Ударный зуб экскаваторного ковша активного действия. Зуб экскаватора


Ударный зуб экскаваторного ковша активного действия

 

Использование: горное дело и строительство, в частности устройства для экскавацией перемещения дгт разрушения и выеми горных пород средней крепости, например в экскаваторных ковшах активного действия Сущность: в ударном зубе экскаваторного ковша активного действия клин 5 и С-образная скоба 4 выполнены с возможностью стабилизации натяжения между коронкой 1 и хвостовиком 3. Коронка 1 установлена с зазором между боковыми поверхностями хвостовика 3 и с возможностью взаимодействия с торцевыми повер хностями хвостовика 3. Стабилизация натяжения может быть осуществлена за счет выполнения торцевых поверхностей хвостовика 3 и ответных им поверхностей коронки 1 в виде двух цилиндрических поверхностей , расположенные по краям. Стабилизация натяжения может быть также осуществлена за счет выполнения С-образной скобы 4 с криволинейной вертикальной стенкой. Клин 5 может быть выполнен с загнутым в сторону С-образной скобы 4 тонким концом. 3 an ф-лы, 2 ил.

(19) ШЦ (11) 20

Ю) и Идг ЯД 6

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 4942597/03 (22) 19.0691 (4B) 15,11.93 Ьол. Йе 41-42 (71) Институт горного дела СО АН СССР; йроизводственное объединение Уралмаш"

P2} Маттис АР„Шишаев СВ„Дружинин МС„Толмачев А.В„Цве ВН; бойе ГХ (73) Институт горного деле СО РАН; А ционерное вбщество Уралыжий завод тяв(елого машиностроения (54j УДАУНЫЙ ЗУБ ЖООЗАМИЮОМ68ША АХТИВ4ОГО ДЕЙСТВИЯ

{И) Иатользоввние горное дело и строительство, е частности устройства дпя экскавации-влереметц ния грунта дпя разрушения и выемки горных пород средней крепости. например в экскаваторных ковшах активного действия. Суцность: в ударном зубе зкскаваторного ковша активного действия, клин 5 и

С-образная скоба 4 выполнены с возможностью стабилизации натяжения между коронкой 1 и хврстовиком 3. Коронка 1 установлена с зазором между боковыми поверхностями хвостовика 3 и с возможностью взаимодействия с торцевыми повер)(ностями хвостовика 3, Стабилизация натяжения может быль осуществлена за счет выполнения торцевых поверхностей хвостовика 3 и ответных им поверхностей корон)вт 1 в виде двух цилиндрических поверхностей, расположенньщ по краям Стабилизация натяжения может быть таоке осуществлена за счет выполнения С-образной скобы 4 с криволинейной вертикальной стенкой Клин 5 может быть выполнен с загнутым в сторону С-образной скобы 4 тонким концом. 3 m ф-лы,2 ил.

2002907

10

20 ранки

Изобретение относится к горному делу и строительству, а именно к устройствам для экскавации и перемещения грунта и может быть использовано для разрушения и выемки горных пород средней крепости, например, в экскаваторных ковшах активного действия и др.

Известен патент США й. 4433496, в котором крепление зуба к передней стенке ковша экскаватора осуществляется с помощью С-образной скобы и кулачка, фиксируемых в прорези передней стенки с помощью болтового соединения. Этим же кулачком обеспечивается требуемое усилие прижатия зуба к передней кромке ковша.

Однако кулачок и ответная поверхность

С-образной скобы требуют высокой точности изготовления, а также ненадежная работа болтового соединения в процессе эксплуатации экскаваторного ковша.

Наиболее близким по технической сущности является патент CU3A N. 4357765, в котором держатель зуба экскаваторного ковша закрепляется на режущей кромке ковша экскаватора с помощью зажимного устройства с С- образной скобой, запорного бруска и клина, забиваемого между зажимным устройством и запорным бруском. Для фиксации клина после его забивания он приваривается к запорному бруску. . Недостатками изобретения являются сложность конструкции, содержащей три элемента, и фиксация клина с помощью сварки (фактически нераэьемное соединение) и затрудненная разборка в случае необходимости смены коронки.

Целью изобретения является повышение надежности работы и удобства эксплуатации зуба.

Это достигается тем, что в ударном зубе экскаваторного ковша активного действия, состоящего из хвостовика и сменной коронки, соединенных между собой посредством

С-образной скобы и клина, клин и скоба выполнены с возможностью стабилиЗации натяжения между сменной коронкой и хвостовиком.

Стабилизация натяжения необходима в связи с тем, что в процессе работы ударного зуба под действием ударных нагрузок, передаваемых через цилиндрические поверхности коронки и хвостовика, происходит их смятие. Натяжение, с которым коронка была первоначально смонтирована на хвостовике, ослабевает, между деталями образуется постепенно увеличивающийся зазор. Это быстро приводит к разрушению коронки, Целесообразна для обеспечения ударных нагрузок только через цилиндрические поверхности обеспечить между остальньили элементами коронки и хвастовика наличие гарантированного зазора. Первоначальная величина этого зазора должна превосходить максимально возможные деформации смятия цилиндрических поверхностей.

Целесообразно для обеспечения передачи ударного импульса вдоль продольной оси зуба посадку коронки на хвастовик зуба осуществлять по двум цилиндрическим по.верхностям, контакт которых осуществлен по краям.

Целесообразно для стабилизации определенного усилия прижатия в месте контакта коронки с хвостовикам выполнять

С-образную скобу с криволинейной вертикальной стенкой, так как деформации смятия., которые будут происходить в месте контакта, необходимо компенсировать. В противном случае образующиеся здесь зазоры приведут к быстрому разрушению каНеобходимо для сохранения работоспособности конструкции зафиксировать клин. Это достигается подгибанием тонкого конца клина.

В изобретении клин и скоба выполнены с возможностью стабилизации натяжения между сменной коронкой и хвоставиком. Коронка и хвостовик установлены с зазором.

Посадка коронки на хвостовик выполнена по двум цилиндрическим поверхностям, контакт которых осуществлен по краям. Собразная скоба выполнена с криволинейной вертикальной стенкой. Фиксация клина обеспечивается подгибанием ега тонкого конца. Данные признаки B иэвестныхтехнических решениях не выявлены

На фиг. 1 показан продольный разрез зуба; на фиг. 2 — то же, вид сверху с частичным разрезом А-А.на фиг. 1.

Зуб экскаваторного ковша активного действия состоит из смежной коронки 1, выступа 2 хВосТОВМКВ 3, соединенных между собой посредствам С-образной скобы 4 и клина 5. Коронка 1 зуба экскаваторного ковша активного действия одевается на выступ 2 хвостовика 3. С-образная скоба 4 вставляешься между ними таким образом, чтобы своими полками охватить щеки 6 коровки 1, Между С-образной cêîáoé 4 и коронкой 1 вставляется клин 5 и забивается, что обеспечивает прижатие коронки 1 к хвостовику3 по цилиндрическим поверхностям

А, Фиксация клина б осуществляется падгибанием его тонкого конца. Зуб экскаватор"002907 но о ковша активного действия работает следующим образом.

В процессе работы зуба, когда происходит смятие поверхности А под действием ударных нагрузок, необходимое усилие прижатия по этим поверхностям обеспечивается эа счет упругости криволинейной поверхности С- образной скобы 4, работающей при этом как рессора. В связи с этим зазор, который мог бы образовываться в процессе работы, отсутствует, что приводит к стабилизации натяжения между сменной коронкой и хвостовиком и ведет к повышению надежности работы зуба.

Формула изобретения

1 УДАРНЫЙ ЗУБ ЭКСКАВАТОРНОГО

КОВША АКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ, содержащий хвостовик с боковыми и торцевыми поверхностями, расположенными в коронке, закрепленной на хвостовике посредством С-образной скобы и клина, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе и удобства в эксплуатации зуба, клин и С-образная скоба выполнены с возможностью стабилизации натяжения между коронкой и хвостовиком, установленными с зазором между коронкой и боковыми поверхностями хвостовика, и возможностью взаимодействия

В случае износа коронки 3 и при необходимости ее замены тонкая часть клина 6 выпрямляется, клин выбирается из гнезда, освобождая- при этом С-«браэаую с"«бу 4, 5 С-«бразаая с"«ба выаи>ается и >еаяется

"«р«а" а 3.

В настоящее время ведется создание зуба экскаваторного ковша активного действия.

10 Применение составных зубьев позволяет продлить срок службы хвостовика не менее, чем в 4 раза, (56) патент США М 4357765, кл. 37/142;

15 1982. торцевыми поверхностями хвостовика с коронкой, 2, Зуб по п,1, отличающийся тем, что торцевые поверхности хвостовика и ответные им новерхнос1и коронки выполнвны в виде двух цилиндрических поверхностей, расположенных по краям.

3. Зуб по п.1, отличающийся тем, что Собразная скоба выполнена с криволинейной вертикальной стенкой.

4. Зуб по п.1, отличающийся тем, что

- клин выполнен с загнутым в сторону С-об30 разной скобы тонким концом,

Ударный зуб экскаваторного ковша активного действия Ударный зуб экскаваторного ковша активного действия Ударный зуб экскаваторного ковша активного действия 

www.findpatent.ru

Зуб ковша экскаватора

 

Изобретение относится к землеройной технике, а более точно к зубьям ковшей экскаваторов, и наиболее успешно может применяться при конструировании и изготовлении ковшей экскаваторов, предназначенных для работы с неразобранными скальными грунтами. Самовнедряющийся зуб ковша экскаватора имеет рабочий участок с верхней и нижней рабочими поверхностями и хвостовик. Продольная ось рабочего участка зуба наклонена вниз и пересекает продольную ось хвостовика, причем угол между указанными продольными осями составляет 3 - 12o. На нижней поверхности зуба целесообразно выполнить продольное ребро жесткости, рабочий участок от конца зуба до его посадочного места выполнить в виде клина с углом заострения между рабочими поверхностями, который составляет 0 - 15o. Угол между противолежащими поверхностями посадочного места зуба может быть меньше соответствующего угла между посадочными поверхностями передней стенки ковша экскаватора на 1,5 - 2,0o. Повышается надежность работы ковша экскаватора. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к землеройной технике, а более точно к зубьям ковшей экскаваторов, и наиболее успешно может применяться при конструировании и изготовлении ковшей экскаваторов, предназначенных для работы с неразобранными скальными и смерзшимися грунтами.

При разработке скальных грунтов в результате постоянного стремления горнодобывающих предприятий к снижению затрат на единицу объема добываемой породы, главной статьей которых являются затраты на взрывчатые вещества, сложилась практика подрывов горной массы без ее последующего взрыхления. В этом случае цельный скальный массив дробится трещинами на блоки без смещения последних относительно друг друга и представляет собой своеобразную "кладку", внедрение в которую обычных зубьев экскаваторов затруднено. Большие проблемы возникают и при экскавации смерзшихся грунтов. При решении указанных задач одним из наиболее существенных условий является выбор оптимальной формы зубьев ковша экскаватора. Известен зуб ковша экскаватора (SU, A, 1454919) для разработки мерзлых грунтов. Зуб включает хвостовик и рабочую часть. Сечение рабочей части в плоскости, перпендикулярной к продольной оси симметрии зуба, представляет собой равнобедренный треугольник. Передняя грань зуба выполнена в виде прямоугольника. Угол между боковыми гранями выполнен переменным и изменяется от 180o у режущей кромки до 27o у хвостовика. При работе такого зуба при его продвижении в глубь грунта расклинивающая часть, проникая в грунт, способствует развитию пластических деформаций грунта в вертикальном направлении. Благодаря уменьшению угла расклинивая по мере удаления от режущей кромки до хвостовика работа расклинивающей части сводится к постепенному развитию незначительных пластических деформаций грунта по мере углубления зуба. Однако расклинивающая кромка зуба, способствующая развитию пластических деформаций, "работает" не с монолитом мерзлоты, а с уже взломанными фрагментами, находящимися, по сути, внутри ковша, не оказывая существенного влияния на величину усилия копания. Кроме того, по мере истирания зуба относительно быстро увеличивается площадь его поперечного сечения, а значит, резко увеличивается усилие, необходимое для внедрения зуба в грунт. Как указано в описании к упомянутому авторскому свидетельству, для увеличения износостойкости режущая кромка и расклинивающая кромка наплавляются специальным сплавом. Это не только существенно увеличивает стоимость изготовления такого зуба, но и не позволяет существенно улучшить его характеристики, поскольку сама конструкция обуславливает относительно быстрое затупление такого зуба и вызывает необходимость его замены еще до полного износа рабочей части зуба. Известен зуб ковша экскаватора, описанный в (SU, A, 1710677). Описанный зуб имеет рабочую часть с взаимно перпендикулярными сопряженными между собой рабочими кромками и хвостовик с параллельными между собой опорными поверхностями. Продольная ось рабочей части зуба совпадает с продольной остью хвостовика и, следовательно, с продольной осью передней стенки ковша экскаватора, на которую этот зуб устанавливается. Рабочая часть зуба выполнена прямоугольной в поперечном сечении и имеет постоянное сечение на всем рабочем участке зуба. Большая сторона прямоугольника расположена перпендикулярно опорным поверхностям. В процессе копания зуб внедряется в породу под действием усилия копания, при этом составляющая сопротивления грунта, направленная по касательной к траектории копания, воспринимается в направлении наибольшего размера сечения, а значит, и в направлении наибольшей прочности зуба. Таким образом, при работе практически исключена возможность излома зуба в этом направлении. По мере износа рабочая часть укорачивается, но, поскольку зуб имеет постоянное сечение, усилие внедрения в грунт остается практически постоянным вплоть до полного износа рабочей части зуба. Однако при экскавации скальных грунтов сопротивление грунта копанию воспринимается зубом не только от непосредственного контакта режущей кромки зуба с грунтом в направлении наибольшей прочности зуба (в вертикальной плоскости), но и через скальные фрагменты, застрявшие между зубами и расклинивающие последние в направлении наименьшей прочности (в горизонтальной плоскости). Это повышает вероятность излома такого зуба. При этом не только снижается безопасность работы, но и, особенно в случае попадания обломков зуба в отгруженную породу, приводит к аварийной ситуации на дробилках. Процесс копания можно условно разделить на два этапа. Первый этап - внедрение зуба в грунт ("напор"), второй - подъем ковша с одновременным его заполнением породой ("снятие стружки"). Усилие копания на начальной стадии - внедрении в грунт (напор) - определяется прежде всего площадью поверхности S зуба, внедряющейся в породу. В процессе экскавации износ зуба происходит преимущественно по траектории копания. Площадь износа зуба в первую очередь зависит от высоты зуба и угла копания , под которым зуб внедряется в породу. Поскольку известный зуб имеет постоянную площадь поперечного сечения, с большим размером по высоте, усилие копания при внедрении в грунт будет относительно большим в течение всего срока эксплуатации такого зуба. Известно, что усилие при внедрении в грунт (напор) в 1,43 раза больше усилия снятия стружки (подъем), поэтому именно напор в первую очередь определяет энергозатраты при копании грунта. Таким образом, использование таких зубьев при работе обуславливает относительно высокую энергоемкость процесса копания. Важным параметром, влияющим на эффективность работы экскаватора, является степень заполнения ковша за один ход копания. Она определяется также в значительной степени углом копания , т.е. углом, под которым зубья у ковша внедряются в грунт. При зачерпывании грунта ковш перемещается по траектории, близкой к окружности L, при этом зубья должны внедряться в грунт, обеспечивая заполнение ковша. Если угол копания мал, то зубья проскальзывают, не захватывая грунт, заполнение ковша происходит плохо. Если угол копания велик, то сопротивление грунта копанию резко возрастает, что увеличивает энергозатраты и может даже привести к потере устойчивости экскаватора или поломкам в подъемном механизме. В описанной конструкции продольная ось зуба совпадает с продольной осью передней стенки ковша, на которую этот зуб устанавливается. Таким образом, угол копания в такой конструкции определяется конфигурацией ковша экскаватора, а именно углом наклона передней его стенки. Также следует отметить, что надежность, безопасность и производительность работы экскаватора, в значительной степени, зависят от качества крепления зубьев на передней стенке ковша экскаватора. При обычном выполнении крепления зубьев к передней стенке ковша экскаватора, как это имеет место в описанной выше конструкции, угол между обращенными друг к другу посадочными поверхностями равен углу между посадочными поверхностями передней стенки ковша экскаватора. В процессе эксплуатации ковша в пространство между посадочными поверхностями ковша и зуба проникают мелкие частицы грунта, которые способствуют сильному абразивному износу последних. Посадочные места как бы "разнашиваются", посадка зуба на ковш становится свободной, что еще более ускоряет процесс износа. Кроме того, при неплотной посадке зуба на ковш существенно возрастает вероятность поломки зубьев, что снижает надежность всей конструкции. В основу настоящего изобретения поставлена задача создать самовнедряющийся зуб ковша экскаватора, который бы обеспечивал увеличение угла копания и уменьшение изнашиваемой площади зуба и тем самым снижение усилия внедрения в породу и эффективное заполнение ковша при снижении энергоемкости работ и одновременном повышении надежности и увеличении срока службы при работе на невзрыхленных скальных или смерзшихся грунтах. Поставленная задача решается тем, что в самовнедряющемся зубе ковша экскаватора, имеющем рабочий участок с верхней и нижней рабочими поверхностями и хвостовик, в соответствии с изобретением, продольная ось рабочего участка зуба наклонена вниз и пересекает продольную ось хвостовика, причем этот угол между указанными продольными осями составляет 3 -12o. Поскольку продольная ось рабочего участка зуба наклонена вниз указанным образом, при работе в течение всего срока службы зуба обеспечивается оптимальный угол копания, т.е. угол, под которым зубья ковша внедряются в грунт. Соответственно изнашиваемая поверхность зуба имеет относительно небольшую площадь, что обуславливает относительно небольшое усилие внедрения зуба в грунт. Целесообразно, чтобы на нижней поверхности зуба было выполнено продольное ребро жесткости, рабочий участок от конца зуба до его посадочного места представлял собой клин с углом заострения между рабочими поверхностями 0 -15o. Благодаря выполнению рабочей части зуба с продольным ребром жесткости, т. е. таврового сечения, а также при указанном угле заострения зуба уменьшается площадь поперечного сечения зуба и, следовательно, еще больше уменьшается усилие внедрения зуба в грунт. При этом прочность зуба на излом как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях оказывается практически одинаковой в отличие от известного зуба, описанного выше. Поскольку благодаря указанной клиновой форме зуба с указанными углами при истирании зуба в процессе работы площадь поперечного сечения остается постоянной либо изменяется незначительно (max tg = 0,26). Это позволяет эксплуатировать зуб вплоть до полного износа рабочего участка. Благодаря взаимному расположению осей участков зуба обеспечивается эффект самозаглубления зуба в массив в процессе копания и соответственно хорошее заполнение ковша в течение всего срока службы зуба. Этот эффект еще более усиливается благодаря указанной форме зуба. Целесообразно, чтобы угол между противолежащими поверхностями посадочного места хвостовика зуба был меньше соответствующего угла между посадочными поверхностями кромки ковша на 1,5-2,0o. В этом случае обеспечивается плотная посадка зуба на ковш в течение всего срока эксплуатации зуба, и, следовательно, еще больше повышается надежность работы ковша экскаватора с такими зубьями. Изобретение иллюстрируется чертежами, на которых: фиг. 1 - изображает продольный разрез зуба, установленного на передней стенке ковша экскаватора, в соответствии с изобретением, фиг. 2 - изображает поперечный разрез А-А на фиг. 1; фиг. 3 - изображает схему взаимодействия зуба с грунтом; фиг. 4 - изображает схему рабочего процесса копания. Как показано на фиг. 1, самовнедряющийся зуб экскаватора имеет рабочий участок I и хвостовик II. Рабочий участок I имеет верхнюю рабочую поверхность 1 и нижнюю рабочую поверхность 2. На нижней поверхности зуба выполнено продольное ребро жесткости 3. Как видно из фиг. 2, поперечное сечение рабочего участка зуба представляет собой тавровое сечение. Рабочий участок зуба представляет собой клин с углом заострения между рабочими поверхностями 1 и 2 от 0 до 15o. Продольная ось хвостовика зуба, обозначенная на чертеже X, совпадает с осью передней стенки ковша III. Продольная ось рабочего участка зуба обозначена на чертеже как Y. Угол наклона оси Y относительно оси Х составляет 3 -12o. Угол между противолежащими поверхностями 4 и 4' посадочного места хвостовика II выбирается таким образом, чтобы он на 1,5-2,0o был меньше соответствующего угла между посадочными поверхностями 5 и 5' передней стенки ковша III, для которой разрабатывается зуб. При работе ковша экскаватора верхняя поверхность рабочей части зуба 1 (фиг. 3) находится под углом копания к направлению действия силы сопротивления грунта P. Это приводит к появлению нормальной к траектории составляющей сопротивления грунта Q, направленной в глубь массива забоя. Под действием этой составляющей Q возникает эффект "затягивания" зуба в глубь массива забоя. Как показано на фиг. 4, фактическая траектория копания М смещена относительно теоретической траектории L в сторону горного массива вследствие воздействия нормальной составляющей сопротивления грунта Q. Однако реализовать этот эффект "затягивания" зуба в грунт возможно только при оптимальном сочетании угла копания и площади изнашиваемой поверхности зуба S. Проведенные эксперименты показали, что оптимальным, с точки зрения безопасной и производительной экскавации тяжелых скальных пород, является отклонение оси Y рабочего участка зуба от оси X хвостовика (передней стенки ковша экскаватора) на угол в пределах 3 - 12o. Таким образом, угол копания при таком соотношение наклонов указанных осей будет всегда больше угла копания, определяемого только передней стенкой ковша экскаватора, как это имеет место в прототипе, на угол . Это обеспечивает такую величину составляющей Q, что при истирании зуба вплоть до полного его износа, площадь поперечного сечения остается достаточно малой для внедрения зуба в горный массив под действием упомянутой выше составляющей сопротивления грунта Q, что обеспечивает эффективное заполнение ковша и, следовательно, повышение производительности и снижение энергозатрат. При уменьшении угла менее 3o площадь изнашиваемой поверхности зуба S увеличивается, величина составляющей Q оказывается недостаточной для внедрения зуба в массив, ковш "отжимается" от забоя, наполнение ковша ухудшается. При увеличении угла свыше 12o составляющая Q уменьшается, одновременно резко возрастает величина касательной составляющей сопротивления копанию P, что приводит к увеличению энергозатрат. Как уже упоминалось, при работе экскаватора изнашиваются не только рабочие участки зубьев, но и посадочные места как зубьев, так и ковша экскаватора. При износе посадочных мест угол рассогласования уменьшается, и зубья все более плотно садятся на переднюю стенку ковша экскаватора. Экспериментально подтверждено, что при указанных углах рассогласования плотная посадка зубьев на ковш обеспечивается в течение всего срока службы зубьев. В том случае, если угол рассогласования меньше 1,5o, то возможен преждевременный износ посадочных мест и ухудшение плотности посадки зубьев. В том случае, если угол рассогласования превышает 2o, то уменьшается площадь контакта сопрягаемых поверхностей ковша и зубьев и снижение надежности соединения. Следует также отметить, что заявляемая конструкция позволяет использовать при изготовлении зуба не только литье, но и штамповку, и применять при этом высокопрочные конструкционные марки сталей. Этим также дополнительно обеспечивается высокая твердость и прочность зубьев данной конструкции. Натурные испытания показали, что при использовании таких зубьев их расход на единицу отгруженной породы уменьшается в 2 раза. Зубья предлагаемой конструкции могут быть изготовлены на существующем оборудовании из существующих материалов.

Формула изобретения

1. Самовнедряющийся зуб ковша экскаватора, имеющий рабочий участок с верхней и нижней рабочими поверхностями и хвостовик, отличающийся тем, что продольная ось рабочего участка зуба наклонена вниз и пересекает продольную ось хвостовика, причем угол между указанными продольными осями составляет 3 - 12o. 2. Самовнедряющийся зуб ковша экскаватора по п.1, отличающийся тем, что на нижней поверхности зуба выполнено продольное ребро жесткости, рабочий участок от конца зуба до его посадочного места представляет собой клин с углом заострения между рабочими поверхностями, который составляет 0 - 15o. 3. Самовнедряющийся зуб экскаватора по п.1 или 2, отличающийся тем, что угол между противолежащими поверхностями посадочного места зуба меньше соответствующего угла между посадочными поверхностями передней стенки ковша экскаватора на 1,5 - 2,0o.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

www.findpatent.ru

Зуб ковша экскаватора

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Соватскнк

Социалистических

Республик (11)

Е 02 F 9/28

Гаарднратввнный наинтвт

Саввтн )анннвтрав ОИР на данаи нзаарвтвннн н атнрытнй (5З) УДК б21. 879 (088. 8} (45) Дата опубликования описания 26.0578 (73) Автор изобретения

E.È.Асыченко (71) Заявитель

Государственный научно-исследовательский и проектный институт угольной промышленности укрНИИпроект (54) ЗУБ КОВША ЗКСКАВАТОРА

Изобретение относится к рабочим органам горных и, землеройных машин, связанных с добычей полезных ископаемых или с выполнением землеройных работ и применяемых, например, в уголь- 5 ной, горнорудной, горнохимической, строительной и других отраслях промышленности.

Известен зуб к ковшу экскаватора, в котором с целью уменьшения износа т0 зуба передняя грань выполнена наклонно под углом 45-90 к касательной к

О траектории резания fl), Применение данной конструкции зуба имеет существенные недостатки из-за неравномерного распределения нагрузки на режущий элемент зуба, что приводит к его выкрашиванию.

Известен также зуб ковша экскаватора, оснащенный твердосплавными встав- 2() ками с главными режущими кромками, включающий передние и боковые грани (2f °

Целью изобретения является повышение срока службы вставок твердого 25 сплава.

Это достигается тем, что передние поверхности вставок установлены под острым углом к касательной к траектории резания, а боковые грани, примака- 80 ющие к вставкам, являются продолжением главных режущих кромок вставок.

На чертеже изображен зуб ковша экскаватора (общий вид и вид в сборе).

Зуб имеет державку 1, например, с полуконусным хвостовиком, снабженным отверстием для шплинта, предохраняющего зуб от выпадения из кармана ковша экскаватора и одну или несколько твердосплавных вставок 2, укрепленных в режущей части зуба, например, пайкой.

Боковые режущие кромки 3 державки являются продолжением главной режущей кромки 4 вставки.

Вставки установлены своей передней поверхностью 5 к траектории резания под острым углом А.

Такая установка вставки позволяет всему ее объему работать только на сжатие при любом соотношении нормальной Р„ и касательной Р ссиилл, возникающих при работе зуба, когда он двигается по траектории резания 1-I в направлении стрелки A. Зто приводит к повышению срока службы вставки.

Наличие же боковых режущих кромок (закрылков) 3 уменьшает усилия на крайних вставках зуба при воздействии на них боковой силы, возникающей от бо-! кового поворота ротора при работе экс611994

Рк

Составитель М.Дымская

Редактор E.Ïoëèîíîâà Техред 3. Фанта Корректор M.Äåè÷èê

Заказ 3419/30 Тираж 819 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35,РаУшская наб., д.4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãîðoä, ул.Проектная, 4 йаватора что также приводит к повышейиЮ долговечности зуба.

Такое конструктивное выполнение зуба повыаает срок службы вставок твердого сплава, что приводит к снижению удель ного 1расхода зубьев на единицу выполненной работы и к уменьшению времени на замену зубьев, а при их изготовлении снижается потребный объем выпуска зубьев на заводах, т.е. создается новый положительный эффект.

Форм1/ла изобретения . Зуб ковша экскаватора, оснащенный твердосплавными вставками с главными режущими кромками, включающий передние и боковые грани, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения срока службы вставок, передние поверхности вставок установлены под острым углом к касательной к траектории резания, а боковые грани, примыкающие к вставкам, являются продолжением главных режущих кромок вставок.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Авторское свидетельство СССР

Р 305247, кл. Е 02 F 9/28, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

М 237720, кл. E 02 F 9/28, 1966.

Зуб ковша экскаватора Зуб ковша экскаватора 

www.findpatent.ru

Зуб ковша экскаватора

 

Использование: в землеройной технике, а именно в ковшовых экскаваторах цикличного действия, и может быть использовано в горнодобывающей промышленности и строительстве для разрушения и выемки пород грунтов любой крепости. Сущность изобретения: для увеличения срока службы зубьев и передней стенки ковша экскаватора в зубе, включающем хвостовик, рабочую часть, состоящую из верхней и нижней криволинейных граней с режущей частью, режущая часть смещена вверх относительно продольной оси зуба на 0,05-0,09 по отношению к длине зуба. Верхняя и нижняя грани зуба снабжены продольными ребрами. Верхняя грань образована тремя сопряженными цилиндрическими поверхностями, соответственно выпуклой, вогнутой и выпуклой с радиусами кривизны в пределах 400-550, 250-350 и 450-550 мм соответственно. Верхнее ребро жесткости образовано четырьмя сопряженными выпуклой, вогнутой, вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кри визны в пределах 400-550, 900-1100, 350-450 и 100-140 мм соответственно. Нижняя грань в области режущей части имеет форму вогнутой цилиндрической поверхности с радиусом кривизны в диапазоне 700-900 мм, а далее до хвостовика образована двумя сопряженными вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кривизны в пределах 200-300 и 450-550 мм соответственно. Нижнее ребро образовано двумя сопряженными вогнутой и выпуклой цилиндрическими, поверхностями с радиусами кривизны в пределах 700-900 и 900-1100 мм соответственно. 1 з.п.ф.-лы, 3 ил.

Изобретение относится к землеройной технике, а именно к одноковшовым экскаваторам циклического действия, и может быть использовано в горнодобывающей промышленности и строительстве для разрушения и выемки пород и грунтов любой крепости после, либо без предварительного рыхления.

Известен зуб ковша экскаватора, содержащий хвостовую часть для присоединения зуба к передней стенке ковша экскаватора, а также рабочую часть, выполненную со смещением режущей кромки зуба относительно продольной оси зуба [1]. При этом верхняя и нижняя грани зуба, а также его боковые грани выполнены криволинейными. Такая форма зуба выбрана из соображений соответствия дуговой траектории движения ковша экскаватора при копании и позволяет увеличить эффективность копания за счет более легкого проникновения зуба в породу. Однако зуб такой формы по мере эксплуатации стачивается, превращаясь в болванку, что существенно снижает эффективность копания и затрудняет работу экскаватора. Известен также зуб ковша экскаватора, содержащий хвостовую часть и рабочую часть с режущей кромкой, смещенной относительно продольной оси зуба [2]. Верхняя и нижняя грани зуба выполнены в виде криволинейных поверхностей с чередующими выпуклыми и вогнутыми участками. Использование данной формы зуба позволяет уменьшить абразивный износ зуба за счет создания на поверхности зуба турбулентного потока частиц в пограничном слое породы и исключения тем самым многократного проскальзывания частиц породы. Однако такой зуб хоть и позволяет несколько снизить износ, но его стачивание тем не менее не предотвращается и приводит, как и в предыдущем случае, к образованию болванки и необходимости скорой замены зуба, что в свою очередь приводит к дополнительным материальным затратам Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату является зуб ковша экскаватора, включающий хвостовик, рабочую часть, состоящую из верхней и нижней криволинейных граней и режущей части, смещенной относительно продольной оси зуба [3]. При использовании зуба такой формы происходит самозатачивание режущей кромки зуба, что продлевает его использование и обеспечивает повышение эффективности копания за счет лучшего проникновения зуба в породу при копании. Однако самозатачивание известного зуба происходит лишь на начальном участке зуба в области режущей части. По мере эксплуатации форма зуба теряет свою первоначальную форму, что приводит к резкому снижению эффективности копания. Кроме того, отмеченные выше известные технические решения не защищают переднюю стенку ковша экскаватора, которая находится в условиях воздействия на нее породы, проходящей между зубьями ковша. В таких условиях передняя стенка ковша при использовании обычного варианта зуба служит в зависимости от условий эксплуатации примерно 8 месяцев, после чего подлежит замене. При средней стоимости передней стенки 10000 $ общие материальные затраты существенно возрастают. Задача изобретения - увеличение срока службы зубьев и передней стенки ковша экскаватора. Задача решается за счет того, что в зубе ковша экскаватора, включающем хвостовик, рабочую часть, состоящую из верхней и нижней криволинейных граней с режущей частью, режущая часть смещена вверх относительно продольной оси зуба на 0,05 - 0,09 по отношению к длине зуба, верхняя и нижняя грани зуба снабжены продольными ребрами, причем верхняя грань образована тремя сопряженными цилиндрическими поверхностями, соответственно выпуклой, вогнутой и выпуклой с радиусами кривизны в пределах 400-550, 250-350 и 450-550 мм соответственно, верхнее ребро жесткости образовано четырьмя сопряженными выпуклой, вогнутой, вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кривизны в пределах 400-550, 900-1100, 350-450 и 100-140 мм соответственно, а нижняя грань в области режущей части имеет форму вогнутой цилиндрической поверхности с радиусом кривизны в диапазоне 700-900 мм, а далее до хвостовика образована двумя сопряженным вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кривизны в пределах 200-300 и 450-550 мм соответственно, нижнее ребро образовано двумя сопряженными вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кривизны в пределах 700-900 и 900-1100 мм соответственно. Кроме того, на боковых поверхностях зуба выполнены козырьки в виде уголков, обращенных ребром в сторону режущей части, причем размер козырька вдоль поперечной оси зуба выбирается в пределах половины расстояния между соседними зубьями ковша экскаватора. На фиг. 1 изображен предлагаемый зуб, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху, на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1. Зуб включает в себя хвостовик 1 с отверстиями 2 для крепления хвостовика 1 к ковшу экскаватора (не показан), рабочую часть, состоящую из режущей части 3, верхней 4 и нижней 5 граней. На рабочих гранях выполнены соответственно верхнее 6 и нижнее 7 ребра жесткости, а на боковых поверхностях зуб содержит козырьки 8. Зуб ковша экскаватора работает следующим образом. Внедряют режущую часть зуба в породу. При этом разрушаемая порода перемещается вдоль верхней 4 и нижней 5 граней зуба, попадая после этого в ковш экскаватора. В процессе многократного перемещения породы вдоль граней 4 и 5 зуба происходит их постепенный абразивный износ. За счет наличия ребер жесткости 6 и 7 и выбора величины смещения d режущей части 3 относительно продольной оси зуба в пределах, определяемых соотношением d/L = 0,05-0,09, где L - длина зуба, а также при выборе формы граней 4 и 5 зуба и его ребер 6 и 7 в пределах заданных соотношений износ происходит таким образом, что режущая часть зуба 3 остается острой, а сам зуб в целом и его режущая часть сохраняют свою первоначальную форму за счет равномерного стачивания зуба по всей поверхности. В результате значительно возрастает долговечность зуба с сохранением первоначальной эффективности копания. При этом козырьки 8 в зависимости от их размера полностью или частично перекрывают доступ породы к передней стенке ковша экскаватора (не показана), защищая тем самым ее от абразивного износа. Форма зуба и его ребер подбиралась экспериментально в процессе заводских испытаний зуба на экскаваторе типа ЭКГ-8И. Испытания проводились для зубьев с типовой базовой длиной L порядка 1200 мм и углом между верхней и нижней гранями порядка 27 - 35o, выбираемым из соображений его соответствия углу трения для разрушаемой породы. В ходе испытаний варьировались как величина смещения режущей части 3, так и кривизна граней 4 и 5 зуба и его ребер 6 и 7. В ходе испытаний контроль велся за состоянием остроты зуба, а также его общей формой. Наилучшие результаты по сохранению контролируемых параметров были достигнуты в пределах вышеприведенных соотношений размеров этих элементов.

Формула изобретения

1. Зуб ковша экскаватора, включающий хвостовик, рабочую часть, состоящую из верхней, нижней криволинейных граней с режущей частью, смещенной относительно продольной оси зуба, отличающийся тем, что режущая часть смещена вверх на 0,05 - 0,09 по отношению к длине зуба, верхняя и нижняя грани зуба снабжены продольными цилиндрическими поверхностями, соответственно выпуклой, вогнутой и выпуклой с радиусами кривизны 400 - 550, 250 - 350 и 450 - 550 мм соответственно, верхнее ребро жесткости образовано четырьмя сопряженными выпуклой, вогнутой, вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кривизны 400 - 550, 900 - 1100, 350 - 450 и 100 - 140 мм, а нижняя грань в области режущей части имеет форму выгнутой цилиндрической поверхности с радиусом кривизны 700 - 900 мм, а далее до хвостовика, образована двумя сопряженными вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кривизны 200 - 300 и 450 - 550 мм соответственно, нижнее ребро образовано двумя сопряженными вогнутой и выпуклой цилиндрическими поверхностями с радиусами кривизны 700 - 900 и 900 - 1100 мм соответственно. 2. Зуб ковша экскаватора по п.1, отличающийся тем, что на боковых поверхностях зуба выполнены козырьки в виде уголков, обращенных ребром в сторону режущей части, причем размер козырька вдоль поперечной оси зуба выбирается в пределах половины расстояния между соседними зубьями ковша экскаватора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

www.findpatent.ru

Зуб ковша экскаватора

 

Изобретение относится к рабочему оборудованию фдноковшовых экскаваторов-лопат, а именно к зубьям ковша, и позволяет повысить эффективность работы зуба путем возможности уменьшения сопротивления внедрению. Это достигается тем, что рабочая часть выполнена прямоугольной в поперечном сечении с сопряженными между собой режущими кромками. Режущие кромки перпендикулярны опорным поверхностям. При работе усилие воспринимается в направлении наибольшей прочности зуба на изгиб, что увеличивает его долговечность, одновременно уменьшается сопротивление при внедрении в породу, что снижает энергоемкость процесса. Зил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Е 02 F 9/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

СПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 (21) 4625981/03 (22) 26.12.88 (46) 07.02.92. Бюл. М 5 (71) Производственное объединение "Уралмаш" (72) А.В.Толмачев, Н.Г.Казаков и В.Н,Цветков (53) 621,879.48(088.8) (56) Патент США М 3774324, кл. Е 02 F 9/28, опублик. 1973, (54) 3У6 КОВША ЭКСКАВАТОРА (57) Изобретение относится к рабочему оборудованиюю одноковшовых экскаваторов-лоИзобретение относится к рабочему оборудованию одноковшовых экскаваторов-лопат, а именно к зубьям ковша.

Известен зуб ковша экскаватора, имеющий рабочую часть с режущей кромкой- и опорные поверхности для крепления зуба на передней стенке ковша. Режущая кромка расположена параллельно опорным поверхн остям зуба, а значит, и параллельно режущей кромке передней стенки ковша. Такой зуб наилучшим образом приспособлен для внедрения в породу при приложении усилия вдоль его оси, т.е. вдоль передНей стенки ковша.

Однако в действительности такое при-. ложение усилия в силу особенностей кинематики рабочего оборудования экскаватора и процесса наполнения ковша является скорее исииочением, а не правилом.

Обычно усилие приложено под значи- тельным углом к оси зуба, достигающим, например, при подъеме ковша 90 . При этом. Ж 1710677 А1 пат, а именно к зубьям ковша, и позволяет повысить эффективность работы зуба путем. воэможности уменьшения сопротивления внедрению. Это достигается тем, что рабочая часть выполнена прямоугольной в поперечном сечении с сопряженными между собой режущими кромками. Режущие кромки перпендикулярны опорным поверхностям. При работе усилие воспринимается в направлении наибольшей прочности зуба на изгиб, что увеличивает его долговечность, одновременно уменьшается сопротивление при внедрении в породу, что снижает энергоемкость процесса. 3 ил. зуб испытывает влияние не только продольной, но и большой поперечной составляющей усилия копания. Для того чтобы выдержать такие усилия рабочей части зуба придается клиновая форма, т.е, форма консольной балки переменного сечения..

При работе в тяжелых связных грунтах и скальных породах режущая кромка зуба быстро изнашивается, при этом из-эа клиновой формы рабочей части радиус закругления режущей кромки постоянно возрастает, Вместе с тем возрастает и сопротивление копанию. Поскольку же экскаватор работает с новыми зубьями лишь незначительную часть своего рабочего времени, то при этом существенно снижается средняя производительность экскаватора и возрастают энергетические затраты на копание. Зуб приходится заменять как только радиус закругления режущей кромки достигает предельно большой величины, хотя сам зуб при этом еще мало изношен.

1710677

10

25

Известны попытки снизить сопротивлеwe копанию путем придания рабочей части зуба более благоприятной формы, Известен, например, эуб ковша экскаватора, содержащий рабочую часть с взаимно перпендикулярными режущими кромками и хвостовик в виде параллельных между собой опорных поверхностей, При этом режущие кромки образуют площадку в виде правильного многоугольника. Такой зуб. естественно, одинаково хорошо работает при воздействии усилий любого направления по отношению к продольной оси зуба.

Однако недостаток его заключается в том, что иэ-за значительной площади поперечного сечения зуба возрастает сопротивление внедрению, и это приводит к увеличению энергоемкости процесса разрушения породы и к снижению эффективности работы зуба.

Цель изобретения — повышение эффективности работы зуба путем возможности уменьшения сопротивления внедрению.

Достигается это тем, что рабочая часть зуба выполнена прямоугольной в поперечном сечении с сопряженными между собой режущими кромками, причем большая сторона прямоугольника расположена перпендикулярно опорной поверхности, На фиг.1 изображен предлагаемый зуб, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.З вЂ” процесс копания ковшом, оснащенным предлагаемыми зубьями.

Зуб ковша состоит иэ хвостовика 1, одеваемого на режущую кромку передней стенки ковша и снабженного опорными поверхностями А, и рабочей части 2, имеющей прямоугольное поперечное сечение и снабженной сопряженными между собой режущими кромками. При этом большая сторона прямоугольника расположена перпендикулярно к параллельным между собой опорным поверхностям А, а малая сторона — параллельно им. Зубья одеваются, как обычно, на переднюю стенку ковша и закрепляются болтами с гайками.

В процессе копания (фиг.З) зуб внедряется в породу под действием направленной вдоль него составляющей Рх усилия копания Р, Одновременно на него действует поперечная составляющая Ру.

Так как рабочая часть выполнена прямоугольной с большой стороной прямоугольника, расположенной перпендикулярно опорным поверхностям хвостовика зуба, а значит, и режущей кромке ковша, то усилие

Ру воспринимается, в направлении наибольшей прочности зуба на изгиб, поэтому рабочая часть зуба может быть выполнена довольно тонкой и постоянного сечения, По мере износа рабочей части зуб укорачивается, однако радиус скругления останется примерно постоянным вплоть до полного износа рабочей части зуба. Вполне естественно, что в процессе работы экскаватора изнашивается верхняя кромка В и нижняя

Г, но износ кромок В и Г менее интенсивный, чем кромки Б, так как составляющая Ру в среднем меньше составляющей Р», Поэтому зуб по мере износа приобретает форму, изображенную штрих-пунктирными. линиями, Поскольку эуб выполнен сравнительно узким в направлении копания, то это позволяет уменьшить сопротивление копанию, вместе с тем обеспечивается более эффективное рыхление породы и снижается энергоемкость копания.

Таким образом, изобретение обеспечивает повышение эффективности работы зуба.

Формула изобретения

3у6 ковша экскаватора, содержащий рабочую часть с взаимно перпендикулярными режущими кромками и хвостовик с параллельными между собой опорными поверхностями. отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы зуба путем воэможности уменьшения сопротивления внедрению, рабочая часть

45 выполнена прямоугольной в поперечном сечении с сопряженными между собой режущими кромками, причем большая сторона ,. прямоугольника расположена перпендикулярно опорной поверхности.

1710677

Составитель А.Скалунов

Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова

Редактор Н.Рогулич

Заказ 316 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-36, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Зуб ковша экскаватора Зуб ковша экскаватора Зуб ковша экскаватора 

www.findpatent.ru

Способ крепления зуба ковша экскаватора

 

Изобретение относится к эксплуатации рабочего оборудования экскаваторов, точнее к способам крепления зубьев ковша прямой лопаты, драглайна, обратной лопаты. Крепление зуба ковша экскаватора осуществляется скобой и клином, который забивают между гнездом ковша и скобой и загибают тонкий конец. Клин загибают и втягивают в зазор между гнездом ковша и скобой за тонкий конец усилием трения его о забой в процессе работы экскаватора, при этом скоба обжимает клиновые концы зуба до его плотной посадки на зуб. Обеспечивается беззазорная посадка зуба на ковш дешевыми и доступными средствами. 1 ил.

Изобретение относится к рабочему оборудованию экскаватора, точнее, к способам крепления зубьев ковша прямой лопаты, драглайна, обратной лопаты и пр.

Известен способ крепления зуба ковша экскаватора, согласно которому зуб ковша крепят скобой и клином, который забивают в зазор между гнездом ковша и скобой и загибают тонкий конец (см. RU 2002907 С1, 15.11.1993, E 02 F 9/28). Недостатком известного способа является то, что при наличии значительных зазоров между посадочными поверхностями невозможно обеспечить надежную посадку зуба, так как для этого необходимо очень большое усилие забивки клина, которое трудно обеспечить в условиях забоя. Цель изобретения - обеспечить надежное крепление зуба на ковше дешевыми и доступными средствами. Достигается это тем, что клин загибают и втягивают в зазор между гнездом ковша и скобой за тонкий конец усилием трения его о забой в процессе работы экскаватора, при этом скоба обжимает клиновые концы зуба до его плотной посадки на ковш. Изобретение поясняется чертежом, на котором изображен зуб 1, насаженный на ковш 2 экскаватора, при этом прямоугольное отверстие 3 зуба 1 совмещено с гнездом 4 в ковше 2, опорные поверхности 5 зуба 1 и ковша 2 соприкасаются, а верхняя кромка отверстия 3 расположена ближе к опорной поверхности 5, чем верхняя кромка гнезда 4. В гнездо 4 и отверстие 3 введена скоба 6, клиновые поверхности 7 которой охватывают клиновые концы 8 зуба 1. В клиновой зазор между скобой 6 и верхней кромкой гнезда 4 забивают клин 9, тонким концом 10 направленный в сторону забоя, разрабатываемого экскаватором, при этом внешняя поверхность 11 скобы 6 со стороны тонкого конца 10 клина 9 выполнена по радиусу. Стрелкой 12 показано направление подъема ковша, стрелкой 13 -направление напорного движения ковша, стрелкой 14 - усилие затяжки клина 9, обеспечивающееся силами трения клина 9 о забой. После установки на ковш нового комплекта зубьев начинают нормальную разработку забоя, при этом суммарное направление движения зуба ковша совпадает с его продольной осью, при этом его тонкий конец 10 клина 9 разрабатываемым грунтом загибается по профилю радиусной поверхности 11 скобы 6. Усилие трения (см. стрелку 14), величина которого иногда достигает десятков тонн, постоянно втягивает клин в клиновой зазор между верхней кромкой гнезда 4 и скобой 6. Обратному движению клина 9 препятствует его загнутый конец 10. Клиновые поверхности 7 скобы 6 стягивают клиновые концы 8 зуба 1 и уже через непродолжительное время работы ковша в забое зазор между поверхностями ковша 2 и посадочными поверхностями зуба 1 полностью исчезает, а ковш с зубьями начинает работать как единое целое. Изобретение обеспечивает плотную посадку зубьев с неточными литыми посадочными поверхностями на ковш, что значительно удешевляет изготовление, упрощает замену и способствует их более надежной и длительной работе.

Формула изобретения

Cпособ крепления зуба ковша экскаватора, согласно которому зуб ковша крепят скобой и клином, который забивают в зазор между гнездом ковша и скобой и загибают тонкий конец, отличающийся тем, что клин загибают и втягивают в зазор между гнездом ковша и скобой за тонкий конец усилием трения его о забой в процессе работы экскаватора, при этом скоба обжимает клиновые концы зуба до его плотной посадки на ковш.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.06.2004

Извещение опубликовано: 27.04.2005        БИ: 12/2005

Похожие патенты:

Изобретение относится к землеройной технике, а более точно к зубьям ковшей экскаваторов, и наиболее успешно может применяться при конструировании и изготовлении ковшей экскаваторов, предназначенных для работы с неразобранными скальными грунтами

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для оснащения рабочих органов горных и землеройных машин

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для оснащения рабочих органов горных и землеройных машин

Изобретение относится к конструктивным элементам экскаваторов и других землеройных машин, а именно к деталям их рабочих органов и к способам их изготовления

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для оснащения рабочих органов горных и землеройных машин

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано в горных машинах при рыхлении плотной горной массы

Изобретение относится к рабочему оборудованию экскаватора

Изобретение относится к рабочим органам погрузочно-разгрузочных машин, в частности к рабочему оборудованию фронтального погрузчика, и может быть использовано в работах по профилированию грунтовой поверхности и захвату грузов

Изобретение относится к рабочему оборудованию экскаватора

Изобретение относится к землеройной технике

Изобретение относится к землеройно-транспортной технике, в частности к погрузчикам, экскаваторам

Изобретение относится к погрузчикам, которые оснащены рабочим оборудованием в виде челюстного захвата

Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам, в частности, к погрузчикам, оснащенным двухчелюстным ковшом

Изобретение относится к землеройной технике, а именно к рабочему оборудованию гидравлических экскаваторов

Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к одноковшовым экскаваторам с принудительной разгрузкой ковша

Изобретение относится к эксплуатации рабочего оборудования экскаваторов, точнее к способам крепления зубьев ковша прямой лопаты, драглайна, обратной лопаты

www.findpatent.ru

Зуб ковша экскаватора для разработки мерзлых грунтов

 

Изобретение относится к горной промышленности и м.б. использовано для экскавации мерзлых грунтов.Цель снижение энергоемкости процесса заглубления зубьев в грунт. Устройство включает хвостовик и рабочую часть. Сечение рабочей части в плоскости, перпендикулярной к продольной оси симметрии зуба, представляет собой равнобедренный треугольник. Передняя грань зуба выполнена в виде прямоугольника. Угол между боковыми гранями выполнен переменным и изменяется от 180 у режущей кромки до 27 у хвостовика. При движении зуба расклинивающая часть, проникая в грунт, раздваивает пластические деформации в вертикальном направлении и постепенно развивает эти деформации по мере углубления зуба. 5 ил. «о (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (2 i ) 4042612/23-03 (22) 24.03.86 (46) 30.01.89. Бюл. N - 4 (71) Уральский политехнический институт им. С.М, Кирова (72) А,В. Новенко, П.3. Петухов, О.А. Пылаев и Н.Н. Бусова (53) 621.9.025.19(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 78758 1, кл, Е 02 F 9/28, 1978.

Авторское свидетельство СССР

У 1120099, кл. Е 21 С 25/38, 1984, (54) ЗУБ КОВША ЭКСКАВАТОРА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ (57) Изобретение относится к горной промышленности и м.б. исгользовано для экскавации мерзлых грунтов. Цель—

Изобретение относится к экскавации и перемещению грунтов, а именно к зубьям ковшей экскаваторов, предназначенных для разработки мерзлых грунтов. 5

Цель изобретения - снижение энергоемкости процесса заглубления зубьев в грунт.

На фиг. 1 изображен зуб экскаватора, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, 10 вид сверху; на фиг..3 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение В-В на фиг. 1.

Зуб ковша экскаватора включает 15 рабочую часть 1 с передней гранью 2, режущей кромкой 3, двумя боковыми гранями 4, расклинивающей кромкой

„„SU„„1454919 А 1 снижение энергоемкости процесса заглубления зубьев в грунт. Устройство включает. хвостовик и рабочую часть. Сечение рабочей части в плоскости, перпендикулярной к продольной оси симметрии зуба, представляет собой равнобедренный тре» угольник. Передняя грань зуба выполнена в виде прямоугольника. Угол между боковыми гранями выполнен перео менным и изменяется от 180 у режущей кромки до 27 у хвостовика. При движении зуба расклинивающая часть, проникая в грунт, раздваивает пластические деформации в вертикальном направлении и постепенно развивает эти деформации по мере углубления зуба. 5 ил.

5, образованной пересечением боковых граней, причем угол расклинивания ц> уменьшается по мере удаления от режущей кромки 3.

Для повышения износостойкости режущая кромка 3 и расклинивающая кромка 5 наплавляются сплавом, хорошо работакицим на ударно-абразивный износ °

При движении зуба расклинивающая часть, проникая в грунт; способствует развитию пластических. деформаций грунта в вертикальном направлении, так как угол расклинивания g по мере удаления от режущей кромки уменьшается, то работа расклинивающей части будет сводиться к постепенному развитию незначительФормула и з о б р е т е н и я

Фж. Х

Составитель А. Толстов

Техред М.Дидык Корректор В. Гирняк

Редактор А. Долинич

Заказ 74 17/33 Тираж 588 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 14549 ных пластических деформаций грунта по мере углубления зyáa.

Зуб ковша экскаватора для разработки мерзлых грунтов, включающий хвостовик и рабочую часть, сечение которой в плоскости, перпендикулярной 10 к продольной оси симметрии зуба, пред19

4 ставляет собой равнобедренный треугольник, переднюю и боковые грани рабочей части, образующие режущую кромку, отличающийся тем, что, с целью снижения энергоемкости процесса заглубления зубьев в рунт, передняя грань выполнена в виде прямоугольника, а угол между боковыми гранями изменяется от 180 у режуо щей кромки до 27 у хвостовика.

Зуб ковша экскаватора для разработки мерзлых грунтов Зуб ковша экскаватора для разработки мерзлых грунтов 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для оснащения ковшей экскаваторов

Изобретение относится к строительной технике и предназначено для разработки прочных грунтов

Изобретение относится к горной технике и повышает долговечность инструмента путем его самозатачивания

Изобретение относится к разработке и перемешению грунтов, увеличивает срок службы зуба за счет его поворота на 180 вокруг продольной оси (изменения положения рабочих граней) по мере износа упрочняющих плошадок (УП)

Изобретение относится к разрушению грунтов и может быть использовано , в частности, в рабочих органах строительных и горных машин

Изобретение относится к машинам для разработки мерзлых и прочных грунтов и повьппает производительность рыхлителя

Изобретение относится к средствам механизации ремонтных работ рабочих органов землеройных машин

Изобретение относится к землеройной технике и позволяет повысить надежность и эффективность работы иснолнительного гана землеройных машин

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для оснащения рабочих органов горных и землеройных машин

Изобретение относится к конструктивным элементам экскаваторов и других землеройных машин, а именно к деталям их рабочих органов и к способам их изготовления

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для оснащения рабочих органов горных и землеройных машин

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для оснащения рабочих органов горных и землеройных машин

Изобретение относится к землеройной технике, а более точно к зубьям ковшей экскаваторов, и наиболее успешно может применяться при конструировании и изготовлении ковшей экскаваторов, предназначенных для работы с неразобранными скальными грунтами

Изобретение относится к эксплуатации рабочего оборудования экскаваторов, точнее к способам крепления зубьев ковша прямой лопаты, драглайна, обратной лопаты

Изобретение относится к землеройной технике, а именно к одноковшовым экскаваторам циклического действия, и может быть использовано в горнодобывающей промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и м.б

www.findpatent.ru


Смотрите также