Новое в блогах. Зубов академик


ПМ-ПУ :: Зубов Владимир Иванович

[photo]

Основатель факультета прикладной математики — процессов управления, член-корреспондент РАН, лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой теории управления (1967–2000)

Краткие биографические сведения

В. И. Зубов родился 14 апреля 1930 года в городе Кашире Московской области, где окончил неполную среднюю школу в 1945 году. В 1946 году приехал в Ленинград, продолжил обучение в средней школе, после окончания которой в 1949 году поступил в Ленинградский государственный университет.

В 1953 году В. И. Зубов окончил математико-механический факультет Ленинградского университета. С 1955 года — кандидат физико-математических наук, с 1960 года — доктор физико-математических наук, с 1963 года — профессор. В 1968 году удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за цикл работ по теории автоматического регулирования. В. И. Зубов избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению механики и процессов управления в 1981 году. В октябре 1998 г. ему присвоено звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

В. И. Зубов женат (с 1950 г.), его супруга Зубова Александра Федоровна — доктор технических наук, профессор. Владимир Иванович является отцом шестерых детей и дедом пятнадцати внуков.

Общая характеристика научной и организационной деятельности

С 1955 года по 1962 год В. И. Зубов — старший научный сотрудник научно-исследовательского института математики и механики ЛГУ, с 1962 года — руководитель лаборатории управляющих устройств, с 1967 года и до конца жизни являлся заведующий кафедрой теории управления факультета прикладной математики — процессов управления СПбГУ.

В. И. Зубов внес большой вклад в развитие качественной теории дифференциальных уравнений, теории движения твердого тела, теории оптимального управления, теории электромагнитных полей. Он руководил разработкой широкого круга вопросов, связанных с теорией управляемых систем: вопросы устойчивости движения, нелинейные колебания в управляемых системах, навигация и надежность управляющих устройств, теория колебаний и квантования орбит.

Им опубликовано более 170 научных работ, в том числе — 20 монографий и учебных пособий, три из которых переизданы за рубежом на английском и французском языках. Труды В. И. Зубова получили высокую оценку видных российских и зарубежных ученых, а его работы, связанные с развитием методов А. М. Ляпунова по устойчивости движения, отмечены в 1962 году Университетской премией.

В течение 43-летней научно-педагогической деятельности В. И. Зубов постоянно руководил научными исследованиями по наиболее актуальной тематике.

В. И. Зубов систематически вёл активную работу по подготовке и повышению квалификации научных кадров в области прикладной математики и процессов управления, при этом главное внимание уделялось подготовке кандидатов и докторов наук. Учениками В. И. Зубова защищено 20 докторских и около 100 кандидатских диссертаций. Создан научный коллектив высококвалифицированных ученых и инженеров-исследователей, который плодотворно работает в области решения различных прикладных задач. Научная школа «Процессы управления и устойчивость» В. И. Зубова является лауреатом конкурса 1996 года государственной поддержки ведущих научных школ России. В 1962 году за фундаментальные исследования в области математической теории процессов управления и устойчивости движения и в 1996 году за цикл работ «Проблемы устойчивости процессов управления» В. И. Зубову были присуждены Университетские премии.

Наряду с активной научной и педагогической деятельностью В. И. Зубов вёл большую общественную работу, являлся Президентом Санкт-Петербургского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей, членом американского фонда врачей-ортопрактиков.

В. И. Зубов поддерживал контакты с рядом научно-исследовательских и промышленных предприятий, осуществлял руководство методической комиссией факультета и специализированным ученым советом по защите докторских диссертаций. В. И. Зубов являлся председателем Международного семинара "Динамика пучков и оптимизация", Международного симпозиума "Водородная энергетика, теоретические и инженерные решения", XI Международного семинара IFAC "Control Applications of Optimization".

На основе глубоких исследований в области прикладной математики — процессов управления под руководством В. И. Зубова были образованы: лаборатория теории управляющих устройств и механизмов (1962), кафедра теории управления (1967), факультет прикладной математики — процессов управления (1969) и научно-исследовательский институт вычислительной математики и процессов управления (1971). В. И. Зубов является создателем Центра ПМ-ПУ, решением Правительства СССР в 1969 году он был назначен исполняющим обязанности декана факультета прикладной математики - процессов управления.

Область научных интересов

Президент АН СССР академик М. В. Келдыш, в связи с присуждением Государственной премии СССР В. И. Зубову, отмечал: «Широкую известность у нас и за рубежом получили работы В. И. Зубова. Проведенные им глубокие исследования по теории устойчивости движения, теории автоматического управления и теории оптимальных процессов позволяют решать важные прикладные проблемы, в частности, в области конструирования управляющих автоматов, стабилизации программных движений. Методы В. И. Зубова эффективны и в приложении к задачам управления, возникающим в промышленности, математической экономике, биологии и медицине, судовождении».

В 1957 году В. И. Зубов впервые был приглашен участвовать в создании новейшей техники и наукоемких технологий. Исследования проводились в следующих областях:

  1. Создание систем инерциальной навигации, где В. И. Зубов решил проблему девиации осей гироскопических систем в зависимости от нутационных колебаний и кинетического момента инерции роторов гироскопов.
  2. Проектирование, создание и эксплуатация систем самонаведения крылатых снарядов (в качестве штатного заместителя Генерального конструктора).
  3. Создание прецизионных систем контроля положения космических летательных аппаратов для системы «Протон» по заданию Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям (МНТС по КИ, председатель — президент АН СССР М. В. Келдыш).
  4. Создание систем управления вращательным движением космических летательных аппаратов для прецизионной ориентации чувствительных осей приборов на основе магнитогидродинамических систем управления движением проводящей жидкости в замкнутых контурах.
  5. Решение проблемы управления пучками заряженных частиц с целью их транспортировки в заданном физическом канале, фокусировки и ускорения.
  6. Передача информации с помощью привлечения аппарата рекуррентных функций, не допускающая в ограниченное время влияния противодействующих помех на процесс управления (в инженерной практике принята терминология «датчики случайных чисел» и управление с помощью этих датчиков).
  7. По представлению академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева и С. А. Христиановича с 1960 года В. И. Зубов был назначен руководителем группы планирования оперативно-тактических действий Военно-Морского Флота СССР на всех театрах возможных военно-морских действий с целью нейтрализации авианосных ударных соединений США.

Во всех направлениях указанной сугубо практической деятельности В. И. Зубовым были получены фундаментальные научные результаты в области процессов управления и устойчивости движения, которые опубликованы в настоящее время (см. список работ) в открытой печати. Однако результаты ряда исследований остаются опубликованными лишь в печати специального назначения.

www.apmath.spbu.ru

Не ищите в заднице зубов, академик!

Получил второй номер журнала «Наш современник» и в нем обнаружил отзыв Игоря Ростиславовича Шафаревича о книге С.Ю. Куняева «Жрецы и жертвы Холокоста». Оказывается, по мнению академика РАН и Лауреата Ленинской премии, что «все время правления большевистской партии в СССР проводилась антирусская политика, вылившаяся в прямой геноцид русского и украинского народов...». Однако, «антирусская политика, вылившаяся в прямой геноцид русского и украинского народов», почему-то не коснулась родителей будущего лауреата Ленинской премии и академика, а иначе откуда бы ему взяться,  и не помешала ему закончить в 1940 году в возрасте 17 лет Московский университет, защитить в 1942 (!) году кандидатскую диссертацию, в 1946 году – докторскую, в 1958 году стать членом-корреспондентом АН СССР, в 1959 году получить Ленинскую премию, а в 1991 году стать академиком АН СССР, преподавать в МГУ и работать в Математическом институте им. В.А.Стеклова. Возникает деликатный вопрос: Если все время правления большевистской партии в СССР проводился прямой геноцид русского и украинского народов, то почему геноцид не коснулся нашего лауреата и академика? Да и не только академика. Мало того, что антирусский большевистский режим позволил не состоявшейся жертве антирусского и антиукраинского геноцида в 17 лет закончить МГУ, но и предоставил возможность поступить в аспирантуру МГУ и в 1942 году защитить кандидатскую диссертацию, вместо того, чтобы  отправить на фронт Родину защищать, как защищали ее его ровесники 1923 года рождения и погибали, как Зоя Космодемьянская и тысячи других молодых советских патриотов, пока наш антисоветский вундеркинд защищал кандидатскую диссертацию и готовился к защите докторской диссертации. Может быть потому и не коснулся будущего академика геноцид русского и украинского народов, проводимый антирусской большевистской партией, что академик-то не русский? Поэтому антирусская власть сохраняла и оберегала таких шафаревичей и от войны, и от геноцида? Но я-то русский, почему же ни я, ни мои деды, ни мои родители, ни дальние, ни близкие родственники, ни московские соседи, ни школьные, ни студенческие однокашники, ни сослуживцы и просто окружающие меня люди не подверглись геноциду антирусской властью большевистской партии?  Шафаревичи, шендеровичи, шантраповичи, войновичи, макаревичи... и город Житомир как место рождения Шафаревича. К тому же, активная диссидентская деятельность в 70-х годах в компании агентов влияния США, по словам О.Платонова, в симпатиях к Советской власти не замеченным, А.Сахарова и Е.Боннэр, толкает на определенные размышления. Но, спрашивается, откуда тогда взялась вся эта националистическая и даже, по мнению его бывших диссидентских друзей, антисемитская риторика? Думаю, что не случайно академик вдруг прозрел, отрекся от западного либерализма, озаботился состоянием русского народа и преисполнился духом русского национализма и антисемитизма. В 80-х годах западным кураторам антисоветского диссидентства в СССР стало понятно, что разрушительный антисоветский потенциал либерального диссидентства да, к тому же, с сильным еврейским акцентом, ограничен и требуется обновление  в виде русского национализма и антисемитизма, чтобы разжечь сепаратистские и антисоветские настроения в русском народе, тем самым подорвав русскую государствообразующую основу существования многонационального государства. Части диссидентов из либералов пришлось переквалифицироваться в русских националистов и антисемитов, чтобы заняться развешиванием антисоветской лапши на уши русским, как это делает академик алгебраических наук, про антирусскую политику большевистской партии и физическое уничтожение русского народа большевиками с помощью национальных меньшинств, в том числе и с помощью еврейского меньшинства. И делает он это  в духе и стиле этого самого меньшинства, считающего, что во время правления большевистской партии в СССР проводилась антисемитская политика, выливавшаяся порой в геноцид и холокост. Ведь по мнению меньшинства, если посадили одного жулика-еврея это антисемитизм, посадили двух – геноцид, посадили трех – холокост. Вот и академик таким же образом использует жупел геноцида, но только в отношении русского народа. Позиция академика в отношении политики большевистской партии и геноцида удивительным образом созвучна с позицией меньшинства в отношении политики большевистской партии и геноцида, хотя, может быть, и ничего удивительного в этом нет, сказывается некая общность, ведь академик родом из Бердичева, пардон, Житомира. Только акценты смещены в соответствие с нынешним политическим статусом академика как русского националиста и антисемита. Но поскольку академик в стиле либеральных представителей меньшинства, в среде которых он обретался до превращения в русского националиста, ограничивается только, хотя и математик, голословными обвинениями большевистской партии в геноциде русского народа, посмотрим, следуя принципу «доверяй, но проверяй», как «геноцид русского народа» выглядит в цифрах, и обратимся к статистике, которая, как известно, знает все:

Первая Всероссийская перепись населения 1897 года: русских – 55,67 млн. человек;

Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года: русских – 77,79 млн. человек;

Перепись 1939 года: русских – 99,59 млн. человек;

Перепись 1959 года: русских – 114,11 млн. человек;

Перепись 1970 года: русских – 129 млн. человек;

Перепись 1979 года: русских – 137 млн. человек;

Перепись 1989 года: русских – 145,16 млн. человек;

Статистические данные 1991 года: русских – 146,7 млн. человек.

Итого: Российская империя: русских (1897 год) – 55,67 млн. человек. Советский Союз: русских (1991 год) – 146,7 млн. человек. ПРИРОСТ – 91 млн. человек.

Среднегодовой ПРИРОСТ русских в СССР с 1926 года по 1991 год – 1,06 млн. человек. И это геноцид? Я хоть и не академик, и алгебру успел подзабыть, но плюс от минуса отличить еще в состоянии. Думаю, что и большинство вменяемых людей тоже. А вот Менделеев предсказывал..., - выскочит из интернета, как черт из табакерки, очередной либерально-патриотический эрудит в демографии. Не будем отвлекаться от Шафаревича на Менделеева. Что предсказывал Менделеев можно посмотреть в статье «Демократия продолжает пожирать своих детей» (http://gidepark.ru/user/2266634774/content/922249), а мы посмотрим как «прирастает» русский народ в антисоветской РФ:

РСФСР. Статистические данные 1991 года: русских – 121,3 млн. человек;

РФ. Перепись 2002 года: русских – 115,87 млн. человек;

РФ. Перепись 2010 года: русских – 111,02 млн. человек.

Итого: РСФСР: русских (1991 год) – 121,3 млн. человек. РФ: русских (2010 год) – 111,02 млн. человек. УБЫЛЬ – 10,28 млн. человек. Среднегодовой ПРИРОСТ русских в РСФСР с 1970 года по 1991 год – 843 тыс. человек. Среднегодовая УБЫЛЬ русских в РФ с 1991 года по 2010 год – 541 тыс. человек. Хотя давно уже нет большевистской партии с антирусской политикой и геноцидом русского и украинского народов, а народ русский, как, впрочем, и украинский, УБЫВАЕТ, но об этом академик предпочитает помалкивать, зато ошарашивает нас очередной порцией «открытий чудных» про то, что «все это время (советское – С.Е.)(последствия мы видим и сейчас) слова «русский» и «Россия» были под запретом. Даже в школе проходили не русскую историю, а «Историю СССР». Литература на русском языке называлась советской, а не русской, хотя официально признавалось существование грузинской, армянской, литовской, латышской и т.д. литератур. Я помню, что в Конституции СССР («брежневской») слово «русское» избегалось как неприличное».

На кого рассчитывает академик и лауреат Ленинской премии, выступая с такими обвинениями? На иванов, не помнящих родства, на молодых дебилов из поколения Пепси, на выживших из ума старых пенсионеров, забывших в какой стране они жили? А как же пресловутый пятый пункт, против которого так яростно выступали диссидентствующие дружки академика, если слово «русский» было запрещено? Русским запрещалось указывать свою национальность при советской власти? Открываю свой советский паспорт – черным по белому написано: национальность – русский. Открываю свой советский военный билет – п.2. Национальность – русский. Я – русский, моя национальность официально удостоверена моим паспортом. А чем может подтвердить свою национальность академик, косящий под русского националиста? Паспортом? Но антисоветская власть лишила русских и других граждан РФ, кроме татар и башкир, национальности и теперь каждый проходимец непонятной национальности может прикидываться русским и даже русским националистом, провокационно бросая грязное пятно национализма на русский народ и обвиняя советскую власть в антирусской политике и геноциде русского и украинского народов. И как же русский язык в школе? Или русский язык не изучался в школе, как не изучалась русская литература и русская история по мнению академика? Нашел свой Аттестат зрелости, выданный 19 июня 1954 года, и вижу, что в перечне учебных предметов на первом месте стоит «Русский язык». Не странно ли, слово «русский» запрещено, но почему-то в официальном документе оно фигурирует. Наверное, Министерство просвещения РСФСР не знало, что это слово запрещенное, как не знало об этом Министерство внутренних дел СССР, указывая в обязательном порядке в паспортах национальность гражданина СССР, как не знало об этом Министерство Обороны СССР, указывая в удостоверениях личности и военных билетах национальность военнослужащих. Но академик в армии не служил, откуда ему знать, что писалось в военных билетах, но паспорт-то он, наверное, имел? Неужели забыл, что в нем было написано? Как забыл, что приходилось писать, хоть раз в жизни, свою автобиографию, где надо было указать свою национальность, заполнять анкету с пресловутым пятым пунктом, предметом особой неприязни для одного национального меньшинства. Академик утверждает, что слова «русский», «Россия» в Советском Союзе были запрещены. Если это так, то в Советском Союзе должна была быть запрещена вся русская литература, но она не только не была запрещена, а издавалась многомиллионными тиражами, а ведь  «там русский дух, там Русью пахнет», там извечные русские вопросы «Кто виноват?», «Что делать?» и «Кому на Руси жить хорошо?». Куда смотрел Главлит? Тоже не знал, что слова «русский» и «Россия» запрещены? Слово «русский» было запрещено, а в каждой союзной республике были Русские драматические театры. Слово «русский» было запрещено, а по советскому радио пели, на ТВ и сценах концертных залов Советского Союза и всего мира пели и плясали Русские народные хоры и ансамбли, и не просто хоры и ансамбли, а государственные и академические. Академик, погруженный в алгебраические изыскания и диссидентскую деятельность, очевидно из всех искусств предпочитал только антисоветскую словесность в виде творений еще одного своего дружка Солженицына и не ведал о существовании ни Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого, ни Государственного академического оркестра русских народных инструментов им. Андреева, ни Государственного академического русского народного оркестра им. Осипова, ни Государственной республиканской академической русской хоровой капеллы им. Юрлова, ни Государственного академического Кубанского казачьего хора, ни Государственного академического ансамбля песни и пляски донских казаков, ни Государственных академических русских народных хоров – Северного, Волжского, Рязанского, Воронежского, Сибирского, Уральского, Оренбургского, Омского, ни Государственного вокально-хореографического ансамбля «Русь» им. Фирсова, ни Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» им. Людмилы Зыкиной... Слово «русский» запрещено, а в каждой союзной республике были Русские школы. Очевидно, Министерство Культуры и Министерство народного образования не знали, что слово «русский» запрещено в СССР. Слово «русский» было запрещено, а Православная церковь стала называться во время правления большевисткой партии и благодаря этой партии Русской Православной Церковью – РПЦ, хотя в синодальный период своей истории с 1721 года по 1917 год называлась Греко-Российской церковью, а после революции Поместной Российской Православной Церковью (Патриаршая церковь). Наверное, тов. Сталин не знал, что слово «русский» было запрещено в СССР. Академик утверждает, что литература на русском языке называлась советской, а не русской. Большевики, конечно, исчадье ада и люди малограмотные в отличие от академика и его антисоветских дружков,  но даже при самой буйной фантазии невозможно представить, чтобы Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Тургенева и Гончарова, Толстого и Чехова во время правления большевистской партии называли советскими писателями. Наши прадеды, деды и отцы, а также и руководители большевистской партии, хоть и не были такими учеными, как Шафаревич и его дружки, но с головами у них было все в порядке, что не скажешь про академика и многочисленную свору современной демшизы (недаром она называется демшиза) и так называемых русских националистов. Не знаю, какую литературу и историю изучал в школе в Бердичеве будущий академик и антисоветский диссидент и что у него записано в аттестате зрелости, а в моем аттестате вторым в списке учебных предметов сразу после Русского языка идет Литература. Не Советская литература, как утверждает академик, а просто Литература, школьный курс которой включал в себя изучение русской класической литературы, русской литературы советского периода и ознакомление с литературой народов СССР и классических образцов мировой литературы. Название учебного предмета именно Литература соответствовало содержанию учебной программы. Назвать такой школьный курс Русская литература, как хотелось бы академику, было бы неправомерно, ведь школьники знакомились не только с творчеством русских писателей. Называть такой школьный курс Советской литературой было бы вообще глупостью, ведь львиную долю школьной прграммы по литературе занимало изучение именно русской классической литературы XIX века, поэтому русская классическая литература так и называлась Русская литература  и учебники, по которым изучалась эта литература в школе, назывались именно «Русская литература», а не «Советская литература», как утверждает лауреат Ленинской премии. И это легко проверить, ведь, во-первых, не у всех еще память отшибли шафаревичи с макаревичами, во-вторых, сейчас есть такое мощное средство информации как интернет. Достаточно напрячь свою память плюс интернет, чтобы убедиться, что это у друга Боннер, Сахарова и Солженицына память отшибло на почве то ли возраста, то ли антисоветизма, потому что русскую литературу изучали в различных классах советской школы по учебникам:

Флоринский С.М. «Русская литература». Учебник для 8 класса;

Поспелов Н., Шаблиовский П. «Русская литература». Учебник для VIII класса средней школы;

Зерчанинов А.А., Райхин Д.Я., Стражев В.И. «Русская литература». Учебник для IX класса средней школы;

Зерчанинов А.А., Райхин Д.Я. «Русская литература». Учебник для средней школы;

Флоринский С.М. «Русская литература». Учебное пособие для средней школы.

И литература на русском языке в период правления большевистской партии называлась не просто Советская литература, а Русская советская литература, о чем свидетельствуют учебники, по которым мы учились:

Тимофеев Л.И. «Русская советская литература». Учебное пособие для 10 класса средней школы;

Дементьев А.Г, Наумов Е.И, Плоткин Л.А «Русская советская литература». Пособие для средней школы.

И не только школьные учебники, а и многочисленные учебники и учебные пособия для средних специальных и высших учебных заведений, литературоведческие статьи и монографии. Так, что зря академик переживает за русскую литературу. И  во времена правления большевистской партии также официально признавалось существование русской литературы, как и существование грузинской, армянской, литовской, латышской и т.д. литератур. Понятно, что вундеркинд-математик, закончивший МГУ в 17 лет, защитивший кандидатскую диссертацию в 19 лет и докторскую – в 23 года, был тогда далек от проблем художественной литературы и истории в СССР. Это он сейчас только на склоне лет, оторвавшись от космополитической математики, вдруг ощутил себя русским и не просто русским, а обделенным большевистской партией русским. И отчасти его можно понять, ведь судьба вундеркиндов зачастую складывается, если не трагично, то драматично – такова плата за талант. Люди лишаются полноценного детства, отрочества и юности – времени, когда человек познает мир во всем многообразии естественным образом в соответствии с возрастом, когда сознание, чувства,  и тело находятся в гармонии сами с собой и окружающим миром. Была ли такая гармония у Шафаревича? Очевидно, нет. Когда его сверстники в 17 лет заканчивали школу, он заканчивал университет. Когда его сверстники только заканчивали университеты и институты, он уже защищал докторскую диссертацию. То есть школьные и студенческие годы – самое прекрасное время в жизни, время желаний и воспитания чувств, не были прожиты нормально, а фактически были принесены в жертву только одной страсти – математики. В результате получился лауреат Ленинской премии по математике, но жизнь человеческая не ограничивается одной математикой, она многообразна. К сожалению, академик, как это часто случается с вундеркиндами, погруженный в математику, многообразия жизни в свое время не ощутил на себе и оказался обделенным настоящим знанием окружающей жизни, но с большими амбициями в областях, далеких от математики, и в силу этого легко поддающимся манипулированию опытными политическими провокаторами из диссидентского окружения,  в нужное время подсунувшими ему подлую мыслишку об ущемлении русских в СССР, которую он благополучно заглотнул и до сих пор озвучивает, не сообразуясь со здравым смыслом,  утверждая, что слова «русский» и «Россия» были под запретом во все время правления большевистской партии. Спрашивается, неужели академик настолько был обделен большевистской партией, что не видел советские кинофильмы «Александр Невский» с его страстным призывом «Вставайте, люди РУССКИЕ на славный бой, на смертный бой!.. За отчий дом, за РУССКИЙ край вставайте люди РУССКИЕ!», «Петр Первый» (Сталинская премия 1941 г.), «Минин и Пожарский», «Суворов» (Сталинская премия 1941 г.), «Кутузов», «Адмирал Нахимов» (Сталинская премия 1947 г.), «Крейсер «Варяг», «Иван Никулин РУССКИЙ матрос», «Адмирал Ушаков»..., где каждое второе слово «Россия», «русские»?  Не смотрел театральные постановки пьес Симонова «РУССКИЙ вопрос» и «РУССКИЕ люди»? Не читал русских советских писателей, хотя бы рассказ Алексея Толстого «РУССКИЙ характер» и роман Леонида Леонова «РУССКИЙ лес» (Ленинская премия 1957 г.)?  Не слышал популярные песни советских композиторов, в которых звучали слова «Россия» и «русский»?

«Белеет ли в поле пороша

Иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алеша

Болгарии РУССКИЙ солдат...» (Алеша. Колмановский и Ваншенкин).

Пел солдат, глотая слезы

Пел про РУССКИЕ березы...(Баллада о солдате. Соловьев-Седой и Матусовский).

Весна сорок пятого года,

Как долго Дунай тебя ждал,

Вальс РУССКИЙ на площади Вены свободной

Солдат на гармони играл.

Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай

Тот цветущий и поющий яркий май.

Вихри венцев в РУССКОМ вальсе сквозь года

Помнит сердце, не забудет никогда...(Майский вальс. Лученок и Ясень).

В этих просторах великой Советской РОССИИ

РУССКИЙ солдат свою верную службу несет...( В белых просторах. Фрадкин и Ошанин).

Милый край Советская РОССИЯ

Ты морскому сердцу дорога...(Ходили мы походами. Листов и Жаров).

Хороша страна Болгария,

А РОССИЯ лучше всех!..(Под звездами болканскими. Блантер и Исаковский).

На грозную битву вставайте,

Защитники РУССКОЙ земли!.. (Из кинофильма «В шесть часов вечера после войны». Хренников и Гусев).

Не даст ни винтовка, ни сердце осечку!

Огнем их проверить мы в битве смогли

За каждую рощу, за каждую речку,

За каждый клочок нашей РУССКОЙ земли...(За нами город Ленина. Владимиров и Лифшиц).

За РУССКУЮ землю, за честь Ленинграда

Морская пехота дерется с врагом...(Штурвальный с «Марата». Блантер и Сурков).

Ехал мимо Варшавы,

Ехал мимо Орла –

Там, где РУССКАЯ слава

Все тропинки прошла...(Ехал я из Берлина. Дунаевский и Ошанин).

Пусть свято хранит

Мой камень гранит,

Он РУССКОЮ кровью омыт...(Заветный камень. Мокроусов и Жаров).

Будь храбрым, будь смелым в жестоком бою,

За РУССКУЮ землю сражайся

И помни про Дон, про невесту свою,

Ты к ним поскорей возвращайся...(Казак уходил на войну. Хренников и Гусев).

 

Можно привести еще десятки таких примеров из песен советских композиторов, из поэзии и прозы советских поэтов и писателей, но я ограничусь только одним:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой РУСИ.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь от глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся РОССИЯ сошлась,

 

Как будто за каждою РУССКОЙ околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

 

Ты знаешь, наверное, все-таки родина –

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их РУССКИХ могил.

..........................................................................

По РУССКИМ обычаям, только пожарища

На РУССКОЙ земле раскидав позади,

На наших глазах умирают товарищи,

По-РУССКИ рубаху рванув на груди.

 

Нас пули с тобою пока еще милуют,

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

 

За то, что на ней умереть мне завещено,

Что РУССКАЯ мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, РУССКАЯ женщина

По-РУССКИ три раза меня обняла.

 

Но академик, очевидно, никогда не держал в руках томик стихотворений Константина Симонова и вообще ничего другого не держал, кроме специальной литературы по математике и творений своих дружков-антисоветчиков Солженицына и Сахарова, и чувства добрые никто в нем не пробуждал. Ну какие добрые чувства могут пробудить матерые русофобы Солженицын и Сахаров? Вот на развалинах великой страны и кощунствует академик, предъявляя нашей Советской Родине – этого времени высшего взлета русского человека за все века существования России нелепые обвинения в запрете слов «Россия» и «русские». Ладно, не слышал советских песен, не читал советских писателей, не знает Симонова, но неужели ни разу не слышал Гимн Советского Союза?

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки ВЕЛИКАЯ РУСЬ.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз.

Похоже что не слышал, потому что продолжает возмущаться «антирусской политикой большевистской партии. «Даже в школе проходили не русскую историю, а «Историю СССР», - негодует академик. Действительно, проходили «Историю СССР», а разве можно отделить историю народа русского от его страны и государства, которое создавалось русским народом тяжким трудом, потом и кровью в течение 1000 лет, и было воссоздано большевистской партией после крушения Российской империи в виде «добровольного и честного союза народов России» - Советского Союза Разве русская история – это только история Московского княжества? Разве можно представить русскую историю без покорения Сибири Ермаком, без присоединения Средней Азии Скобелевым, без включения в состав Российской империи Закавказья и усмирения Северного Кавказа, без Переяславской Рады, без борьбы за выход к Балтийскому морю - «окна в Европу»...? Разве можно представить русскую историю без истории исторической России, воссозданной в виде СССР? Да и в Российской империи наши русские выдающиеся историки не отделяли русскую историю от государства Российского. Фундаментальный исторический труд Н.Н.Карамзина так и называется «История государства Российского», а С.М Соловьева – «История России с древнейших времен». Может быть академик тоже считает это следствием антирусской политики царской власти? Нет, академик так не считает. Просто ему и его антисоветским подельникам очень не нравился и не нравится СССР и они сделали все с помощью своих западных партнеров, чтобы его уничтожить, прикрывая до сих пор свое черное дело заботой о русских и клеветой по адресу «антирусской большевистской власти». Кроме того, возможно,  академик искренне убежден, что если учебник назывался «История СССР», то и проходили в школе историю страны только после октября 1917 года. Ведь он сам историю в школе не изучал, потому что в том возрасте, когда в школе изучают историю он как вундеркинд уже учился в университете, а историю на физико-математическом факультете не проходили. А вот у В.О.Ключевского исторический труд назывался «Курс русской истории», - поспешит на помощь академику еще какой-нибудь эрудит. На что я отвечу, что и у советского историка М.Н.Покровского, члена большевистской партии, труды по истории России назывались «Русская история с древнейших времен» и «Русская история в самом сжатом очерке». И добавлю, что в мононациональных государствах, таких, как Франция, Италия, Германия, нет разницы между историей Франции и французской историей, между историей Италии и итальянской историей, между историей Германии и немецкой историей, а в многонациональном союзном государстве название учебника по истории государства не может носить этнический характер, поэтому в Советском Союзе (исторической России) проходили историю по учебнику «История СССР», а это значит проходили историю России,  русскую историю,  историю других народов, начиная от первобытно-общинного строя. И не только проходили «Историю СССР», а проходили и «Историю древнего мира», «Историю средних веков» и «Новейшую историю зарубежных стран», которые в аттестате зрелости были представлены как учебный предмет «Всеобщая история» наряду с «Историей СССР». Да, старость не радость, возраст и отсутствие полноценного школьного образования дают о себе знать. Ведь наш академик-вундеркинд уже в 17 лет закончил университет, так что времени для изучения литературы и истории не было, потому что их изучают в старших классах школы, а он после начальной школы сразу попал в университет, несмотря на геноцид русского и украинского народов в Советском Союзе.

Претензии академика к Советской власти не ограничиваются литературой и историей, не устраивала его и Конституция СССР тем, что в ней, по его мнению, «слово «русское» избегалось как неприличное». Поразительно, как умудрился академик, читая Конституцию СССР 35 лет назад, если он ее вообще читал когда-нибудь, понять, что слово «русское» избегалось именно как неприличное, а не потому что оно было просто не к месту в Конституции союзного государства, состоящего из равноправных союзных республик, перечисленных в тексте Конституции. Это во-первых, во-вторых, чтобы назвать какое-либо слово, отсутствующее в тексте документа, неприличным, надо по крайней мере участвовать в написании этого текста и лично заменить неприличное слово приличным словом или быть свидетелем такой замены. Не думаю, что соратник Сахарова, Боннер и Солженицына Шафаревич был в числе авторов Конституции СССР 1977 года, чтобы утверждать, что «слово «русское» избегалось как неприличное», но понимаю, какое слово, помимо содержания, ему, изображающему из себя русского националиста, не по нраву в Конституции СССР и которое он в действительности считает неприличным. Не по нраву ему слово «советское», вместо которого он хотел бы видеть слово «русское», не сообразуясь со здравым смыслом, выпячивая одну национальность в Конституции многонациональной федеративной страны. Кстати, если бы он читал Конституцию СССР 1977 года, то заметил бы в преамбуле даже слово «Россия»: «Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами РОССИИ под руководством Коммунистической партии во главе с Лениным, свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создало СОВЕТСКОЕ государство...». А если бы академик догадался прочитать еще и Конституцию РСФСР 1978 года, то нашел бы там не только слово «Россия», но такое дорогое для него «неприличное» слово как «русский»: «Образование РСФСР обеспечило РУССКОМУ народу, всем нациям и народностям Российской Федерации благоприятные условия для всестороннего экономического, социального и культурного развития, с учетом их национальных особенностей в братской семье советских народов». Но национально озабоченному академику именно  СОВЕТСКОЕ государство, как и СОВЕТСКИЙ народ, и не по нраву. А еще я подозреваю, что ему не по душе ст.34 и cт.36 Конституции СССР, устанавливающие равенство граждан СССР перед законом и равенство прав независимо от национальной и расовой пренадлежности. В-третьих, если бы академик познакомился для интереса с конституциями современных стран, то обнаружил бы к своему разочарованию, что все они в части избежания «неприличных» слов о национальностях ни чем не отличаются от Конституции СССР, оперирую только понятием «народ», не выделяя конкретную национальность, хотя там и не было «антинародных большевистских партий» у власти. Конституция США: «Мы, народ Соединенных Штатов...», Конституция Аргентины: «Мы, представители народа Аргентины...», Конституция Бразилии: «Мы, представители бразильского народа...», Конституция Индии: «Мы, народ Индии...», Конституция Южно-Африканской республики: «Мы, народ Южной Африки...» и Конституция СССР: «Советский народ... устанавливает права, свободы и обязанности граждан... и провозглашает их в настоящей Конституции...», и Конституция РСФСР: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию». В-четвертых, 20 лет как нет Советского Союза и русский народ в глубокой... яме, но академик, как заезженная пластинка на патефоне, все продолжает и продолжает повторять, выполняя возложенные на него 40 лет назад вериги русского националиста, такие же заезженные страшилки про  антирусскую политику и запрете слов «Россия» и «русский» большевистской партией и искать свидетельства русофобии советской власти в литературе, истории и Конституции СССР. А я скажу, как говорят литовцы: Neieškokite subinėjė dantų или НЕ ИЩИТЕ В ЗАДНИЦЕ ЗУБОВ, академик.

Антисоветские изыски Шафаревича напомнили мне еще одного радетеля обиженного советской властью русского народа – «поморского казака»(?) с такой же типично русской фамилией, как у Шафаревича, Владимира Бондаренко.

«Трудно быть русским в России. ...Так было в иные советские времена, когда не только Православие, но и русскость была практически под официальным запретом, даже готовились перейти на латинский алфавит», - утверждал подписант известного заявления группы так называемой патриотической интеллигенции с обвинениями, упреками и сомнительными намеками по адресу академиков, посмевших выразить протест против тотальной клерикализации страны, и нашего советского прошлого главный редактор ежемесячника «День литературы» Владимир Бондаренко в своей статье «Трудно быть русским» в газете «Завтра» №20 – 2007 г.

Трудно ли быть русским в России? Об этом в cтатье "Трудно ли быть русским в России?" в моем блоге в Гайдпарке.

maxpark.com

Андрей Зубов Википедия

Андре́й Бори́сович Зу́бов (род. 16 января 1952, Москва) — советский и российский историк, востоковед, религиовед и политолог, доктор исторических наук. Общественный, церковный и политический деятель, публицист. Заместитель председателя партии ПАРНАС с 17 декабря 2016 года[1]. Глава комиссии по вопросам народного образования, науки, культуры, религии и исторического наследия Партии народной свободы (ПАРНАС)[2].

В прошлом — профессор МГИМО; был первоначально уволен в марте 2014 года за выражение в прессе мнения, шедшего вразрез с внешнеполитическим курсом России[3], однако это решение было отменено 11 апреля[4], в конечном счёте уволен из университета 30 июня 2014 года после истечения срока контракта. Член Синодальной библейско-богословской комиссии и член комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия РПЦ (2009—2014)[5]. Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви».

Биография

В 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений. В том же году начал работать в Институте востоковедения РАН[6].

В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде».

В 1989 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока».

В 1988—1994 годы преподавал историю религий в Московской духовной академии[7], где имел звание доцента[8].

С 1994 по 2012 год — заведующий кафедрой «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова[8].

В 2001 году уволился из Института востоковедения РАН и перешёл работать в МГИМО[8]. Был профессором кафедры философии МГИМО, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр «Церковь и международные отношения»[9].

Уволен за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму[10], однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[11].

Владеет английским, тайским и французским языками.

Научная деятельность и публицистика

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России[7].

В 1993—1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России»[12] Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»[13].

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова[14].

Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011», что дополнительно подчеркивает её значимость[15].

Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло своё выражение и в книге «История России. XX век»).

В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894—1939 и 2 том: 1939—2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx[16].) Книга вышла в 2009 году.

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <…> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.

Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даём некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему[17].

Книга вызвала разноречивые оценки специалистов и общественных деятелей.

26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.»[18].

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространёнными мифами о Второй мировой войне[19]. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую[20].

Общественная, церковная и политическая деятельность

Православный христианин. По словам Зубова, к вере его привёл Всеволод Семенцов, который также был крёстным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея[21]. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения[22]. Крёстным отцом был протоиерей Валентин Асмус[7].

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награждён премией фонда «Знамя»[6].

Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви»[23].

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых[24].

27 декабря 2000 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви на двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике с Армянской апостольской церковью, прошедшие 12—16 февраля 2001 года в Эчмиадзине[25].

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[26].

В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасёмся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле[27].

26 марта 2006 года в Иоанно-Предтеченском соборе Русской православной церкви заграницей в Вашингтоне вместе со священником Георгием Эдельштейном был участником встречи, посвящённой проблемам восстановления общения между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом[28].

А. Б. Зубов на антивоенном Конгрессе интеллигенции 19 марта 2014 года Silk-film.png
Silk-film.png Внешние видеофайлы
Выступление А. Б. Зубова на митинге «Марш правды»
(Москва, 13 апреля 2014 года)
Видео на сайте Ютьюб

Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС (2006—2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 года).

6 марта 2008 года на вечере по случаю 15-летия Российского православного института награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени[29].

29 июня 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включён в редакционный совет и редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы[30].

27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия[31] (член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества). Тогда же включён в состав Синодальной библейско-богословской комиссии[32].

29 сентября 2009 года участвовал в конференции «Религия и политическая культура» в Риме, организованной по инициативе Папского Григорианского университета и фонда Аденауэра. Выступил с докладом, где рассказал о пути, который прошли отношения Церкви и государства в России в XX веке[33].

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жёстким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее[34].

После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В статье «Аншлюс без кавычек» историк, в частности, писал:

Нынешняя Россия — государство слабое в военном отношении и абсолютно провальное в экономическом. Никакого реального противодействия НАТО от него ждать не приходится. Затеянный Москвой аншлюс Крыма на поверку окажется бессмысленной авантюрой[35].

В июле 2014 в интервью интернат-порталу «Украинская правда» Зубов заявил:

Бандеровцам же приписывалось все: и геноцид украинского народа, и уничтожение евреев, и сотрудничество с Гитлером и все мыслимые жестокости. Бандеровцы — это пример большой лжи советской системы. Хотя с точки зрения науки истории — это было национальное освободительное движение, антикоммунистическое. Любой национализм — страшная штука, особенно с оружием в руках. Но Бандера был в сто раз менее жестоким, чем бериевское или абакумовское НКВД, боровшееся с бандеровцами. Поэтому любая попытка освободить их от этого государства уже была элементом справедливости. И в этом смысле бандеровское движение более оправдано с точки зрения морали, чем сталинское советское государство[36].

В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины»[37]. В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма и заканчивающуюся призывом:

На наш взгляд, он [выход] требует отказа от претензий на владение этой землёй и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять её судьбу[38].

Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви[5].

Весной 2016 года Андрей Зубов заявил о своём участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основу которой легли предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивления им — правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и т. д. Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений «путинского режима»; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание её территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН[39][40].

Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208-му одномандатному избирательному округу (от центрального округа города Москвы)[41]. В итоге получил 18 789 голосов избирателей (11,27 % голосовавших) и в состав Думы не прошёл.

В конце августа 2016 года, во время кампании по выборам в Государственную думу, телекомпания «РЕН ТВ» сообщила о «скандале в Сети» в связи с интервью Андрея Зубова на Радио «Свобода» полуторагодичной давности (март 2015 года)[42], в котором он признался:

А я ещё в «Кофеварке» нашего института говорил друзьям, как, мол, досадно, что Сталин не проиграл войну Гитлеру. Потому что всё равно, в конце концов, союзники бы нас освободили, но тогда бы англичане и американцы установили бы у нас демократию и сменили бы людоедский сталинский режим[43].

В этом интервью Зубов заявил также:

По сравнению со Сталиным Гитлер это ангел русской истории. Потому что Гитлер при всем желании не погубил столько людей русских, сколько погубил Сталин. […] Он [Гитлер] преступник и мерзавец, но для нашего народа именно Ленин и Сталин — это палачи беспримерные. То, что Гитлер для евреев, то для всех народов России — Ленин и Сталин. Так же, как поставить в Иерусалиме дом-музей Гитлера, так же в России — дом-музей Сталина. То же самое!

Увольнение из МГИМО

1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую политику России в отношении Крыма[44]. Автор сравнил действия России с аншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году[45]. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии»[45]. В СМИ появилась информация об увольнении Зубова[3][46], но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе[47]. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать[48].

Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года[46]. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта[49]. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.»[10]:

[А. Б. Зубов] сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России. Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

— Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»[49]

Сам историк объясняет своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»)[50]:

Кто-то очень хотел, чтобы меня уволили немедленно, ведь у меня 30 июня истекает контракт, и можно было это сделать совершенно без всякого скандала, просто не продлить контракт и всё. […] Как я знаю, ректор был вообще против увольнения, он всячески сопротивлялся моему увольнению. Это был приказ Кремля, как мне сообщили неофициально. Естественно, доказать я это не могу.

Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова[51]. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег[50]:

Ни один человек в [МГИМО] не высказывал [недовольства], зато очень многие подходили, жали руки и говорили, что они со мной согласны. Понятно, что боятся высказывать это публично.

С другой стороны, Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять [контракт], я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорит профессор[52].

Восстановление

Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[53]. Согласно выводу комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции РФ, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса РФ, статьи 47 ФЗ „Об образовании“».

11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено. В официальном заявлении руководства МГИМО говорится следующее[54]:

В Университет поступило уведомление Территориальной избирательной комиссии района Хамовники города Москвы № 110-тик от 10.04.2014 г. о членстве А. Б. Зубова в Участковой избирательной комиссии 161-го избирательного участка Московской городской избирательной комиссии по району Хамовники.

Согласно пункту 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», члены избирательных комиссий не могут быть уволены по инициативе администрации в период исполнения ими соответствующих полномочий.

Не меняя ранее данной оценки нарушения Положения об основных принципах корпоративного поведения, ректоратом принято решение приказ № 649-к от 24.03.2014 года «Об увольнении ЗУБОВА А. Б.» отменить.

30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был, в связи с чем историк был уволен из университета.

Семья

Ольга Игоревна Зубова, супруга и соавтор Андрея Борисовича
  • Отец — Борис Николаевич Зубов (1912—2007, фамилия по отчиму), кораблестроитель, контр-адмирал, начальник управления Министерства судостроительной промышленности СССР[22].
  • Мать — Ия Евгеньевна Зубова (Савостьянова)[55]. Была доцентом кафедры общехимической технологии, окончила Менделеевский институт, защитила кандидатскую диссертацию. Её родители имели усадьбу в Витебске. Дед по матери, Евгений Петрович, окончил Московское коммерческое училище и был служащим в Банке коммерческого кредита, в советское время работал в бухгалтерии в Министерстве пищевой промышленности. Бабушка по матери Шушан Тер-Хачатурян — армянка, окончила Строгановское Центральное училище в Москве[56].
  • Брат — Сергей, старше Андрея на 8 лет[22].
  • Двоюродный брат — Евгений Савостьянов (сын Ирины Евгеньевны Савостьяновой, приходившейся сестрой матери А. Б. Зубова).[источник не указан 573 дня]
  • Супруга — Ольга Игоревна Зубова, кандидат исторических наук, учёный-египтолог.
  • Дети: Ксения, Ирина, Дарья, Даниил.
  • Зять: Н. А. Бобринский — юрист-международник, журналист и публицист[57].

Основные работы

Автор пяти монографий и около 150 научных и публицистических статей, в том числе:

Книги

  • «Парламентаризм в Таиланде: опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.
  • «Парламентская демократия и политическая традиция Востока». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
  • L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo. Turin — Milano, 1994.
  • «Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель». М.: Группа Гросс, 1997.
  • Зубов А. Б. История религий. Книга первая: Доисторические и вне-исторические религии. Курс лекций.. — М.: Планета детей, 1997. — 344 с. — ISBN 5-86065-034-5.
  • История России. XX век: 1894-1939. / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 1. — 1024 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059362-0.
  • История России. XX век: 1939-2007. / под ред. А. Б. Зубова. — М.: АСТ, 2009. — Т. 2. — 848 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-059363-7.
  • Зубов А. Б. Лекции по истории религии. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 201 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-91671-602-3.
  • История России XX век. Как Россия шла к ХХ веку. От начала царствования Николая II до конца Гражданской войны (1894-1922). / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 1. — 976 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-89930-2.
  • История России XX век. Эпоха Сталинизма (1923-1953). / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 2. — 752 с. — ISBN 978-5-699-92087-7.
  • История России ХХ век. Деградация тоталитарного государства и движение к новой России (1953 — 2008). / под ред. А. Б. Зубова. — М.: Эксмо, 2017. — Т. 3. — 688 с. — ISBN 978-5-699-93347-1.

Некоторые статьи

  • «Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Опыт метанойи». «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
  • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
  • «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
  • «Сорок дней или сорок лет?» // «Новый Мир», № 5, 1999 г.
  • «Христианство и культура». // «Знамя», № 10, 1999 г.
  • «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа». // «Знамя», № 4, 2000 г.
  • «Переписка из двух кварталов». // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
  • «Россия 1991—2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
  • «Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта». // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
  • «Ислам и христианство: проблемы диалога». // «Континент», № 119, 2004.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
  • «Циклы русской истории». // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного». // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
  • «Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
  • Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
  • «Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.
  • Всеволод Семенцов в моей жизни // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология / Сост. В. К. Шохин; ред. коллегия: A. M. Дубянский и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Вост. лит., 2008. — 352 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-02-036333-5.
  • Прамонотеизма теория / Зубов А. Б. // Полупроводники — Пустыня. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 385. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 27). — ISBN 978-5-85270-364-4.

В сети

Примечания

  1. ↑ Андрей Зубов. Партия народной свободы. parnasparty.ru. Проверено 24 августа 2017.
  2. ↑ Состав Комиссии по вопросам народного образования, науки, культуры, религии и исторического наследия. Официальный сайт Партии народной свободы (ПАРНАС)
  3. ↑ 1 2 Профессора Зубова выгнали из МГИМО за позицию по Крыму. РБК (24 марта 2014). Проверено 8 мая 2014.
  4. ↑ Смирнов С. Профессор Зубов восстановлен в МГИМО. Ведомости (11.04.2014). Проверено 8 мая 2014.
  5. ↑ 1 2 Как изменился состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви
  6. ↑ 1 2 Зубов Андрей Борисович на сайте «Русское православие»
  7. ↑ 1 2 3 Зубов, 2008, с. 66.
  8. ↑ 1 2 3 https://www.facebook.com/andrei.b.zubov
  9. ↑ Зубов, Андрей Борисович // Официальный сайт МГИМО
  10. ↑ 1 2 Администрация МГИМО приняла решение о расторжении трудового соглашения с профессором Зубовым А. Б. с 24 марта с.г. и его увольнении из института
  11. ↑ Комиссия СПЧ признала незаконным увольнение Зубова из МГИМО
  12. ↑ Зубов А. Б. Пути России // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  13. ↑ Аверинцев С. С. По поводу статьи А. Зубова «Пути России» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент» № 148, 2011
  14. ↑ Зубов А. Б. «На морали стоит социальный мир…» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент» № 148, 2011
  15. ↑ Избранное «Континента» 1992—2011
  16. ↑ russia_xx: О Солженицыне и книге «История России. XX век»
  17. ↑ «Наша книга — это история не государства, а общества» — МГИМО-Университет
  18. ↑ Центр защиты деловой репутации «Историк А. Б. Зубов vs „Эксперт“. Определение судебной коллегии» 6 июля 2011
  19. ↑ Olga Gorelik. 7 главных мифов о войне. С комментариями историков. Проверено 26 июня 2015.
  20. ↑ Григорий Пернавский. Новые мифоборцы: как Зубов и Сванидзе разоблачали «мифы о войне». Проверено 26 июня 2015.
  21. ↑ Зубов, 2008, с. 65—66.
  22. ↑ 1 2 3 Профессор Андрей Зубов: От Церкви сегодня ждут добра // «Православие и мир»
  23. ↑ Патриархия.ру
  24. ↑ Круглый стол по вопросам канонизации Николая II
  25. ↑ Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г.
  26. ↑ Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года
  27. ↑ Церковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», посвященный 625-летию победы на Куликовом поле (4-5 октября 2005 г., г. Москва). Патриархия.ру
  28. ↑ Русская Православная Церковь Заграницей — Официальная Страница
  29. ↑ Святейший Патриарх возглавил торжества по случаю 15-летия Российского Православного института святого апостола Иоанна Богослова. Патриархия.ru.
  30. ↑ Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры».
  31. ↑ Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Патриархия.ru.
  32. ↑ Журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2009 года. Патриархия.ru.
  33. ↑ В Риме состоялась конференция «Религия и политическая культура»
  34. ↑ Зубов А. Б. Побойтесь Бога! // Новая газета. — № 30. — 19.3.2012.
  35. ↑ Зубов А. Б. Аншлюс без кавычек
  36. ↑ Историк Андрей Зубов: Бандеровцы — это пример большой лжи советской системы. // Українська правда. — 22.7.2014.
  37. ↑ Заявление «Круглого стола 12 декабря» к Маршу Мира 21 сентября. Эхо Москвы.
  38. ↑ Зубов А. Б. Крым наш? // Ведомости.
  39. ↑ Зубов Андрей Борисович. Биография и программная статья. Волна перемен. Сайт праймериз Демократической коалиции (2016). Проверено 27 августа 2016.
  40. ↑ Мартынов К. Обществу надоело, что им управляют двоечники. Новая газета (4 апреля 2016). Проверено 27 августа 2016.
  41. ↑ Партия народной свободы. parnasparty.ru. Проверено 17 августа 2016.
  42. ↑ Андрей Зубов: Режиму скоро придёт конец, но с ним может погибнуть Россия. Радио Свобода.
  43. ↑ В Сети вспыхнул скандал из-за слов члена «Парнаса» Андрея Зубова о Гитлере.. Рен-ТВ.
  44. ↑ Это уже было // «Ведомости», 01.03.2014
  45. ↑ 1 2 Би-Би-Си: «Профессора МГИМО увольняют после критики операции в Крыму»
  46. ↑ 1 2 Профессора МГИМО уволили после публикации антивоенной статьи // Lenta.ru, 04.03.2014
  47. ↑ Ректор МГИМО опроверг информацию об увольнении профессора Зубова // Интерфакс, 05.03.2014
  48. ↑ Что задумал Путин? / Гордон
  49. ↑ 1 2 Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»
  50. ↑ 1 2 Би-би-си: «Историк Зубов: меня уволили из МГИМО по приказу Кремля»
  51. ↑ Заявление совета Вольного исторического общества // Троицкий вариант — Наука : газета. — 2013. — № 151. — С. 13.
  52. ↑ Петровская С. «Российским телезрителям почти не сообщают о жизни родной страны», — российские СМИ об Украине. // Ostro.org (31.03.2014). Проверено 13 апреля 2014.
  53. ↑ Комиссия СПЧ признала незаконным увольнение Зубова из МГИМО. // forbes.ru (10.04.2014). Проверено 12 апреля 2014.
  54. ↑ О Зубове А. Б., Новости подразделений МГИМО, 11.04.2014
  55. ↑ Светлые даты
  56. ↑ Учителя Андрея Зубова на Радио «Свобода»
  57. ↑ Профессор МГИМО Зубов уволен после высказываний о ситуации на Украине и в Крыму — Газета. Ru

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также