/ Ортопедия / Методички 4 курс / весенний семестр / Клинич.анатом.беззуб.н.ч. Зуб беззуб


беззубый — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч. муж. р. ср. р. жен. р.
Им. беззу́бый беззу́бое беззу́бая беззу́бые
Рд. беззу́бого беззу́бого беззу́бой беззу́бых
Дт. беззу́бому беззу́бому беззу́бой беззу́бым
Вн.    одуш. беззу́бого беззу́бое беззу́бую беззу́бых
неод. беззу́бый беззу́бые
Тв. беззу́бым беззу́бым беззу́бой беззу́бою беззу́быми
Пр. беззу́бом беззу́бом беззу́бой беззу́бых
Кратк. форма беззу́б беззу́бо беззу́ба беззу́бы

без-зу́-бый

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a. Сравнительная степень — беззу́бее, беззу́бей, побеззу́бее, побеззу́бей.

Приставка: без-; корень: -зуб-; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. не имеющий зубов или имеющий мало зубов ◆ Он стар, горбат, как верба, и беззубый рот его похож на дупло. А. П. Чехов, «Верба», 1883 г. ◆ Один, старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. А. П. Чехов, «Счастье», 1887 г. ◆ Орнитомим — беззубый хищный динозавр мелового периода из группы целурозавров, по строению черепа и скелета похожий на птиц. ◆ Беззубые киты используют различные низкочастотные звуки для поиска добычи, общения друг с другом и для ориентации в пространстве.
  2. перен., разг. лишённый остроты́, резкости, критичности ◆ Твой слог могучий и крылатый // Какой-то дразнит пародист, // И стих, надеждами богатый, // Жуёт беззубый журналист. А. С. Пушкин, «Дельвигу», 1830 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1. частичн.: щербатый
  2. неопасный, слабый
Антонимы[править]
  1. зубастый
  2. зубастый, острый (перен.),
Гиперонимы[править]
  1.  ?
  2.  ?
Гипонимы[править]
  1.  ?
  2.  ?

Родственные слова[править]

Список всех слов с корнем «зуб⁽ʲ⁾-» [править]
  • фамилии: Зубарев, Зубаревич, Зубков, Зубов, Зубович, Скалозуб
  • существительные: беззубка, белозубка, бурозубка, зазубрина, зуб, зубан, зубанка, зубанья, зубарев, зубарь, зубастик, зубатка, зубач, зубачка, зубец, зубик, зубило, зубильня, зубина, зубишек, зубища, зубище, зубляк, зубник, зубня, зубовина, зубодробилка, зубок, зубоскал, зубочек, зубочистка, зубренье, зубрила, зубрилка, зубрило, зубрильник, зубрильня, зубрильце, зубрильщик, зубрина, зубряй, зубчик, зубылда, зубьё, зубянка, назу́бок, трезубец, щелезуб
  • прилагательные: беззубый, двузубый, длиннозубый, зазубристый, зубастенький, зубастый, зубатый, зубильный, зубной, зубовный, зубодробительный, зубочистный, зубрильный, зубристый, зубчатый, зубяной, мелкозубчатый, мелкозубый, острозубчатый, острозубый, саблезубый
  • глаголы: вызубривать, вызубриваться, вызубрить, вызубриться, зазубривать, зазубриваться, зазубрить, зазубриться, зубанить, зубаниться, зубарить, зубатеть, зубатить, зубатиться, зубенить, зубить, зубиться, зубоскалить, зубрить, зубриться, назубриться, перезубанить, позубанить, позубаниться, позубоскалить, позубрить
  • наречия: в зубрятку, назубо́к

Этимология[править]

Из без- + зуб, далее от праслав. *zǫbъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. зѹбъ, ст.-слав. зѫбъ (др.-греч. ὀδούς), русск. зуб, укр. зуб, болг. зъб, зъбъ́т, сербохорв. зу̑б (род. п. зу̑ба), словенск. zȏb, чешск., словацк. zub, польск. ząb (род. п. zębu), в.-луж., н.-луж. zub. Родственно лит. žаm̃bаs жем. «острый предмет; грань балки; мыс», латышск. zùobs «зуб», лит. žam̃bis «соха»; с другим вокализмом: žem̃bti, žembiù «разрезаю», авест. zǝmbayađvǝm «вы дробите», др.-инд. jámbhas «зуб; пасть», мн. «челюсти», греч. γόμφος «колышек», γομφίος «клык», алб. гег. dhąmр «зуб», тоскск. dhëmp — то же, др.-в.-нем. kamb «гребень», тохарск. А kаm «зуб», В keme. Ср. ещё русск. зуба́тый, сербохорв. зу̀бат, словенск. zobàt, чешск. zubatý «зубастый, зубчатый», польск. zębaty, лит. žambúotas «с острыми краями», греч. γομφωτός «с колышками»; далее см. зяба́ть, зя́бнуть. Первонач. знач. «раздробитель». Возможно, зуб точнее считать восходящим к и.-е. *ǵon-bhos «выступ, выросшее» — от *ǵen- «рождать, рождаться». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Качество личности Беззубость Беззубый | Что такое Беззубость Беззубый

Беззубому остается лаять.

Автор афоризма: Краткий Лев

… Словно мухи, тут и там,

Ходят слухи по домам,

А беззубые старухи

Их разносят по умам, Их разносят по умам. …

Автор афоризма: Высоцкий Владимир

Беззубая мартышка никогда не смеется.

Афганская пословица

    Беззубость как качество личности –  неспособность постоять за себя; быть лишенным остроты, резкости, критической направленности, язвительной насмешливости, задиристости.

    Генерал посылает адъютанта узнать, похож ли родившийся внук на него. Адъютант после возвращения: — Так точно, похож, товарищ генерал. Такой же лысый, беззубый, гадит под себя и все время орет.

     Беззубость – роспись в безвольности и бессилии. Волевой человек способен преодолевать трудности  в соответствии с определенными намерениями и поставленными  целями. Беззубость – противоположность зубастости —  способности не дать себя в обиду, показать зубы, огрызнуться, не дать очернить себя; быть, дерзким, острым на язык, задиристым, спорливым, язвительно-насмешливым.

    Нельзя жить, подобно беззубому псу, облизывающему кость. Мир требует действий, активности, инициативности. Мир требует свято выполнять свой долг, свои обязанности. Беззубость попирает желания мира. Она не хочет исполнять свой долг. Требуется защищать свою Родину, выполнять свой воинский долг, а беззубость мямлит о его надуманности, что-то плетёт о ненасилии, о другой щеке.

      В большинстве духовных традиций прописана обязанность защищать свою Родину. Это не просто какой-то придуманный воинский долг. Человек пришёл в этот мир для чего? Чтобы личностно расти, совершенствоваться. Развитие личности может происходить размеренно и поступательно в условиях, когда на его Родине всё спокойно. Не только деньги любят тишину. Когда твоя Родина в огне, когда она захвачена оккупантами, человек уже не может полноценно духовно развиваться. Не до этого.  Поэтому духовные традиции предписывают необходимость мира и свободы в государстве.

    Беззубость – импотент дискуссий и споров. Нужно ли ввязываться в споры? В беспредметные споры лучше не ввязываться. В споре обычно ищется не истина, а доказывается своя значимость, важность. Спор частенько является способом потешить свою гордыню. Гордец в споре всячески насмехается, унижает и опускает своего визави, старается выставить его в нелепом виде. Но иногда человек не должен проявлять беззубость. Когда нужно резко защитить какую-то концепцию, беззубость вредна и опасна.

   Беззубость превращается в трусость и предательство, когда она не хочет постоять за своих близких. Не нужно никаких оправданий, что я слаб и беззуб, когда насилуют  жену. Нужно забыть о себе, о своей беззубости и сделать всё возможное и невозможное, чтобы выполнить свой долг перед женой. Многие духовные традиции в таких случаях советуют поступать по совести: если нет другого выхода, нужно убить насильника жены и детей. Такой поступок не грех. Человек, может, нарушает где-то закон, но поступает по совести.

    Философ Вячеслав Рузов решительно против беззубости: «Мы должны защищать какую-то концепцию. Мы не можем не защищать что-то. Если дом горит, надо тушить, если трубу прорвало, надо краны перекрывать. Поэтому, если кто-то явно пытается уничтожить какие-то высоко духовные концепции, нужно высказаться по этому поводу, почему нет? Поэтому, если у вас есть силы и время, почему не позащищать? Это способ очень быстро развить своё сознание. Потому что такие наряженные ситуации заставляют полностью осознавать реальность. Они заставляют прочистить свои мозги основательно. Это достаточно интересно. Это позволяет в действительности увидеть уровень своего понимания истины. Поэтому, если есть время и возможность, почему нет? Просто нужно овладеть немного ситуацией, то есть нужно смотреть, до какого предела все это нужно. Поэтому вполне достаточно одной реплики будет. Иногда, когда меня просят где-то высказаться, я оставляю один комментарий, но такой серьёзный, этого вполне достаточно бывает. То есть все уже об него спотыкаются, он уже всем не даёт спокойно жить. А начинать там препирательства, я обычно не препираюсь. Но вот какую-то идею хорошую оставить, так сказать, на общий суд — это всегда хорошо. Хорошего человека хорошая идея сама найдёт. Поэтому это вполне нормально, почему нет. Но просто быть беззубым тоже нехорошо, мир требует от нас каких-то действий».

     Всегда думал, что царица Клеопатра была зубастой как в психологическом, так и в физиологическом смысле. И тут читаю, что прижизненный портрет Клеопатры (на монете) явно проигрывает образу, воплощенному в кино Элизабет Тейлор. В Великобритании найдена монета, которая может разрушить наше представление о римской красавице.

   Историки в шоке. Веками создаваемый имидж Клеопатры, как секс символа Римской империи, готов рухнуть в одночасье. В одном из банковских хранилищ в Великобритании археологи обнаружили монету, отчеканенную более двух тысяч лет назад. А на ней изображен профиль знаменитой царицы, которую «писаной красавицей» назвать можно уж с очень большой натяжкой. Как оказалось, у настоящей Клеопатры были низкий лоб, выдающийся подбородок, тонкие губы и длинный острый нос. Но и это еще не все. — Присмотревшись, можно увидеть, что у нее не было зубов, — говорит изумленный директор музея университета Ньюкасла Линдсей Алласон Джонс.

    На обратной стороне монеты изображен профиль римского полководца Марка Антония. Как оказалось, тоже не красавца. У него были крючковатый нос, очень толстая шея и глаза навыкате. Пожалуй, Шекспир первым романтизировал образы Клеопатры и Марка Антония в своей одноименной трагедии. Ну а подлинными секс символами для всей планеты они стали в 1963 году, когда в Голливуде вышел фильм «Клеопатра», главные роли в котором сыграли Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. А вообще-то в римских источниках всегда отмечались только ум и харизма Клеопатры. А о красоте не говорится ни слова. Хотя, как известно, красота — вещь непостоянная. И, может быть, пару тысяч лет назад популярностью пользовались беззубые. А иначе как бы Клеопатра сумела соблазнить не только Марка Антония, но еще и Юлия Цезаря?

     В некоторых африканских племенах есть обычай: в первую брачную ночь жених выбивает невесте два верхних зуба. Это становится своего рода символом замужества. Беззубые женщина гордятся своими улыбками, свободные — стыдливо прикрывают рты. В некоторых африканских племенах есть обычай: в первую брачную ночь жених выбивает невесте два верхних зуба. Это становится своего рода символом замужества. Беззубые женщина гордятся своими улыбками, свободные — стыдливо прикрывают рты.

podskazki.info

Классификация беззубых челюстей по Шредеру, Келлеру, Оксману

Необходимость получить классификации для челюстей можно объяснить тем, что наличие классификатора позволит определить правильное лечение, облегчит понимание ситуации каждого конкретного пациента.

Конечно, в медицине отсутствует единый классификатор. На сегодняшний день пользуются несколькими общепринятыми классификациями.

Рассмотрим некоторые основные разделения беззубой челюсти, которые разработали разные ученые и специалисты в данной области.

Классификация Шредера

По мнению данного ученого, классификация беззубых, именно верхних челюстей, может производиться по степени уменьшения той части челюсти, на которой находятся зубы. Он выделил несколько типов, рассмотрим их.

  1. Самый первый, специалисты считают этот случай наиболее подходящим для установки протеза. В таком случае практически нет физических отклонений, которые бы мешали установить протез. Несомненным плюсом является то, что челюстные бугорки очень хорошо выражены.
  2. При этом типе, по мнению ученого, свод неба достаточно ярко выражается и еще удалось сохранить альвеолярные бугры и отросток. Но в описанном случае, переходная складка будет находиться очень близко кверху отростка и при перенапряжении мышц мимики скорее всего протез сместиться.
  3. Резкая атрофия станет главным характеризующим признаком третьего типа. Совсем плоское небное дно, а нахождение складки в одной и той же плоскости совместно с небом. Установка протезов на такого вида челюсти, вызывает наибольшее затруднение.
Классификация Шредера

Классификация беззубых челюстей по Шредеру. Визуализация.

Анатомические признаки челюсти нижнего ряда сильно отличны от челюсти наверху. Изготовить и использовать протезы поэтому немного сложнее.

Классификация Келлера

Данный автор смог классифицировать атрофии беззубых, именно нижних челюстей. В ней выделено 4 различных случая.

  • Первый тип. Резко выражен альвеолярный отросток. Переходная складка расположена далеко от альвеолярного гребня. Именно в данном случае протезирование более успешно. Но стоматологи утверждают, что такой тип встречается очень редко у пациентов. Обычно такая челюсть становится причиной того, что все зубы удалили в один период и к тому же было недолгим их отсутствие.
  • Второй тип. Равномерная резкая атрофия альвеолярного отростка. Подвижная слизистая оболочка расположена почти на уровне альвеолярного гребня. Такое строение создает специалистам сложности для изготовления протезов и закрепления результата, поскольку места прикрепления мышц расположены высоко и при их сокращении ведут к их перемещению.
  • Третий тип. Альвеолярная часть челюсти хорошо выражена во фронтальном участке, наблюдается резкая атрофия в боковых участках. Он выявляется у людей, кому рано удалили жевательные, коренные зубы. Такой вид челюсти является более удобным для изготовления протезов. Также именно за счет того, что сохранен бугор альвеол в центральной части, такой протез не поддается смещению.
  • Четвертый тип. Для четвертого вида характерна достаточно сильная атрофия альвеолярной части на всем протяжении. Поэтому в этом случае протез закрепляется недостаточно успешно и существует большая возможность, что он соскользнет.
Классификация по Келлеру

Классификация  беззубых челюстей по Келлеру. Схематическое изображение

Классификация по Оксману

Профессор сумел классифицировать оба вида челюсти. По его мнению, верхнюю и нижнюю челюсти можно удачно квалифицировать на 4 различных типа.

  1. Для первого случая характерны бугры высокие, и такой же высокий альвеолярный отросток. Также достаточно ярко выражено небо.
  2. Во втором случае присутствует равномерная атрофия с обязательным истончением ткани костей. Небная поверхность менее глубокая.
  3. При диагностике третьего типа у пациента есть сильное изменение верхней челюсти. Небное дно становится плоским, и слизистая оболочка крепится к гребню.
  4. В четвертом случае присутствует атрофический процесс участков альвеолярного сегмента неравномерно на всем протяжении.

Беззубую нижнюю челюсть ученый также разделил на 4 вида. По известному виду распределения челюстей они обладают различными интересными признаками.

  1. Альвеолярная часть достаточно высокая и расположение слизистой оболочки очень низко.
  2. Атрофия равномерна, имеет среднюю выраженность.
  3. Альвеолярной части почти нет. Атрофия может распространиться и на всю челюсть.
  4. Истощение ткани костей происходит абсолютно неравномерно. Такое свойство образуется вследствие того, что зубы на челюсти были удалены с разницей во времени.
Классификация по Оксману

Классификация по Оксману:а — верхняя челюсть;б — нижняя челюсть.

Классификация по Курляндскому

Существует также и тот случай, что разделяют челюсти по методу Курляндского. Он применил свою классификацию и по ряду уменьшения ткани костей, но еще и вследствие того, какие изменения произошли в месте, где мышцы прикреплены. Ученый  выделил 5 видов атрофии нижней челюсти.

  1. В первом случае выделяются пациенты, у которых отросток выступает дальше места, где прикрепляются мышцы.
  2. Расположение альвеолярного отростка на одном и том же уровне совместно с местом прикрепления мышц.
  3. Атрофия частей, которые находятся ниже, чем места, где прикреплены мышцы.
  4. Костная ткань истончается там, где были жевательные зубы (в боковом участке).
  5. Поражение тканей мест, где присутствовали передние зубы.

Классификация Дойникова

Классификация ученого основана на неравномерности атрофии. Такая система классификации очень похожа на классификатор, который предложил использовать Шредер.

Дойников определил 5 особенностей классификации:

  • Обе челюсти имеют гребни, которые ярко выражены и также имеют альвеолярные отростки. Слизистая очень податлива, и она покрывает небо равномерно.
  • Бугры челюстей имеют среднюю степень разрушительности. В данном случае, средняя и глубина неба.
  • Нет альвеолярного сегмента и отростка. Небное дно достаточно плоское.
  • Только впереди есть альвеолярный отросток, а боковые участки имеют значительную атрофию.
  • Альвеолярный гребень сильно заметен в боковых частях, а спереди имеет место сильная атрофия.

Такая классификация очень удобна для врача, потому что охватывается большое количество случаев. Но работающие в наше время специалисты пользуются в своей работе всеми видами классификаций.

Создание оттисков

В настоящее время в стоматологической практике используют несколько видов различных оттисков. Классификация или разделение оттиска может быть произведена по многим факторам.

По краевой высоте разделяют анатомические, а также и функциональные оттиски. Оттиск анатомический в основном снимают с помощью ложечки для оттиска и небольшого количества гипса.

Зубные функциональные оттиски разделяют на оттиск разгружающего типа, компрессионного типа и комбинированный вид оттисков.

Функциональный оттиск могут снять с помощью ложечки и малого количества гипса.

С помощью разгружающего типа можно уменьшить давление на слизистую оболочку. Данные оттиски создаются с применением гипса, но без применения давления.

Оттиск компрессионного типа делают с помощью силиконовых или же термопластичных материалов.

Достоинства и недостатки оттисков

Многие специалисты часто высказываются против некоторых оттисков, а именно разгружающего типа. Такое мнение врачей основывается на том, что все давление при процессе жевания сказывается на альвеолярный отросток. Именно поэтому начинается его атрофия.

Протезы, которые изготовили по компрессионным оттискам делают упор на ткани, поэтому альвеолярный отросток остается не загруженным.

Слизистая оболочка

Перед тем, как провести протезирование квалифицированные специалисты должны учитывать характеристики и особенности слизистой каждого пациента, которая расположена в самом ложе протеза. Ее можно разделить на 3 вида:

  1. Нормальная слизистая оболочка. Она минимально ранима, умеренно податлива, имеет бледноватый, розовый цвет, выделение небольшого слизистого секрета. Данный вид оболочки отлично подходит для постановки протезов.
  2. Гипертрофированная слизистая оболочка. При такой слизистой оболочке нетрудно сделать клапан, но протез будет на ней подвижен.
  3. Слизистая оболочка атрофирована. Она в основном очень плотная и сухая. Такой тип оболочки меньше подходит для протезирования.

Большинство специалистов схожи во мнении, что не стоит надолго затягивать с проведением зубного протезирования, если наблюдается полное отсутствие зубного ряда. Это связано с тем, что при длительном отсутствии зубов в костных тканях и в полости рта происходят сложные патологии. Такие, как например, проблемы с дикцией, речью, нарушение мимики лица, полное или частичное разрушение слизистой, различные воспаления.

При установке протезов на беззубые челюсти нужно обязательно учесть тот факт, что слизистая оболочка нижней челюсти намного быстрее отвечает более яркой реакцией на давление.

Похожие статьи:

zubodont.ru

Как выдернуть зуб без боли — Зубы

На фоне всех страхов по поводу визита стоматологу самый страшный из них – удаление зуба. «Как вырвать зуб без боли?» — спрашиваете вы себя, ведь это практически невозможно! Сейчас, учитывая новые технологии, лекарства и общий прогресс как всей медицины, так и стоматологии, процесс удаления зуба стал почти безболезненным. Поэтому, если вам нужно вырвать зуб, не стоит бояться и оттягивать поход к стоматологу, как только можно. Благодаря анестезии, вы действительно практически ничего не почувствуете.

Как выдернуть зуб без боли медицинскими методами?

Как выдернуть зуб с анестезией?

Если зуб невозможно восстановить, только тогда можно выдернуть зубы без боли. Перед тем, как начать операцию, вам сделают укол. Если вы боитесь игл, можете не переживать – для такой процедуры применяют очень тонкую иголку. А место, куда она будет входить, смажут еще и обезболивающей мазью, и вы не будете ощущать, как иголку вводят в десны.

После анестезии стоматолог расшатает зубы с помощью инструмента под названием распатор. И только после этого зуб удаляют с помощью зубных щипцов. Если у зуба сложная форма, в процедуре обычно применяется рассечение. Не стоит пугаться этого слова. Боли вы практически не почувствуете.

Зубы рассекают на несколько фрагментов, и каждый из них выдергивают по отдельности.

Когда операция завершится, стоматолог вставляет в отверстие ватный тампон, чтобы остановить кровотечение. Доктор проконсультирует вас по поводу того, чем и как нужно будет полоскать рот. Кроме того, он порекомендует вам таблетки на случай, если вас будет тревожить боль после того, как закончит действовать анестезия.

Как выдергивают зубы с наложением швов на десне?

В случае, когда в операции вам разрезали десну, стоматолог наложит на этом месте шов. В это время от вас будет требоваться сидеть с очень широко раскрытым ртом. Это, пожалуй, самое неприятное в процедуре, когда пытаются выдернуть зубы. Те средства анестезии, которые применяют сегодня, в сотни или тысячи раз сильнее действуют, чем Новокаин. Благодаря им слизистая, окружающие нервы и десны будут полностью заморожены. Поэтому вы не почувствуете, не только только боли в зубе, а скорее всего, прикосновений инструментов.

Как выдернуть зуб без боли и нервов?

Для того чтобы расслабить и успокоить пациентов, стоматологи обычно описывают им весь процесс, как требуется выдернуть зубы. И даже объясняют, почему они выполняют то или иное действие. Это касается только тех случаев, когда операция занимает длительное время. Если же в ней нет особых сложностей, то вы и будете удивлены, как быстро все закончилось и что удалось выдернуть зуб.

Если вы будете сильно нервничать, это может привести к головной боли. Из-за этого после визита к стоматологу рекомендуется полежать где-то в спокойном месте, чтобы возобновить душевное равновесие.

Не помешает заранее договориться с врачом о том, какой вид обезболивающего он будет использовать. Особенно, если вы решили посетить государственную клинику, чтобы выдернуть зубы. Если будет такая необходимость, приобретите препарат самостоятельно. То, какое именно лекарство для анестезии выбрать, зависит от того, насколько сложная процедура удаления зуба вам предстоит, и насколько длительное купирование боли необходимо в вашем случае.

www.astromeridian.ru

Сначала выясните, сумеете ли вы самостоятельно удалить зуб. Даже молочные зубы иногда сидят в дёснах очень крепко. Они могут шататься, но не выпадают, вытянуть их сложно. Внимательно осмотрите зуб вашего малыша. Уговорите его стоять спокойно, направьте на него свет настольной лампы (ребёнку нужно закрыть глаза).Убедитесь, что вокруг зуба нет сильного покраснения, отёка на десне. Отёчность может свидетельствовать о начале воспалительного процесса. В таком случае необходимо отправляться к стоматологу, а не действовать самостоятельно.Возьмите чистую марлю. Предварительно можно обработать её любым антисептическим средством, приобретя его в аптеке. Наложите марлю на зуб, через неё аккуратно ухватите его с боков. Попробуйте покачать зуб, наклоняя его в разные стороны. Оцените, насколько крепко он сидит в десне.Обратите внимание на состояние самой десны. Иногда она немного рыхлая. Тогда, скорее всего, вам удастся удалить зуб легко и без проблем. Если десна отличается плотностью, зуб шатается, но только по одной амплитуде (вы не можете изменить угол наклона, раскачать зуб больше), лучше идти к стоматологу.Десна достаточно пластичная? Зуб не только качается, но и немного поддаётся вам, меняя угол наклона? Сильной красноты и отёка вокруг него нет? Тогда можно попробовать вырвать зуб без боли ребёнку в домашних условиях! Подготовьте материалы, вам понадобятся:

чистая марля;плевательница;чистая ниточка;антисептическая жидкость;ватный тампон.

Настройте вашего ребёнка на удаление зуба позитивно. Поясните, что у него потом вырастет красивый и крепкий зуб. Для этого необходимо убрать старый зуб и подарить его в красивой коробочке доброй Зубной фее. Скажите, что больно не будет, только чуть-чуть неприятно. Вы всё сделаете хорошо, прямо дома. Приготовьте яркую коробку для зуба-подарка и покажите малышу. Он должен воспринимать весь процесс как игру. Это важно, поскольку ребёнок, разнервничавшись, может вам помешать.Выложив на видное место разноцветную маленькую коробку с ленточками, вы уже создадите нужную эмоциональную атмосферу. Позаботьтесь о практической стороне вопроса. Обязательно покормите ребёнка перед процедурой. После удаления зуба желательно не кушать хотя бы 3 часа.После еды ребёнок должен тщательно почистить зубы. Рот хорошо дополнительно прополоскать специальной жидкостью (они продаются в аптеке).Усадите ребёнка на стул. Подготовьте место так, чтобы вам было удобно, хорошо падал свет. Скажите малышу, что от его поведения будет зависеть успех дела и реакция Зубной феи: чем спокойнее и тише он будет сидеть, тем лучше подарок она ему подготовит. Новый зуб будет превосходным: крепким и красивым.Аккуратно возьмите зуб марлей и начинайте тихонько раскачивать, одновременно вытягивая его из десны. Если он готов покинуть десну, вы довольно быстро его вытащите. Ощутив, что зуб хорошо поддаётся вам, можно резко его выдернуть. Если прикладываете усилие – делайте это быстро, иначе возникнет боль.Многие предпочитают использовать нитку. Способ неоднозначный, но тоже заслуживает внимания. Нитку нужно обработать в антисептике, хорошо намочить, чтобы она не соскальзывала с зуба. Обвязав зуб ниткой, его надо тянуть в направлении от челюсти.

Обратите внимание!Зуб нельзя тянуть вбок! Вы можете повредить десну, оставить в ней обломки хрупкого зуба.

После удаления зуба нужно прополоскать рот антисептическим средством. На лунку положите ватный тампон, пропитанный антисептиком. Через 5-10 минут можно его вынуть. Кушать не надо около 3 часов

otvet.mail.ru

Когда необходимо удаление?

Обычно врачи удаляют зуб в запущенных и тяжелых ситуациях, которые пломба разрешить не в состоянии.

Причин для удаления зуба может быть многоОсновные причины следующие:

  • Сильное разрушение коронки зуба.
  • Острый остеомиелит челюсти.
  • Инфекция или воспалительный процесс.
  • Запущенная стадия периодонтита.
  • Неправильное расположение зуба, нарушающего зубной ряд.
  • Повреждение челюсти.

В этих случаях сохранение больного зуба опасно, поэтому часто врачи принимают решение об удалении зуба.

Иногда люди, боясь доверить эту пугающую процедуру чужим рукам, предпочитают удалять зуб самостоятельно, без помощи специалиста.

Домашняя процедура

Если все-таки возникла необходимость вырвать коренной зуб в домашних условиях, нужно знать, как сделать это наиболее безопасно, безболезненно, быстро и правильно.

Вам потребуется обезболивающий препарат, тампон и марля. Действовать нужно в такой последовательности:

  1. Перед процедурой тщательно почистите зубы и прополощите полость рта специальным медицинским раствором, содержащим спирт. Его можно приобрести в аптеке. Если у Вас нет возможности купить раствор, тщательно почистите ротовую полость щеткой и прополощите водой.
  2. Обязательно примите обезболивающее лекарство. Это очень важно: в противном случае, процедура будет очень болезненной, так как корни зуба располагаются глубоко в десне.
  3. Раскачивающими движениями вытащите зуб из лунки

  4. Положите на зуб, который удаляете, стерильную марлю. Крепко сожмите и медленно расшатывайте зуб, пытаясь вытянуть его из лунки. Делайте это очень аккуратно и неторопливо. Если вы будете спешить и резко дергать зуб, велика вероятность, что корни останутся в лунке, а это может привести к воспалению. Продолжайте медленно расшатывать зуб, пока не удастся вытянуть его.
  5. Когда вы избавитесь от коренного зуба, приложите к ранке тампон, хорошо прикусите и держите в течение получаса. За это время ранка затянется, но тампон следует извлекать осторожно, чтобы не возобновить кровотечение.
  6. Рекомендуется накладывать охлаждающие компрессы, но держать их следует не более десяти минут, чтобы не застудить десну.

Посмотрите видео о том, как в домашних условиях избавиться от боли в зубе и при этом не вырывать его:

Возможные последствия

Совершая самостоятельную процедуру удаления зуба, Вы подвергаете свое здоровье риску. Вы можете столкнуться с такими проблемами:

    Действовать нужно аккуратно, иначе будут осложнения
  • Повреждение и разрушение зубов, находящихся рядом.
  • Повреждение десны, приводящее к воспалению.
  • Риск не до конца удалить зуб, что приведет к воспалению и гноению.
  • Неправильная или небрежная обработка раны, приводящая к инфекциям.

Неправильное выполнение процедуры удаления зуба может привести к серьезным осложнениям, требующим немедленного хирургического вмешательства.

Как избежать осложнений?

Если боль не утихает, обратитесь к врачуЕсли спустя двадцать четыре часа после удаления Вы чувствуете боль, рекомендуется полоскать рот специальным раствором (чайная ложка соли или соды на стакан воды) три раза в день.

После удаления зуба щека или десна могут распухнуть. Это свидетельствует о травме во время процедуры. Чтобы снять отек, приложите на 10-15 минут к щеке лед.

Если воспаление не прошло в течение последующих суток, приложите к щеке теплое и влажное полотенце на 15-20 минут.

О заражении свидетельствуют следующие признаки:

  1. покраснение десны;
  2. неприятный запах;
  3. гной на месте удаленного зуба;
  4. плохое самочувствие в целом.

Не медлите, а обратитесь к специалисту сразу же после обнаружения одного из этих симптомов.

zubast.ru

Как вырвать зуб без боли?

Поход к стоматологу – проблема для большинства людей. Многие не любят запах лекарств и антисептических средств, боятся вида медицинских инструментов. Безусловно, самое главное, чего мы все опасаемся – ощущение боли. Даже у тех, кто хорошо следит за состоянием своих зубов, возникает необходимость вырвать молочный или больной зуб. В отдельных случаях это можно сделать прямо в домашних условиях. Иногда нужно обращаться к стоматологу. Главное – знать, как вырвать зуб без боли. Пользуйтесь рекомендациями, учитывайте все нюансы и объективно оценивайте свои возможности. Тогда процедура уже не покажется такой пугающей. Всё пройдёт легко и спокойно.

Вырываем зуб без боли ребёнкуПримерно с 6 лет у детей начинают выпадать молочные зубы. Какое-то время они шатаются, могут причинять неприятные ощущения и мешать принимать пищу. Некоторые дети боятся, что зуб так сильно качается. Родители нередко опасаются, что их малыш просто проглотит зуб во время еды, во сне. Однако идти из-за каждого молочного зуба к стоматологу, конечно, не хочется. Тем более, многие дети очень боятся врачей, зубных больниц и категорически отказываются от проведения процедуры в кабинете стоматолога. Как вырвать зуб без боли ребёнку, не покидая уютной квартиры? Рассмотрим всё по порядку.

  1. Сначала выясните, сумеете ли вы самостоятельно удалить зуб. Даже молочные зубы иногда сидят в дёснах очень крепко. Они могут шататься, но не выпадают, вытянуть их сложно. Внимательно осмотрите зуб вашего малыша. Уговорите его стоять спокойно, направьте на него свет настольной лампы (ребёнку нужно закрыть глаза).
  2. Убедитесь, что вокруг зуба нет сильного покраснения, отёка на десне. Отёчность может свидетельствовать о начале воспалительного процесса. В таком случае необходимо отправляться к стоматологу, а не действовать самостоятельно.
  3. Возьмите чистую марлю. Предварительно можно обработать её любым антисептическим средством, приобретя его в аптеке. Наложите марлю на зуб, через неё аккуратно ухватите его с боков. Попробуйте покачать зуб, наклоняя его в разные стороны. Оцените, насколько крепко он сидит в десне.
  4. Обратите внимание на состояние самой десны. Иногда она немного рыхлая. Тогда, скорее всего, вам удастся удалить зуб легко и без проблем. Если десна отличается плотностью, зуб шатается, но только по одной амплитуде (вы не можете изменить угол наклона, раскачать зуб больше), лучше идти к стоматологу.
  5. Десна достаточно пластичная? Зуб не только качается, но и немного поддаётся вам, меняя угол наклона? Сильной красноты и отёка вокруг него нет? Тогда можно попробовать вырвать зуб без боли ребёнку в домашних условиях! Подготовьте материалы, вам понадобятся:
    • чистая марля;
    • плевательница;
    • чистая ниточка;
    • антисептическая жидкость;
    • ватный тампон.
  6. Настройте вашего ребёнка на удаление зуба позитивно. Поясните, что у него потом вырастет красивый и крепкий зуб. Для этого необходимо убрать старый зуб и подарить его в красивой коробочке доброй Зубной фее. Скажите, что больно не будет, только чуть-чуть неприятно. Вы всё сделаете хорошо, прямо дома. Приготовьте яркую коробку для зуба-подарка и покажите малышу. Он должен воспринимать весь процесс как игру. Это важно, поскольку ребёнок, разнервничавшись, может вам помешать.
  7. Выложив на видное место разноцветную маленькую коробку с ленточками, вы уже создадите нужную эмоциональную атмосферу. Позаботьтесь о практической стороне вопроса. Обязательно покормите ребёнка перед процедурой. После удаления зуба желательно не кушать хотя бы 3 часа.
  8. После еды ребёнок должен тщательно почистить зубы. Рот хорошо дополнительно прополоскать специальной жидкостью (они продаются в аптеке).
  9. Усадите ребёнка на стул. Подготовьте место так, чтобы вам было удобно, хорошо падал свет. Скажите малышу, что от его поведения будет зависеть успех дела и реакция Зубной феи: чем спокойнее и тише он будет сидеть, тем лучше подарок она ему подготовит. Новый зуб будет превосходным: крепким и красивым.
  10. Аккуратно возьмите зуб марлей и начинайте тихонько раскачивать, одновременно вытягивая его из десны. Если он готов покинуть десну, вы довольно быстро его вытащите. Ощутив, что зуб хорошо поддаётся вам, можно резко его выдернуть. Если прикладываете усилие – делайте это быстро, иначе возникнет боль.
  11. Многие предпочитают использовать нитку. Способ неоднозначный, но тоже заслуживает внимания. Нитку нужно обработать в антисептике, хорошо намочить, чтобы она не соскальзывала с зуба. Обвязав зуб ниткой, его надо тянуть в направлении от челюсти.
  12. После удаления зуба нужно прополоскать рот антисептическим средством. На лунку положите ватный тампон, пропитанный антисептиком. Через 5-10 минут можно его вынуть. Кушать не надо около 3 часов.

Когда зуб молочный, сильно шатается, десна позволяет его вытащить, его можно вырвать малышу дома. Помните, что перед удалением необходимо тщательно проверить состояние зуба и десны. Если после процедуры возникли какие-то осложнения, например, резко усилилось покраснение, отёчность, необходимо обратиться к стоматологу.

Удаляем зубы без болевых ощущений: чудеса современной анестезииОбращаясь к стоматологу, многие не узнают предварительно о тонкостях процедуры удаления зуба, наличии видов анестезии в клинике, имеющихся препаратов. Подойдите к делу более продуманно и ответственно, тогда вырвать зуб без боли не составит труда.

  1. Сначала постарайтесь выяснить особенности удаления зубов в разных клиниках. Подберите современное учреждение, где работают более опытные специалисты, используются проверенные и действенные препараты, есть достойный спектр разной анестезии. Даже если зуб у вас уже болит достаточно сильно, нужно торопиться, ваши знакомые и родные сумеют узнать важную информацию буквально за полчаса.
  2. Хорошо, если вы будете учитывать сложность процедуры. Не стоит сразу просить применять самое сильное обезболивание. Всё зависит от ситуации.
  3. Обратите внимание на совместимость болеутоляющих препаратов с вашим организмом. Важно, чтобы у вас не было аллергии на их компоненты. Если вы склонны к аллергическим реакциям, обязательно сообщите это стоматологу. Он подберёт наиболее оптимальный вариант для вас.
  4. Современная анестезия бывает местной, комбинированной и общей. В последнее время растёт интерес к общей анестезии. Однако злоупотреблять общим наркозом нельзя. Его рекомендуют лишь в наиболее тяжёлых случаях, когда начались серьёзные воспалительные процессы, нужно удалять зуб мудрости со сложной корневой системой. Не стоит настаивать на общей анестезии.
  5. Чаще всего используют местную анестезию: нервные окончания обезболиваются на нужном участке. Обычно она инфильтрационная: укол делается в надкостницу. Тонкие иголки, современные шприцы боли практически не причиняют.
  6. Когда зуб уже достаточно подвижен, используют аппликационную анестезию, в виде спрея или помадки. Такой вид обезболивания можно применить и перед уколом, чтобы не ощутить его. Если вы чувствительны, попросите сначала нанести помадку анестезии, а только после этого сделать укол.
  7. Стволовая и проводниковая анестезия уместна, когда удаляется сложный зуб, например, зуб мудрости.
  8. Определившись с типом анестезии, вы можете смело отдавать себя в руки стоматолога. Квалифицированный врач всё сделает как нужно. После начала действия анестезии зуб будет удалён тонкими щипцами, быстро и безболезненно. Вам пригодится только чистый платочек.
  9. Кушать после удаления зуба не следует – подождите около 3 часов.

Берегите свои зубы, а если возникла необходимость их удаления, то делайте это без боли!

kakimenno.ru

Как выдернуть молочные зубы

Вырываем зуб дома

У молочных зубов нет корней, поэтому вырвать их гораздо проще, чем постоянные. Тем не менее делать это рекомендуется только в том случае, когда он достаточно шатается. Если он сидит в десне очень плотно, то его или вообще не удастся вырвать, или же он просто сломается. Причины, когда следует удалять молочные резцы, могут быть следующие — появление постоянного, которому мешает молочный, обширный кариес, воспалительный процесс зуба и десны вокруг него.

Чтобы понять, как вырвать зуб без боли у ребенка, следует ознакомиться с основными рекомендациями:

  1. Вырвать зуб ребенкуПоскольку у детей такие процедуры вызывают страх, то малыша нужно успокоить, отвлечь его и внимание и обязательно покормить, ведь после того, как произведут удаление, в течение 2–3 часов ему будет запрещено пить и принимать пищу.
  2. Затем надо проследить за тем, чтобы ребенок хорошо почистил ротовую полость, желательно пастой, которая снижает чувствительность, а после прополоскал рот обеззараживающим раствором (в одном стакане кипяченой воды разводится столовая ложка соли и две капли йода).
  3. После этого, убедившись, что резец действительно сильно шатается, его следует обвязать несколько раз зубной или обыкновенной нитью. После чего резко дернуть в направлении, противоположном челюсти, стараясь не задеть при этом десну и щеку. Это займет буквально пару секунд и ребенок не почувствует боли, но все равно следует сразу переключить его внимание на игрушку или рассказать сказку, успокоить и приободрить.
  4. После того как он вырван, надо внимательно осмотреть десну, убедившись в том, что в лунке не осталось осколков. Затем, к образовавшейся на его месте ранке, приложить тампон с антисептиком и сказать ребенку, чтобы он его хорошо прикусил. Держать тампон следует около получаса.
  5. На следующий день надо осмотреть ранку и десну. Если ранка продолжает кровоточить и десна при этом припухла, то лучше обратиться к стоматологу.

Это не единственный способ избавится от него в домашних условиях.

Способы удаления зубов у детей

Вырвать молочный зуб

В случае когда новый постоянный зуб уже режется, а молочный сидит крепко, не пуская его, можно прибегнуть к следующему методу.

Растереть пару таблеток любого анальгетика, подходящего для ребенка, добавить немного воды и сделать кашицу. Этой кашицей нужно смазать десну около зуба, который предполагается вырвать, и несколько минут подождать. Затем, взяв чистую марлю, следует раскачать зуб. Делать это надо не резко, плавными движениями. Когда он достаточно расшатается, то, не снимая салфетки, на него нужно сильно надавить указательным пальцем, после чего он должен легко выйти из лунки.

При таком способе ранка будет обильно кровоточить, поэтому следует объяснить ребенку, что рот надо несколько раз прополоскать. Сделать это лучше всего заранее приготовленным отваром мяты или ромашки. Такой отвар обладает как дезинфицирующими, так и обезболивающими свойствами. После полоскания на ранку следует положить тампон, как в предыдущем методе.

Как выдернуть постоянные зубы

Как удалить коренной зуб

В отличие от молочных, постоянные зубы имеют корни, поэтому для их удаления в большинстве случаев следует обращаться в стоматологическую клинику. Там после анестезии, зуб без боли удалять с помощью специальных инструментов.

В домашних условиях, не зная как правильно выдергивать, можно повредить десну и эмаль других зубов. К тому же в лунке могут остаться осколки, которые вызовут воспаление. Неправильная обработка ранки, которая от постоянных зубов остается довольно большой, также может привести к негативным последствиям.

Самостоятельно такую процедуру можно проводить в том случае, если зуб уже сильно шатается, причем руководствуясь определенными инструкциями.

  1. Перед удалением следует тщательно почистить зубы и прополоскать полость рта специальным раствором, продающимся в аптеках, или раствором, содержащим спирт.
  2. Затем следует обязательно принять обезболивающий препарат.
  3. На зуб надо положить стерильную марлю и крепко сжать его двумя пальцами. После этого его начинают расшатывать и периодически пробуют тянуть из лунки. После того как вы почувствуете, что зуб начал поддаваться, его неторопливыми движениями, без резких рывков нужно вытянуть из лунки. Такое удаление обеспечит то, что он не сломается и корень не останется в десне, поскольку это может привести к нагноению и воспалительному процессу.
  4. После удаления к ранке прикладывают тампон, хорошо его прикусывают и держат не менее получаса. Вынимать тампон по истечении этого времени следует очень осторожно, поскольку в ранке уже успеет образоваться защищающий кровяной сгусток, который нельзя нарушать.
  5. Пить и принимать пищу после этой процедуры нельзя как минимум 2–3 часа.
  6. В течение первых суток на десну можно прикладывать охлаждающие компрессы. Чтобы ее не застудить, держать их надо не более 10 минут.

Если через сутки еще чувствуется боль, то следует принимать анальгетики и полоскать полость рта три раза в день. Причем полоскать надо очень осторожно, чтобы не повредить защитный сгусток в ранке. В качестве таких полосканий можно использовать растворы, в которых на стакан кипяченой теплой воды добавляется сода или поваренная соль (1 чайная ложка).

Относитесь бережно к своим зубам, а если возникнет необходимость их удалять, делайте это правильно и без боли.

источник

sam.mirtesen.ru

zubi5.ru

Клинич.анатом.беззуб.н.ч

Занятие №3 (3,0 академических часа).

Тема занятия: Клиническая анатомия беззубой нижней челюсти и окружающих её органов зубочелюстной системы.

Цель занятия: Студенты должны изучить анатомо-физиологические особенности строения протезного ложа беззубой ниж-ней челюсти (клиническую анатомию), окружающих её органов зубочелюстной системы, имеющих значение для планирования ортопедического лечения, осущест-вления и исхода его.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы

занятия

Материальное оснащение

Оборудование : Учебные пособия,

: средства контроля

Место проведения занятия

Время в минутах

1.Проверка исходного

уровня зна-ний.

2. Инструтаж преподава-теля.

3.Демонстра-ция клиниче-ской анато-мии беззубой нижней че-люсти на гип-совых моде-лях и боль-ном.

4.Самостоя-тельная кура-ция больных студентами.

5. Разбор ку-рации боль-ных студен-тами, реше-ние клиниче-ских ситуа-ционных за-дач.

6. Задание на следующее занятие.

Компьютер : Вопросы для провер- :ки исходного уровня :знаний, гипсовые мо-:дели беззубых ниж-:них челюстей, демон-:страционные матери-:алы.

:План содержания за-:нятия.

:

Зубоврачеб- : Диагностические мо-

ное кресло, :дели беззубых челюс-

инструмента- :тей.

рий для осмот-:

ра больного. :

:

:

:

:

:

:

-----«----- :

:

:

:Заполненные амбула-:торные карты, клини-:ческие ситуационные задачи.

:

:

:

:Лекция, учебники, ме-:тодическая разработ-

:ка, дополнительная :литература.

:

:

Врачебный

кабинет поликлини-ки.

-----«-----

-----«-----

----«-----

-----«-----

----«-----

27

3

30

55

18

2

Вопросы для контроля исходных знаний.

  1. Дайте определение клинической анатомии.

  2. Раскройте содержание понятий протезное ложе и протезное поле.

  3. Характер и степень атрофии беззубой альвеолярной части нижней челюсти (н.ч.).

  4. Формы гребня и ската беззубой альвеолярной части н.ч.

  5. Классификации беззубой н.ч. Келлера и И.М.Оксмана.

  6. Подъязычное пространство, топография его отделов.

  7. Костные образования на протезном ложе н.ч.: экзостозы, подбородоч-но-язычный торус, челюстно-подъязычные линии и др.

  8. Ретромолярная область, слизистый бугорок.

  9. Преддверие полости рта, его отделы.

  10. Анатомо-физиологические особенности языка и связанных с ним ок-ружающих подвижных образований.

Содержание занятия.

Анатомо-физиологические особенности беззубой нижней челюсти (н.ч.) определяют менее благоприятные условия для протезирования, чем верхней челюсти (в.ч.). Это связано с тем, что н.ч. является подвижным органом, окружена большим количеством подвижных тканей, обладает незначитель-ной площадью протезного ложа, на котором присутствует большое количест-во костных образований, - всё это затрудняет протезирование. Фиксация протезов на полностью беззубых челюстях в значительной степени зависит от их клинической анатомии. Под клиническая анатомией в ортопедиче-ской стоматологии понимают особенности строения органов челюстнолице-вой области, имеющие значение в планировании протезирования больного, осуществлении и исходе его. Понятием «протезное ложе» объединяют органы и ткани зубочелюстной системы, находящиеся в непосредственном контакте с протезом. Под «протезным полем» понимают органы и ткани зу-бочелюстой системы, находящиеся, как в непосредственным контакте с протезом, так и те из них, на которые протез может оказывать опосредован-ное воздействие, например, ВНЧС и жевательные мышцы.

К числу особенностей протезного ложа беззубой н.ч. относятся костные образования в виде шероховатостей, экзостозов, подбородочной ости (подбородочно-язычного торуса), бугорков, острых краёв челюстно-подъ-язычных линий. При сохранившихся зубных рядах их обычно не замечают, но с потерей зубов, атрофией беззубой альвеолярной части и при протезиро-вании съёмными протезами они приобретают практическое значение.

Изучение клинической анатомии беззубых н.ч. показало неодинаковый характер атрофии в различных отделах их альвеолярных частей. В переднем отделе атрофия выражена на вершине и в ещё большей степени на язычной поверхности альвеолярной части. В результате этого могут образоваться неблагоприятные для протезирования формы гребня (по Оксману): острая, как нож, треугольно-остроконечная, шиповидная и реже - шишковидная. В боковых отделах атрофия альвеолярных частей идёт вертикально по их гребню, в результате чего образуется его уплощённая форма. Формирование такой формы обусловлено тем, что альвеолярный гребень, имеющий губча-тое строение кости, подвергается атрофии быстрее, чем ограничивающие его с двух сторон мощные костные образования, – челюстно-подъязычная и наружная косая линии. Эта форма атрофии сопровождается появлением на протезном ложе подвижных продольных складок слизистой оболочки (4-й класс по Суппле), которые ущемляются протезом во время жевания.

В результате атрофии беззубых н.ч. могут сформироваться три формы вестибулярного и язычного скатов альвеолярных частей: пологая, отвесная и с навесом. Последняя форма ската имеет у своего основания поднутрение, иначе – сужение. Чаще всего на беззубой н.ч. в переднем отделе встречается форма ската с навесом, а также – отвесная, в боковых же отделах чаще встре-чается пологая его форма. При этом в различных отделах челюсти и поверхности альвеолярных частей (вестибулярной, язычной) могут наблю-даться неодинаковые формы ската.

Формы ската отвесная и с навесом обеспечивают лучшую фиксацию протеза на беззубой н.ч. При этом более благоприятным для протезирования является широкий, умеренной высоты гребень, чем узкий и высокий.

Предложено несколько классификаций беззубых н.ч., в основу которых положены степень, характер костной атрофии и локализации атрофических процессов.

Широкое распространение получила классификация, предложенная Кел-лером. Он выделил четыре типа беззубых н.ч. При первом типе наблюдается равномерная слабо выраженная атрофия альвеолярной части. При этом, ровно округленный альвеолярный гребень является хорошим основанием для протеза и ограничивает свободу его движений при смещении в разные стороны. Этот тип челюсти является наиболее удобным для проте-зирования.

При втором типе имеет место выраженная равномерная атрофия аль-веолярной части. Альвеолярный гребень едва возвышается над дном полости рта, представляя собой в переднем отделе узкое, острое, как нож, образова-ние, мало пригодное под основание для протеза. Это тип челюсти представляет большие трудности для протезирования.

При третьем типе наблюдается выраженная атрофия альвеолярной части в боковых отделах и незначительная - в переднем. Этот тип атрофии возникает при раннем удалении жевательных зубов и относительно благо-приятен для протезирования.

При четвёртом типе атрофия альвеолярной части наиболее выражена в переднем отделе и в меньшей степени – в боковых. Вследствие этого протез теряет опору в переднем отделе и соскальзывает вперёд.

И.М.Оксман предложил единую классификацию для верхней и нижней челюстей. При первом типе наблюдается незначительная равномерная атрофия альвеолярной части при низком расположении переходной складки, мест прикрепления уздечек нижней губы и языка, щёчно-альвеолярных тя-жей. При втором типе имеется средневыраженная равномерная атрофия альвеолярной части. Третий тип характеризуется значительной равномерной атрофией, при которой альвеолярная часть едва выражена. При четвёртом типе альвеолярная часть н.ч. имеет неравномерную атрофию, являющуюся следствием неодновременного удаления зубов.

Важное значение для конструирования протеза на беззубой н.ч. является изучение клинической анатомии подъязычного пространства, расположено-го между нижней поверхностью языка, дном полости рта и оральной поверх-ностью альвеолярной части. Оно делится на три отдела: передний, боковой и задний, иначе именуемый «язычный карман».

Передний отдел подъязычного пространства, простирающийся от клыка до клыка, посредине делится уздечкой языка, представляющей собой продол-жение средней складки языка. Уздечка языка может быть узкой или широ-кой, длинной или короткой, прикрепляющейся у основания альвеолярной части или к средней трети её ската, или у вершины гребня. Широкая уздечка при высоком её расположении затрудняет создание здесь хорошего замыка-ющего клапана.

На месте перехода слизистой оболочки альвеолярного гребня на дно по-лости рта наблюдается возвышение слизистой оболочки в виде валика, прос-тирающегося от уздечки языка до вторых премоляров. Между ним и основа-нием альвеолярной части образуется слизистая сумка (подъязычный жело-бок), способствующая созданию здесь замыкающего клапана. Соответст-венно этому желобку на функциональном оттиске должен быть создан подъя-зычный валик.

По сторонам уздечки языка располагаются подъязычные складки слизис-той оболочки длиной 2-3 см, у основания которых имеются возвышения конической формы - подъязычные сосочки. Здесь открываются протоки слюнных желёз. Сосочки являются ориентиром для определения границы протеза.

В переднем отделе подъязычного пространства посреди подбородка с внутренней стороны встречаются различные по форме, количеству и размерам костные образования. Обычно наблюдается от одного до четырёх костных образований в форме шероховатостей, бугорков и шипов. У некоторых больных в этой области имеется мощный костный выступ, покрытый истончённой слизистой оболочкой и называемый подбородочной остью. Ряд авторов называет его подбородочно-язычным торусом. При далеко зашедшей атрофии челюсти этот выступ может возвышаться над уровнем протезного ложа на 1,5-2,0 см. Этот участок протезного ложа дос-тавляет большие трудности врачу при конструировании базиса протеза. Сли-зистая оболочка, покрывающая этот выступ, практически не имеет подслизистого слоя, вследствие чего здесь невозможно создать хороший замыкающий клапан. К тому же, давление базиса протеза на истонченную слизистую часто приводит к появлению травматических стоматитов.

Размеры переднего подъязычного пространства изменяются при движениях языка, т.к. он непосредственно связан с дном полости рта. При выдвижении языка вперёд подъязычное пространство превращается в узкую щель, а дно полости рта приподнимается. У больных со значительной атро-фией альвеолярной части при выдвижении языка подъязычные слюнные железы могут накладываться на её гребень. Всё это может сбрасывать протез и приводить к повреждению слизистой оболочки. При боковых движениях языка на стороне его смещения передний отдел подъязычного пространства углубляется и уменьшается в сагиттальном направлении, а на противополож-ной стороне дно полости рта приподнимается.

Продолжением переднего подъязычного пространства является его боко-вой отдел. Форма и величина этого участка переходной складки зависит от функции прикрепляющейся здесь к челюстно-подъязычной линии одно-имённой мышцы. Волокна этой мышцы, образующей дно полости рта, нап-равлены горизонтально и только в самых задних отделах они располагаются почти вертикально. Вследствие различного направления мышечных волокон и их разной величины ширина соответствующей им поверхности функцио-нального оттиска кзади обычно увеличивается. Челюстно-подъязычная мыш-ца оказывает формирующее воздействие на край оттиска при движениях языка в стороны, а также при глотательных движениях.

У части больных на внутренней поверхности нижней челюсти в области премоляров обнаруживаются на одной стороне или на двух симметричные костные образования – экзостозы (нижнечелюстные торусы), покрытые ис-тончённой слизистой оболочкой, лишённой подслизистого слоя. Они могут быть одиночными, а также – множественными, мелкими, средними и круп-ными, достигающими размеров грецкого ореха. Иногда они могут иметь вид сплошного валикообразного костного наплыва. По степени выраженности они могут быть скрытыми, выявляемыми только при пальпации, и видимы-ми, обнаруживаемыми визульно. Они являются неблагоприятным фактором для протезирования, т.к. атрофированная слизистая оболочка, покрывающая их, травмируется базисом протеза.

Следующим проблемным образованием, создающим много трудностей при протезировании нижних беззубых челюстей, являются челюстно-подъя-зычные линии. Как известно, эти гребни в норме расположены ниже вершины альвеолярной части н.ч. В области больших коренных зубов они поднимаются вверх, располагаясь здесь у основания альвеолярной части. Эти гребни здесь заканчиваются небольшим выступом, расположенным на язычной поверхности тела н.ч. в области третьего моляра. На оттиске, соот-ветственно этому выступу, образуется ямка. У премоляров челюстно-подъя-зычные линии опускаются и незаметно сливаются с подбородочной остью.

По характеру рельефа челюстно-подъязычные линии могут быть значи-тельно и слабо выраженными, закруглёнными, подострыми и острыми. Зак-руглённые выраженные гребни чаще встречаются при слабой атрофии альвеолярных частей. После потери премоляров и моляров развивается атро-фия альвеолярной части, протекающая в боковых отделах горизонтально. По этой причине челюстно-подъязычные линии заостряются и приближаются к границе протезного ложа, располагаясь близко к вершине альвеолярной части. При значительной выраженности атрофии последней челюстно-подъя-зычные линии могут даже выступать над ней. Чем больше атрофируется аль-веолярная часть н.ч., тем острее становятся эти гребни. Несмотря на посто-янное прогрессирование атрофии н.ч. челюстно-подъязычные линии никогда не исчезают полностью, т.к. трофика их поддерживается за счёт функции прикрепляющихся к ним мышц.

Под слизистой оболочкой дна полости рта в переднем участке бокового отдела подъязычного пространства мышцы отсутствуют. На месте перехода слизистой оболочки дна полости рта на альвеолярную часть, образуется альвеолоязычный жёлоб (sulcus alveololingvalis). При значительно атрофии альвеолярной части, когда челюстно-подъязычные линии находятся на уров-не её вершины, альвеолоязычный жёлоб исчезает, что затрудняет получение замыкающего клапана.

Боковой отдел подъязычного пространства переходит в задний, называемый ещё язычным карманом или ретроальвеолярной областью. Задний отдел начинается с места, где раньше располагался зуб мудрости и за-канчивается в нижнем отделе мягкого нёба между arcus palatoglossus и plica pterigomandibularis. Латерально он ограничен начальной частью внутренней поверхности ветви н.ч., с нижней и медиальной сторон – слизистой оболоч-кой, покрывающей мышцы языка и дна полости рта, с дорзальной – нижней частью мягкого нёба. Глубина язычного кармана зависит от степени атрофии альвеолярной части. С увеличением атрофии глубина язычного кармана уменьшается, что препятствует расширению края протеза в вертикальном направлении, т.к. это может привести к повреждению слизистой оболочки указанного кармана. Это объясняется наличием здесь большого количества мышц, вызывающих во время своих сокращений значительные объёмные изменения язычного кармана и уменьшающие возможности использования этой зоны в полном объёме при протезировании. Так, при высовывании языка вперёд на 4-5 см, язычный карман уменьшается на такую же величину в сагиттальном направлении. Резко сужается его объём при боковых смещениях языка и при глотательных движениях. Если задний край протеза сформирован неправильно, при выдвижении языка вперёд он будет сбрасываться и повреждать слизистую оболочку язычного кармана. При рет-рузионном положении языка может нарушаться контакт между краем протеза и мягкими тканями, вследствие чего ухудшается его фиксация.

Анатомически с язычным карманом тесно связана расположенная латеральнее от него ретромолярная область. По сторонам ретромолярная область ограничена челюстно-подъязычной и наружной косой линиями (гребнями). Костной основой этой области служит ретромолярный треуголь-ник с одноимённой ямкой. Последняя заполнена мягкими тканями, образую-щими слизистый бугорок. По утверждению исследователей передняя доля бугорка состоит из плотной соединительной ткани, задняя же доля, будучи мягкой, в основном содержит жировые и железистые ткани, а также мышеч-ные волокна верхнего сжимателя глотки, сухожилий височной и волокон щёчной мышц. Сзади к ретромолярному слизистому бугорку прикрепляется довольно подвижная складка слизистой оболочки – крылочелюстная складка. Под слизистой оболочкой этой складки находится сухожильная ткань, тянущаяся от крючка крыловидного отростка к язычку н.ч. При широком открывании рта эта складка, натягиваясь, может приподнимать задний полюс слизистого бугорка и, если протез чрезмерно удлинён в этом месте, то он мо-жет смещаться.

Кпереди ретромолярная область переходит в щёчный отдел преддверия полости рта, называемый разными авторами щёчным или нижнечелюстным карманом. Эта область спереди ограничена щёчно-альвеолярным тяжем, сзади – границей на уровне с передним краем слизистого ретромолярного бугорка, снизу – дном переходной складки вплоть до наружной косой линии и с боков слизистой оболочкой щёк и альвеолярной части. На оттиске эта область выглядит в виде округлого утолщения, которое воспроизводится на базисе протеза.

Кпереди от щёчного кармана расположена губная часть преддверия по-лости рта, которая с обеих сторон ограничена щёчно-альвеолярными тяжами. Последние расположены в области третьих-пятых зубов, нередко бывают двойными и даже тройными. В тяжах находится фиброзная ткань, которая распространяется до угла рта, соединяясь с аналогичной тканью верхнего щёчно-альвеолярного тяжа.

Губной отдел преддверия полости рта делится приблизительно пополам уздечкой нижней губы, которая обычно выражена меньше, чем уздечка верхней губы. Нижняя уздечка при значительной атрофии альвеолярной части может прикрепляться на вершине её гребня, что мешает созданию хо-рошего замыкающего клапана.

В области пятых зубов на вестибулярном скате альвеолярной части имеются подбородочные отверстия, через которые проходят подбородочные сосуды и нервы. При полном отсутствии зубов и резко выраженной атрофии челюсти отверстия приближаются к вершине альвеолярной части. В подоб-ных ситуациях протез может оказывать давление на сосуды и нервы.

У некоторых больных с крайне выраженной атрофией альвеолярной час-ти н.ч. на её вестибулярной поверхности в области подбородка появляются два подбородочных бугорка. Альвеолярная кость между ними сильно атро-фирована, вследствие чего здесь появляется углубление. Эти участки покры-ты тонкой, лишённой подслизистого слоя оболочкой, болезненной при надав-ливании.

Немаловажное значение для протезирования беззубой н.ч. имеет язык. После протезирования язык должен нормально осуществлять свои функции и в то же время способствовать стабилизации полного съёмного протеза. Необходимо тщательно изучить анатомические и физиологические особен-ности языка и связанных с ним окружающих подвижных тканей. При оценке языка следует дифференцировать нормальное состояние языка от патологи-ческих отклонений. Моторную функцию языка могут нарушать различные заболевания (инсульт, травма, гипертрофия, воспалительные заболевания и др.).

Важное значение имеют размеры языка: для хорошей стабилизации про-теза важно, чтобы его размеры соответствовали пространству, в пределах ко-торого он функционирует. В этом случае язык может без затруднения распо-лагаться в пределах периферических границ протезного ложа и при правиль-ном моделировании язычной поверхности протеза может способствовать его устойчивости. Неблагоприятным при протезировании является как микро-глоссия, так и макроглоссия. При микроглоссии язык будет находиться на расстоянии от базиса протеза и зубов, вследствие чего отсутствует благопри-ятное его соприкосновение с протезом. Это усложняет удержание пищи на искусственных зубах, происходит накопление её под базисом протеза и ос-лабление его устойчивости.

При макроглоссии язык занимает значительную часть протезного прост-ранства. Гипертрофия его может возникнуть как вследствие заболеваний, так и от гипертрофии, что наблюдается у беззубых больных, когда они растира-ют пищу языком. При этом одновременно повышается тонус языка. Такой язык выталкивает протез из его ложа, пока не произойдёт адаптации языка к новому положению. О наличии аномалийного языка следует предупредить больного заранее, рассказав о возможных затруднениях при привыкании к протезу.

Задания в тестовой форме для контроля результатов усвоения.

УКАЖИТЕ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

001. У больных с полной потерей зубов угол нижней челюсти

1) уменьшается, 3) увеличивается,

2) не изменяется, 4) деформируется.

002. У больных с полной потерей зубов на нижней челюсти в переднем отделе в большей степени выражена атрофия

1) вестибулярной поверхности альвеолярного отростка,

2) гребня альвеолярной части,

3) язычной поверхности альвеолярного отростка,

4) язычной поверхности альвеолярной части.

003. У больных с полной потерей зубов на нижней челюсти в боковых отделах в большей степени выражена атрофия

1) гребня альвеолярного отростка,

2) язычной поверхности альвеолярной части,

3) гребня альвеолярной части,

4) вестибулярной поверхности альвеолярного отростка.

004. Укажите параметры нижней челюсти в порядке увеличения из размеров

1) альвеолярная дуга, зубная дуга, апикальная дуга,

2) зубная дуга, альвеолярная дуга, апикальная дуга,

3) апикальная дуга, альвеолярная дуга, зубная дуга.

005. Различают следующие формы альвеолярного ската

1) отвесную, 4) почкообразную,

2) пологую, 5) грушевидную,

3) с навесами, 6) 1+2+3,

7) 1+4.

006. Оксман выделил семь анатомических форм альвеолярных гребней

1) с навесом, 6) полуовальную,

2) треугольно-остроконечную, 7) усечённого конуса,

3) шиповидную, 8) уплощённую,

4) шишковидную, 9) пологую,

5) прямоугольную, 10) 2+3+4+5+6+7+8,

11) 1+2+3+6+7+8+9.

007. Выберите третий тип беззубой нижней челюсти по Келлеоу

1) альвеолярная часть сохранена в переднем отделе и значительно атрофирована в боковых отделах,

2) равномерная сильно выраженная атрофия альвеолярной части,

3) альвеолярная часть атрофирована незначительно и равномерно,

4) альвеолярная часть сохранена в боковых отделах и значительно атрофирована в переднем отделе.

008. Способность слизистой оболочки изменять уровень рельефа при вертикальном давлении называется

1) сдавливаемостью,

2) податливостью,

3) подвижностью.

009. Укажите количество типов слизистой оболочки полости рта, предложенных Суппле в своей классификации

1) три, 3) пять,

2) четыре, 4) шесть.

010. Слизистая оболочка, покрывающая мышцы и смещающаяся при сокращении последних, называется

1) активно-подвижной слизистой оболочкой,

2) пассивно-подвижной слизистой оболочкой,

3) нейтральной зоной,

4) клапанной зоной.

011. Классификация Келлера относится

1) к оттискным материалам,

2) дефектам зубных рядов,

3) беззубым верхней и нижней челюстям,

4) беззубой нижней челюсти,

5) беззубой верхней челюсти.

012. Слизистую оболочку, покрывающую продольными складками альвеолярные части нижней челюсти после её сильной атрофии, Суппле относит

1) к первому типу, 3) третьему типу,

2) второму типу, 4) четвёртому типу.

013. Наиболее благоприятным типом атрофии нижней челюсти для протезирования является

1) выраженная равномерная атрофия альвеолярной части,

2) незначительная равномерная атрофия альвеолярной части,

3) выраженная атрофия альвеолярной части в боковых отделах при относительной сохранности её в переднем отделе,

4) выраженная атрофия в переднем отделе,

5) неравномерная выраженная атрофия.

014. Оксман предложил классификацию

1) беззубых верхних челюстей,

2) беззубых нижних челюстей,

3) беззубых верхней и нижней челюстей.

015. У больных с полной потерей зубов более благоприятным для обеспечения устойчивости протеза и восприятия жевательного давления является

1) широкая альвеолярная часть умеренной высоты,

2) узкая и высокая альвеолярная часть.

Ответы к тестам.

001. 3. 009. 2.

002. 4. 010. 1.

003. 3. 011. 4.

004. 2. 012. 4.

005. 6. 013. 2.

006. 10. 014. 3.

007. 1. 015. 1.

008. 2.

Задание на дом.

Тема следующего занятия №4: Подготовка больных с полным отсутствием зубов к протезированию.

Литература.

Основная:

1. Лекция.

  1. Методическая разработка к практическому занятию №4.

  2. Н.Н.Белоусов, Схема истории болезни (Методические указа-

В.И.Буланов, ния для студентов, интернов, ординаторов), С.Б.Иванова, Кафедра ортопедической стоматологии ГОУ

studfiles.net


Смотрите также