Новое в блогах. Зубов профессор


Профессор Зубов лжёт - Тапир: Здоровье и Земледелие

16114405_1417763491576255_5228631755897178892_n

Этот пост не о Трмпе. Трамп меня (в отличии от интернетных стад теХ , кому не о чем больше подумать, чем о  делах заморских стран) не интересует.

И я бы не стал об этом писать, если бы тема не пересакалась с тем, что меня очень даже интересует -  это русские правые. Именно они стоят у власти в россии с 1991 года по сей день (это власть Чубайсапутина).

 И это мои френды - которых я читаю.

Встретил у френда перепост речи А.Зубова.Про инаугурационную речь упомянутого американского президента.

Прочтя второй абзац, написал гневный комментарий, но тут же засомневался (и даже удалил его) - ну не может ПРОФЕССОР, историк и т.д. быть таким идиотом!

Тут же смотрю предыдущий камент: это, мол, фейк.Да и имя  автора с ошибкой - "Ардрей Зубов". Ну, думаю, вброс.

Потом, смотрю -  у второго френда опять перепост того же.Захожу сейчас к самому А.Б.Зубову: правда! Его запись!

Да.....Теперь можно и высказаться.

Вот, собственно цитата:"Андрей Зубов

Читал внимательно речь Трампа. Именно читал, а не слушал, чтобы не отвлекал ритм голоса, чтобы ничего не пропустить. Страшное впечатление. Для русского историка аналогии просматриваются так ясно. Во-первых, откровенная ложь - богатейшую, успешнейшую страну мира Трамп именует развалиной, полной ржавых умерших заводов, трущоб, населенных несчастными нищими людьми, страной, где образование не учит, а медицина не лечит. Это ложь, Но если ложь повторять упрямо, то в это поверят те, кому хуже, чем другим, кто завидует более успешным. Трамп апеллирует к ..."

Собственно, всё. Дальше многабукф, но можно, как говорится, не читать.

Потому что ложь тут - у Зубова.

Андрей Борисович Зубов лжёт.

Ясно, как день, что коренной американец (и президент Америки) лучше знает, как обстоят дела в США, чем русский житель России.

В Америке действительно - разруха,  население не грамотное (не умеют читать), нищее (половина населения получает питание по карточкам - потому что денег у них нет), безработных - огромное количество (причём, не  верьте статистике; она, например не учитывает тех, кто НЕ ИЩЕТ работу, потому что не хочет искать, или отчаялся её найти, т.е. она учитывает только официально зарегистрированных безработных). Да, здравоохранение не лечит тех, у кого нет страшно дорогой страховки, и зачастую не лечит тех, у кого страховка есть. (см. у меня по тэгу "сша")  Учить - учит кого-то, конечно. Кто, опять же , заплатит  за это немалые деньги . И.т.д.  На Уолл-стрит  и банках разрухи нет. Она есть по всей стране.

Так в чём же причина лжи профессора А.Б.Зубова?

В том, что он - правый.

В РФ их называют "правыми либералами" (я называю демшизой; когда-то я сам был таким, так что тема мне известна изнутри).

Правый в России - это всегда идиот. Не всегда интеллектуальный, но всегда - нравственный.

Казалось бы, это нелепо - считать, что ты можешь знать лучше американца (и притом, американсокого президента) положение дел в Америке! Но нет, правого это не смутит. Ведь то, что он слышит - противоречит его религиозной вере. А раз противоречит догмату - это надо отрицаить (или просто не замечать).

Правые либералы ВЕРЯТ в Пресвятую Америку! Они ей поклоняются (это могут быть и правые с левым уклоном (русофобским) - как Я.Кротов, или с православным и монархическим, как Зубов -  это не важно)

зубов

Вот я сказал, что дальше читать не стал - но сейчас на  вкладке с текстом Зубова взгляд сам упал на фразу (где-то в середине):

"Трамп ни словом не возблагодарил Отцов Основателей США, Конституцию, тот дух народного государства, который позволял этой великой стране, исправляя ошибки и преступления прошлого идти вперед, всё более и более являясь опорой политической свободы, научного прогресса и экономического благополучия мира."

Вам понятно? Президент - это президент, у него работа такая, хозяева поставили его смотрящим, поставили менеджером, ему "верить и поклоняться" не надо.

А вот русским правым - надо. Они не могут без этого. "Возблагодарил"! - слова-то какие!! Это таинство Благодарения!!Отцы Основатели у них с Большой Буквы (это как Бог).Эти жупелы - швабода, демонократия дерьмократия, прогресс, экономическое благополучие - это их акафист, который они, недостойные рабы Америки, воспевают своей Госпоже и Владычице.

Жалко их.И жалко народ, который живёт под их властью (с 1991 года по сей день).

it

Из полемики:

Irena Leina:

Первый признак ума - осторожность. Осторожнее надо с метанием словес. Мой вам совет: подумайте о заголовке со словом "лжет". Его можно было бы ставить, если бы на каждую зубовскую мысль у вас была собственноручно собранная и доказательная иная правда. А ведь нет?

И о состоянии Америки. Вот у меня есть хороший знакомый - врач, который учился в Москве, Новосибирске, потом в Германии, потом уехал с семьей в Чикаго и там всего добился. С ним я разговариваю иногда часами, так что маленько в курсе медицинских дел в США. Ему да, верю. Вам - нет, не верю. А Трамп будет крутиться, как глист на сковородке, причем при свидетелях: для него "правда" это то, что ему лично в эту минуту идет на пользу. Назавтра все перевернет. Жириновского раскусили? Тот же тип.

---Мой вам совет: подумайте о заголовке со словом "лжет".---- Зубов сказал, что Трамп ЛЖЁТ. При том, что разумеется, Трап знает, в каком состоянии Америка. Т.е. Зубов заведомо - либо заблуждается, либо сознательно говорит неправду. Поскольку он не слесарь из жмеринки (тогда бы я поверил, что он заблуждается), а профессор из МГИМО - вариант остаётся только один: он сознательно говорит неправду. Причём моя версия ПРИЧИН этого довольно щадящая для него. Я утверждаю, что он говорит это не по злому умыслу (обмануть и ограбить русский народ; в принципе цель правых либералов именно такая), а по причине своей ВЕРЫ. Во что (веры) - я подробно изложил. Это его частично извиняет. Но не отменяет факта лжи.

Tapirr TapirianyTapirr Tapiriany ---Его можно было бы ставить, если бы на каждую зубовскую мысль у вас была собственноручно собранная и доказательная иная правда---- На каждую - не надо. Я весь текст читать не стал. На ту мысль, что я опровергаю - да, собранная и доказательная иная правда. Как говорят в Ынтернетах - погуглите. Если у меня в ЖЖ искать не хотите. ///А ваш знакмый врач, конечно, видит только тех, кто к нему пришёл. Т.е. тех, у кого ЕСТЬ медстраховка. Тех миллионов, которые её не имеют, он просто не видит. Так что обзор у него - ууузенький. А у президента - обзор - на всю Америку. Будь он хоть трижды "жириновский"" (кстати, и Жириновскй настоящий, тутошний, крайне хорошо информирован)

tapirr.livejournal.com

Интересный человек профессор Зубов! | Политика

 

 

 

 

[править | править вики-текст]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

 

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Зубов.

Андре́й Бори́сович Зу́бов (род. 16 января 1952, Москва) — российский историк, религиовед и политолог,доктор исторических наук. Общественный, церковный и политический деятель. Бывший профессор МГИМО; был первоначально уволен в марте 2014 года за выражение в прессе мнения, шедшего вразрез свнешнеполитическим курсом России[1], однако это решение было отменено 11 апреля[2][3], в конечном счёте уволен из университета 30 июня 2014 года после истечения срока контракта. Член Синодальной библейско-богословской комиссии и член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и обществаМежсоборного присутствия РПЦ (2009—2014)[4][5]. Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви». Глава Комиссии по вопросам народного образования, науки, культуры, религии и исторического наследия Партии народной свободы (ПАРНАС)[6].

 

Содержание

  [скрыть] 

 

В 1973 году окончил Московский государственный институт международных отношений. В том же году начал работать в Институте востоковедения РАН[7].

В 1978 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Опыт исследования парламентской демократии в Таиланде».

В 1989 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Парламентская демократия и политическая традиция Востока».

С 1988—1994 годы преподавал историю религий в Московской духовной академии[8], где имел звание доцента[9].

С 1994 по 2012 год — заведующий кафедры «Религиоведения, философии и вероучительных дисциплин» философско-богословского факультетаРоссийского православного института св. Иоанна Богослова[9].

В 2001 году уволился из Института востоковедения РАН и перешёл работать в МГИМО[9]. Был профессором кафедры философии МГИМО, а также возглавлял в качестве генерального директора университетский Центр «Церковь и международные отношения»[10]

Уволен за критику действий российского правительства на Украине и в Крыму[11], однако комиссия Совета при президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[12].

Владеет английским, тайским и французским языками.

 

А. Б. Зубов в 2008 году

Первоначально специализировался на изучении вопросов политической истории Таиланда, парламентаризма в странах Востока. Под влиянием В. С. Семенцова стал заниматься проблемами религиоведения и истории России[8].

В 1993—1994 годах в журнале «Континент» состоялась примечательная полемика между А. Б. Зубовым и филологом академиком С. С. Аверинцевым о христианском осмыслении истории. В отклике на статью Зубова «Пути России»[13]Аверинцев выразил несогласие с используемой Зубовым дихотомической схемой «эвдемонизм» — «сотерия». Кроме того, он не согласился с утверждением, будто «в 1941 году граждане СССР почти поголовно верили Сталину, готовы были умереть за него»[14].

Зубов ответил Аверинцеву статьей «Опыт метанойи» в которой он высказал резко критическое отношение к фигуре генерала Власова[15].

Дискуссия Зубова и Аверинцева была включена журналом «Континент» в «Избранное „Континента“ за 1992—2011», что дополнительно подчеркивает её значимость[16].

Позднее Зубов кардинально изменил отношение и к проблеме Власова, и к характеристике войны как Отечественной (что нашло своё выражение и в книге «История России. XX век»).

В 2000-е годы стал ответственным редактором проекта по выпуску двухтомника «История России. XX век» (1 том: 1894—1939 и 2 том: 1939—2007). Авторский коллектив объединяет более 40 авторов из России и зарубежья. Проект изначально создавался под руководством А. И. Солженицына, но затем Солженицын дистанцировался от него (причины раскрываются в письме Солженицына Зубову, копия письма доступна в блоге russia_xx[17].) Книга вышла в 2009 году.

Концепцию книги А. Б. Зубов представляет следующим образом:

В предисловии ответственного редактора я формулирую несколько моментов, которые мне кажутся важнымиПервый момент: мы ставим в вершину угла человека, считаем, что высшей ценностью общества является судьба человека: его благополучие, свобода, внутреннее достоинство. Когда человека вынуждают не добровольно, ради коллективизации, ради геополитического расширения отдавать свою жизнь, силы, благополучие, свободу и т. д., это всегда историческая неудача. История определяется не тем, насколько сильно или велико государство, а насколько счастлив, свободен и благополучен человек.

Мы исходили из принципа, что высшей ценностью человека является свобода воли. И там, где она не может реализовываться свободно, государство терпит фиаско. Не человек для государства, а наоборот — это первый наш девиз. И он исторически обоснован — ведь человек появился значительно раньше государства и создавал государство ради своих целей. Теперь второй принцип, и здесь мы уже даём некоторую оценку. Исходя из первого принципа, государство, созданное большевиками, было по своей природе бесчеловечным — оно ставило общее как главное, а человека — как второстепенное и служебное по отношению к общему[18].

Книга вызвала разноречивые оценки специалистов и общественных деятелей.

26 апреля 2010 года в журнале «Эксперт» вышла статья «История фальсификатора», посвящённая книге «История России. XX век» и А. Б. Зубову. 6 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда обязала редакцию журнала «Эксперт» опубликовать «опровержение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию Зубова А. Б.»[19].

После своего увольнения из МГИМО часто выступал в СМИ оппозиционной направленности в том числе с вопросами, касающимися истории. В мае 2015 года на сайте The Insider была публикация Ольги Горелик с комментариями Андрея Зубова и Николая Сванидзе «7 главных мифов о войне», в которой авторы критикуют набор тезисов, названных наиболее распространёнными мифами о Второй мировой войне[20]. Военный историк Григорий Пернавский указал на большое, по его мнению, количество фактологических ошибок и оценил эту публикацию как непрофессиональную и пропагандистскую[21].

Общественная, церковная и политическая деятельность[править | править вики-текст]

Православный христианин. По собственным словам А. Б. Зубова, к вере его привёл В. С. Семенцов, который также был крёстным отцом его старшей дочери Ксении и старшего брата Андрея[22]. Крестился в Лазареву субботу 1978 года, после девяти месяцев оглашения[23]. Крёстным отцом был протоиерей Валентин Асмус[8].

Член Союза писателей Москвы. Член редакционной коллегии журнала «Континент». В 1998 году награждён премией фонда «Знамя»[7].

Координатор общественного комитета «Преемственность и возрождение России», целью которого является «восстановление правового и культурно-исторического преемства с дореволюционной Россией как основы её возрождения».

Прихожанин и чтец в храме Рождества Богородицы в Крылатском (Москва).

Один из авторов «Основ социальной концепции Русской православной церкви»[24].

В 1999 году в ходе внутрицерковной дискуссии, предшествовавшей канонизации Николая II, А. Б. Зубов выступил против причисления последнего русского царя к лику святых[25].

27 декабря 2000 года решением Священного Синода включён в состав делегации Русской православной церкви на двусторонние собеседования по церковно-общественной тематике с Армянской апостольской церковью, прошедшие 12-16 февраля 2001 года в Эчмиадзине[26].

16 июля 2005 года решением Священного Синода включён в синодальную рабочую группу по разработке «концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений»[27].

В октябре 2005 году являлся участником Церковно-общественного форума «Единением и любовью спасёмся», посвященном 625-летию победы на Куликовом поле[28].

26 марта 2006 года в Иоанно-Предтеченском соборе РПЦЗ в Вашингтоне вместе со священником Георгием Эдельштейном был участником встречи, посвящённая проблемам восстановления общения между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом[29].

 

А. Б. Зубов на антивоенном Конгрессе интеллигенции 19 марта 2014 года

Член Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) с 2003 года. Член Совета НТС с мая 2006 до апреля 2008 года. Председатель Исполнительного бюро НТС (2006—2008). Член редколлегии журнала «Посев» (до апреля 2008 года).

6 марта 2008 года на вечере по случаю 15-летия Российского православного института награждёнорденом преподобного Сергия Радонежского III степени[30].

29 июня 2009 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла включён в Редакционный совет и Редакционную коллегию по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы[31].

27 июля 2009 года решением Священного Синода включён в состав Межсоборного присутствия[32] (член Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества). Тогда же включён в составСинодальной Богословской комиссии[33].

29 сентября 2009 года участвовал в конференции «Религия и политическая культура» в Риме, организованной по инициативе Папского Григорианского университета и фонда Аденауэра. Выступил с докладом, где рассказал о пути, который прошли отношения Церкви и государства в России в XX веке[34].

В марте 2012 года выступил в прессе в связи с делом Pussy Riot. По его мнению, наказание участницам группы было неадекватно жёстким, и даже в Российской империи к подобным поступкам относились снисходительнее.[35]

После референдума о статусе Крыма в марте 2014 года выступил с резкой критикой вхождения республики Крым в состав Российской Федерации. В статье «Аншлюс без кавычек» историк, в частности, писал[36].:

Нынешняя Россия — государство слабое в военном отношении и абсолютно провальное в экономическом. Никакого реального противодействия НАТО от него ждать не приходится. Затеянный Москвой аншлюс Крыма на поверку окажется бессмысленной авантюрой.

В июле 2014 в интервью интернат-порталу «Украинская правда» Зубов заявил[37]:

Бандеровцам же приписывалось все: и геноцид украинского народа, и уничтожение евреев, и сотрудничество с Гитлером и все мыслимые жестокости. Бандеровцы - это пример большой лжи советской системы. Хотя с точки зрения науки истории - это было национальное освободительное движение, антикоммунистическое. Любой национализм - страшная штука, особенно с оружием в руках. Но Бандера был в сто раз менее жестоким, чем бериевское или абакумовское НКВД, боровшееся с бандеровцами. Поэтому любая попытка освободить их от этого государства уже была элементом справедливости. И в этом смысле бандеровское движение более оправдано с точки зрения морали, чем сталинское советское государство.

В сентябре 2014 года подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины»[38]. В начале октября 2014 года опубликовал в газете «Ведомости» статью «Крым наш?», содержащую обширные экскурсы в историю Крыма и заканчивающуюся призывом[39]:

На наш взгляд, он [выход] требует отказа от претензий на владение этой землёй и возвращения к воле людей, живущих здесь, которая и должна определять её судьбу.

Не вошёл в новый состав Межсоборного присутствия, утверждённый 23 октября 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви[5].

Весной 2016 года Андрей Зубов заявил о своём участии в выборах в Госдуму от Партии народной свободы. Он опубликовал собственную политическую программу, в основе которой лежат предложения по десоветизации общества: признание Октябрьской революции и коммунистического режима противоправными, а сопротивление им — правомерным; люстрация для сотрудников КГБ и членов КПСС; компенсации за экспроприированную собственность и принудительный труд; ограничение использования советской символики и т. д. Также программа включает переход к парламентскому государству; расследование преступлений путинского режима; обеспечение права на национально-культурное самоуправление для всех народов России; мирное урегулирование конфликта с Украиной через признание её территориальной целостности, отказ от поддержки непризнанных ДНР и ЛНР и проведение нового референдума в Крыму под контролем временной администрации ООН[40][41].

Также выдвинул свою кандидатуру на выборах в Государственную Думу седьмого созыва по двести восьмому одномандатному избирательному округу (от центрального округа города Москвы)[42].

Кандидаты в депутаты Партия Полученный процент Количество полученных голосов
Николай Гончар Единая Россия 34.25% 57110
Павл Тарасов КПРФ 12.86% 21442
Андрей Зубов ПАРНАС 11.27% 18789
Мария Баронова Самовыдвижение 7.91% 13197
Михаил Дегтярёв ЛДПР 7.54% 12573
Кристина Симонян Справедливая Россия 4.85% 8095
Ксения Соколова Партия Роста 4.15% 6912
Мария Катасонова Родина 3.94% 6569
Дмитрий Захаров Коммунисты России 2.97% 4956
Антон Умников Зеленые 2.47% 4125
Андрей Руденко Гражданская Платформа 1.90% 3160
Олег Эстон Патриоты России 1.65% 2744
Алексей Михайлов Гражданская Сила 1.40% 2338

В конце августа 2016 года — во время кампании по выборам в Государственныю думу — РЕН-ТВ сообщило о «скандале в Сети» в связи с интервью Андрея Зубова Радио «Свобода» полуторагодичной давности (март 2015 года), в котором он признался[43][44]:

А я ещё в "Кофеварке" нашего института говорил друзьям, как, мол, досадно, что Сталин не проиграл войну Гитлеру. Потому что всё равно, в конце концов, союзники бы нас освободили, но тогда бы англичане и американцы установили бы у нас демократию и сменили бы людоедский сталинский режим.

Также в этом интервью Зубов заявил:

По сравнению со Сталиным Гитлер это ангел русской истории. Потому что Гитлер при всем желании не погубил столько людей русских, сколько погубил Сталин. [...] Он [Гитлер] преступник и мерзавец, но для нашего народа именно Ленин и Сталин – это палачи беспримерные. То, что Гитлер для евреев, то для всех народов России – Ленин и Сталин. Так же, как поставить в Иерусалиме дом-музей Гитлера, так же в России – дом-музей Сталина. То же самое!

1 марта 2014 года Зубов опубликовал в «Ведомостях» статью, критикующую политику России в отношении Крыма[45]. Автор сравнил действия России саншлюсом Австрии Третьим рейхом в 1938 году[46]. Руководство МГИМО предупредило его о возможном увольнении за «неуместные и оскорбительные исторические аналогии»[46]. В СМИ появилась информация об увольнении Зубова[47][1], но ректор университета А. В. Торкунов заявил, что профессор продолжает работать в вузе[48]. Зубов, в свою очередь, сообщил, что ему было недвусмысленно сказано об увольнении и «были приняты соответствующие шаги в институте. Но массовое возмущение, которое возникло в России и мире по этому поводу, заставило отыграть назад». Историку вынесли «глубокое порицание» за статью и сказали, что он может продолжать преподавать[49].

Впоследствии выяснилось, что Зубова всё же уволили из МГИМО. По сведениям дочери профессора, это произошло 4 марта 2014 года[47]. Русская служба Би-би-си сообщила об увольнении 24 марта[50]. В этот же день на сайте вуза появилось официальное сообщение «О Зубове А. Б.»[11]:

[А. Б. Зубов] сознательно и неоднократно нарушал Устав МГИМО, Правила внутреннего распорядка и Положение МГИМО об основных принципах корпоративного поведения, которые определяются ведомственной принадлежностью МГИМО к МИДу России. Многочисленные высказывания и интервью Зубова А. Б. о происходящем на Украине и о внешней политике России вызывают возмущение и недоумение в университетской среде. Они идут вразрез с внешнеполитическим курсом России, подвергают безоглядной и безответственной критике действия государства, наносят вред учебно-образовательному и воспитательному процессу. Оставляя на совести Зубова А. Б. неуместные и оскорбительные исторические аналогии и характеристики, руководство МГИМО сочло невозможным продолжение работы Зубова А. Б. в институте и приняло решение о прекращении с ним трудового договора.

— Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»[50]

Сам историк объясняет своё увольнение давлением со стороны высшей исполнительной власти России («Кремля»)[51]:

Кто-то очень хотел, чтобы меня уволили немедленно, ведь у меня 30 июня истекает контракт, и можно было это сделать совершенно без всякого скандала, просто не продлить контракт и всё. […] Как я знаю, ректор был вообще против увольнения, он всячески сопротивлялся моему увольнению. Это был приказ Кремля, как мне сообщили неофициально. Естественно, доказать я это не могу.

Представители российской научной общественности выпустили ряд обращений в защиту Зубова[52]. Профессор также сообщил о неформальной поддержке со стороны коллег[51]:

Ни один человек в [МГИМО] не высказывал [недовольства], зато очень многие подходили, жали руки и говорили, что они со мной согласны. Понятно, что боятся высказывать это публично.

С другой стороны, Зубов признал, что данное увольнение — большой удар по его преподавательской карьере, так как в МГИМО сотрудники работают по контрактной системе. «Если бы они решили не продлять [контракт], я бы мог уйти куда угодно. Но если я уволен по этой статье, меня ни одно учебное заведение больше не примет. Это как Каинова печать», — говорит профессор[53].

Восстановление[править | править вики-текст]

Комиссия Совета при Президенте РФ по трудовым правам признала увольнение незаконным[54]. Согласно выводу комиссии, приказ об увольнении Зубова «не соответствует положениям статей 1, 2, 6, 13, 15, 29, 44 Конституции РФ, статей 3, 81, 192, 193, 336 Трудового кодекса РФ, статьи 47 ФЗ „Об образовании“».

11 апреля 2014 года решение об увольнении А. Б. Зубова было отменено. В официальном заявлении руководства МГИМО говорится следующее[3]:

В Университет поступило уведомление Территориальной избирательной комиссии района Хамовники города Москвы № 110-тик от 10.04.2014 г. о членстве А. Б. Зубова в Участковой избирательной комиссии 161-го избирательного участка Московской городской избирательной комиссии по району Хамовники.

Согласно пункту 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», члены избирательных комиссий не могут быть уволены по инициативе администрации в период исполнения ими соответствующих полномочий.

Не меняя ранее данной оценки нарушения Положения об основных принципах корпоративного поведения, ректоратом принято решение приказ № 649-к от 24.03.2014 года «Об увольнении ЗУБОВА А. Б.» отменить.

30 июня 2014 года истёк срок контракта А. Б. Зубова в МГИМО. На новый срок контракт продлён не был, в связи с чем историк был уволен из университета.

  • Отец — Борис Николаевич Зубов (1912—2007, фамилия по отчиму), кораблестроитель, контр-адмирал, начальник управления Министерства судостроительной промышленности СССР[23].
  • Мать — Ия Евгеньевна Зубова (Савостьянова)[55]. Была доцентом кафедры общехимической технологии, окончила Менделеевский институт, защитила кандидатскую диссертацию. Её родители имели усадьбу в Витебске. Дед по матери, Евгений Петрович, окончил Московское коммерческое училище и был служащим в Банке коммерческого кредита, в советское время работал в бухгалтерии в Министерстве пищевой промышленности. Бабушка по матери Шушан Тер-Хачатурян — армянка, окончила Строгановское Центральное училище в Москве[56].
  • Брат — Сергей, старше Андрея на 8 лет[23].
  • Двоюродный брат — Евгений Савостьянов (сын Ирины Евгеньевны Савостьяновой, приходившейся сестрой матери А. Б. Зубова).[источник не указан 90 дней]
  • Супруга — Ольга Игоревна Зубова, кандидат исторических наук, учёный-египтолог.
  • Дети: Ксения, Ирина, Дарья, Даниил.
  • Зять: Н.А. Бобринский — юрист-международник, журналист и публицист[57].

Автор пяти монографий и около 150 научных и публицистических статей, в том числе:

Книги[править | править вики-текст]

  • «Парламентаризм в Таиланде: опыт исследования современного восточного общества методом анализа избирательной статистики». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982.
  • «Парламентская демократия и политическая традиция Востока». М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.
  • L’Euroasia del Nord : Il rischio del caos dopo l’impero sovetico / Ed.San Paolo. Turin — Milano, 1994.
  • «Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная задача и политическая цель». М.: Группа Гросс, 1997.
  • «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М.: Планета детей, 1997.
  • Под ред. Зубова: «История России. XX век». М., АСТ, 2009.
  • А. Б. Зубов. Лекции по истории религии. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 202 p. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91671-602-3.

Некоторые статьи[править | править вики-текст]

  • «Пути России» // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Опыт метанойи». «Континент», № 3 (81), 1994. Републикация: «На морали стоит социальный мир…». Из статьи А. Зубова «Опыт метанойи» // Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Европа и мир» // «Континент», № 1 (83), 1995; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  • «Будущее российского федерализма» // «Знамя», № 3, 1996 г.
  • «Если бы от мира сего было царство Мое…» // «Знамя», № 10, 1997 г.
  • «Единство и разделения современного русского общества: вера, экзистенциальные ценности и политические цели» // «Знамя», № 11, 1998 г.
  • «Сорок дней или сорок лет?» // «Новый Мир», № 5, 1999 г.
  • «Христианство и культура». // «Знамя», № 10, 1999 г.
  • «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа». // «Знамя», № 4, 2000 г.
  • «Переписка из двух кварталов». // «Новый Мир», № 8, 2001 г.
  • «Россия 1991—2001: Победы и поражения» // «Знамя», № 8, 2001 г.
  • «Проблема монотеизма и политеизма в религии древнего Египта». // Сборник «Египет и христианство», Москва, 2004.
  • «Ислам и христианство: проблемы диалога». // «Континент», № 119, 2004.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия» // «Новый Мир», № 7 за 2004 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: Опыт восемнадцатого столетия». Окончание // «Новый Мир», № 8 за 2004 г.
  • «Циклы русской истории». // «Вопросы философии», № 3, 2005 г.
  • «Размышления над причинами революции в России: На грани веков. Царствование Павла I и начало царствования Александра Благословенного».// «Новый Мир», № 7, 2005 г.
  • «Почему не воплотились бессмысленные мечтания» // «Посев», № 12, 2005 г.
  • Размышления над причинами революции в России. Царствование Александра Благословенного. // «Новый Мир», № 7, 2006 г.
  • «Дом смерти предназначен для жизни» // «Посев», № 7, 2006 г.
  • Всеволод Семенцов в моей жизни // Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология / Сост. В. К. Шохин; ред. коллегия: A. M. Дубянский и др.;Ин-т философии РАН. — М.: Вост. лит., 2008. — 352 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-02-036333-5.

В сети[править | править вики-текст]

↑ Показывать компактно

  1. ↑ Перейти к:1 2 Профессора Зубова выгнали из МГИМО за позицию по Крыму. РБК(24 марта 2014). <small>Проверено 8 мая 2014.</small>
  2. ↑ Сергей Смирнов. Профессор Зубов восстановлен в МГИМО. Ведомости(11.04.2014). <small>Проверено 8 мая 2014.</small>
  3. ↑ Перейти к:1 2 О Зубове А. Б., Новости подразделений МГИМО, 11.04.2014
  4. ↑ Андрей Зубов. Биография. // livelib.ru. <small>Проверено 11 июня 2014.</small>
  5. ↑ Перейти к:1 2 Как изменился состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви
  6. ↑ Перейти к:1 2 Зубов Андрей Борисович на сайте «Русское православие»
  7. ↑ Перейти к:1 2 3 Зубов, 2008, с. 66.
  8. ↑ Перейти к:1 2 3 https://www.facebook.com/andrei.b.zubov
  9. ↑ Зубов, Андрей Борисович // Официальный сайт МГИМО
  10. ↑ Перейти к:1 2 Администрация МГИМО приняла решение о расторжении трудового соглашения с профессором Зубовым А. Б. с 24 марта с.г. и его увольнении из института
  11. ↑ Комиссия СПЧ признала незаконным увольнение Зубова из МГИМО
  12. ↑ Зубов А. Б. Пути России // «Континент», № 1 (75), 1993; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент», № 148, 2011
  13. ↑ Аверинцев С. С. По поводу статьи А. Зубова «Пути России» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент» № 148, 2011
  14. ↑ Зубов А. Б. «На морали стоит социальный мир…» // «Континент», № 3 (81), 1994; републикация: Избранное «Континента» 1992—2011, «Континент» № 148, 2011
  15. ↑ Избранное «Континента» 1992—2011
  16. ↑ russia_xx: О Солженицыне и книге «История России. ХХ век»
  17. ↑ «Наша книга — это история не государства, а общества» — МГИМО-Университет
  18. ↑ Центр защиты деловой репутации «Историк А. Б. Зубов vs „Эксперт“. Определение судебной коллегии» 6 июля 2011
  19. ↑ Olga Gorelik. 7 главных мифов о войне. С комментариями историков.<small>Проверено 26 июня 2015.</small>
  20. ↑ Григорий Пернавский. Новые мифоборцы: как Зубов и Сванидзе разоблачали «мифы о войне». <small>Проверено 26 июня 2015.</small>
  21. ↑ Зубов, 2008, с. 65—66.
  22. ↑ Перейти к:1 2 3 Профессор Андрей Зубов: От Церкви сегодня ждут добра // «Православие и мир»
  23. ↑ Патриархия.ру
  24. ↑ Круглый стол по вопросам канонизации Николая II
  25. ↑ Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г.
  26. ↑ Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года
  27. ↑ Церковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», посвященный 625-летию победы на Куликовом поле (4-5 октября 2005 г., г. Москва) — Программа // Патриархия.ру
  28. ↑ Русская Православная Церковь Заграницей — Официальная Страница
  29. ↑ Святейший Патриарх возглавил торжества по случаю 15-летия Российского Православного института святого апостола Иоанна Богослова //Патриархия.ru
  30. ↑ Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры»
  31. ↑ Состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви //Патриархия.ru
  32. ↑ ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 июля 2009 года //Патриархия.ru
  33. ↑ В Риме состоялась конференция «Религия и политическая культура»
  34. ↑ Зубов А. Б. Побойтесь Бога! // Новая газета, № 30, 19.3.2012
  35. ↑ Зубов А. Б. Аншлюс без кавычек
  36. ↑ Историк Андрей Зубов: Бандеровцы - это пример большой лжи советской системы | Українська правда _Життя
  37. ↑ Заявление «Круглого стола 12 декабря» к Маршу Мира 21 сентября //Эхо Москвы
  38. ↑ Зубов А. Б. Крым наш? // Ведомости
  39. ↑ Зубов Андрей Борисович. Биография и программная статья. Волна перемен. Сайт праймериз Демократической коалиции (2016). <small>Проверено 27 августа 2016.</small>
  40. ↑ Кирилл Мартынов. Обществу надоело, что им управляют двоечники.Новая газета (4 апреля 2016). <small>Проверено 27 августа 2016.</small>
  41. ↑ Партия народной свободы. parnasparty.ru. <small>Проверено 17 августа 2016.</small>
  42. ↑ В Сети вспыхнул скандал из-за слов члена "Парнаса" Андрея Зубова о Гитлере. // Рен-ТВ
  43. ↑ Андрей Зубов: Режиму скоро придёт конец, но с ним может погибнуть Россия // Радио Свобода
  44. ↑ Это уже было // «Ведомости», 01.03.2014
  45. ↑ Перейти к:1 2 Би-Би-Си: «Профессора МГИМО увольняют после критики операции в Крыму»
  46. ↑ Перейти к:1 2 Профессора МГИМО уволили после публикации антивоенной статьи //Lenta.ru, 04.03.2014
  47. ↑ Ректор МГИМО опроверг информацию об увольнении профессора Зубова// Интерфакс, 05.03.2014
  48. ↑ Что задумал Путин? / Гордон
  49. ↑ Перейти к:1 2 Би-би-си: «Из МГИМО уволен профессор Андрей Зубов»
  50. ↑ Перейти к:1 2 Би-би-си: «Историк Зубов: меня уволили из МГИМО по приказу Кремля»
  51. ↑ Заявление совета Вольного исторического общества // Троицкий вариант — Наука : газета. — 2013. — № 151. — С. 13.
  52. ↑ Петровская С. «Российским телезрителям почти не сообщают о жизни родной страны», — российские СМИ об Украине. // Ostro.org (31.03.2014).<small>Проверено 13 апреля 2014.</small>
  53. ↑ Комиссия СПЧ признала незаконным увольнение Зубова из МГИМО. //forbes.ru (10.04.2014). <small>Проверено 12 апреля 2014.</small>
  54. ↑ Светлые даты
  55. ↑ Учителя Андрея Зубова на Радио «Свобода»
  56. ↑ Профессор МГИМО Зубов уволен после высказываний о ситуации на Украине и в Крыму — Газета. Ru

Категории: 

***

 

 

  • 1

    ru.wikipedia.org›Зубов, Андрей Борисович

     

    Андре́й Бори́сович Зу́бов (род. 16 января 1952, Москва) — российский историк, религиовед и политолог, доктор исторических наук. Общественный, церковный и политический деятель.

  • 2

    svoboda.org›a/26905977.html

     

    Это историк, профессор Андрей Зубов. ... Профессор Зубов вместе со своими коллегами, московскими учеными-гуманитариями, подписал тогда обращение к...

  • 3

    youtube.com›playlist?list=…_wg0

     

    Профессор А. Зубов: Что такое вера? Часть 1. pravmir. ... профессор Андрей Зубово западном феномене сегодня.

  • 4

    video.yandex.ru›профессор Зубов!

     

     

    10:34HDАндрей Зубов: "Путинская Россия гораздо...

    youtube.com

     

     

    20:50HDА. зубов об исторической перспективе...

    youtube.com

     

     

    2:19:27Зубов Андрей Борисович. " История...

    youtube.com

     

     

    1:15:10HDПрофессор А. Зубов: Что такое вера? Часть 1

    youtube.com

     

     

    1:33:12HDПрофессор А. Зубов - Причины и последствия...

    youtube.com

     

     

    1:44:26HDЛекция А. Б. Зубова - "Рукотворная...

    youtube.com

     

     

    1:51:15HDЛекция профессора Андрея ЗУБОВА «Беловежский...

    youtube.com

     

     

    2:08:27HDАндрей Зубов - "Депутинизация...

    youtube.com

     

     

    38:42HDАНДРЕЙ ЗУБОВ.Лекция 21....

    youtube.com

     

     

    1:53:11HDЛекция профессора Зубова "От...

    youtube.com

    Ещё видео

    Пожаловаться

  • 5

    tapirr.livejournal.com›5569775.html

     

    Вот, собственно цитата: "Андрей Зубов. Читал внимательно речь Трампа. ...Так в чём же причина лжи профессора А.Б.Зубова?

    вчера

  • 6

    politrussia.com›Власть›parnas-vedyet-k-652

     

    Третий номер в избирательном списке ПАРНАС Андрей Зубов считает Гитлера по сравнению со Сталиным ангелом русской истории, а СССР исчадием ада.

  • 7

    optvv.abackre.dynu.com›professor-neumyvakin…po…

     

    Профессор Неумывакин. Перекись водорода применение в Наружное применение. ... Отбеливание зубов Перекисью водорода – процесс, который...

    4 часа назад

  • 8

    gordonua.com›tags/andrej-zubov.html

     

    Профессор Зубов: Слов со славянскими корнями в украинском языке значительно больше, чем в русском.

  • 9

    eggs.com.ua›humor.php?sid=3725

     

    Профессор Андрей Зубов Читал внимательно речь Трампа. Именно читал, а не слушал, чтобы не отвлекал ритм голоса, чтобы ничего не пропустить.

    7 часов назад

  • 10

    yandex.ru›timeline/Зубов_Андрей_Борисович

     

    В гостях у "Культа личности" историк, профессор Андрей Зубов. Ведущий - Леонид Велехов.

maxpark.com

Профессор Зубов: Мои слова о геях исказили

В тексте, опубликованном на сайте slon.ru, из моего ответа остался только кусок, который при недоброжелательном ко мне отношении, конечно, можно истолковать так, что христиане, по мнению профессора Зубова, должны терпимо относиться к гомосексуализму в своей, церковной, среде. Конечно, это не соответствует моим взглядам.

«Профессор Зубов видит в свободе выражения людьми своей сексуальной ориентации христианский принцип», – под таким сенсационным заголовком была опубликована новость на портале «Интерфакс-религия» 29 мая и приведена цитата из интервью Андрея Зубова сайту «Слон.ру». Андрей Борисович сказал, что слова его интерпретированы неверно и он хотел бы пояснить «Правмиру» свою позицию.

Об устной речи и неприличных поступках

– Андрей Борисович, вы не согласны только с тем, как на портале «Интерфакс-религия» интерпретировали ваши слова, или в публикации на slon.ru ваша мысль тоже искажена?

– Она выражена не очень четко. Дело в том, что текст интервью со мной не согласовали. В этом году меня включили в шорт-лист премии «ПолитПросвет». У организаторов этой премии есть традиция брать интервью у всех финалистов и еще до вручения премии вывешивать их в интернете.

Ко мне пришел журналист Александр Баунов, председатель жюри, мы с ним беседовали, если мне память не изменяет, часа два, затронули множество тем – политику, религию, происходящие сегодня события, – он, разумеется, обещал мне прислать интервью на сверку и не прислал. Ну, думаю, раз не прислал, значит, не успел.

На церемонии вручения премии он подошел ко мне и говорит: «А ваше интервью уже висит, пользуется большим успехом, многие его прочитали». Я удивился, попросил его прислать ссылку и когда вернулся домой, прочитал свое интервью.

Оно сильно сокращено, кроме того, устная речь есть устная речь. Что-то не договорено, что-то в разговоре было усилено интонационно, а в тексте этого не видно, и есть несколько неловких фраз, которые я, если бы мне прислали текст на согласование, обязательно подправил, сделал более четкими. В том числе, и ответ на вопрос о сексуальных меньшинствах.

Как сейчас помню, Баунов спросил меня: вот вы говорите, что у России западный путь развития, то есть и гомосексуальные браки? Я ответил, что Запад намного больше, чем гомосексуальные браки, и к этому надо подходить осторожно.

В тексте, опубликованном на сайте slon.ru, из моего ответа остался только кусок, который при недоброжелательном ко мне отношении, конечно, можно истолковать так, что христиане, по мнению профессора Зубова, должны терпимо относиться к гомосексуализму в своей, церковной, среде. Конечно, это не соответствует моим взглядам, но если не быть предвзятым, даже из этого не очень удачного, не отредактированного куска понятно, что я говорю не о Церкви, а о гражданском обществе вне Церкви.

На портале же «Интерфакс-религия» поступили просто неприлично. Из этого и так не очень удачного куска они опубликовали три строчки, убрав начало и конец, под заголовком: «Профессор Зубов видит в свободе выражения людьми своей сексуальной ориентации христианский принцип».

Я считаю, что люди, которые это сделали, нарушили девятую заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх., 20, 16). Мне больно за этих людей. Они, вероятно, христиане, как же они могли так поступить? Досадно, но раз уж это случилось, я хотел бы рассказать уважаемому мной порталу «Православие и мир», что я на самом деле думаю об этой очень важной проблеме, на которой сегодня часто спекулируют люди диаметрально противоположных взглядов.

Прежде всего, надо помнить, что Церковь – константа. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр., 13, 8), – говорит апостол Павел. Нельзя говорить об эволюции Церкви как мистического Тела Христова. Другое дело, что в разные времена, эпохи общество может с большей или меньшей решимостью следовать законам этого Тела Христова.

Мы, люди, подвижны, а Церковь незыблема, и в незыблемой Церкви и Самим Господом, и апостолом Павлом было сказано, что совершающие все эти сексуальные извращения Царства Божия не наследуют. А Церковь и есть Царство Божие, другого нет, соответственно тот, кто не наследует Царства Божия, находится вне Церкви.

Фото: rustoria.ru

Фото: rustoria.ru

О смертных грехах и их “легализации”

– Но ведь апостол Павел не выделяет гомосексуализм из других смертных грехов, не утверждает, что он, допустим, хуже блуда. А многие православные люди убеждены, что хуже, а блуд хоть и грех, но всё же по естеству.

– Ничего подобного. Апостол четко говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор., 6, 9-10). Четко сказано!

Сребролюбие ничем не лучше гомосексуализма и лжесвидетельство, кстати, ничем не лучше прелюбодеяния. Дело вовсе не в законничестве, а в органичности Тела Христова. Апостол перечисляет грехи, совершая которые, мы выпадаем из Тела Христова, оказываемся вне Его естества, потому что Тело Христово – не тело гомосексуалиста, не тело прелюбодея, не тело сребролюбца.

Апостол Павел, который, я думаю, больше всех сказал о сути Церкви и первым сформулировал, что Церковь – Тело Христово, объясняет, что есть целые категории – поведенческие и мотивационные, – которые ставят нас вне Тела Христова.

Гомосексуализм – одна из неправильных поведенческих форм, но и мужчина с женщиной, имеющие половые отношения друг с другом вне брака или до брака, также оказываются вне Церкви и Царства Божия не наследуют. То же самое можно сказать о сребролюбцах – тех, кто предпочитает помощи ближнему накопление за счет других. Они тоже хищники.

Все эти люди – враги Христа. В Церковь они могут вернуться только при двух условиях: покаянии и решительном изменении своего поведения. Апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит, что всякая неправда грех, но есть грех к смерти, а есть не к смерти.

Некоторые понимают слова «грех к смерти» буквально – совершит человек этот грех и тут же помрет. На самом деле речь идет, конечно, не о физической смерти, а о смерти христианина, то есть о выпадении из Тела Христова человека, который в этом Теле находится.

Совершив смертный грех, человек умирает духовно, перестает быть христианином. Если он соблазнился и съел во время поста кусок колбасы или если верующие супруги не воздержались во время поста от супружеской жизни, в этом надо исповедоваться, но это не приводит к выпадению из Тела Христова. А смертные грехи приводят.

– Приводят не потому, что «так придумали церковники», а потому, что разрушают человеческую целостность?

– Конечно. Целостный человек – тот, в ком живет Господь. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор., 4, 16). Смертный грех – грех, который разрушает образ Божий в человеке. Иисус Христос, пройдя земную жизнь безгрешно, отбросив все соблазны, явил Собой совершенного человека, и мы можем стать частью Его Тела, если будем стремиться к этому совершенству.

А когда человек практикует то, что называется смертным грехом, он оказывается вне Иисуса Христа, соответственно вне Церкви и спасения. Это не юридический вопрос и даже не церковно-правовой, а вопрос духовной органичности. Как человек, у которого парализованы руки-ноги, не может ходить – органически не может, а не потому, что наказан, – так и человек, живущий во грехе блуда, сребролюбия, лжи, не может ходить во Христе, соответственно оказывается вне Церкви.

И мы должны ясно понимать, что в этом смысле грех гомосексуализма не больше и не меньше других грехов, выбрасывающих человека из Церкви.

Те христианские сообщества, которые признали гомосексуализм нормой, а это, к сожалению, большинство лютеранских и многие другие евангелические церкви, с точки зрения нас, православных, да и католиков, уже не часть Церкви. Они исповедуют Христа, и это хорошо делают, но не могут быть частью Церкви, потому что легализовали смертный грех.

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

Не только гомосексуалист, который венчается, допустим, в Копенгагене в лютеранском храме, совершает грех, но вся эта структура – священник, который венчает, епископ, который дозволяет, – оказывается вне Церкви как Тела Христова. Это очень серьезная проблема, потому что, как вы знаете, во многих евангелических церквях есть даже епископы-гомосексуалисты, причем не скрывающие своей ориентации.

Также могу сказать пару слов о женщинах-епископах. Апостол Павел не случайно сказал, что женщине учить в Церкви не дозволяется, а надо пребывать в молчании. Очень глубокий принцип, о нем можно целую лекцию прочесть, но в любом случае, коль учить не дозволяется, ни священником, ни епископом женщина быть не может, так как учительство – одна из главных функций и священника, и епископа. Церковь, которая нарушает этот принцип, также оказывается вне церковной полноты.

Но совсем другое дело – государство. Если Церковь незыблема, и мы не можем сказать, что слова апостола, сказанные 2000 лет назад и закрепленные в каноническом тексте, устарели, а мы, христиане XXI века, будем теперь думать иначе, то государство, общество, совокупность людей – вещи подвижные.

Слова «Всякий человек ложь» (Пс., 115, 2) можно понимать и в том смысле, что человек всегда относителен, релятивен: сегодня один, завтра другой – мы все это знаем по себе.

Так же и государство. Посмотрите: несколько веков назад – абсолютная монархия, какое-то время назад – диктатуры (фашистские и коммунистические), сейчас – парламентские республики. И общество приветствует и абсолютного монарха, и какого-то Муссолини, Гитлера или Сталина, и современного демократически избранного президента или премьер-министра.

Мир подвижен, и в этом подвижном мире народы, у которых доминирует христианская вера, в разные времена по-разному относятся к христианству, количество верующих в народе меняется. А государство всегда – производная народа. Когда народ в основном религиозен, ориентирован на то, чтобы идти в Царствие Божие, и государство выполняет эту функцию защитника веры, а если выполняет, то очень строго относится к нарушителям всех заповедей, которые ведут человека к погибели.

Так было в средние века, но постепенно это отношение меняется. Если в эпоху Средневековья, особенно раннего, человек и Бог были вместе – и в искусстве, и в философии постоянно подчеркивалось, что главное – Богочеловек, и надо вырастать в Его меру, подчеркивалось не только в Церкви, но на государственном уровне, – то начиная с эпохи Ренессанса, они, человек и Бог, расходятся. Забывается идея обожения, сохраняется только понятие долга человека перед Богом, и государство постепенно теряет функцию хранителя веры.

По традиции до сих пор, например, на английской монете написано: «ELIZABETH II DEI GRATIA REGINA F(idea) D(efensora)» («Елизавета II Божьей милостью королева, защитница веры»). Но это просто дань прошлому. Общество живет для себя. Не для Бога, не для вечности, не для себя в вечности, а для себя здесь, на земле.

Невозможное возможно?

Последние несколько столетий в Европе и в России этот процесс усиливается, поэтому многое из того, что раньше считалось невозможным, потому что мешало человеку идти в Царство Божие, теперь считается возможным, потому что не мешает другому человеку идти в Царство Божие. А если тебе мешает – то твое право выбирать, как поступить.

Посмотрите! Еще в начале XIX века в большинстве стран Европы был запрещен переход из одной конфессии в другую, например, в Швеции за переход из лютеранства в католичество полагалась смертная казнь через отсечение головы. Этот закон, правда, в XIX веке уже не применялся, но отменили его только в середине века, в 1850-е годы.

Весь XIX и почти весь XX век почти во всей Европе гомосексуализм считался уголовно наказуемым преступлением. Не только пропаганда или совращение несовершеннолетних, но если просто два человека одного пола жили вместе и по обоюдному согласию имели половую связь, их могли за это посадить. И сажали – до 80-х годов в разных странах такое практиковалось.

Или аборты. Первой страной, которая их разрешила, была Советская Россия – в 1920 году, – и все смотрели на нее как на чудовище, потому что понимали: аборт – это убийство человека. Теперь в большинстве стран Европы аборт разрешен или полностью или частично.

В Германии, например, сложно сделать аборт – требуется пройти десяток согласительных комиссий, на которых женщине, если у нее есть хотя бы элементарные представления о приличии, будет просто стыдно появиться. На этих комиссиях женщину уговаривают не делать аборт, а тем временем, как правило, подходит тот срок беременности, на котором уже и по закону нельзя ее прерывать. Поэтому многие немки предпочитают ехать в Голландию, где закон не чинит больших препятствий для аборта.

А в Польше аборт вообще запрещен. Но я сейчас говорю о другом – постепенно ослабевает сознание того, что есть вещи, которые общество должно контролировать, даже если они никому не приносят вреда. Возможно, когда-нибудь тренд изменится, но сейчас реальность такова.

Про аборт особый разговор. Это убийство, поэтому говорить, что он никому не приносит вреда, дико. Но гомосексуальные отношения двух взрослых людей по взаимному согласию приносят вред только этим двум людям. Они себе вредят и соответственно отвечают за это перед Богом, если в Него верят.

Почему европейские страны отказались от уголовного преследования людей, наносящих себе такой вред? Растет уровень секуляризации, то есть укрепляется представление, что государство должно служить земным целям, а цели духовные вообще не его тема. Поэтому многие вещи, считавшиеся недопустимыми, получают разрешение. Отменено уголовное наказание за гомосексуализм.

В России тоже – в советском уголовном кодексе была статья, в начале 90-х ее отменили. На мой взгляд, мы, христиане, не должны быть слишком агрессивны. Наша задача – внешним объяснять, а внутренних хранить. Мы можем объяснять внешним, почему гомосексуализм пагубен, но вряд ли добьемся большого успеха. Это же очень тонкая духовная вещь. Как вы ее объясните человеку, который не верит в Бога?

Относительно недавно не только гомосексуализм, но и прелюбодеяние считалось уголовным преступлением. Например, во Франции в XIX веке была полиция нравов, которая преследовала за прелюбодеяние, за блуд, проституция была запрещена. Но все эти грехи, несмотря на запреты и преследования, широко практиковались. Законы могут быть любые, но важно, принимает ли их общество.

Французское общество в XIX веке не принимало строгие запреты на блуд и прелюбодеяние, поэтому особого эффекта от этих запретов не было. Постепенно их отменили, и сейчас трудно представить, что кого-то будут наказывать за добрачную или внебрачную связь. Это осталось на совести человека. Разумеется, если не связано с принуждением (а принуждение может быть не только физическим, но и моральным, и, как вы знаете, во многих западных странах за sexual harassment – сексуальное домогательство – отвечают по всей строгости).

Ну а если это по взаимному согласию, государство теперь не вмешивается. То, что не ущемляет свободу других людей, можно свободно практиковать. Но здесь есть два «но».

Свобода с оговорками

Первое – можно ли агитировать? Это сейчас главная проблема на Западе. Ты можешь практиковать какой-то порок. Возьмем для примера знакомый русскому человеку – пьянство. Ты можешь постоянно напиваться в стельку и в конце концов от этого погибнуть. Жена будет страдать от твоего пьянства, велика вероятность, что уйдет, может предъявить претензии на имущество, но закона, запрещающего взрослому человеку пить водку, в России нет, и вряд ли когда-то будет.

Но и невозможно представить, что несколько сотен людей с посиневшими носами выйдут на улицу с лозунгами «Да здравствует пьянство до посинения». Одно дело – преступление против самого себя, своего организма, и совсем другое – пропаганда такого саморазрушения.

Я называю эти вещи терпимыми пороками. В том смысле, что общество терпит пороки, но пропаганда алкоголизма, прелюбодеяния, гомосексуализма недопустима. Так вот, во многих странах Запада эта грань перейдена, и пропаганда гомосексуализма и других подобных вещей считается уже не просто нормой, но нормой желательной. Это следующий этап развития общества. Развития не в том смысле, что оно становится лучше, а в том, что оно меняется. Сейчас оно перешло с нейтральной, нулевой позиции на отрицательную – на демоническую (для христианина это очевидно).

Вернемся к абортам. Очевидно, что это убийство ребенка. Ни один нормальный человек, даже неверующий, не может утверждать иного.

Фото: slon.ru

Фото: slon.ru

– И ученые с этим согласны. Завкафедрой эмбриологии биофака МГУ Владимир Александрович Голиченков именно с научной точки зрения объясняет, что жизнь человека начинается с момента зачатия.

– Ну, вот видите! А я могу объяснить это с философской точки зрения – она мне ближе. То, что потенциально чем-то является, всегда актуализируется, если к этому нет препятствий. Во время зачатия соединяются две клетки – мужская и женская, – возникает жизнь как потенция, и если она не прервется внешним обстоятельством – выкидышем или абортом, – обязательно перейдет в акцию – ребенок родится, и будет жить.

А когда мы делаем аборт, насильно пресекаем эту потенцию, вмешиваемся в результат. Все люди рано или поздно умирают, но это не значит, что мы можем убивать друг друга. Это дело Божие – когда прервать нить.

Но раз многие западные общества и российское (мы на втором месте после Китая по числу абортов на женщину) не запрещают аборты, значит, таково общество – оно согласно на убийство. Что мы, христиане, можем с этим сделать – с пропагандой гомосексуализма, с абортами, с эвтаназией (в некоторых западных странах и она легализована)? Объяснять!

Не стать сектантами

Христианство – религия слова. Мы можем объяснять, доказывать, вразумлять, но, в конечном счете, в демократической стране кого народ выберет, те и примут решение. Вот в парламент Польши был внесен законопроект о легализации абортов, а большинство депутатов Сейма и Сената проголосовали против – народ не захотел абортов! И всё – Польша в Евросоюзе, а законы там свои.

А в другой стране христиане хоть лоб разобьют, но если парламент проголосует за, ничего не поделаешь.

Надо вспомнить, как реагировала Церковь на распространенные пороки в первые века после Христа. Святитель Киприан Карфагенский предупреждал христиан не ходить на гладиаторские бои, потому что они растлевают, но он не призывал их запретить, так как большинство римского общества было не христианским, а языческим, и очень любило эти гадостные вещи. Или он говорил не ходить в общие бани (где мужчины с женщинами вместе мылись), потому что там разврат, но, опять же, не требовал их закрыть, а лишь предлагал своим братьям по вере воздерживаться от таких вещей.

Вот пример для нас! Мы тоже должны воздерживаться от гомосексуализма, блуда, понимая, что такие вещи выбрасывают человека из Церкви, но бегать с палками по городу и бить тех, кто не воздерживается и считает такое нормой, дико. Это не христианское поведение, а сектантское. Христиане никогда никого силой не загоняют ни к себе, ни в благочестие.

Иисус Христос никого силой за Собой не вел. И многие отошли от Него. «Тогда Иисус сказал двенадцати, не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин., 6, 67–68). Христианство – это свобода. Хочешь быть со Христом – будь, не хочешь – уходи, но должен понимать, чего это тебе будет стоить.

Нам надо привыкнуть жить в нехристианском обществе, где мы малое стадо. Мы можем вести агитацию, политическую пропаганду, призывать, чтобы запретили аборты и не было гей-парадов, но если общество не пойдет за нами, мы не должны силой вгонять его в наш Символ веры, но должны сами, даже будучи в меньшинстве, сохранять свою веру в неповрежденном виде.

Как это трудно, видно на примере некоторых западных обществ, уже вступивших в отрицательную фазу (не все вступили, но многие), когда грех объявляется добродетелью, когда о гомосексуализме рассказывается как об одной из форм половой жизни, такой же нормальной, как гетеросексуальная, когда в детском саду в какой-нибудь Швеции отменяют обращения «он» и «она», а только средний род, чтобы каждый, когда вырастет, сам решил, какого он рода. Это уже за пределами здравого смысла, но так движется общество.

Когда во Франции проходят демонстрации геев, их всячески оберегает полиция, а когда там же проходят демонстрации против того, чтобы однополые «семьи» усыновляли детей, полиция их разгоняет и довольно жестоко.

В такой ситуации мы, христиане, должны, как это, кстати, делают христиане во Франции, организовать общественные силы – не только христиан, но и мусульман, и иудеев, и неверующих, но разделяющих наши представления о нравственности, людей.

Возможно, мы добьемся большинства в парламенте, но даже если этого не произойдет, надо помнить, как вели себя христиане в языческом мире, и вести себя так же – твердо стоять в своей вере, знаменовать её собой, но не принуждая к ней других силой.

Опять же вспомним слова Христа. Когда в Самарянском селении Его не приняли, двое учеников предложили Ему свести огонь на землю и сжечь селение, Он сказал им: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк, 9, 55-56). Вот и мы должны поступать так же – помогать спастись людям, но не пинками заталкивать их в спасение, а открыто отстаивать свою правду.

В любом случае, я думаю, наша правда больше людей привлечет к спасению, чем наша сила, которая скорее многих оттолкнет. Человеческая душа не терпит насилия, а вот свободное согласие с правдой – то, чего жаждет человек.

Беседовал Леонид Виноградов

www.pravmir.ru


Смотрите также