Лечение болезней десен и зубов традиционными и нетрадиционными способами (Е. Л. Исаева, 2010). Зубов е


Безметалловая керамика E-MAX (Е МАКС)

Автор статьи:

Анастасия Воронцова

Фото: Керамические коронки e-maxФото: Керамические коронки e-max

Безметалловая керамика e-max – одно из новейших достижений эстетической стоматологии. 

Система IPS.e.max нашла широкое применение в Европе и приобрела высокую популярность среди всех ортопедических реставраций.

Система E-MAX – цельнокерамическая система, каркас которой состоит из стеклокерамики или оксида циркония. Представляет собой прессованную керамику, имеющую высокое содержание кристаллов лейцита, благодаря чему, она обладает высокой прочностью. При этом конструкция состоит полностью из одного материала.

Этот продукт нашел широкое применение для восстановления зубов с изготовлением цельнокерамических коронок и виниров.

Безметалловая керамика е макс, благодаря своей прозрачности, предоставляет большие возможности для восстановления натурального оттенка зубов.  

Преимущества

Преимущества системы  IPS e.max в следующем: 

  • Наличие большого опыта применения такой керамики во всем мире.
  • Высокая эстетичность конструкций достигается благодаря широкому цветовому спектру, высокой светопроводимости.
  • Со временем керамика не изменяет свой внешний вид.
  • Высокая прочность керамики.
  • Обладает высокой биосовместимостью.
  • Простота и легкость в уходе за конструкцией. Не накапливает налет и зубной камень.
  • Отсутствие необходимости сильной обточки зубов.
  • Долговечность конструкции.
  • Отсутствие металла придает особую легкость конструкции.
  • Не дает аллергическую реакцию.

Когда применяется

Фото: Керамический винирФото: Керамический винир
  • Для изготовления цельнокерамических коронок.
  • При восстановлении зубов с помощью керамических вкладок. Керамическая вкладка E-MAX превосходит по гигиеничности, прочности и эстетичности и др. характеристикам световую пломбу.
  • Если необходимо установить цельнокерамическую коронку на зубные импланты.
  • Для устранения зубных дефектов с помощью виниров. При изготовлении виниров из керамики е макс, снимается от 0,3 до 0, 6 мм. эмали с поверхности зуба. При таком подходе зуб выглядит достаточно натурально. Необходимо иметь ввиду, что виниры, изготовленные из материала E-MAX – не самые тонкие.

Технология

Этапы изготовления стоматологических реставраций: 

Фото: Керамическая заготовкаФото: Керамическая заготовка
  • Снятие оттисков с верхней и нижней челюстей пациента.
  • Изготовление гипсовой модели.
  • Моделирование реставрации из воска.
  • В специальной печи из керамической заготовки E-MAX прессуется коронка.
  • Окрашивание и покрытие керамической массой стеклокерамической коронки и ее обжиг.
  • Придание конструкции окончательного цвета путем нанесения дисневых, импульсных, дентиновых эффектмасс и  красителей IPS e.max Ceram Shade.

Цены

Безметалловая керамика Стоимость
Безметалловая коронка E.Max 14000
Винир из прессованной керамики E.MAX 12000
Винир из керамики  на основе из диоксида циркония 11000
Циркониевая коронка на импланте 13000
Безметалловая культевая вкладка из керамики E-max 1700

Отзывы

  • После того, как были травмированы передние зубов, пришлось их депульпировать. Через три года зубы поменяли цвет и стали отличаться от здоровых. Делали винирование с помощью световых пломб, но цвет зубов отличался. Когда мне предложили установить безметалловую керамику E-Max, я отказалась, т. к. не хотела обтачивать зубы. Тогда мне предложили поставить фарфоровые виниры, при этом зубы чуть слегка обработали. Цвет зубов теперь не отличается.
  • На переднем зубе была установлена коронка из металлокерамики, и было заметно, что зуб не настоящий. По совету стоматолога установила коронку из безметалловой керамики Е МАКС, которая неотличима от моих здоровых зубов. Никто не догадывается, что зуб искусственный.
  • На передних зубах были пломбы, которые не совпадали по цвету с зубами и были видны окружающим. Приходилось часто менять пломбы, но результат меня никак не устраивал. В стоматологической клинике, куда я обратилась в очередной раз, посоветовали провести протезирование безметалловой керамикой е-макс. Все получилось достаточно удачно: зубы все одинаковые, как по форме, так и по цвету. Очень понравилось то, что все сделали очень быстро.

Видео: «Протезы из циркония. Компьютерное моделирование»

Похожие статьи:

protezi-zubov.ru

Зубов А.Е. Шпаргалка по мастерству актера

Зубов А.Е.

Шпаргалка по мастерству актера, Новосибирское государственное театральное училище, 2002

Здравствуй, дорогой старшекурсник!

Ты уже почти все знаешь и про свое учебное заведение, и про педагогов, да и почти все про профессию. Позади эйфория первого семестра и страх отчисления первых экзаменов, бессонные ночи в сессию и сонливость утра понедельника, позади этюды и отрывки, позади капустники и каникулы. И книги, огромные стопки книг - и по истории, и по литературе, и стихи, и проза. Наверняка ты знаешь и великую помощницу студента - Шпаргалку. Научился ее прятать и незаметно доставать, понял, что чужая шпора всегда хуже написанной самим. Но вот надвигается экзамен по Мастерству - и дело сложнее..

Нет, ты, конечно, все читал и запоминал. Ты щеголяещь терминами "действие", "перспектива", "обстоятельства". И конечно, не миновали тебя книги гигантов основной профессии - Станиславского, Мейерхольда, Захаваы, Кнебель, М.Чехова, Кристи, и несть им числа. И все умные, и все все правильно пишут, и всех конспектировали, кое-что даже понятно. Только когда выходишь на площадку, все почему-то вылетает из головы, из рук, из тела, и схватиться не за что, и снова та же беспомощность, как на вступительных экзаменах. Бывает ведь такое? Если нет - отложи эту брошюрку, она не для тебя. А если все же бывает..

На репетиции уже не схватишь "Работу актера над собой" или "Режиссерские уроки Вахтангова". Если что-то не идет, нужна именно шпаргалка: глянул одну строчку - и вперед. Вот такого рода сборник "народных" актерских пословиц и поговорок и лежит перед тобой. У многих мастеров, педагогов по мастерству, режиссеров складывается свой набор фраз, "хохм", "петушиных слов", которые кратко говорят о многом. Классический образец - грозное "Не верю! " Константина Сергеевича. Кстати, и студенты запоминают не многочасовые лекции, которыми так грешим мы, педагоги, а десяток фраз. И как ни странно, их хватает для большинства случаев на сцене! Есть известный театральный анекдот: молодой режиссер репетирует с артистом, сорок минут объясняет сверхзадачу, темпоритм, сквозное, ссылается на Брехта, Кнебель, Гротовского. Опытный актер за кулисами слушает - слушает, потом подзывает актера и говорит: "Вася, в два раза громче и в три раза быстрее! " И все становится на свои места.

Только договоримся сразу: это не пособие "Искусство Театра для чайников" или "Как стать Заслуженным артистом за три урока". Это даже не пособие по ремеслу театра. Это не более, чем подпорка, удобная скамеечка для ног у гитариста, разметка бумаги для портретиста. Это - ШПАРГАЛКА, и не более того! И рассчитана она именно на тебя, который вгрызался в Станиславского, задавал бесконечные вопросы, прочел многое и многое проверил на себе. Смысл ее проявится только на фундаменте серьезного, без дураков, фанатичного изучения Искусства театра по большому счету. Поэтому я и не советую листать эту брошюрку первокурсникам - еще мало накоплено своего, "мало пройдено дорог, мало сделано ошибок…"

Любая хорошая шпаргалка всегда индивидуальна, у тебя - свой опыт, свои проблемы, свои поговорки. Поэтому, как и в любом пособии, отбери нужное тебе и спокойно выбрось остальное. Все это - не догма, не учебник. Что-то допишешь сам, что-то перефразируешь. Это - только для Тебя!

Ну и еще два слова. Я не стал указывать авторов "крылатых выражений". Среди них и известные всей стране режиссеры и педагоги, и пока мало известные преподаватели, и сами студенты. При всей моей огромной благодарности, искреннем уважении ко всем "авторам" этого фольклора - оставим их анонимами. Кто знает - знает, кто нет - пусть гадает, кто из Мастеров это произносил. Ведь самое важное, что это - для тебя, и ТЕБЕ отбирать нужное, делать его своим. И снова повторюсь: как и любая настоящая шпора, эти лозунги имеют смысл только после того, как ты действительно прочел и продумал настоящие, серьезные книги. Иначе, сам понимаешь, "из ничего и выйдет ничего". Ну, а теперь попробуй примерить к себе, к своему опыту эти краткие афоризмы. Начнем?

Подготовка к репетиции

ТИШИНА – УДОБРЕНИЕ ДЛЯ ИСКУССТВА. Репетиция, начатая в суете, внутренней и внешней, на суету и растрачивается. Пожалей собственное время, впустую растраченное на ерунду, реши всю мелочь заранее.

РЕПЕТИЦИЯ – ОТ СЛОВА ПРОБА. Вообще-то это слово, конечно, от французского слова repeter, то есть повторять. Вот мы и приходим часто повторять, и только. Но в славянских языках для этого занятия есть слово "проба", и это гораздо ближе к делу.Каждый раз мы что-то на репетиции пробуем - новый кусок, новый ход, новый градус игры. Так что вопрос перед началом – "Что сегодня пробовать будем? " Может, насколько закрепилось предыдущее, может, новое приспособление, может, сегодня другой партнер. Но не повторяй, а всегда пробуй.

РЕПЕТИЦИЯ – ИСПРАВЛЕНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ОШИБОК. В общем-то, это про то же самое. Пробуй новое, исправляй то, что не вышло вчера, приноси новое. Только не работай магнитофоном, не повторяй так же и то же, что и вчера. Тогда вся репетиция бессмысленна.

ОШИБАТЬСЯ – НУЖНО ! Ко всем чертям страхи "а вдруг не получится", "Ой, у меня не выйдет! ". Страх тормозит все твои способности, цепенеют мышцы, сдавливается дыхание, отключается воображение, гибнет игра. Так что иди на площадку за ошибками!!

НЕ ЗНАЕШЬ ТЕКСТА – МЕЙЕРХОЛЬД НЕ СПАСЕТ. Тут исключения бывают, и мастер иногда говорит: не учи текст, пробуй ситуацию импровизационно. Но если дополнительных запретов нет - учи! Потратишь время до репетиции - будет за что схватиться в минуту жизни трудную, хоть слова выговоришь, да и с запятыми и ударениями наполовину разберешься сам, не дожидаясь окрика. Профессиональный актерский кошмар во сне: "Выхожу на сцену, а слова вылетели из головы…"

СПОТКНЕШЬСЯ НЕ НА СВЕРХЗАДАЧЕ, А НА ГВОЗДЕ. Не поленись подготовить реквизит, проверь костюм до того, а не во время того. Большинство актерских баек о страшных случаях начинаются с того, что "выхожу я на сцену, а портфель (шпагу, письмо, авоську, бутылку и т. д. ) ЗАБЫЛ!! " Не надейся на бутафора, на партнера, все проверь сам и не раз. И кстати, в новом спектакле выясни, в какую сторону открываются двери на сцене. А то бывали ТАКИЕ случаи..

ЗА ЧУЖОЙ РЕКВИЗИТ – УБЬЮТ! Никогда не трогай чужой реквизит, костюм, приготовленный для репетиции или спектакля. Я поставил трость в нужном месте за кулисами, выскакиваю на секунду со сцены - а какой-то "товарищ" взял ее на минутку поиграть! Да я его разорву на части и буду прав! И кроме того, на уровне даже биоэнергетики это мое, моим потом пропитано, моими нервами обыграно, слезами полито. И тебе моя энергетика, таящаяся в этом предмете, платке, портсигаре не поможет, только повредит. Береги свой реквизит и костюм и берегись чужого!

ОДЕВАЙСЯ ДЛЯ ДЕЛА, А НЕ ДЛЯ ЭФФЕКТА. Работать на площадке должно быть удобно: сесть, лечь, кувыркнуться - нет проблем. Режиссера ужасно раздражают заявления: "Я в этой юбке не могу встать на стул", "А можно, я эти брюки пачкать не буду? ". Зачем пришел – для того и одевайся. И то же самое дамам по поводу причесок и макияжа. Красоваться будем на спектакле!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ ОБ ИСХОДНОМ. Не кидайся на сцену, как в открывшиеся двери метро; сосредоточься, возьми важнейшие обстоятельства, обнови свое знание "зачем я туда иду, чего мне там хочется? " Короче, помолчи секунду-другую и иди не из кулис, а из жизни, уже действуя!

НА СЦЕНУ ИДУТ ЗА УДОВОЛЬСТВИЕМ! Если для тебя каждый вызов на площадку сродни вызову к доске в школе, если главная мысль – скорее бы кончилась репетиция - родной мой, беги ты отсюда, пожалей свою молодую жизнь! Весь этот сумасшедший дом, именуемый Театром, имеет смысл только тогда, когда тебе на сцене интересно, радостно. Других прелестей от него не жди, их не будет!

На площадке, в репетиции

ДРУГОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ. Ты часто слышал эти слова - "репетируй, как в последний раз", "не береги себя" и так далее. И это действительно так, Здесь так же , как в спорте: если на тренировке не прыгаешь на метр 20, то и на соревнованиях чуда не будет. На репетиции нужно создать запас сил, приспособлений, отдачи, ярости, любви, борьбы – только тогда в сумасшедшей атмосфере премьеры ты не сорвешься. Поэтому репетируй каждый раз как последний, на своем сегодняшнем пределе. (Поверь, что это не просто красивое пожелание, за этими словами опыт многих и многих поколений актеров.)

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ НЕ УСИДИШЬ. В каждом событии у тебя может быть только одно действие, одна цель. Только к ней единственной! Если начнется: "Вообще я ее люблю, но и ненавижу немножко, и завидую чуть-чуть…" и ты попытаешься сыграть все сразу - действие рассыплется. Все прочие определения – только окраска единого действия. Прогоняю, унижаю, соблазняю, спасаю – но что-то одно!

НЕ ИЗ КУЛИС И НЕ В КУЛИСЫ. Я появляюсь на площадке не с нуля, жизнь моя в обстоятельствах начинается еще там, за сценой. Выноси на площадку ритм, дыхание, задачу и действуй! И с уходом за кулисы жизнь не заканчивается, я иду бороться, радоваться, встречаться – иду продолжать действовать! Поэтому не из кулис в кулисы, а из жизни в жизнь прохожу я по площадке сцены. Классический анекдот: режиссер спрашивает актера "С чем ты выходишь на сцену? ", а тот отвечает: "С авоськой. " Так не с авоськой, а с задачей, с верой в обстоятельства, в дело, к партнеру! И ухожу тоже к партнеру, другому, с другой задачей. Внешне нарушение этого правила проявляется в том, что актер выходит на сцену, глядя в пол, и уходит, глядя под ноги, чтобы не столкнуться в темных кулисах. Но для зрителей-то там не кулисы, а ЖИЗНЬ! Так что иди жить, а значит – смотри в глаза партнера.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ? Если в сцене, в эпизоде что-то происходит, а это обязательно, я ухожу не таким, как пришел. Я меняюсь здесь, на глазах зрителей и партнеров – обрадован или разозлен, заинтригован или успокоен. Поэтому всегда вопрос себе : а что меняется во мне (да и в других), каким я пришел и каким уйду?

УВЛЕКАЯСЬ ЗАДАЧЕЙ, ЗАБЫВАЕШЬ ЛИШНЕЕ. На сцене все мешает: стулья вместо мебели, яркий свет, картонные яблоки, зрители, страх, влюбленность в костюмершу и так далее. Справиться со всеми помехами можно только подлинно заразившись задачей, зациклившись на партнере, вцепившись в цель, которой добиваюсь. Тогда все прочие проблемы уйдут на второй план, перестанут отвлекать от главного.

АЗАРТ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ! УВЛЕКИСЬ СЕЙЧАС !! Репетиция – не примерка в ателье: тут когда-то будет карман, тут воротничок попозже пришьем, а рукава будут через неделю. Сегодня есть цель - и добивайся ее на пределе, до конца. Да, текст держит, да, мизансцены никакие, да, костюмов и реквизита еще нет, все это мешает. Но подлинность и азартная увлеченность целью – смысл репетиции. Иначе все вхолостую! Либо ты включаешься в борьбу через партнера до конца, весь твой организм пробует все на пределе, либо убирайся с площадки, все бессмысленно. Аналогия с той же спортивной тренировкой: либо я тренируюсь, прыгаю на пределе, либо… На кой тогда приходить в спортзал?! И не жди прогонов, премьеры – чего не было на репетиции, того не будет и там. Из ничего и выйдет ничего. Так что в поступке – ДО КОНЦА!

НЕ ЗНАЮ, ЧТО СЕЙЧАС БУДЕТ. ГОТОВЛЮСЬ К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ. Ты знаешь текст, знаешь, что партнерша сейчас повернется и заплачет. Но настраивайся на противоположное, готовься к обратному! Тогда твоя оценка происходящего будет живая, сиюминутная, тогда отключится "мотор" и ты все воспримешь как живое, сиюминутное, неожиданное. Знаю, что окликнут справа – поворачиваюсь влево; знаю, что сейчас поругаемся – играю страстную любовь. Все знаю – и ничего не знаю! ВСЕ – ВПЕРВЫЕ!

НЕ СЛЕЗЫ, А БОРЬБА С НИМИ. Интересно преодоление препятствий, а не "поддавание" страстей, не головная боль, а борьба с ней. Ищи не комфорт, не "масло масляное", а борьбу, препятствие, чтобы в преодолении его проявился Ты, твоя энергия, темперамент и характер.

НЕ РВИ СТРАСТИ, ОСТАВЬ СЕБЕ НЕМНОЖКО. Из неукротимого желания молодого актера уж "сыгррать так сыгрррать! " в сильной сцене рождается желание "поддать" страсти, напора, энергии. И он наигрывает, "жмет". Опытный же актер играет как бы не до конца, у него еще остается кое-что внутри, он не выплескивает наружу все, что накопил. И эта сдержанность производит гораздо более сильное впечатление, создает масштаб личности: у него такие дела, а он еще находит силы сдержаться! И наоборот, когда мы стараемся произвести впечатление, "разъясняем" зрителям, что я тут на грани безумия - сразу возникает напряжение, фальшь, неправда. Чем сильнее переживание, тем СДЕРЖАННЕЕ стоит его играть.

СКРЫВАЙ ИЗНАНКУ, ОШИБКУ. Мало ли что произойдет – забыли текст, спутали мизансцены, не вовремя вышел герой и так далее. Ни в коем случае не ойкай, не показывай зрителю, что ошиблись – "у нас все так и задумано, все идет, как должно". Публика съест все, что бы ни происходило, любой бред, если ты будешь вести себя как ни в чем ни бывало. Покажешь изнанку платья, засмущавшись,- захихикают; будешь носить все платье шиворот-навыворот, но невозмутимо – решат, что это новая мода. С этим связано и следующее правило:

ВЕРИШЬ ТЫ – ВЕРИМ И МЫ. На этом вообще построен театр: мы сопереживаем тому, во что верит, чем живет актер. Отношусь я к горбатому, кривому партнеру, как к красавцу, - и зал поверит в это; смотрю на красавца-партнера тусклым глазом – и все слова о великой любви летят в пустоту. Так что это не Станиславский "не верит", это актер не верит в обстоятельства, не берет их, не живет ими.

НАКАПЛИВАЙ! За время репетиции тебе необходимо стать богаче – в эмоциях, в приспособлениях, в импровизации, во внимании, во внутренней речи – словом, во всем, что ты пробуешь. Если ты остался на прежнем уровне – грош цена потерянному времени. Задай себе вопрос: что я накопил сегодня, чем стал оснащеннее, в чем разбогател? Много ли, мало ли, но накопить необходимо!

Ошибка, остановка

ОСТАНОВИТ РЕЖИССЕР, А НЕ ТЫ. Не допускай в себе возможности остановки, а это значит - действуй всегда в полную силу. Будет не то – тебе скажет режиссер, но сам иди до конца, до предела! После куска, сцены можешь сказать: "Стоп, а давайте попробуем по-другому", но не во время действия. Иначе ты играешь вполноги, ослабляешь затрату.

ОПРАВДАНИЯ – В МИЛИЦИИ. Никогда не объясняй, почему что-то не случилось. Сцена уже сыграна, молоко уже пролилось, ошибка сделана, и никакие оправдания ее не вернут. Если ты понял, что и почему сделал не так – "Давайте попробуем еще раз". Если не понял – выясни, молча выслушай, спроси, и опять-таки – "Снова попробуем". А бесконечные объяснения "почему не вышло" только раздражают. (Если, конечно, это не разбор сцены, не вопрос режиссера к тебе – как ты понял случившееся. Тут надо, конечно, подумать, разобраться, проанализировать, но все равно не оправдываться, не доказывать на словах, что "я хороший".

НЕ ВЫКЛЮЧАЙ ЗАЖИГАНИЕ, НЕ ВЫДЫХАЙ. Обычно после возгласа режиссера "Стоп! " актер останавливается не только внешне, но и внутренне, сбрасывает энергию действия, уходит на "ноль" азарта. Поступай, как в автомобиле на светофоре: я притормозил, стою, но мотор работает, зажигание не выключено, сейчас дадут зеленый, мы с режиссером разберемся – и снова вперед, с накопленной энергией, не начиная репетицию сначала. Не выключайся, не сбрасывай набранную уже веру в обстоятельства. И еще: не выдыхай резко, активно на сцене, не отключай импульс. Переведи дыхание, набери воздух – и вперед снова, но не сбрасывай энергию!

СБИЛСЯ – ЧЕГО ХОЧУ? Если что-то не пошло, сбился, растерялся – первый вопрос: а чего я здесь хочу? Чего я от партнера ДОБИВАЮСЬ? (Вот для этого и нужен разбор за столом.) Ага, мне нужно ее соблазнить. Соблазняем! – и продолжаю действовать.

ЗАБЫЛ СЛОВА – ИЩИ ПАРТНЕРА, ЗАБЫЛ ПАРТНЕРА – СЛОВА НЕ ПОМОГУТ. СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ – ПАРТНЕР. Ну тут и комментариев не надо. Все через партнера, через него, родного. Он и паузу подержит, заполнит, пока ты соберешься с мыслями, и пойдет дальше по тексту и по делу, да и слова порой подскажет. Цени партнера и партнерство!

СБИЛСЯ – ЧЕРЕЗ "ТОЧКУ" К ПАРТНЕРУ! Собрать внимание при ошибке, при сбое проще всего через "точку" маленький объект внимания: шляпку гвоздя, пятнышко, точку. И по М.Чехову – рассмотри, приблизь, удали, слейся с ним. А дальше – где мой главный объект? Где партнер? Чего я от него хочу? Вспомнил! Хочу – и действую! И не бойся паузы: действенная пауза держит внимание зала лучше, чем иной монолог.

ПОСЛЕ СБОЯ, ОШИБКИ ВСЕГДА ПОВЫШАЙ ЭНЕРГИЮ! Примерно такая аналогия: бросил камень – недолет; следующий надо бросать сильнее! Сбился или остановили – собрал внимание через точку, вспомнил, чего хочу – и с дополнительной силой добиваюсь!

"ПОПРОБУЮ", А НЕ "ПОНЯЛ". Что ты там на самом деле понял – это еще большой вопрос. И его либо надо долго выяснять на словах, а при этом репетиция стоит, партнеры звереют, – либо сделать проще и конкретнее: показать, сделать, и сразу ясно, действительно ли ты понял и что именно, и режиссеру проще конкретно внести коррективы. Актер – профессия молчаливая! Так что не "понял", а "попробую", "посмотрите". В любом случае – ПОКАЖИ, А НЕ РАССКАЗЫВАЙ, НЕ БОЛТАЙ!

НЕ РЕПЕТИРУЙ "ДЛЯ ДЯДИ", НЕ ДЕЛАЙ "ОДОЛЖЕНИЕ" РЕЖИССЕРУ. Как бы ни сложились ваши отношения, играть-то тебе, тебе выходить на публику. И ей не расскажешь, что он тиран, негодяй и вообще вы умнее. Так что возьми от режиссера все, что возможно, оставь за скобками все его минусы, и репетируй для себя! А если станет очень горько при окрике, знай, что обида – самое бесполезное чувство. Она замыкает на себя, она не стимулирует преодоление. Переведи ее в злость, в азарт, в "я тебе покажу! " - и вперед!

Физическое поведение

СВОБОДУ МЫШЦАМ!! Доведи процедуру освобождения тела до рефлекторного, подсознательного, постоянного процесса, вроде дыхания, о котором не думаешь. Когда ты на площадке, думать об освобождении уже поздно, тело уже должно быть свободно, открыто, в рабочем самочувствии. Расслаблением, освобождением мышц надо заниматься ДО того, а не ВО ВРЕМЯ того, как ты встречаешься с партнером. "Зажатое брюхо к искусству глухо! "

ДОЛОЙ "КВАЗИМОДОВ" СО СЦЕНЫ!!! Это просто кошмар, до чего современные молодые горбаты! 10 лет вполне средней школы сделали свое черное дело, но хватит, пора прекратить шествие согбенных Джульетт и Ромео по сцене. ВЫПРЯМИСЬ, и пусть это будет всегда! Как и в технике речи, думать о прямизне на площадке уже поздно, готовь тело в перерыве, дома, на улице, в метро, чтобы на сцене ты был (а особенно была!) строен и прекрасен, каким тебя и создала мать-природа.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ = ПОСТУПОК. Большинство неопытных актеров, когда что-то не так на сцене, не хватает уверенности, начинает подменять активную внутреннюю жизнь внешней активностью. Проще говоря, они начинают метаться по сцене, надо ли, не надо, лишь бы "что-то делать", в смысле – двигаться. И этим продают себя напрочь! КАЖДОЕ движение, перемещение на сцене есть ПОСТУПОК! И если ты не знаешь, что делаешь движением, то ты бессмысленно мечешься по сцене, рождая в зрителе одно чувство – дикое раздражение, желание крикнуть: "Да встань ты на месте!" Хороший актер не суетится!

НА ПОЛУ НИЧЕГО НЕ НАПИСАНО! Когда неуверен, когда не знаю, что делать, когда не привык общаться с партнером, а с залом страшно,- куда смотреть? Правильно, в пол! Вот и ходят эти актеры по сцене, считая гвозди в планшете, имитируя глубокие раздумья. А ведь зеркало души - г л а з а! Так оторвись от пола, возьми глаза партнера – и вместе мы эту телегу обязательно потянем! И зал все прочтет по нашим взглядам, которые мы не будем прятать в пол.

ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ЗРИТЕЛЯ. Хотя есть у актеров и актрис потрясающе выразительные спины и прочие точки сзади, но лицо, глаза все-таки симпатичнее и умнее. Выработай в себе привычку: удобно или нет, коротко или длинно, но все повороты, развороты, смены ракурсов, перемещения делать так, чтобы зритель видел тебя больше спереди; не спиной, а через зрителя.

НЕ СТОЙ НА ЗАДНЕЙ НОГЕ. Выражение образное, а суть его в том, что ноги – проводник энергии, "орган воли", поступка. И когда актер стоит на сцене на расслабленных ногах, отставив кокетливо переднюю ножку, совершить мощный, решительный поступок ему нечем, воли не хватит. Поэтому всегда, как хищник в лесу, будь готов к броску, к поступку. А если и расслабляешься, то только для последующего действия. Короче говоря, на сцене не отдыхают!

ЛИЦОМ К ЛИЦУ ЛИЦА НЕ УВИДАТЬ. НЕ ЛЕПИСЬ К ПАРТНЕРУ! Сцена огромна, места даже на учебной площадке навалом, но пугливый студент обязательно лепится в кучку, поближе к партнеру. И сразу нет выразительной мизансцены, нет полета слова, нет большого поступка – все превращается в какие-то микропоступочки, игру в бирюльки. Старайся заполнить площадку целиком, взять большое пространство. Это, кстати, и твою энергию укрупняет, делает тебя выразительнее.

ПАРТНЕР – ЛИЦО НЕПРИКОСНОВЕННОЕ. Не хватай его руками, не отрывай пуговицы на одежде. Прикосновение – сложнейший и деликатнейший поступок, он оправдан только при крайней необходимости. Если можешь обойтись как-нибудь иначе - взглядом, словом, внутренним импульсом - не лапай его руками! И к этому же – НЕ РАЗГОВАРИВАЙ РУКАМИ! Понятнее не станет, только прибавится грязи и суеты на сцене. Скажи душой, глазами, словом, и только в крайнем случае – прикоснись.

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ – САМАЯ СКУЧНАЯ. Зрителя интересует, захватывает борьба, преодоление препятствий. Именно в преодолении проявляется энергия персонажа. И хороший актер сам старается найти себе препятствия: и внутренние – обостряя обстоятельства, и даже внешние – подойти к партнеру не по прямой, а отодвинув стул, отшвырнув шляпу по дороге, открыть "трудно" открывающуюся дверь и так далее. И само перемещение по сцене чем сложнее, чем "непрямолинейнее", тем выразительнее. В жизни мы бежим от трудностей, хотим все сделать быстро, пройти прямо. На сцене же – все наоборот. Таковы особенности выразительности в нашем деле.

ДЕКОРАЦИИ – ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ!! Ужасная актерская небрежность – прикасаться к кулисам, к декорациям, ходить, задевая их, еще и прислоняться. Все это матерчато-реечное великолепие начинает ходить ходуном, стены старинного замка идут волнами, скалы сотрясаются, и в результате – жизнерадостное хихикание зала. Да, мы все знаем, что камень на сцене картонный, а дерево написано на куске ткани. Но разрушая маленькую иллюзию, мы гробим и более важные обстоятельства, если нам не верят в малом – не поверят и в большом. Поэтому относись к кулисам, как к проводам высокого напряжения, держись от них подальше.

ЖЕСТ ДАЛЬНЕЙ РУКОЙ. Когда ты стоишь в профиль и надо на что-то указать, сделай это дальней от зрителя рукой. Тогда ты не перекрываешь себя, зритель не теряет твои глаза. Это не всегда удобно, но если выработать такой рефлекс (как и поворот через зрителя), то ты всегда будешь выразителен и открыт.

ОТКРЫВАЙ ПАРТНЕРОВ. Ты впереди, они сзади – чувствуй их за собой, выбери место, где и ты открыт, и партнеров видно. Этот навык надо тоже вырабатывать до автоматизма, чтобы при переходе по сцене или при статичной мизансцене видны были все.

УЛЫБАЯСЬ, ПОЕЗД НЕ ДОГОНИШЬ. Улыбка – сильное оружие на сцене, она нужна в особых ситуациях, как отдельный поступок специального назначения. Если же актер, а чаще актриса, без конца бродит по сцене со ртом до ушей, то очень быстро мы начинаем сомневаться в умственных способностях персонажа. Перефразируя великую актрису, запомни: "Улыбка – страшная сила! " И не стреляй из пушки по воробьям, БЕРЕГИ УЛЫБКУ!

НЕ ХЛОПОЧИ ЛИЦОМ. Вечная проблема начинающих – стремление все сыграть мимикой, глазами, ртом, носом, даже ушами. Оставь лицо в покое! Когда ты веришь в обстоятельства, когда ты воспринимаешь партнера, когда тебе нужно делать что-либо – хлопоты физиономией только отберут лишнюю энергию и исказят до безобразия твой прелестный облик. Когда ты живешь искренне на сцене, лицо само отразит твою внутреннюю жизнь настолько, насколько нужно – не больше и не меньше. Благородная сдержанность – мощное оружие таланта.

И СНОВА – СВОБОДУ МЫШЦАМ !!

Слово

НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ – ГОВОРЮ! Слово – не самоцель, это всегда лишь СРЕДСТВО для достижения цели. Цель – в партнере. И только когда слово необходимо, когда без него никак - только тогда ты на него имеешь право. Необходимость слова, фразы, монолога должна РОЖДАТЬСЯ из взаимодействия, и ни в коем случае "потому, что дядя автор написал".

ГОВОРЮ НЕ УХУ, А ГЛАЗУ. Смысл общения в том, чтобы партнер стал смотреть на мир моими глазами, оценивать все, как я. Можно сказать, что мы все время убеждаем партнера. А это значит – передаем ему свои видения, заражаем его своим взглядом на вещи. Так что накопи свои видения в себе – и передай ему, чтобы он стал смотреть твоими глазами, чтобы стал относиться ко всему, как ты. Чтобы он не услышал, а у в и д е л !

МЫСЛЬ ОПЕРЕЖАЕТ СЛОВО. Суть ясна – сначала подумай, найди слово, роди его, а потом уж работай языком. Одна из самых частых ошибок на сцене – когда заученное слово опережает мысль.

ПАУЗА – ПРОДОЛЖЕНИЕ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ. Начинающий актер или боится пауз и лепит все в одну дуду, либо изображает в паузе "глубокомыслие" и долго молчит, бродит по сцене, а потом говорит какую-то мелочь. Пауза всегда ДЕЙСТВЕННА, это либо поиск поступка, поиск слова, продолжение мысли, рождение новой идеи и так далее. Но если в паузе нечего делать – долой паузы!

СЛЫШНО, КОГДА ДЕЙСТВУЕШЬ. Когда режиссер кричит "громче! ", это значит, как правило, что ты просто-напросто потерял цель, не пробиваешься к партнеру, не действуешь. Если ты увлечен по-настоящему целью, подлинно хочешь чего-то от партнера, азартен и внимателен – тебя всегда услышат (конечно, если ты не проспал все занятия по технике речи на первом курсе). Так что залог внятности – не в твоих связках, а в партнере!

ГВОЗДИ ЗАБИВАЮТ НА СТРОЙКЕ, А НЕ В ТЕКСТЕ. Речь идет все о той же многоударности, когда после почти каждого слова, каждой фразы ставится жирная точка, как забитый гвоздь. Мысль рвется, перспектива действия отсутствует, все действие ограничено одной фразой, и куда же тянется пресловутая "макаронина", какая мысль, слово, видение является главным – полное недоумение. Действие стоит на месте, не развивается, и, несмотря на четкую дикцию, внятную речь, мы тихо дремлем. Не забивай точки, как гвозди, в каждой фразе, тяни мысль в перспективу к главному понятию! И с этим же связано следующее:

УДАРЕНИЕ ТОЛЬКО ОДНО (глагол, перечисление, противопоставление). Это относится и к одному слову, и к фразе, и к целому монологу. В слове ОДНО ударение, причем грамотное. Так что не пожалей денег, купи словарь ударений русского языка, и перед первым прочтением роли на труппе проставь галочки, меньше проблем будет. Во фразе, в предложении тоже только ОДНО слово главное. Нарушение этого правила называется многоударностью и затуманивает смысл фразы. И в развернутой реплике, и в длинном монологе все равно есть ТОЛЬКО ОДНА главная мысль, к которой, как к магниту, тянутся все прочие слова, многоточия, паузы. Научись выделять и держать внутри эту главную мысль, стремиться к ней, как стрелка компаса к северу – и твоя речь любого объема приобретет направленность, перспективу, в ней появится смысл (однокоренное с "мыслью").

СЛОВО ИЛИ РОЖДАЕТСЯ, ИЛИ ПРОБРАСЫВАЕТСЯ. Возможно, это спорно или вульгарновато звучит, но для меня есть два подхода к звучащему слову. Или оно сложно, с паузой, с мыслью ищется, подбирается, рождается, и тогда это смысловое, главное, ударное слово или мысль. А вот проходной текст – он и есть проходной. Его, конечно, должно быть слышно, понятно, он должен долететь и до партнера, и до последнего ряда зала, но смысловая нагрузка его мала, он только готовит главное, основное, смысловое понятие. Поэтому "забивать гвозди" в нем, жирно ставить точки, подчеркивать ударения – значит запутывать зрителя и партнера, растворять смысл в многоударности, сделать текст труднопонимаемым. Так что на уровне ремесла – или рожай слово в муках, или готовься во многих словах наконец сказать главное, не особо затрачиваясь на проходные. Держи перспективу!

Партнер

ПАРТНЕР – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ!! Все, что ты сможешь сделать на сцене, ты сделаешь только через него или не сделаешь вообще. Так что выше всего ценятся у профессионалов партнерские отношения. Хорошего партнера берегут, прощают ему (если есть что), стараются попасть в "его" состав. И очень часто твои собратья по сцене предпочтут более слабого индивидуально, но командного, "партнерского" актера видеть рядом. А вот "гениев", даже вполне настоящих, признанных, но играющих в одиночку, тянущих одеяло на себя и заворачивающихся в него, стоя в центре – "а вы, прочие, как знаете", - творящих на себя, а не на партнера,- таких на театре оч-чень не любят и при случае с удовольствием сделают такому какую-нибудь каверзу, на которые театр так изобретателен. И в чем-то будут правы…

ТВОРЯТ СРЕДИ СВОИХ. Атмосфера репетиции и спектакля особая. Все обострено, все воспринимается иначе, чем за дверью, в коридоре. Легкая хохма, которую спокойно "съели" бы в другом месте, здесь вызовет слезы, обиду и ссору на всю жизнь. А деликатные сцены, а любовь, а когда что-то не выходит на микронном уровне души? Тут не то что улыбка, тут дыхание рядом сидящего – что кирпич по голове! Недаром актеры любят "парные", малочисленные репетиции, когда никого вокруг, только я и партнер (ну режиссер не в счет, он вообще существо особого свойства). И если уж ты сидишь на репетиции и ждешь своей очереди, воистину будь тише воды, ниже травы. Только в безопасности, в доверии может приоткрыться твой партнер и ты сам, и тогда рождается что-то Настоящее. Ну и уж конечно –

НАСМЕШКА УБИВАЕТ НАСМЕРТЬ! Когда я на пределе внимания ловлю душу партнера и кто-то в репзале улыбнулся – это надо мной! И все оправдания потом ничего уже не изменят – да это я не про тебя, я просто так, я анекдот вспомнил – все уже пошло к чертям! Восстановить атмосферу репетиции невероятно трудно, а то и невозможно. Так что в ожидании выхода на сцену спрячь все реакции во внутренний карман! (Конечно, бывает и комедийный репертуар, там все с точностью до наоборот, и все же…)

НЕ ТЯНИ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ. Возможно, тебе еще почти ничего не ясно в сцене, у тебя куча предложений, тебе режиссер нужен на ближайшие полгода больше, чем зарплата – но вокруг сидит не просто очередь, это твои Партнеры, и у них не меньше проблем к режиссеру, чем у тебя. И превращать общую репетицию в свою личную – это театральное хамство. Что-то спросишь потом, до чего-то дойдешь сам, что-то услышишь в работе с другими.

ИЗВИНИСЬ! Всякое бывает и на сцене, и в жизни: и резкость, и срыв, и ошибка. Извиняться неприятно, да иногда кажется – и зачем? Все поняли, что я не нарочно, завтра же все забудется, и вообще это мелочь по сравнению со сквозным действием. И все же – преодолей себя, извинись, если ты не прав или хотя бы не совсем прав, и уверяю тебя, это оценят как серьезный твой личностный поступок. Таких людей уважают.

НЕ ОБВИНЯЙ ПАРТНЕРА!! Никогда и ни в чем не обвиняй! Во-первых, это не твое право, для этого есть режиссер, а ты такой же актер, как и твой соратник. Во-вторых, если партнер хороший, он и сам знает, что ошибся, и постарается исправиться. Если он чего-то не понял – попроси, посоветуй, предложи, уговори, пошути. Но ругать, обвинять своего же товарища НЕ СМЕЙ НИКОГДА! Кроме скандала, испорченных отношений, уничтоженной атмосферы репетиции ты не получишь ничего. И при самых грубых его ошибках помни заповедь: ПАРТНЕР – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ НА СЦЕНЕ, тебе с ним идти в бой с залом. Есть у актеров высший комплимент: "Он хороший партнер". Такое звание гораздо выше, чем "хороший актер", чем все Заслуженные и Народные. Если о тебе такое скажут когда-нибудь – жизнь на сцене Ты прожил не зря!

-----------------------------------------------------------

Конечно, этот список можно и продолжать, и добавлять новые афоризмы, но я этого, пожалуй, делать не стану. Шпаргалка в трех томах – это уже учебник. А Ты решай сам: выпиши то, что тебя заинтересовало, что "твое", отбрось лишнее, найди новые "волшебные слова" - словом, используй эти странички как инструмент. И если когда-нибудь всплывшее в памяти выражение поможет Тебе в сложный момент репетиции или спектакля - я буду счастлив и вместе с Тобою разделю заслуженные овации зала. Удачи Тебе, ролей Тебе, хороших режиссеров Тебе – и НИ ПУХА, НИ ПЕРА!

С УВАЖЕНИЕМ - Александр Евгеньевич Зубов.

P.S. А вот теперь, когда ты прочел все это, я скажу Главное: настоящее Искусство начинается тогда, когда кончаются все (изученные, освоенные!) правила и нормы и прорывается, вступает в борьбу творческая суть, индивидуальность ХУДОЖНИКА, создающая свои законы.

www.theatre-library.ru

Зубов Виктор Евгеньевич - пользователь, сотрудник

Зубов Виктор Евгеньевич пользователь

МГУ имени М.В. Ломоносова, Физический факультет, Отделение физики твердого тела, Кафедра магнетизма, главный научный сотрудник, с 1 апреля 1975
доктор физико-математических наук с 1994 года
профессор по специальности № Физика магнитных явлений с 11 июня 1998 г.
Соавторы: Кудаков А.Д., Кринчик Г.С., Левшин Н.Л., Лычаков В.А., Tabolin A., Strugatsky M.B., Дун И., Субботин С.Б., Зеленина Л.И., Модестов А.Д., Кузьменко С.Н., Strugatsky M.B., Селезнев Л.В. показать полностью..., Шалыгина (Чепурова) Е.Е., Архипов К.В., Максимова Е.М., Rotenberg Z.A., KRINCHIK G., Маслов А.И., Мукимов К.М., Перов Н.С., Поляков П.А., Цепелев В.С., Акиньшин В.С., Safronov A., Зверлов Б.В., Кисин В.И., Nauhatsky I.A., Бенидзе О.М., Галкина О.С., Ганьшина Е.А., Зеленов В.О., Кириллов В.М., Меунаргия В.Т., Мучиев С.Г., Никаноров С.И., Задерновский А.А., Davydov V.A., Zadernovski A.A., Казаринов В.Е., Кринчик Г.С., Yagupov S.V., Kuz'menko S.N., Nauhatsky I.A., Белов И.А., Галкина Н.М., Bannykh O.A., Kondyurin A., Gusev M.Y., Bolotin D.D., Шапаева Т.Б., Таблин Физический практикум А.С., Таблин Физический практикум Электромагнетизм А.С., Медина Т.А., Мороз Ж.М., Наухацкий И.А., Неустроев Н.С., Никитин Л.В., Панкратов А.В., Папорков В.А., Селезнева Е.В., Стефов Н.В., Струг Р.Е., Усманова Г.Ш., Хребтов А.П., Цесарский А.А., Шефтель Е.Н., Шнайдер Б., Зверьков, Давыдов В.А., Давыдов В.А., Андрианов В.И., Исаев А.С., Капуткин Д.Е., Левшин Н.Л., Tarakanov V.V., Uchida H., Uhov E., Vlasov M.A., Yakubov S.D., Аскоченский А.А., Levsнin N.L., Maksimova E.M., Maslov V N Meunargiya A.I., Mezenkov N.A., Mogilenec Y., Neustroev N.S., Pilipenko V.V., Sheftel' E.N., Skibinsky K.M., Белов И.А., Блюшке А., Власов М.А., Гаджилов М.В., Галкина И.М., Делекторский А.А., Зайцева А.В., Kliava J., Inoue M., Fedulova T.S., Dun I., Belozerov V., Кириллов В.М.
99 статей, 14 книг, 18 докладов на конференциях, 94 тезисов докладов, 1 НИР, 3 патента, 6 членств в программных комитетах, 8 диссертаций, 19 дипломных работ, 4 учебных курса
Количество цитирований статей в журналах по данным Web of Science: 49, Scopus: 38
IstinaResearcherID (IRID): 592322

Деятельность Экспорт в BibTeX стиль:  обычный | ГОСТ | plain | abbrv | acm | alpha | amsalpha | amsplain | apalike | ieeetr | siam

  • Статьи в журналах
      • 2002 Торможение доменной границы ферромагнетика дефектами, образованными в процессе слабой адсорбции молекул воды
      • Зубов В.Е., Кудаков А.Д., Левшин Н.Л., Федулова Т.С., Зайцева А.В., Цепелев В.С.
      • в журнале Вестник Московского университета. Серия 3: Физика, астрономия, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 3, с. 52-57
  • Статьи в сборниках
  • Книги
  • Доклады на конференциях
      • 2017 Surface magnetism and morphology of FeBO3 single crystals (Устный)
      • Авторы: Yagupov S., Strugatsky M., Maksimova E., Nauhatsky I., Seleznyova K., Mogilenec Yu, Zubov V.
      • Moscow International Symposium on Magnetics (1-5 July, 2017, Moscow), Москва, Россия, 1-5 июля 2017
  • Тезисы докладов
      • 2017 Influence of reversible adsorption on magnetic susceptibility of iron borate
      • Zubov V.E., Kudakov A.D., Levshin N.L., Belov I.A., Strugatsky M.B.
      • в сборнике Book of Abstracts. Moscow International Symposium on Magnetism (MISM 2017), 1 – 5 Jule 2017, место издания M.V. Lomonosov Moscow State University, Faculty of Physics Moscow, том 1, тезисы, с. 961-961
      • 2017 Surface magnetism and morphology of FeBO3 single crystals
      • Yagupov S., Strugatsky M., Maksimova E., Nauhatsky I., Seleznyova K., Mogilenec Yu, Zubov V.
      • в сборнике Book of Abstracts. Moscow International Symposium on Magnetism (MISM 2017), 1 – 5 Jule 2017, место издания M.V. Lomonosov Moscow State University, Faculty of Physics Moscow, том 1, тезисы, с. 311-311
      • 2008 Structure Reversible Reconstruction of Amorphous Ferromagnetic by Water Molecules Weak Adsorption
      • Zubov V.E., Kudakov A.D., Levsyin N.L., Mezenkov N.A.
      • в сборнике Book of abstracts of Moscow International Symposium on Magnetism (MISM-2008, Moscow, Russia, June 20-25, 2008), место издания Физический факультет МГУ Moscow, Russia, тезисы, с. 195-195
      • 2003 Giant domain walls in Co-based amorphous alloy
      • Zubov V.E., Kudakov A.D., Tsepelev V.S., Fedulova T.S., Uhov E., Belozerov V.
      • в сборнике Absracts of Conf. “Soft Magnetic Materials 16”, Dusseldorf, Germany, September 9-12, место издания Dusseldorf, Germany, тезисы, с. T4-56-T4-56
      • 2001 Bulk monocrystals of iron borate: syntesis, habitus, effects
      • Strugatsky M.B., Yagupov S.V., Pankratov A.K., Tarakanov V.V., Zubov V.E.
      • в сборнике Abstracts of International Conference Functional Materials, место издания "Крым-Фарм-Трейдинг" Симферополь, Украина, тезисы, с. 73-73
      • 1999 Local magnetooptical investigation of improved amorphous ribbons FeCuNbSiB
      • Zubov V.E., Kudakov A.D., Tsepelev V.S., Sheftel E.N., Fedulova T.S., Zakharova A.Yu, K, Shmakova Yu
      • в сборнике Proc. of Moscow International Symposium on Magnetism MISM'99, том 2, тезисы, с. 317-319
      • 1988 Метод исследования магнитных микроструктур, основанный на стробировании магнитооптического сигнала
      • Зубов В.Е., Кринчик Г.С., Кудаков А.Д., Кузьменко С.Н.
      • в сборнике Тезисы докладов 11-й Всесоюзной школы-семинара "Новые магнитные материалы микроэлектроники", Ташкент, 17-26 октября 1988, место издания Ташкент, том 1, тезисы, с. 395-396
  • НИРы
      • 1 января 2011 - 31 декабря 2020 Фундаментальные проблемы физики магнитных наносистем
      • Физический факультет
      • Руководители: Ведяев А.В., Перов Н.С. Участники НИР: Абросимова Н.М., Алехина Ю.А., Ахуткина А.И., Бессонов В.О., Будилин В.С., Вовк О.И., Гаврилова Л.Е., Данилов Г.Е., Доронин Д.С., Зубов В.Е., Исаев Д.А., Кадышев Д.И., Кадышев Д.И., Каландия М.Р., Каландия М.Р., Каландия М.Р., Карпенко О.И., Ковалева И.Ю., Копцик С.В., Красильникова Д.Е., Кудаков А.Д., Курбатова Ю.Н., Макаров А.В., Макаров А.В., Макарова Л.А., Махаматов Н.Д., Мельников В.А., Никитин Л.В., Норина С.Б., Панькова Э.В., Пиле Я.Э., Родионов И.Д., Рубцов В.Д., Русакова Т.С., Самсонова В.В., Свечкина Н.Б., Свирин Д.Ю., Семисалова А.С., Соболев К.В., Соболева И.В., Стрелков Н.В., Титова А.О., Тябликов В.С., Феоктиства Е.В., Хайруллин М.Ф., Хамсин Ч.М., Харламова А.М., Четвертухин А.В., Четкин М.В., Шалыгин А.Н., Шалыгина (Чепурова) Е.Е., Шапаева Т.Б., Якушечкина А.К.
  • Патенты
  • Участие в программных комитетах конференций
  • Руководство диссертациями
  • Руководство дипломными работами
  • Авторство учебных курсов
  • Преподавание учебных курсов

istina.msu.ru

Лечение болезней десен и зубов традиционными и нетрадиционными способами (Е. Л. Исаева, 2010)

Анатомическое строение зубов

Зубы служат человеку для пережевывания пищи и участвуют в произношении отдельных звуков.

Человеческие зубы расположены в виде двух зубных дуг на двух противоположных челюстях – верхней и нижней – и образуют зубные ряды, состоящие из 16 зубов. У каждого из зубов свои функции и особенности, о которых мы подробно расскажем в данной главе. В частности, у каждого зуба имеется определенное количество корней, а зубные ряды, смыкаясь, оказываются в положении, называющемся прикусом.

Каждый зуб состоит из коронки – той части зуба, которая выступает над десной, корня и соединяющей их шейки. Большая часть коронки состоит из дентина, пропитанного солями кальция. Дентин, в свою очередь, имеет громадное количество мелких каналов, в которых находятся питательные волокна и нервные окончания.

Корни зубов в десне расположены каждый в своей лунке и образованы из дентина, покрытого цементом. Последний почти наполовину состоит из неорганических соединений. Между лункой и корнем зуба имеется связка, называемая периодонтом, который удерживает зуб в альвеолярном отростке челюсти.

Здесь же находятся кровеносные сосуды и нервные окончания, выходящие из стенок альвеол и питающие корневую оболочку.

В полости зуба, точнее, в его корневых каналах, находятся мягкие ткани – пульпа, состоящая из кровеносных сосудов, нервных окончаний и соединительной ткани. Среди прочих клеток в толще пульпы есть так называемые одонтобласты, влияющие на обменные процессы в костной ткани.

Зародыши зубов закладываются в организме еще во внутриутробном периоде. В первую очередь образуется дентин, затем эмаль, которая впоследствии впитывает в себя органические вещества (соли кальция), вследствие чего затвердевает. Вообще, развитие зубов – очень долгий и сложный процесс, который начинается еще в пренатальном периоде и заканчивается только к 20 годам.

Развитие зубов

Развитие зубов имеет 3 стадии. На I стадии, то есть на 6-й неделе внутриутробной жизни ребенка, на верхней и нижней его челюстях образуются утолщения – зубные пластины, после чего на их поверхности появляется по 10 выступов, дающих начало первым молочным зубам. На 10-й неделе пренатального периода появляются зачатки зубных сосочков, а к концу 3-го месяца формируются так называемые зубные мешочки.

II стадия характерна тем, что в это время эмалевый орган начинает разделяться на слои: внутри образуется пульпа будущего зуба, а по краям – слой эмали, из которого впоследствии формируется вся эмаль. Зубные сосочки растут, и на их поверхности появляются одонтобласты. В то же время зачатки зубов обосабливаются, и вокруг них образуется костная ткань, из которой впоследствии формируются зубные альвеолы.

На 4-м месяце внутриутробной жизни у ребенка начинают развиваться зубные ткани – эмаль, дентин и пульпа. Эмаль сначала появляется на верхушках зубных сосочков, затем распределяется по области жевательных бугорков, после чего возникает на боковых поверхностях зубов. Впоследствии происходит развитие зубных корней. Это III стадия.

Во 2-й половине беременности у ребенка начинают формироваться молочные зубы. После рождения минерализация коронок заканчивается, после чего происходит минерализация корней зубов.

Постоянные зубы развиваются примерно так же, как и молочные: их закладка начинается на 5-м месяце внутриутробного развития младенца. Вначале происходит закладка клыков, резцов и малых коренных зубов. Чуть позже, на 6-м месяце, закладываются большие коренные зубы. Третий коренной зуб, или зуб мудрости, закладывается на 4-5-м году жизни ребенка. Развитие корней зубов, причем не только молочных, но и постоянных, происходит незадолго до их прорезывания, а верхушка корня завершает свое развитие только спустя 2 года после появления коронки.

Корни постоянных зубов заканчивают формироваться в следующие сроки: к 10 годам – I большой коренной зуб и резцы, к 12–14 годам – малые коренные зубы и клыки, к 14–16 годам – II большие коренные зубы.

Прорезывание и развитие зубов оказывает огромное влияние на формирование полости рта и близких к нему органов. Так, на первом году жизни ребенка вследствие образования альвеолярных отростков растет высота нижней и верхней челюстей и верхнечелюстных пазух, что приводит к увеличению вертикальных размеров лица и полости рта. В дальнейшем при развитии и росте постоянных зубов челюсти продолжают изменяться, благодаря чему происходит формирование профиля лица.

По достижении подростком 15-летнего возраста формирование постоянных зубов практически завершается и рост лица в высоту и в сагиттальном направлении приостанавливается. Вообще, прорезывание зубов за счет выдвижения наружу части коронок называют активным прорезыванием. Оно продолжается в течение всей жизни, хотя с возрастом заметно замедляется.

При прорезывании зубов прикрепление эпителия находится на границе нижней и средней частей зубной коронки. Со временем место фиксации зуба в десне смещается в направлении корня. Благодаря данному процессу в полости рта появляется значительная часть коронки, а позднее и корня. Описанный процесс называют пассивным прорезыванием.

В зависимости от места прикрепления эпителия десны различают 4 стадии прорезывания зубов. На I стадии десна крепится только к эмали, покрывая при этом треть ее поверхности. Таким образом, визуально коронка кажется меньше ее истинной величины. Первая стадия продолжается с момента прорезывания зубов до 25-летнего возраста.

Для II стадии характерно прикрепление эпителия отчасти к коронке, а отчасти к цементу зуба, однако визуально коронка все еще несколько меньше своей истинной величины. Это явление наблюдается в возрасте 25–35 лет. На протяжении жизни отделение эпителия десны прогрессирует, его прикрепление смещается на цемент, однако при этом корень бывает покрыт еще не полностью. Таким образом, визуально величина коронки начинает совпадать со своей анатомической величиной. Данное явление соответствует III стадии и наблюдается на 35-45-м году жизни.

Четвертая стадия прикрепления эпителия характеризуется тем, что теперь он крепится к цементу корня, в результате чего его часть остается снаружи. Визуально коронка кажется больше своих истинных размеров. Такого рода явление характерно для людей старше 45 лет.

Все описанное выше делает возможным определение возраста человека по стадии прикрепления эпителия десны к его зубам.

Процесс прорезывания зубов регулируется эндокринной и нервной системами. Кроме того, на прорезывание зубов большое влияние оказывает дифференцировка всех тканей зуба, сопровождаемая увеличением его объема и созданием внутри определенного напряжения. В самом начале идет перестройка костных тканей сзади и впереди зачатка зуба, что создает напряжение, способствующее его выдвижению. Таким образом прорезываются 20 молочных зубов: 4 клыка, 8 резцов и 8 моляров.

Молочные зубы функционируют примерно с 3 до 7 лет, после чего их постепенно сменяют постоянные. По мере роста постоянных зубов временные рассасываются, после чего их остатки выпадают.

Однако постоянные зубы намного крупнее молочных, поэтому примерно с 3-летнего возраста между зубами появляются так называемые тремы – промежутки, которые постепенно увеличиваются и достигают максимальных размеров к моменту замены молочных зубов постоянными. Промежутки между зубами образуются за счет роста челюстей, поэтому их отсутствие может указывать на нарушение развития всей зубочелюстной системы.

Полностью прорезавшимся можно считать зуб, коронка которого до конца вышла из десны, вследствие чего установился его контакт с зубами-антагонистами. Иногда прорезывающиеся зубы задерживаются в челюсти и не выходят на поверхность. Данное явление называют ретенцией, и оно требует вмешательства врача-стоматолога. Что касается разницы числа молочных и постоянных зубов, то на месте молочных резцов и клыков вырастают постоянные резцы и клыки, на месте молочных моляров – постоянные премоляры, а большие коренные зубы, или моляры, вырастают позади всех молочных зубов и в течение жизни не меняются.

Что касается порядка прорезывания зубов, то прорезывание молочных обычно заканчивается к 20-24-му месяцу жизни ребенка. В некоторых случаях зубы могут начать прорезываться в 3–4 месяца, а иногда, напротив, задержаться и появиться только после года. Постоянные зубы, в отличие от молочных, прорезываются в строгой последовательности и в определенные сроки (табл. 1). Это явление предваряет рассасывание корней тех молочных зубов, которые контактируют с коронками растущих постоянных.

За счет этого перед появлением нового постоянного зуба одноименный молочный безболезненно выпадает. Начало прорезывания постоянных зубов обычно приходится на 5–6 лет, однако полностью процесс завершается только к 14–16 годам. Последние зубы, зубы мудрости, вырастают в период с 16 до 25 лет, однако примерно в 30 % случаев они могут вообще не закладываться.

Сроки прорезывания постоянных зубов тоже могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей организма и некоторых внешних факторов. К первым относят наследственность, а ко вторым – характер питания и тяжелые заболевания. Кроме того, у девочек темп прорезывания зубов несколько выше, чем у мальчиков.

Таблица 1

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов

Анатомическое строение постоянных зубов

Резцы. Группа резцов представлена 4 зубами на каждой челюсти – центральными и боковыми (1-й и 2-й зубы).

Размеры верхних центральных резцов на верхней челюсти несколько больше, чем размеры боковых, а размеры боковых резцов, расположенных на нижней челюсти, превышают размеры центральных.

Эти зубы имеют по одному корню и уплощенную коронку с широкими краями. Верхние резцы несколько отклонены в направлении губы за счет отклонения корней, а нижние растут строго вертикально.

Формы коронок верхних и нижних резцов могут варьироваться, средняя длина колеблется от 23,5 до 25,5 мм, корни имеют форму конуса и отклонены назад и вбок.

Клыки. Клыки расположены в местах изгибов зубных дуг, всего их 4: по 2 клыка на каждой челюсти.

Это довольно крупные зубы с мощными коронками и длинными корнями. Основная функция клыков – отрыв твердых частиц пищи и ее раздавливание.

Премоляры (малые коренные зубы). Премоляров всего 8: по 4 на каждой челюсти. Их основной функцией как боковых зубов является растирание пищи, однако они вместе с клыками участвуют в ее отрыве и раздавливании.

Единство функций премоляров и клыков отражено в сходстве их строения. Однако верхние премоляры часто имеют 2 корня, а нижние – всегда по одному. Поверхность этих зубов достаточно широкая и имеет по два жевательных бугорка.

Однако их расположение между молярами и клыками обуславливает сочетание функций и признаков обеих групп зубов.

Моляры (большие коренные зубы). Моляров на каждой челюсти по 6, их размеры уменьшаются по мере отдаления от центра челюсти: самый большой – первый (VI), затем второй (VII) и, наконец, самый маленький – третий, или зуб мудрости (VIII). В зубной дуге они расположены за премолярами, форма их коронок имеет вид куба, а на жевательной поверхности расположено 3 и более бугров.

Данная форма коронки обусловлена функцией этой группы зубов, которая заключается в перетирании пищи. Верхние моляры имеют жевательную поверхность в форме ромба, а нижние – вытянутую в направлении основного зубного ряда. У верхних моляров по 3 корня, у нижних – по 2. Исключение – третий моляр, или зуб мудрости, у которого все корни могут сливаться в один.

Микрофлора полости рта

Микрофлора начинает формироваться в полости рта с первых дней жизни человека. После того как прорезались молочные зубы, бактерии начинают образовывать колонии на поверхности эмали. В норме полость рта населяют самые разнообразные бактерии, попадающие в нее с водой, воздухом, продуктами питания и пылью.

На слизистой и зубах живут более 500 видов микробов, формирующих на эмали своеобразную биологическую пленку.

Слюна смывает микробы с зубов и слизистой, и, с одной стороны, человеческий организм быстро приспосабливается к наличию во рту микробов, так как у него есть защитные механизмы против них. С другой стороны, микробы, в свою очередь приспосабливаются к условиям жизни во рту.

Различные виды бактерий, входящих в состав микрофлоры, населяющей полость рта, у разных людей примерно одни и те же, однако их количество может меняться. Это происходит в зависимости от характера слюноотделения, качества и консистенции пищи, гигиены, состояния тканей и органов полости рта, а также от наличия или отсутствия общих заболеваний.

Микрофлору полости рта можно условно подразделить на временную и постоянную. Последняя предполагает наличие во рту различных бактерий, простейших, грибков, вирусов и т. д. Наиболее часто встречаются анаэробные бактерии – молочнокислые грибки, спирохеты, стрептококки и др.

Основные обитатели полости рта – стрептококки, обладающие хорошей ферментативной активностью и имеющие свойство вызывать брожение углеводистой пищи по типу молочнокислого.

Образующиеся в результате их деятельности кислоты подавляют рост микробов, вызывающих гнилостные процессы.

На деснах и в зубном налете здорового человека обязательно присутствуют стафилококки и лактобактерии. Последние в результате своей жизнедеятельности образуют большое количество молочной кислоты, что препятствует развитию таких бактерий, как стафилококки, а также брюшнотифозная, кишечная и дизентерийная палочки. Количество лактобактерий возрастает в том случае, если у человека имеется кариес.

К семейству молочнокислых относят и лептотрихии, которые вызывают в полости рта гомоферментативное молочнокислое брожение. Кроме того, в полости рта всегда присутствуют актиномицеты, или, иначе, лучистые грибы, имеющие сходство с нитевидными грибами. На слизистой рта у здорового человека всегда живут и размножаются грибы рода Candida, которые в большом количестве способны вызвать кандидоз (молочницу). Постоянными обитателями полости рта с момента прорезывания первых зубов являются спирохеты. При сильном размножении они вызывают язвенно-некротические процессы в слизистой, такие как ангина Венсана и язвенный стоматит. Кроме того, их во множестве обнаруживают в некротизированной пульпе и зубодесневых карманах при тяжелой форме пародонтита.

Примерно у половины здоровых людей на слизистой рта могут присутствовать простейшие, большая часть которых гнездится в зубном налете, гнойном содержимом зубодесневых карманов и криптах миндалин. При недостаточной гигиене полости рта простейшие начинают усиленно размножаться. Однако чаще, чем простейшие, в полости рта встречаются трихомонады, благодатной почвой для которых так же служит отсутствие гигиены полости рта. В массовом количестве их обнаруживают при пародонтите и гингивите.

Число бактерий в полости рта никогда не бывает постоянным. Оно напрямую зависит от качества ухода за зубами, особенностей профессиональной деятельности, курения и многих других причин. Размножению микроорганизмов способствуют наличие зубодесневых карманов, кариеса, небрежная установка коронок и других несъемных протезов.

У здоровых людей постоянная микрофлора полости рта выполняет функции биологического барьера, препятствующего размножению болезнетворных бактерий, попадающих в полость рта из внешней среды. Кроме того, постоянная микрофлора способствует процессу физиологического очищения полости рта и стимулирует местный иммунитет. Бактерии, присутствующие во рту периодически, как правило, немногочисленны и быстро погибают, чему способствует местный иммунитет.

Таким образом, к неспецифическим факторам защиты зубов и слизистой рта можно смело отнести лизоцим слюны, фагоциты, стрептококки и лактобактерии. В частности, стрептококки являются антагонистами большинства бактерий, попадающих в полость рта случайно. К такого рода бактериям относят кишечную палочку, протей, псевдомонады и др.

Однако неспецифическая микрофлора может размножиться при расстройствах жевания, слюноотделения и глотания. Различные дефекты и аномалии, затрудняющие удаление бактерий с током слюны, способствуют значительному повышению числа бактерий в полости рта. К такого рода дефектам относятся кариес, неплотно прилегающие зубные протезы, зубодесневые карманы и др.

В норме микрофлора слизистой рта устойчива к воздействию антибактериальных факторов слюны и сама принимает участие в защите организма от болезнетворных бактерий. Таким образом, в здоровом организме антибактериальное свойство слюны находится в равновесии с количеством микроорганизмов, живущих в полости рта.

kartaslov.ru


Смотрите также