положение одонтометра при определении длины коронки зуба (Md cor). Крайние точки медиального и дистального краев коронки находятся в средней ее трети. Ограничение размера культи верхнего клыка в вестибулолингвальном направлении происходит за счет формирования ширины коронки зуба определенного размера(рис. 44). Одонтометр при этом располагается в цервикальной трети коронки, охватывая наиболее выступающие точки вестибулярной и небной поверхностей.

Работая с подручным материалом, рекомендуем воспользоваться пропорциональным соотношением величин:

Н cor: Md cor: VI cor, как 1,14 : 1,00 : 1,04

Таким образом, высота коронки верхних клыков превалирует над его длиной и шириной, при этом ширина коронки лишь незначительно превышает его длину. Имеющийся расчет соотношений частей в определенных пропорциях помогает исполнителю сделать заготовку коронки клыка верхней челюсти достаточных размеров для последующей работы с ней. С учетом анатомических особенностей верхнего клыка постепенно моделируется его форма, воссоздаются внешние очертания, наружные контуры.

Моделирование вестибулярной поверхности левого клыка верхней челюсти (рис. 45) начинается с главного продольного валика (1), который создает основную выпуклость зуба, разделяя

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

19

поверхность на две неравные части: меньшую — медиальная грань и большую — дистальная грань. На режущем крае продольный валик образует рвущий бугор (4), вершина которого смещена к контактной медиальной поверхности, таким образом, медиальный отрезок режущего края короче дистального. Далее формируется медиальный, более длинный и выпуклый (2) и дистальный, более короткий S-образноизогнутый (3) краевые валики, которые при слиянии с режущим краем образуют медиальный (5) и дистальный (6) углы соответственно. В пришеечной области три основных валика, плавно переходя друг в друга, образуют экватор зуба (7) (рис. 46).

Из образовавшихся медиального (8) и дистального (9) углублений последнее более выражено и имеет на своей поверхности незначительный валик (10) (рис. 47).

Каждому из вышеуказанных валиков на режущем крае соответствуют бугорки, а углублениям — вырезки (рис. 48).

На небной поверхности бугорки режущего края переходят в соответствующие валики: (1) — продольный, (2) — медиальный, (3) — дистальный, а вырезки — в соответствующие углубления: (8) — медиальное, (9) — дистальное. В пришеечной трети моделируем небный бугорок

Рис. 45—48

1 — продольный валик; 2 — медиальный валик; 3 — дистальный валик; 4 — рвущий бугор продольного валика; 5 — бугор медиального валика; 6 — бугор дистального валика; 7 — экватор; 8 — медиальное углубление; 9 — дистальное углубление; 10 — бугорок дополнительного дистального валика; 11 — вырезка медиального углубления; 12, 13 — вырезки дистального углубления; 14 — небный бугорок

studfiles.net


Смотрите также