Шпаргалка: V. Травма зачатка зуба. Травма зачатка зуба


V. Травма зачатка зуба. | Стоматология

V. Травма зачатка зуба.

Читайте также:

Ушиб зуба. Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба — смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба — трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зуба может произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе — ортопедическое лечение.

Перелом корня зуба может быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней &frac14, — 1 /3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечение состоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов – повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

— по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

— по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей,

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.,

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам,

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II. Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта,

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

— по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель, порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители, порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1,5-3,5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Метод Федорова-Володкиной —

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0,5 г 3 раза в день, поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца,

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0,5 – 3 раза в день в течении месяца.

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

— профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза,

— заполнение карты пациента

Цель работы: научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы. карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов — са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

·. Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М. 2002 г.

2.Николаев А. И. Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М. 2004 г.

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

V. Травма зачатка зуба.

pokrovkasante.ru

10.1. Травма зубов - Стр 3

Во всех случаях описываемой травмы происходит повреждение сосудисто-нервного пучка, что от­ражают показатели ЭОД. Они могут быть значительно выше нормы, вплоть до полного отсутствия элек­тровозбудимости пульпы. Однако при правильной диагностике, со­временном лечении у 50 % больных пульпа травмированного зуба со­храняет жизнеспособность.

При переломе корня интактного молочного зуба без смещения фраг­ментов зуб стараются сохранить. В первое же посещение назначают щадящую диету, покой, физиотера­певтическое лечение (инфракрас­ная магнитно-лазерная терапия — 10 процедур). При этом больного берут под диспансерное наблюде­ние, которое в первый месяц про­водят каждую неделю, а затем через 1, 3, 6 мес. При сохранении жизне­способности пульпы прогноз благо­приятный, при изменении цвета зуба — лечение хронического пери­одонтита, при нарастающей резорб­ции кости вокруг корня и увеличе­нии подвижности зуба — удаление зуба (апикальный отломок можно не удалять).

При переломе корня молочного зуба, наличии изменений в окружа­ющей костной ткани зуб удаляют и в дальнейшем пациента обязатель­но направляют на ортодонтическое лечение для замещения дефекта зубного ряда и профилактики де­формации прикуса.

Постоянные зубы в процессе ле­чения необходимо сохранять. Так­тика лечения зависит от локализа­ции линии перелома. При переломе корня в средней и верхушечной трети назначают щадящую диету, покой и проводят физиотерапевти­ческое лечение, а также иммоби­лизацию зуба с помощью различ­ных шин (проволочно-композитная шина, шины из фрагментов брекет-системы и др.). Ребенка берут под диспансерное наблюдение (сроки см. выше).

При сохранении жизнеспособно­сти пульпы прогноз благоприят­ный. В случае некроза пульпы про­водят эндодонтическое лечение, пломбирование канала фосфат-це­ментом с введением металлическо­го штифта для соединения фраг­ментов. При продольном переломе корня и сообщении линии перело­ма с полостью рта показаны не­медленное удаление зуба и направ­ление больного к врачу-ортодонту.

В случае перелома корня в пришеечной части с травматической ампутацией коронки с обезболива­нием удаляют корневую пульпу, пломбируют верхнюю треть канала. Ампутированную коронку при ее сохранности и отсутствии дефектов твердых тканей в области линии перелома фиксируют на металли­ческом штифте с помощью фос­фат-цемента в канале корня. Ре­бенка наблюдают с целью профи­лактики периодонтита. При потере коронки канал пломбируют анало­гично. Запломбированный канал оставляют в лунке и ребенка на­правляют в ортодонтическое отде­ление для рационального проте­зирования и дальнейшего наблю­дения.

Сочетанные (комбинированные) травмы, по данным Н.М. Чупрыниной (1993), встречаются в 3,9 % случаев и чаще всего постоянных зубов. Жалобы больного зависят от вида травмы.

При осмотре должны быть выяв­лены все признаки, свойственные тому или иному повреждению. Сле­дует очень тщательно проводить рентгенологическое исследование, чтобы определить изменения само­го зуба и окружающих его тканей.

Лечение детей с сочетанными трав­мами зубов направлено на устране­ние как основного повреждения, так и сопутствующих. Наиболее ча­сто сочетаются ушиб зуба и отлом коронки, перелом корня и непол­ный вывих отломка в любом на­правлении.

Лечение. Важно учесть все воз­никшие изменения и применить наиболее рациональные приемы и методы. Больные должны находить­ся под диспансерном наблюдением (сроки см. выше) для профилакти­ки осложнений и при необходимо­сти их следует направлять к орто­донту.

Травма зачатка чаще всего про­исходит в результате вколоченного вывиха молочного зуба. Тактика врача зависит от степени внедре­ния этого зуба. Если внедрение зуба значительное, назначают по­кой, физиотерапевтическое лече­ние. При разрыве слизистой обо­лочки, внедрении корня молочного зуба в зачаток постоянного молоч­ный зуб удаляют. Ребенок наблю­дается в диспансере (сроки см. выше). В случае появления при­знаков гибели пульпы молочного зуба показано его эндодонтическое лечение. Больному необходимо на­блюдение. Возможно развитие местной гипоплазии постоянного зуба в виде появления на коронке различного цвета пятен, эрозий. При нарушении замыкательной пластинки фолликула постоянного зуба после значительного внедре­ния молочного зуба и гибели его пульпы может развиться воспали­тельный процесс, который часто приводит к гибели зачатка посто­янного зуба.

Диспансеризация детей, перенес­ших острую травму зубов. Любой вид травмы зубов может привести к осложнениям. Следовательно, все дети, имевшие острую травму зу­бов, должны находиться на диспан­серном учете. Цель диспансериза­ции — профилактика, своевременное выявление и лечение осложне­ний травмы.

Опыт лечения больных с острой травмой зубов, а также данные ли­тературы позволяют рекомендовать следующие принципы и сроки дис­пансерного наблюдения. После окончания активного лечения трав­мы больной наблюдается лечащим врачом в течение первого года каж­дые 3—4 мес, в дальнейшем — не реже 2 раз в год. При каждом посе­щении врача больной обследуется в полном объеме и при необходимо­сти направляется к специалистам смежных специальностей в зависи­мости от вида возникающих ослож­нений.

В случае травмы молочных зубов в любом возрасте ребенка своевре­менная и правильная их смена по­стоянными является основанием для снятия больного с диспансер­ного учета. Критерием снятия боль­ного с учета при травме постоянно­го зуба с несформированным кор­нем служит полное завершение формирования верхушки корня.

Диспансерное наблюдение за бо­льным, получившим травму посто­янного сформированного зуба, при отсутствии осложнений осуществ­ляется в течение года.

Несмотря на контроль со сторо­ны врача, родители должны быть предупреждены о необходимости явки при появлении у ребенка жа­лоб.

studfiles.net

Статья - V. Травма зачатка зуба.

 

Ушиб зуба.Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба — смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба — трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зубаможет произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе — ортопедическое лечение.

Перелом корня зубаможет быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней ¼ — 1/3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечениесостоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов –повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

 

— по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

— по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей;

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.;

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам;

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II.Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта;

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

— по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель; порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1,5-3,5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Лечение:

Метод Федорова-Володкиной -

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0,5 г 3 раза в день; поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца;

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0,5 – 3 раза в день в течении месяца.

 

 

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

 

5. Практическая работа:

Название практической работы:

— профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

— заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

4. Профессиональные заболевания. Клиника, диагностика, лечение.

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов — са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

·. Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г.

2.Николаев А. И., Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г.

3. Боровский Е. В., Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г.

4. Терапевтическая стоматология: Учебник / Э. Хелвич, И. Климек.- Urb. & Schwarrenberg, Munchen, 1998.

5. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

 

www.ronl.ru

Лекция - V. Травма зачатка зуба.

 

Ушиб зуба.Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба — смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба — трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зубаможет произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе — ортопедическое лечение.

Перелом корня зубаможет быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней ¼ — 1/3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечениесостоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов –повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

 

— по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

— по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей;

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.;

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам;

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II.Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта;

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

— по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель; порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1,5-3,5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Лечение:

Метод Федорова-Володкиной -

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0,5 г 3 раза в день; поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца;

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0,5 – 3 раза в день в течении месяца.

 

 

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

 

5. Практическая работа:

Название практической работы:

— профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

— заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

4. Профессиональные заболевания. Клиника, диагностика, лечение.

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов — са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

·. Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г.

2.Николаев А. И., Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г.

3. Боровский Е. В., Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г.

4. Терапевтическая стоматология: Учебник / Э. Хелвич, И. Климек.- Urb. & Schwarrenberg, Munchen, 1998.

5. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

 

www.ronl.ru

Шпаргалка - V. Травма зачатка зуба.

 

Ушиб зуба.Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба — смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба — трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зубаможет произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе — ортопедическое лечение.

Перелом корня зубаможет быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней ¼ — 1/3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечениесостоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов –повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

 

— по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

— по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей;

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.;

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам;

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II.Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта;

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

— по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель; порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1,5-3,5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Лечение:

Метод Федорова-Володкиной -

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0,5 г 3 раза в день; поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца;

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0,5 – 3 раза в день в течении месяца.

 

 

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

 

5. Практическая работа:

Название практической работы:

— профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

— заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

4. Профессиональные заболевания. Клиника, диагностика, лечение.

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов — са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

·. Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г.

2.Николаев А. И., Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г.

3. Боровский Е. В., Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г.

4. Терапевтическая стоматология: Учебник / Э. Хелвич, И. Климек.- Urb. & Schwarrenberg, Munchen, 1998.

5. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

 

www.ronl.ru

Доклад - V. Травма зачатка зуба.

 

Ушиб зуба.Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба — смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба — трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зубаможет произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе — ортопедическое лечение.

Перелом корня зубаможет быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней ¼ — 1/3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечениесостоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов –повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

 

— по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

— по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей;

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.;

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам;

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II.Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта;

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

— по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель; порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1,5-3,5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Лечение:

Метод Федорова-Володкиной -

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0,5 г 3 раза в день; поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца;

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0,5 – 3 раза в день в течении месяца.

 

 

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

 

5. Практическая работа:

Название практической работы:

— профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

— заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

4. Профессиональные заболевания. Клиника, диагностика, лечение.

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов — са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

·. Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г.

2.Николаев А. И., Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г.

3. Боровский Е. В., Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г.

4. Терапевтическая стоматология: Учебник / Э. Хелвич, И. Климек.- Urb. & Schwarrenberg, Munchen, 1998.

5. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

 

www.ronl.ru

Реферат - V. Травма зачатка зуба.

 

Ушиб зуба.Жалобы наболезненность усиливающаяся при накусывании. Иногда ушиб может сопровождаться разрывом сосудисто-нервного пучка, что определяется с помощью ЭОМ через 2-3 дня после травмы.

Лечение заключается в создании покоя для зуба, исключением твердой пищи или сошлифовыванием режущего края коронки антогониста. При необратимых нарушениях – трепанация коронки, удаление некротизированной пульпы и пломбирование канала с последующим восстановлением коронковой части зуба.

Вывих зуба — смещение зуба в лунке, возникающее при боковом или вертикальном направлении травмирующей силы.

Различают полный, неполный и вколоченный вывих. Вывих может быть изолированным или сочетаться с переломом корня зуба, альвеолярного отростка или тела челюсти.

Полный вывих зуба характеризуется выпадением его из лунки (зуб приносят в руках). Лечение состоит в реплантации зуба — трепанация зуба, удаление пульпы и пломбирование канала, затем после обработки корня и лунки антисептиком вводят зуб на место и фиксируют.

Неполный вывих – частичное смещение корня из альвеолы, сопровождающийся разрывом волокон периодонта.

Вколоченный вывих проявляется частичным или полным смещением зуба в лунке в сторону тела челюсти, приводящим к значительному разрушению костной ткани.

Больной при этом жалуется на боль в области зуба, подвижность зуба или укорочение зуба. При осмотре зуб выступает из зубного ряда или же зуб может определяться в глубине лунки. В первую очередь необходимо решить вопрос о целесообразности сохранения такого зуба, что определяется состоянием костной ткани у корня зуба.

Лечение заключается в установление зуба на прежнее место (под анестезией) и создании покоя (шинирование). При разрыве сосудисто-нервного пучка – необходимо удалить пульпу и провести эндодонтическое лечение.

Перелом зубаможет произойти на любом участке зуба. Различают отлом части коронки, отлом всей коронки и перелом корня. Лечение зависит от потери тканей: при отломе части коронки без вскрытия полости зуба ее восстанавливают с использованием композитного пломбировочного материала, при плохих условиях фиксации пломбы используют парапульпарные штифты.

При вскрытии полости зуба в первую очередь проводят эндодонтическое лечение, затем утраченную часть коронки восстанавливают пломбировочным материалом (могут использоваться внутриканальные штифты).

При полном отломе — ортопедическое лечение.

Перелом корня зубаможет быть поперечным, продольным, косым, оскольчатым. Наиболее неблагоприятным считаются продольный, оскольчатый и диагональный косой переломы, при которых зубы подлежат удалению.

При поперечном переломе многое зависит от его уровня. Если поперечный перелом произошел на границе верхней ¼ — 1/3 длины корня на середине, то после трепанации зуба и удаления пульпы канал пломбируют, а отломки соединяют специальными штифтами. Важно, чтобы штифт надежно скреплял отломки.

Хроническая травма может быть вследствие вредных привычек, профессиональных вредностей (травма резцов мунштуком трубки, стеклодувов, портных, откусывающих зубами нити, сапожников, держащие в зубах гвозди и т.д.). Жалобы при этом бывают только на эстетический дефект.

Лечениесостоит в устранении травмирующего фактора с последующим восстановлением коронковой части.

Гиперестезия зубов –повышенная чувствительность тканей зуба к действию температурных, химических и механических раздражителей.

Существует несколько классификации гиперестезии:

 

— по распространенности:

I. Ограниченная форма проявляется обычно в области отдельных или нескольких зубов, чаще при наличии одиночных кариозных полостей и при клиновидных дефектах, а также после препарирования зубов под искусственные коронки, вкладки.

II. Генерализованная форма проявляется в области большинства или всех зубов, чаще в случае обнажения шеек и корней зубов при болезнях пародонта, пат.стирании зубов, множественном кариесе зубов, а также при множественной прогрессирующей форме эрозии зубов.

— по происхождению:

I. Гиперестезия дентина, связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. в области кариозных полостей;

б. возникающая после препарирования тканей зуба под искусственные коронки, вкладки и т.п.;

в. сопутствующее патологическое стирание твердых тканей зуба и клиновидным дефектам;

г. при эрозии твердых тканей зубов.

II.Гиперестезия дентина, не связанная с потерей твердых тканей зуба:

а. гиперестезия дентина обнаженных шеек и корней зубов при пародонтозе и др.болезнях пародонта;

б. гиперестезия дентина интактных зубов (функциональная), сопутствующая общим нарушения в организме.

— по клиническому течению:

Степень I – ткани зуба реагируют на температурный (холод, тепло) раздражитель; порог электровозбудимости дентина (ЭВД) составляет 5-8 мкА.

Степень II – ткани зуба реагируют на температурный и химический (соленное, сладкое, кислое, горькое) раздражители; порог ЭВД – 3-5 мкА.

Степень III – ткани зуба реагируют на все виды раздражителей, ЭВД 1,5-3,5 мкА.

Диф.диагностику проводят с острым пульпитом.

Лечение:

Метод Федорова-Володкиной -

общее – назначение внутрь глицерофосфата или глюконата Са по 0,5 г 3 раза в день; поливитамины 3-4 драже в сутки, фитоферолактола 1 г в сутки – в течение месяца;

местное – паста глицерофосфата Са на глицерине (6-7 процедур). В настоящее время широко применяют реминерализующую терапию (снятие налета, нанесение 10% р-ра глюконата Са или р-ра ремодента с последующим нанесением 1-2% р-ра фторида натрия или фтор-лака), внутрь назначают глюконат Са по 0,5 – 3 раза в день в течении месяца.

 

 

1. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Фильмы, муляжи, таблицы.

 

5. Практическая работа:

Название практической работы:

— профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

— заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

2. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение эмали и дентина.

2. Некариозные поражения зубов, возникающие до прорезывания.

3. Классификацию некариозных поражений по МКБ-10 (ВОЗ, 1997)

4. Профессиональные заболевания. Клиника, диагностика, лечение.

3. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Патологическая стираемость. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Клиновидный дефект. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Эрозия твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Некроз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Острые и хронические травмы зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

· Гиперестезия. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов — са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

·. Перечислите причины патологического стирания.

· Заполните таблицу (№2)

· Рекомендации, для людей с клиновидным дефектом

· Заполнить таблицу (№4)

· Установите соответствие диагноза и клинической картины (№5)

· Какие заболевания сопровождаются гиперестезией твердых тканей зуба

· Решить ситуационную задачу (№7)

· Составить ситуационную задачу по теме.

· Ответить на тестовые задания

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Максимовский М. Ю. И соавтор. Терапевтическая стоматология. – М., 2002 г.

2.Николаев А. И., Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2004 г.

3. Боровский Е. В., Иванов В. С. Терапевтическая стоматология. – М.:- Медицина, 1998 г.

4. Терапевтическая стоматология: Учебник / Э. Хелвич, И. Климек.- Urb. & Schwarrenberg, Munchen, 1998.

5. Практическая стоматология. И. К. Луцкая. Справочное пособие. Минск“Беларусская наука”. 1999г

6. Михайленко А. М. И др. Диагностика в терапевтической стоматологии. Учебное пособие. Феникс. Ростов на Дону. 2006 г.

7. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний

 

www.ronl.ru