Зубов, Андрей Борисович. Зубов андрей


Зубов, Андрей Борисович - это... Что такое Зубов, Андрей Борисович?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зубов.

Андрей Борисович Зубов (род.

16 января 1952, Москва, СССР) — российский историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО.

Образование

Окончил Московский государственный институт международных отношений в 1973. Доктор исторических наук (1989, тема диссертации — «Парламентская демократия и политическая традиция Востока»). Профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД РФ. Владеет английским, тайским и французским языками.

Научная деятельность

Вплоть до 2001 года работал в Институте востоковедения РАН. Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. В настоящее время занимается проблемами религиоведения и истории России.

Профессор кафедры «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Философско-богословского факультета Российского православного института св. Иоанна Богослова.

Профессор кафедры философии МГИМО[1]. Генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

«История России. XX век»

Андрей Борисович Зубов — ответственный редактор двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894-1939 и 2 том: 1939-2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx[2].)

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

«

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <...> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даем некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему. [3]

»

Оценки творчества Зубова

Полемика вокруг книги «История России. XX век»

Книга «История России. XX век» (2009), ответственным редактором которой выступил А. Б. Зубов, получила положительную оценку целого ряда историков и общественных деятелей. Председатель Президиума СВОП, д.п.н., декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ, профессор, председатель клуба «Валдай» С. А. Караганов сказал о нём:

«

Два этих тома нужно читать всем, кто хочет быть сознательным русским, кто хочет покончить с русской катастрофой XX века.Каждому нужно понять главную мысль книги. Вот какой ее увидел я. Мы — потомки миллионов белых и миллионов красных, убитых коллективизацией и голодоморами, и продразверсточников, продолжавших тайно верить, и рушивших церкви, репрессированных, и их охранников и палачей, мы, сильно поредевшие за XX век, миллионы русских, должны осознать, что своими самыми поступками и решениями выбираем судьбу — не только собственную, но и всей страны. А значит, нужно отвечать за свой выбор[4].

»

Заведующий кафедрой философии МГИМО, д.фил.н., профессор А. В. Шестопал так оценил книгу:

«

«История России. XX век» под редакцией Андрея Зубова адресована широкому кругу читателей. Так задумано, так написано. Живо, интересно, с привлечением огромного круга материалов, ранее недоступных, либо известных только специалистам, опубликованных малым тиражом, часто за пределами России.Это первая коллективная работа такого масштаба, соединившая под одной обложкой авторов, работающих в России, и авторов русского зарубежья. [5]

»

Архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий на страницах «Журнала Московской патриархии» так отозвался о книге:

«

Мне кажется, авторов книги «История России. XX век» отличает именно этот подход: духовность и стремление к честности и правде, какой бы горькой и трагичной она ни была. Возможно, они и ошибались, возможно, есть и искажения, но они честно пытались рассказать об истории нашей Родины в ХХ столетии. [5]

»

Доктора исторических наук Михаил Фролов и Владислав Кутузов, доценты Е. В. Ильин и В. В. Василик крайне критически оценили том учебника «История России. ХХ век: 1939—2007», отметив, что критериям научного исторического исследования он не соответствует[6].

В то же время этот труд вызвал целый ряд критических статей части общественности из-за явной антисоветской направленности.[7]

26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.»[8]

Полемика Зубова с Аверинцевым

В 1993-1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А.Б. Зубовым и академиком С.С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. Аверинцев писал в отклике на статью Зубова «Пути России»[9]

«

Христианину естественно, даже неизбежно искать христианского осмысления истории — отечественной и всеобщей. Но он должен ясно отдавать себе отчет, к какому делу он приступает. Ибо христианство — сразу и проще всего на свете, и сложнее всего на свете. …К сожалению, за духовный и мистический подход к истории уважаемый автор принимает самый тривиальный, обыденный, одномерный морализм. К вящему сожалению, морализм этот до того агрессивен, что слишком часто заставляет вспомнить, как русский простонародный ум производил встарь слово „мораль“ („мараль“) от глагола „марать“ („мараль пущать“).

Деликатная категория грамматического лица, которая в определенных контекстах просто безразлична с точки зрения формальной логики, сплошь да рядом определяет корректность или некорректность высказывания внутри христианского дискурса. Мытарь сказал о себе: «я грешник», — и был прав; Фарисей сказал об этом же Мытаре: «он грешник», — и поступил дурно… Переход к третьему лицу все портит[10].

»

Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия»:

« история обеих революций вышеназванного года, купно с эпопеей гражданской войны, — что угодно, только не торжество эвдемонизма. Да, святыни были проданы, но не за фунт масла, не за снедь, а прежде всего за упоительную иллюзию: история — послушная глина под нашими руками. Это страшно; но разве это так непонятно? »

Кроме того, Аверинцев не согласился с утверждения, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»:

« Достаточно вспомнить одноединственное слово, чтобы утверждение это рассыпалось: такое слово «власовцы»… Русский народ гораздо меньше склонен класть головы по приказу начальства, чем это любят утверждать то в похвалу, то в укор ему. Лишь когда явственно, ощутимо встает вопрос о самом существовании отечества, пробуждаются силы, которых только что словно не было. »

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи»[11].

« Когда, стоя на исповеди у аналоя, говоришь о соседе, жене или начальнике как об источнике твоих бед, то тем самым ты обессмысливаешь и хулишь таинство, ни на йоту не приближаясь к освобождению от греха. Когда, переживая историю отечества, полагаешь, что кто-­то иной, не ты сам, виновен в его бедах, то этой самой мыслью продолжаешь разрушение России.

[…] И потому так убедительны слова Сергея Аверинцева о «собственном бытии» и «личном подвиге», о том, что введение «третьего лица» портит оценку и превращает покаянный самоанализ души в «уныло агрессивное морализаторство».

»

В своем ответе Зубов высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова:

« …для меня, сына и внука русских офицеров, нет большего позора, чем измена Власова и поступок генерала Краснова, благословившего казачество русской эмиграции на службу в частях СС. Именно такое согласие на войну с отечеством на стороне нацистов, ни на мгновение не дававших повода считать себя освободителями России, но только ее безжалостными поработителями и бесчеловечными мародерами, — полнейшее проявление нашей падшести. И если бы не было кроме них в русском народе генералов Карбышевых и Деникиных, отвергнувших все соблазны нацистов, то не было бы уже России, и право же не стоило бы и «мараль пущать».

Я не ведаю, и не смею фантазировать по поводу материала той пружины, которая вывела генерал-­лейтенанта Карбышева под струи лагерных брандспойтов, но я верно знаю, что в душе другого русского генерала, героя кровавых галицийских полей Антона Деникина, вертикаль веры и долга властно подчинила себе горизонталь земных расчетов, примитивную логику, объявляющую любого врага твоего врага твоим другом. И в этой его победе над собой я радостно ощущаю и толику своей победы, как в измене Власова — бездну своего предательства[11].

»

Позднее Зубов кардинально изменил свое отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло свое выражение и в книге «История России. XX век»).

Эта дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011»[12], что дополнительно подчеркивает ее значимость.

Общественная деятельность

Член Союза писателей Москвы. Член редколлегии журнала «Континент». В 1998 году награжден премией фонда «Знамя».

Координатор Общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Член Народно-трудового Союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного Бюро НТС (2006-2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 г.).

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

Выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot.[13]

Труды

Автор пяти монографий и около 150 научных и публицистических статей, в том числе:

Книги

  • «Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики». М., Наука: Главная ред. восточной литературы, 1982.
  • «Парламентская демократия и политическая традиция Востока». М., Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
  • L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo.- Turin — Milano, 1994.
  • «Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель». Москва: Группа Гросс, 1997.
  • «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997.
  • Под ред. Зубова: «История России. XX век». М., АСТ, 2009.

Некоторые статьи

  • «Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Опыт метанойи». «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
  • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
  • «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
  • «Сорок дней или сорок лет?» // «Новый Мир», № 5, 1999 г.
  • «Христианство и культура». // «Знамя», № 10, 1999 г.
  • «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа». // «Знамя», № 4, 2000 г.
  • «Переписка из двух кварталов». // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
  • «Россия 1991—2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
  • «Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта». // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
  • «Ислам и христианство: проблемы диалога». // «Континент», № 119, 2004.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
  • «Циклы русской истории». // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного». // «Новый Мир», № 7, 2005 г.
  • «Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
  • Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
  • «Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.

В сети

Примечания

  1. ↑ Зубов, Андрей Борисович // Официальный сайт МГИМО
  2. ↑ russia_xx: О Солженицыне и книге «История России. ХХ век»
  3. ↑ «Наша книга — это история не государства, а общества» — МГИМО-Университет
  4. ↑ Сергей Караганов. Другая наша история. Российская газета (19 марта 2010). Проверено 13 августа 2010.
  5. ↑ 1 2 История России. XX Век — ХХ Век в истории России. Круглый стол «Журнала Московской патриархии». Часть 2. ЧАСТЬ 2
  6. ↑ Стенограмма заседания клуба «Конференция „Реальная война“/ ВНИМАНИЕ — ФАЛЬСИФИКАЦИЯ.
  7. ↑ Максим Хрусталев «Как наши историки во вранье превзошли даже Резуна»
  8. ↑ Центр защиты деловой репутации «Историк А.Б.Зубов vs „Эксперт“. Определение судебной коллегии» 6 июля 2011
  9. ↑ Андрей ЗУБОВ - Пути России // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент», № 148, 2011
  10. ↑ Сергей АВЕРИНЦЕВ - По поводу статьи А. Зубова «Пути России» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент» № 148, 2011
  11. ↑ 1 2 «На морали стоит социальный мир…» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992 - 2011, «Континент» № 148, 2011
  12. ↑ Избранное «Континента» 1992 - 2011
  13. ↑ Андрей Зубов Побойтесь Бога! Новая газета № 30 19.3.2012

Ссылки

dic.academic.ru

Зубов, Андрей Борисович — википедия фото

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России[7].

В 1993—1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России»[12] Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»[13].

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова[14].

Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011», что дополнительно подчеркивает её значимость[15].

Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло своё выражение и в книге «История России. XX век»).

В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894—1939 и 2 том: 1939—2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx[16].) Книга вышла в 2009 году.

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <…> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.

Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даём некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему[17].

Книга вызвала разноречивые оценки специалистов и общественных деятелей.

26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.»[18].

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространёнными мифами о Второй мировой войне[19]. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую[20].

Православный христианин. По словам Зубова, к вере его привёл Всеволод Семенцов, который также был крёстным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея[21]. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения[22]. Крёстным отцом был протоиерей Валентин Асмус[7].

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награждён премией фонда «Знамя»[6].

Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви»[23].

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых[24].

27 декабря 2000 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви на двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике с Армянской апостольской церковью, прошедшие 12—16 февраля 2001 года в Эчмиадзине[25].

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[26].

В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасёмся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле[27].

26 марта 2006 года в Иоанно-Предтеченском соборе Русской православной церкви заграницей в Вашингтоне вместе со священником Георгием Эдельштейном был участником встречи, посвящённой проблемам восстановления общения между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом[28].

  А. Б. Зубов на антивоенном Конгрессе интеллигенции 19 марта 2014 года Silk-film.png 
Silk-film.png  Внешние видеофайлы
Выступление А. Б. Зубова на митинге «Марш правды»
(Москва, 13 апреля 2014 года)

Видео на сайте Ютьюб

Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС (2006—2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 года).

6 марта 2008 года на вечере по случаю 15-летия Российского православного института награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени[29].

29 июня 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включён в редакционный совет и редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы[30].

27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия[31] (член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества). Тогда же включён в состав Синодальной библейско-богословской комиссии[32].

29 сентября 2009 года участвовал в конференции «Религия и политическая культура» в Риме, организованной по инициативе Папского Григорианского университета и фонда Аденауэра. Выступил с докладом, где рассказал о пути, который прошли отношения Церкви и государства в России в XX веке[33].

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жёстким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее[34].

После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В статье «Аншлюс без кавычек» историк, в частности, писал:

Нынешняя Россия — государство слабое в военном отношении и абсолютно провальное в экономическом. Никакого реального противодействия НАТО от него ждать не приходится. Затеянный Москвой аншлюс Крыма на поверку окажется бессмысленной авантюрой[35].

В июле 2014 в интервью интернат-порталу «Украинская правда» Зубов заявил:

Бандеровцам же приписывалось все: и геноцид украинского народа, и уничтожение евреев, и сотрудничество с Гитлером и все мыслимые жестокости. Бандеровцы — это пример большой лжи советской системы. Хотя с точки зрения науки истории — это было национальное освободительное движение, антикоммунистическое. Любой национализм — страшная штука, особенно с оружием в руках. Но Бандера был в сто раз менее жестоким, чем бериевское или абакумовское НКВД, боровшееся с бандеровцами. Поэтому любая попытка освободить их от этого государства уже была элементом справедливости. И в этом смысле бандеровское движение более оправдано с точки зрения морали, чем сталинское советское государство[36].

В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины»[37]. В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма и заканчивающуюся призывом:

На наш взгляд, он [выход] требует отказа от претензий на владение этой землёй и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять её судьбу[38].

Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви[5].

Весной 2016 года Андрей Зубов заявил о своём участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основу которой легли предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивления им — правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и т. д. Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений «путинского режима»; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание её территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН[39][40].

Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208-му одномандатному избирательному округу (от центрального округа города Москвы)[41]. В итоге получил 18 789 голосов избирателей (11,27 % голосовавших) и в состав Думы не прошёл.

В конце августа 2016 года, во время кампании по выборам в Государственную думу, телекомпания «РЕН ТВ» сообщила о «скандале в Сети» в связи с интервью Андрея Зубова на Радио «Свобода» полуторагодичной давности (март 2015 года)[42], в котором он признался:

А я ещё в «Кофеварке» нашего института говорил друзьям, как, мол, досадно, что Сталин не проиграл войну Гитлеру. Потому что всё равно, в конце концов, союзники бы нас освободили, но тогда бы англичане и американцы установили бы у нас демократию и сменили бы людоедский сталинский режим[43].

В этом интервью Зубов заявил также:

По сравнению со Сталиным Гитлер это ангел русской истории. Потому что Гитлер при всем желании не погубил столько людей русских, сколько погубил Сталин. […] Он [Гитлер] преступник и мерзавец, но для нашего народа именно Ленин и Сталин — это палачи беспримерные. То, что Гитлер для евреев, то для всех народов России — Ленин и Сталин. Так же, как поставить в Иерусалиме дом-музей Гитлера, так же в России — дом-музей Сталина. То же самое!

1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую политику России в отношении Крыма[44]. Автор сравнил действия России с аншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году[45]. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии»[45]. В СМИ появилась информация об увольнении Зубова[3][46], но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе[47]. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать[48].

Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года[46]. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта[49]. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.»[10]:

[А. Б. Зубов] сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России. Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

— Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»[49]

Сам историк объясняет своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»)[50]:

Кто-то очень хотел, чтобы меня уволили немедленно, ведь у меня 30 июня истекает контракт, и можно было это сделать совершенно без всякого скандала, просто не продлить контракт и всё. […] Как я знаю, ректор был вообще против увольнения, он всячески сопротивлялся моему увольнению. Это был приказ Кремля, как мне сообщили неофициально. Естественно, доказать я это не могу.

Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова[51]. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег[50]:

Ни один человек в [МГИМО] не высказывал [недовольства], зато очень многие подходили, жали руки и говорили, что они со мной согласны. Понятно, что боятся высказывать это публично.

С другой стороны, Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять [контракт], я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорит профессор[52].

Восстановление

Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[53]. Согласно выводу комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции РФ, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса РФ, статьи 47 ФЗ „Об образовании“».

11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено. В официальном заявлении руководства МГИМО говорится следующее[54]:

В Университет поступило уведомление Территориальной избирательной комиссии района Хамовники города Москвы № 110-тик от 10.04.2014 г. о членстве А. Б. Зубова в Участковой избирательной комиссии 161-го избирательного участка Московской городской избирательной комиссии по району Хамовники.

Согласно пункту 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», члены избирательных комиссий не могут быть уволены по инициативе администрации в период исполнения ими соответствующих полномочий.

Не меняя ранее данной оценки нарушения Положения об основных принципах корпоративного поведения, ректоратом принято решение приказ № 649-к от 24.03.2014 года «Об увольнении ЗУБОВА А. Б.» отменить.

30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был, в связи с чем историк был уволен из университета.

org-wikipediya.ru

Зубов, Андрей Борисович — WiKi

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России[7].

В 1993—1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России»[12] Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»[13].

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова[14].

Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011», что дополнительно подчеркивает её значимость[15].

Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло своё выражение и в книге «История России. XX век»).

В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894—1939 и 2 том: 1939—2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx[16].) Книга вышла в 2009 году.

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <…> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.

Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даём некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему[17].

Книга вызвала разноречивые оценки специалистов и общественных деятелей.

26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.»[18].

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространёнными мифами о Второй мировой войне[19]. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую[20].

Православный христианин. По словам Зубова, к вере его привёл Всеволод Семенцов, который также был крёстным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея[21]. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения[22]. Крёстным отцом был протоиерей Валентин Асмус[7].

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награждён премией фонда «Знамя»[6].

Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви»[23].

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых[24].

27 декабря 2000 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви на двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике с Армянской апостольской церковью, прошедшие 12—16 февраля 2001 года в Эчмиадзине[25].

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[26].

В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасёмся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле[27].

26 марта 2006 года в Иоанно-Предтеченском соборе Русской православной церкви заграницей в Вашингтоне вместе со священником Георгием Эдельштейном был участником встречи, посвящённой проблемам восстановления общения между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом[28].

  А. Б. Зубов на антивоенном Конгрессе интеллигенции 19 марта 2014 года Silk-film.png 
Silk-film.png  Внешние видеофайлы
Выступление А. Б. Зубова на митинге «Марш правды»
(Москва, 13 апреля 2014 года)

Видео на сайте Ютьюб

Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС (2006—2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 года).

6 марта 2008 года на вечере по случаю 15-летия Российского православного института награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени[29].

29 июня 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включён в редакционный совет и редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы[30].

27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия[31] (член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества). Тогда же включён в состав Синодальной библейско-богословской комиссии[32].

29 сентября 2009 года участвовал в конференции «Религия и политическая культура» в Риме, организованной по инициативе Папского Григорианского университета и фонда Аденауэра. Выступил с докладом, где рассказал о пути, который прошли отношения Церкви и государства в России в XX веке[33].

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жёстким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее[34].

После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В статье «Аншлюс без кавычек» историк, в частности, писал:

Нынешняя Россия — государство слабое в военном отношении и абсолютно провальное в экономическом. Никакого реального противодействия НАТО от него ждать не приходится. Затеянный Москвой аншлюс Крыма на поверку окажется бессмысленной авантюрой[35].

В июле 2014 в интервью интернат-порталу «Украинская правда» Зубов заявил:

Бандеровцам же приписывалось все: и геноцид украинского народа, и уничтожение евреев, и сотрудничество с Гитлером и все мыслимые жестокости. Бандеровцы — это пример большой лжи советской системы. Хотя с точки зрения науки истории — это было национальное освободительное движение, антикоммунистическое. Любой национализм — страшная штука, особенно с оружием в руках. Но Бандера был в сто раз менее жестоким, чем бериевское или абакумовское НКВД, боровшееся с бандеровцами. Поэтому любая попытка освободить их от этого государства уже была элементом справедливости. И в этом смысле бандеровское движение более оправдано с точки зрения морали, чем сталинское советское государство[36].

В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины»[37]. В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма и заканчивающуюся призывом:

На наш взгляд, он [выход] требует отказа от претензий на владение этой землёй и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять её судьбу[38].

Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви[5].

Весной 2016 года Андрей Зубов заявил о своём участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основу которой легли предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивления им — правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и т. д. Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений «путинского режима»; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание её территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН[39][40].

Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208-му одномандатному избирательному округу (от центрального округа города Москвы)[41]. В итоге получил 18 789 голосов избирателей (11,27 % голосовавших) и в состав Думы не прошёл.

В конце августа 2016 года, во время кампании по выборам в Государственную думу, телекомпания «РЕН ТВ» сообщила о «скандале в Сети» в связи с интервью Андрея Зубова на Радио «Свобода» полуторагодичной давности (март 2015 года)[42], в котором он признался:

А я ещё в «Кофеварке» нашего института говорил друзьям, как, мол, досадно, что Сталин не проиграл войну Гитлеру. Потому что всё равно, в конце концов, союзники бы нас освободили, но тогда бы англичане и американцы установили бы у нас демократию и сменили бы людоедский сталинский режим[43].

В этом интервью Зубов заявил также:

По сравнению со Сталиным Гитлер это ангел русской истории. Потому что Гитлер при всем желании не погубил столько людей русских, сколько погубил Сталин. […] Он [Гитлер] преступник и мерзавец, но для нашего народа именно Ленин и Сталин — это палачи беспримерные. То, что Гитлер для евреев, то для всех народов России — Ленин и Сталин. Так же, как поставить в Иерусалиме дом-музей Гитлера, так же в России — дом-музей Сталина. То же самое!

1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую политику России в отношении Крыма[44]. Автор сравнил действия России с аншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году[45]. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии»[45]. В СМИ появилась информация об увольнении Зубова[3][46], но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе[47]. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать[48].

Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года[46]. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта[49]. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.»[10]:

[А. Б. Зубов] сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России. Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

— Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»[49]

Сам историк объясняет своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»)[50]:

Кто-то очень хотел, чтобы меня уволили немедленно, ведь у меня 30 июня истекает контракт, и можно было это сделать совершенно без всякого скандала, просто не продлить контракт и всё. […] Как я знаю, ректор был вообще против увольнения, он всячески сопротивлялся моему увольнению. Это был приказ Кремля, как мне сообщили неофициально. Естественно, доказать я это не могу.

Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова[51]. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег[50]:

Ни один человек в [МГИМО] не высказывал [недовольства], зато очень многие подходили, жали руки и говорили, что они со мной согласны. Понятно, что боятся высказывать это публично.

С другой стороны, Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять [контракт], я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорит профессор[52].

Восстановление

Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[53]. Согласно выводу комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции РФ, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса РФ, статьи 47 ФЗ „Об образовании“».

11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено. В официальном заявлении руководства МГИМО говорится следующее[54]:

В Университет поступило уведомление Территориальной избирательной комиссии района Хамовники города Москвы № 110-тик от 10.04.2014 г. о членстве А. Б. Зубова в Участковой избирательной комиссии 161-го избирательного участка Московской городской избирательной комиссии по району Хамовники.

Согласно пункту 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», члены избирательных комиссий не могут быть уволены по инициативе администрации в период исполнения ими соответствующих полномочий.

Не меняя ранее данной оценки нарушения Положения об основных принципах корпоративного поведения, ректоратом принято решение приказ № 649-к от 24.03.2014 года «Об увольнении ЗУБОВА А. Б.» отменить.

30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был, в связи с чем историк был уволен из университета.

ru-wiki.org

Андрей Зубов уволен из МГИМО

Андрей Зубов уволен из МГИМО

Сегодня администрация Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО) приняла решение о расторжении трудового соглашения с профессором Зубовым А.Б. и его увольнении из института.

Согласно объявлению на сайте МГИМО:

Это решение вызвано тем, что Зубов А.Б. сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России.

Предупреждения со стороны руководства МГИМО о недопустимости такой практики высказывались Зубову А.Б. не раз в прошлом, а в связи с активизацией его публичных выступлений по поводу событий на Украине и в Крыму, 5 марта ему было вручено официальное уведомление о недопустимости таких высказываний и их несоответствии статусу профессора МГИМО.

Многочисленные высказывания и интервью Зубова А.Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу.

Оставляя на совести Зубова А.Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А.Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

Андрей Зубов

Андрей ЗубовЗубов, Андрей Борисович (1952) — историк-ревизионист, публицист, религиовед-модернист.

В 1973 г. закончил факультет международных отношений МГИМО. Тема кандидатской диссертации – «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде» 1978 г. Доктор исторических наук (диссертация «Парламентская демократия и политическая традиция Востока», 1989 г.).

Сотрудник Института востоковедения Академии Наук СССР (до 2001 г.). Профессор МГИМО, генеральный директор Центра «Церковь и Международные отношения» МГИМО.

Координатор Общественного комитета «Преемственность и возрождение России». Член Союза писателей Москвы. Член редколлегии журнала «Континент». В 1998 г. награжден премией фонда «Знамя».

Один из авторов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (2000 г.). Член рабочей группы для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений (2005 г.).

С 2009 по 2014 г. являлся членом Синодальной библейско-богословской комиссии. Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви с 2009 г. С 2010 г. — член Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества.

В 1988-1994 гг. читает курс «Истории религий» в МДА. Профессор, зав. кафедрой «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» Православного университета апостола Иоанна Богослова (РПУ). Выступает с лекциями на Рождественских чтениях, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, Общедоступном православном молодежном лектории, Московских Епархиальных миссионерских курсах. Участник фестиваля «Троица. Всё живое» в подмосковном городе Электроугли.

Участник Церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященном 625-летию победы на Куликовом поле (2005 г.).

Постоянный автор изданий «православия-лайт»: журналов «Фома», «Нескучный сад» (закрывшегося в прошлом году), сайта «Православие и мир» и т.п.

Духовником А. Зубова с 1978 г. является о. Георгий Бреев. Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва) (настоятель о. Георгий Бреев), а до 2009 г. — также храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (настоятель до 2009 г. — о. Георгий Бреев).

С 2009 г. член Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.

Книга А. Зубова Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге (2010) издана в издательстве «Никея» (директор — Николай Георгиевич Бреев). В книге О.В. Гусаковой «Хранители веры. О жизни Церкви в советское время» (Никея, 2014) А. Зубов представлен как один из «хранителей веры».

Член Народно-Трудового Союза (НТС) российских солидаристов с 2003 г. Член Совета НТС с мая 2006 г. Председатель Исполнительного Бюро НТС. Член редколлегии журнала НТС «Посев» (до апреля 2008 г.).

Выступил в поддержку участниц кощунства в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 г.:

Жестокое отношение судебных властей к молодым женщинам — Надежде Толоконниковой и Марии Алёхиной, возможно, соучаствовавшим, как полагает следствие, в кощунственных действиях в кафедральном соборе Христа Спасителя 21 февраля 2012 года, вызывает у меня глубокое огорчение

В 2014 г. выступил с провокационной статьей «Аншлюс без кавычек» против воссоединения Крыма с Россией.

Основные труды

Парламентаризм в Таиланде: Опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики (1982)

Парламентская демократия и политическая традиция Востока (1990)L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico (1994)

История религий. 1 (ранний, средний и верхний палеолит) (1995)

Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель (1997)

История религий. Книга Первая: Доисторические и внеисторические религии (1997)

Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых (2001)

Российская полития на рубеже веков (2001)

Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге (2010)

Статьи, выступления

Пути России (1993)

Опыт метанойи (1994)

Европа и мир (1995)

Будущее российского федерализма (1996)

«Если бы от мира сего было царство Мое…» (1997)

Победа над «последним врагом»: Тенденции развития европейской цивилизации с точки зрения православия и стремление к спасению // Богословский вестник. 1993. Т 1. № 1-2. С. 40-53

Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» 1998

Сорок дней или сорок лет? (1999)

Христианство и культура (1999)

Религиозно-нравственные основпания права (опыт христианского дискурса) (2001)

Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа (2000)

Переписка из двух кварталов (2001)

Россия 1991-2001: Победы и поражения (2001)

Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта (2004)

Ислам и христианство: проблемы диалога (2004)

Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия (2004)

Циклы русской истории (2005)

Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного (2005)

Почему не воплотились бессмысленные мечтания (2005)

Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного (2006)

Дом смерти предназначен для жизни (2006)

Побойтесь Бога! (2012)

Аншлюс без кавычек (2014)

Редактор

Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Выпуск 1 (1991)

История II Ватиканского собора. Том 2. Формирование соборного сознания. Первый период и перерыв между сессиями октябрь 1962 — сентябрь 1963 (2005)

История II Ватиканского собора. Том 3. Сформировавшийся собор (2005)

История религии. Курс лекций. Книга 1. Доисторические и внеисторические религии (2006)

История II Ватиканского собора. Том 4. Соборная церковь. Третий период и перерыв между сессиями. Сентябрь 1964 — Сентябрь 1965 (2008)

История II Ватиканского собора. Том 1. Навстречу новой эре в истории католичества. Провозглашение и подготовка собора. Январь 1959 — Сентябрь 1962 (2008)

История России. XX век. 1894-1939 (2009)

Источники

Создана комиссия для разработки концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/28869.html 16.07.2005

Церковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», посвященный 625-летию победы на Куликовом поле (4-5 октября 2005 г., г. Москва) // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/50785.html 28.09.2005

В споре с воинственным секуляризмом православные должны апеллировать к принципам классического либерализма, считает один их авторов «Социальной концепции РПЦ» // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/80605.html 02.02.2006

Семенова Светлана. Интервью с профессором Зубовым Андреем Борисовичем. Русская народная линия. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/09/17/interv_yu_s_professorom_zubovym_andreem_borisovichem 17.09.2007

Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/683587.html 01.07.2009

Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/705058.html 27.07.2009

Обновлен состав Синодальной Богословской комиссии // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/705351.html 28.07.2009

О Солженицыне и книге «История России. ХХ век» // Российское государство сегодня http://russia-xx.livejournal.com/6074.html?style=mine 19.08.2009

Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.) // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/1052102.html 29.01.2010

В Центральном доме журналиста пройдет общедоступный православный молодежный лекторий // Патриархия.ru. http://www.patriarchia.ru/db/text/1286906.html 30.09.2010

Лжемиссионерская “команда” в сборе // Антимодернизм.Ру. http://antimodern.wordpress.com/2012/10/10/team 10.10.2012

Виноградов, Леонид. Профессор Андрей Зубов: От Церкви сегодня ждут добра // Православие и мир. http://www.pravmir.ru/zubov-ot-tserkvi-zdit-dobra 10.10.2012

«Всё живое»? // Антимодернизм.ру. http://antimodern.wordpress.com/2013/06/14/live 14.06.2013

Кислина, Ирина. Сохранить себя // Православие.Ru. http://www.pravoslavie.ru/put/68795.htm 27.02.2014

Зубов, Андрей Борисович // Википедия. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?oldid=62121097 24.03.2014

Полчанинов, Р. Доклад проф. А.Б. Зубова // Русская Православная Церковь преп. Серафима Саровского. Си-Клиф, Нью Йорк США. http://www.stseraphimschurch.org/articles/DokladZubov.html 24.03.2014

О Зубове А.Б. // МГИМО-Университет. http://www.mgimo.ru/news/university/document249761.phtml 24.03.2014

11.04.2014 Андрея Зубова восстановили в МГИМО

antimodern.ru

Зубов, Андрей Борисович — Википедия РУ

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России[7].

В 1993—1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России»[12] Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»[13].

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова[14].

Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011», что дополнительно подчеркивает её значимость[15].

Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло своё выражение и в книге «История России. XX век»).

В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894—1939 и 2 том: 1939—2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx[16].) Книга вышла в 2009 году.

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важными <…> Первый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.

Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даём некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему[17].

Книга вызвала разноречивые оценки специалистов и общественных деятелей.

26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.»[18].

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности, в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространёнными мифами о Второй мировой войне[19]. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую[20].

Православный христианин. По словам Зубова, к вере его привёл Всеволод Семенцов, который также был крёстным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея[21]. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения[22]. Крёстным отцом был протоиерей Валентин Асмус[7].

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награждён премией фонда «Знамя»[6].

Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви»[23].

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых[24].

27 декабря 2000 года решением Священного синода включён в состав делегации Русской православной церкви на двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике с Армянской апостольской церковью, прошедшие 12—16 февраля 2001 года в Эчмиадзине[25].

16 июля 2005 года решением Священного синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[26].

В октябре 2005 году являлся участником церковно-общественного форума «Единением и любовью спасёмся», посвященного 625-летию победы на Куликовом поле[27].

26 марта 2006 года в Иоанно-Предтеченском соборе Русской православной церкви заграницей в Вашингтоне вместе со священником Георгием Эдельштейном был участником встречи, посвящённой проблемам восстановления общения между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом[28].

  А. Б. Зубов на антивоенном Конгрессе интеллигенции 19 марта 2014 года Silk-film.png 
Silk-film.png  Внешние видеофайлы
Выступление А. Б. Зубова на митинге «Марш правды»
(Москва, 13 апреля 2014 года)

Видео на сайте Ютьюб

Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС (2006—2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 года).

6 марта 2008 года на вечере по случаю 15-летия Российского православного института награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени[29].

29 июня 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включён в редакционный совет и редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы[30].

27 июля 2009 года решением Священного синода включён в состав Межсоборного присутствия[31] (член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества). Тогда же включён в состав Синодальной библейско-богословской комиссии[32].

29 сентября 2009 года участвовал в конференции «Религия и политическая культура» в Риме, организованной по инициативе Папского Григорианского университета и фонда Аденауэра. Выступил с докладом, где рассказал о пути, который прошли отношения Церкви и государства в России в XX веке[33].

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жёстким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее[34].

После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. В статье «Аншлюс без кавычек» историк, в частности, писал:

Нынешняя Россия — государство слабое в военном отношении и абсолютно провальное в экономическом. Никакого реального противодействия НАТО от него ждать не приходится. Затеянный Москвой аншлюс Крыма на поверку окажется бессмысленной авантюрой[35].

В июле 2014 в интервью интернат-порталу «Украинская правда» Зубов заявил:

Бандеровцам же приписывалось все: и геноцид украинского народа, и уничтожение евреев, и сотрудничество с Гитлером и все мыслимые жестокости. Бандеровцы — это пример большой лжи советской системы. Хотя с точки зрения науки истории — это было национальное освободительное движение, антикоммунистическое. Любой национализм — страшная штука, особенно с оружием в руках. Но Бандера был в сто раз менее жестоким, чем бериевское или абакумовское НКВД, боровшееся с бандеровцами. Поэтому любая попытка освободить их от этого государства уже была элементом справедливости. И в этом смысле бандеровское движение более оправдано с точки зрения морали, чем сталинское советское государство[36].

В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины»[37]. В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма и заканчивающуюся призывом:

На наш взгляд, он [выход] требует отказа от претензий на владение этой землёй и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять её судьбу[38].

Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви[5].

Весной 2016 года Андрей Зубов заявил о своём участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основу которой легли предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивления им — правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и т. д. Программа включала также переход к парламентскому государству; расследование преступлений «путинского режима»; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание её территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН[39][40].

Выдвигал свою кандидатуру на выборах в Государственную думу VII созыва по 208-му одномандатному избирательному округу (от центрального округа города Москвы)[41]. В итоге получил 18 789 голосов избирателей (11,27 % голосовавших) и в состав Думы не прошёл.

В конце августа 2016 года, во время кампании по выборам в Государственную думу, телекомпания «РЕН ТВ» сообщила о «скандале в Сети» в связи с интервью Андрея Зубова на Радио «Свобода» полуторагодичной давности (март 2015 года)[42], в котором он признался:

А я ещё в «Кофеварке» нашего института говорил друзьям, как, мол, досадно, что Сталин не проиграл войну Гитлеру. Потому что всё равно, в конце концов, союзники бы нас освободили, но тогда бы англичане и американцы установили бы у нас демократию и сменили бы людоедский сталинский режим[43].

В этом интервью Зубов заявил также:

По сравнению со Сталиным Гитлер это ангел русской истории. Потому что Гитлер при всем желании не погубил столько людей русских, сколько погубил Сталин. […] Он [Гитлер] преступник и мерзавец, но для нашего народа именно Ленин и Сталин — это палачи беспримерные. То, что Гитлер для евреев, то для всех народов России — Ленин и Сталин. Так же, как поставить в Иерусалиме дом-музей Гитлера, так же в России — дом-музей Сталина. То же самое!

1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую политику России в отношении Крыма[44]. Автор сравнил действия России с аншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году[45]. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии»[45]. В СМИ появилась информация об увольнении Зубова[3][46], но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе[47]. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать[48].

Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года[46]. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта[49]. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.»[10]:

[А. Б. Зубов] сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России. Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

— Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»[49]

Сам историк объясняет своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»)[50]:

Кто-то очень хотел, чтобы меня уволили немедленно, ведь у меня 30 июня истекает контракт, и можно было это сделать совершенно без всякого скандала, просто не продлить контракт и всё. […] Как я знаю, ректор был вообще против увольнения, он всячески сопротивлялся моему увольнению. Это был приказ Кремля, как мне сообщили неофициально. Естественно, доказать я это не могу.

Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова[51]. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег[50]:

Ни один человек в [МГИМО] не высказывал [недовольства], зато очень многие подходили, жали руки и говорили, что они со мной согласны. Понятно, что боятся высказывать это публично.

С другой стороны, Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять [контракт], я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорит профессор[52].

Восстановление

Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[53]. Согласно выводу комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции РФ, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса РФ, статьи 47 ФЗ „Об образовании“».

11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено. В официальном заявлении руководства МГИМО говорится следующее[54]:

В Университет поступило уведомление Территориальной избирательной комиссии района Хамовники города Москвы № 110-тик от 10.04.2014 г. о членстве А. Б. Зубова в Участковой избирательной комиссии 161-го избирательного участка Московской городской избирательной комиссии по району Хамовники.

Согласно пункту 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», члены избирательных комиссий не могут быть уволены по инициативе администрации в период исполнения ими соответствующих полномочий.

Не меняя ранее данной оценки нарушения Положения об основных принципах корпоративного поведения, ректоратом принято решение приказ № 649-к от 24.03.2014 года «Об увольнении ЗУБОВА А. Б.» отменить.

30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был, в связи с чем историк был уволен из университета.

http-wikipediya.ru


Смотрите также