Индекс для оценки зубного налета у детей раннего возраста (Э.М. Кузьмина, 2000г.). Зубы рамфьорда


-индекс Рамфьорда - ГОС-тесты по стоматологии с ответами

С этим файлом связано 12 файл(ов). Среди них: Stimulyatory_krovetvorenia.ppt.ppt, Sredstva_vliayuschie_na_funktsii_organov_pischevaren.ppt.ppt, 4_Narushenia_krovoobraschenia_Chast_1.pdf, Larentsova_Konflikty_v_stomatologicheskoy_prakt.doc, Otvety_po_manualnym_navykam.docx, GOS-testy_po_stomatologii_s_otvetami.doc, biokhimia_tkaney_i_zhidkostey_polosti_rta_Vavilov.djvu, homskaja_neuropsychology.zip, 3_Distrofii_Parenkhimatoznye_i_stromalno-sosudistye.pdf, Demina_A_B__Pashinyan_G_A__Lukinykh_L_M_Pravova.djvu и ещё 2 файл(а).Показать все связанные файлы-индекс Рамфьорда

-индекс Грина-Вермильона

-индекс РМА (папиллярно-маргинально-альвеолярный)

-индекс Расселя

?

Ребенок 12 лет обратился с жалобами на острые приступообразные ночные боли. Из анамнеза заболевания: болен в течении 2 дней. При осмотре: кариозная полость в 1.6 зубе средней глубины, с пигментированным дентином, который легко удаляется, зондирование резко болезненно в проекции рога пульпы. Какой метод исследования из перечисленных ниже наиболее целесообразен?

+электроодонтометрия

- трансиллюминация

- рентгенография

- визиография

- реография

?

Ребенок 16 лет обратился к врачу с жалобами на появление "язвочек" в полости рта. Объективно: меловидная бледность кожи лица и слизистой оболочки полости рта. Что из перечисленного является наиболее приемлемым следующим шагом в диагностике?

-цитологическое исследование, общий анализ крови

-определение РН слюны, общий анализ крови

-биопсия участка поражения, измерение микротоков в полости рта

-цитологическое исследование, люминесцентная диагностика

-исследование в лучах Вуда, серологические реакции

?

Ребенку 15 лет обратился к врачу на профилактический осмотр.Жалоб не предъявляет. При осмотре: обнаружено пятно меловидного цвета на вестибулярной поверхности 2.2 зуба в пришеечной области, при зондировании определяется шероховатость, ощущения задержки зонда нет. Какой из ниже перечисленных методов обследования является наиболее приемлемым в данной ситуации?

-опрос

-перкуссия

-пальпация

-витальноеокрашивание

-температурная диагностика

?

У ребенка полутора лет, перенесшего две недели тому назад ОРЗ (острые респираторные заболевания), второй день повышена температура тела до 39°С, рвота. Ребенок отказывается от пищи, капризничает. Педиатром был поставлен диагноз ОРЗ. В момент настоящего обследования: лимфаденит подчелюстных лимфоузлов, обильное слюнотечение, на резко гиперемированной слизистой оболочке обеих губ, кончика языка и щек - мелкие множественные эрозии с четкими очертаниями, покрытые фиброзным налетом. Десна отечна, кровоточит. Ведущим фактором в патогенезе данного заболевания является:

- контакт с больным ребенком

- снижение уровня иммунитета

- переохлаждение

- недавно перенесенное ОРЗ

- грипп

?

Ребенку 12 лет обратился к врачу с жалобами на неприятные ощущения в ранее леченом зубе. Объективно: на дистально-жевательной поверхности 1.6 зуба имеется кариозная полость, сообщающаяся с полостью зуба, зондирование и перкуссия безболезненны, коронка зуба изменена в светло-розовый цвет. Слизистая оболочка вокруг зуба бледно-розового цвета. После рентгенологического обследования 1.6 зуба поставлен диагноз: хронический фиброзный периодонтит.Какие рентгенологические признаки характерны для этого заболевания?

-умеренное расширение периодонтальной щели

-разрежение костной ткани с четкими контурами

-разрежение костной ткани с нечеткими контурами

-разрежение костной ткани в области верхушек корней

-разрежение костной ткани в области бифуркации

?

Ребенку 13 лет, обратился с жалобами на боль в деснах, кровоточивость, усиливающиеся при еде, чистке зубов. Подобные явления появились неделю назад. Объективно: общее состояние после перенесенного гриппа удовлетворительное. Имеются обильные зубные отложения в области премоляров и моляров верхней и нижней челюстей. Десна гиперемированная, отечна, резко болезненная при прикосновении кровоточит.Местные факторы, способствующие возникновению данного заболевания:

- зубные отложения

- дефекты пломбирования

- отсутствие гигиены полости рта

+ затрудненное прорезывание зуба

- аномалии зубо-челюстной системы

?

У ребенка 5 лет кп=4, это соответствует

- компенсированной форме кариеса

- субкомпенсированной форме кариеса

+ декомпенсированной форме кариеса

- низкой степени активности

- высокой степени активности

?

Форма пульпита встречающаяся только во временных зубах

- острый пульпит с вовлечением в процесс тканей перио­донта и лимфоузлов

- острый серозный частичный пульпит

- хронический гипертрофический пульпит

- острый гнойный частичный пульпит

- хронический гангренозный пульпит

?

При диф.диагностике хронического фиброзного пульпита и глу­бокого кариеса решающим является

- глубина кариозной полости

- наличие в полости светлого мягкого дентина

- наличие в полости плотного пигментированного дентина

- локализация и длительность боли при зондировании

- перкуссия

?

При хроническом фиброзном периодонтите на R-грамме отмечают

- расширение периодонтальной щели с очагами разрежения в области корня

- очаг разрежения округлой формы с четкими границами размером 0,5 мм

- очаг разрежения с четкими границами округлой формы размером 1,5 мм

- очаг разрежения с нечеткими границами в виде пламени

- расширение периодонтальной щели с нечеткими границами в виде пламени

?

Порок развития твердых тканей зуба обусловленный хроническим остеомиелитом челюстей, это

- местная гипоплазия

- системная гипоплазия

- очаговая гипоплазия

- аплазия

- гиперплазия

?

Ведущим признаком, отличающим хронический гингивит от паро­донтита является

- наличие патологического десневого кармана

- воспаление десневого края

- наличие зубного камня

+ рентгенологические симптомы

- наличие зубного налета

?

Причиной развития афт Беднара у детей является

- палочка Леффлера

- вирус простого герпеса

- дрожжеподобный гриб Candida

- сенсибилизация организма к аутоинфекции

- хроническая механическая травма

?

Подслизистая основа в полости рта отсутствует

- на нижней поверхности языка

- в слизистой оболочке губ

- в слизистой щеки, языка

- в мягком и твердом небе

- на деснах, спинке языка и твердом небе

?

Наиболее вероятные теории возникновения многоформной экссудативной эритемы

- вирусная, аутоиммунная- грибковая, вирусная

- неврогенная, вирусная, токсико-аллергическая- токсико-аллергическая, инфекционно-аллергическая

- неврогенная, вирусная

?

Патогенетическое лечение герпангины заключается в применении

- антибактериальных препаратов

- противовирусных препаратов

- средств физиотерапии

- кератопластических препаратов

- антигистаминных препаратов

?

Какой метод изучает функцию жевания?

- рентгенография

+мастикоциография

- электромиография

- телерентгенография

- томография

?

Что представляет собой ретрузия зубов?

+ оральное положение фронтальных зубов

- вестибулярное положение фронтальных зубов

- щечное положение боковых зубов

- дистальное положение боковых зубов

- мезиальное положение боковых зубов

?

Что представляет собой тортоаномалия?

- смещение зубов вестибулярно

+ поворот зуба по оси

- высокое положение зубов

- смещение зубов орально

- низкое положение зубов

?

Какое положение нижней челюсти у новорождённого считается в норме?

- ортогнатическое

+ретрогнатическое

- прогнатическое

- вариабельное

-прогеническое

?

В каком возрасте окостеневает шов на нижней челюсти у ребёнка?

- после четвертого года жизни

+ после первого года жизни

- после второго года жизни

- после третьего года жизни

- после пятого года жизни

?

В каком возрасте окостеневает срединный нёбный шов?

- после 1 года, к 2-3 годам

- после 5 лет, к 6-7 годам

- после 10 лет, к 14-15 годам

- после 15 лет, к 18-20 годам

+ после 20 лет, к 24 – 25 годам

?

Какие бывают виды роста челюстных костей?

- интерстициальный, прогрессирующий и шовный рост

- суставной, регрессирующий и аппозиционный рост

- интерстициальный, суставной и шовный рост

+ суставной, шовный и аппозиционный рост

- ремоделирующий, шовный и аппозиционный рост

?

Как проходит орбитальная плоскость в норме?

- через боковые резцы

+через клыки

- через первые премоляры

- через вторые премоляры

- через первые моляры

?

Измерительным точкам по методу Пона на молярах верхней челюсти соответствует:

+ середина межбугорковойфиссуры

- углубление межбугорковойфиссуры

- передний щечный бугор

- задний щечный бугор

- небные поверхности

?

Измерительным точкам по методу Пона на премолярах нижней челюсти соответствует:

- середина межбугорковойфиссуры

- щечный бугор

+ дистальный скат щечного бугра

- мезиальный скат щечного бугра

- язычный бугор

?

Ребенок, 3 года. Мама жалуется на западение верхней губы, подсасывание ее. У ребенка имеется вредная привычка постоянно выдвигать нижнюю челюсть вперед. При осмотре лица отмечается вогнутый профиль лица, углубление носогубных складок. Какая патология прикуса возникнет у ребенка без должного ортодонтического лечения?

- открытый

- перекрестный

- прогнатический

+прогенический

- глубокий

?

Ребенок, 1 год. Мама жалуется на западение нижней губы, подсасывание ее. При осмотре лица отмечается смещение подбородка назад, нижняя губа подсасывается под верхние зубы. Форма нижней челюсти квадратная. Расстояния между челюстями в сагиттальном направлении до 1,5 мм. Какая патология прикуса возникнет у ребенка без должного ортодонтического лечения?

- открытый

- перекрестный

+ прогнатический

- прогенический

- ортогнатический

?

Больная 12 лет, обратилась в клинику с жалобами на отсутствие смыкания зубов в переднем участке. Из анамнеза: вскармливалась грудью до 10 месяцев, длительное время закусывала нижнюю губу. При осмотре установлено нарушения конфигурации лица: удлинение нижней трети лица, сглаженность носогубных и подбородочных складок, на не смыкание губ. Верхняя челюсть вытянута во фронтальном участке, нижняя несколько уплощена, чрезмерно развиты альвеолярные отростки на верхней челюсти. Какая из функций зубочелюстной системы нарушена при данной патологии?

- дыхания

- глотания

- речеобразования

- жевания

+ откусывание

?

Ребенок, 5 лет. Жалоб нет, явились с целью профилактического осмотра. Объективные данные: лицо симметричное, осанка прямая, походка энергичная. Носогубные и подбородочные складки умеренно выражены. Движения ВНЧС свободны во всех направлениях. В полости рта: зубная формула соответствует возрасту. Форма зубных дуг – полукруглая. Имеется вредная привычка во время сна подкладывать руки под голову и давить на нижнюю челюсть. К каким изменениям зубочелюстной системы может привести данная вредная привычка?

- уплощение челюсти с одной стороны

- изменение тонуса мышц челюстно-лицевой области

- сужение верхней челюсти

+ смещение нижней челюсти в сторону

- сужение верхнего зубного ряда

?

Подросток, 14 лет. Объективно: Значительное выдвижение подбородка. Нижняя треть лица удлинена, выступает вперед, нижняя губа превалирует над верхней. Без успешного лечения у врача - ортодонта. В полости рта обратное резцовое перекрытие, соотношение боковых зубов – III класс по Энглю. Наиболее вероятная причина данной патологии?

- прикусывание верхней губы

- заболевания ЛОР-органов

- ранняя потеря боковых зубов

+ наследственный фактор

- сон на высокой подушке

?

Ребенок 8 лет обратился с жалобами на задержку прорезывания 1.2 / 2.2, из анамнеза установлено: молочные резцы выпали в срок, нижние постоянные резцы прорезались своевременно. При осмотре полости рта определяется отсутствие верхних постоянных резцов. Режущие края нижних резцов касаются слизистой оболочки альвеолярного отростка верхней челюсти. Какая патология прикуса возникнет у ребенка без должного ортодонтического лечения?

- ортогнатический

- перекрестный

+ глубокий

- открытый

- прогнатический

?

Ребенку 6 лет. Появилась привычка проталкивать язык между зубными рядами во время глотания. К какому виду аномалий прикуса может привести данная вредная привычка?

- глубокому

+ перекрестному

- прогнатическому

- ортогнатическому

- прямому

?

Ребенку 4 года. При осмотре зубных рядов 5.2, 5.1, 6.1, 6.2 разрушены коронки. При разговоре язык постоянно проталкивается между зубными рядами. К какой аномалии может привести данная клиническая картина?

+ открытому прикусу

- прогеническому прикусу

- протрузии зубов

- ретрузии зубов

- глубокому прикусу

?

У ребенка 6 лет все зубы временные, бугры боковых зубов хорошо выражены, диастемы и тремы отсутствуют, дистальные поверхности вторых временных моляров находятся на одной вертикальной линии. К какому из перечисленных состояний можно отнести описанную клиническую картину?

+ формирующаяся аномалия - вариант нормы - норма- сформированная аномалия- деформация?

Ребенку 5,5 лет, верхние передние зубы перекрывают нижние больше чем на 2/3. К какому из перечисленных состояний можно отнести описанную клиническую картину?

+ формирующаяся аномалия - вариант нормы - норма- сформированная аномалия- деформация?

У ребенка при осмотре лица наблюдается широкая переносица, аденоидное выражение лица губы не смыкаются. О нарушении какой функции зубочелюстной системы свидетельствует описанная клиническая картина? +дыхания - глотания -речеобразования- жевания- сосания?

Ребенку 6 лет, все зубы временные, бугры хорошо выражены диастемы , тремы отсутствуют. О нарушении какой функции зубочелюстной системы свидетельствует описанная клиническая картина?+ жевания

- сосания- глотания- дыхания- речеобразования

?

Ребенок, 5 лет. Имеется вредная привычка привычка закусывать нижнюю губу. Какая аномалия может развиться?

+ уплощение фронтального участка нижней челюсти - укорочение фронтального участка нижней челюсти - уплощение фронтального участка верхней челюсти- укорочение фронтального участка верхней челюсти- удлинение фронтального участка нижней челюсти

?

Ребенок, 6 лет. Мама ребенка жалуется на эстетические нарушения. При обследовании полости рта выявлено: сужение зубного ряда верхней челюсти. К какой аномалии прикуса может привести данная патология?

+ прогнатическому- прогеническому- латерогнатическому- открытому- латерогеническому

?

Ребенок, 9 лет. Мама ребенка жалуется на эстетические нарушения. При обследовании полости рта выявлено: сужение зубного ряда верхней челюсти справа. Какая аномалия прикуса может развиться при данной патологии?

+ односторонний буккальный перекрестный - двусторонний лингвальный перекрестный - латерогнатический- двусторонний буккальный перекрестный - односторонний лингвальный перекрестный

?

Ребенок, 7 лет. Мама ребенка жалуется на эстетические нарушения. При обследовании полости рта выявлено: коротая уздечка языка. К каким изменениям зубного ряда может привести данная патология?

+ укорочению нижнего

- укорочению верхнего- расширению нижнего - сужению верхнего - сужению нижнего

?

Мальчик, 10 лет. Диагноз: тортоаномалии 2.2 зуба. Для лечения врач-ортодонт 2.3, 2.2, 2.1 зубы покрыл коронками с петлями и разносторонними резиновыми тягами. Характер перемещения 2.2 зуба при лечении данной патологии:

- корпусное перемещение

- коронковое перемещение

+ поворот вокруг продольной оси

- перемещение корней зуба

- вертикальное перемещение

?

Ребенок, 13 лет. В течение 2-х лет находится на ортодонтическом лечении по поводу сужения верхнего и нижнего зубных рядов, протрузия передних зубов верхней и нижней челюстей. Лечение проводилось следующими аппаратами: расширяющаяся пластинка с активной вестибулярной дугой на верхней челюсти. Зубные ряды были нормализованы через год после начала лечения. Ретенционный период - длился 5 месяцев. Контрольный осмотр через 3 месяца после ретенции показал рецидив заболевания. Вероятная причина рецидива?

- неправильно выбранный аппарат

+короткий срок ретенционного периода

- короткий срок аппаратурного лечения

- поздняя обращаемость к врачу - ортодонту

- причиной является протрузия зубов

?

Ребенок, 10 лет. Жалуется на эстетические нарушения. Объективные данные: Лицо в профиль выпуклой формы. Нижняя губа западает. Нижняя треть лица укорочена. Имеется симптом «наперстка». Врач диагностировал прогнатический прикус. Какую клиническую пробу необходимо провести для дифференциальной диагностики данной патологии?

+ по Эшлеру-Битнеру- по Ильиной-Маркосян - по Хорошилкиной- по Малыгину- по Шварцу

?

Ребенок, 10 лет. Жалобы на эстетические нарушения. Объективно: нижняя треть лица укорочена, подбородочные и носогубные складки сглажены. В профиль лицо имеет выпуклую форму. В полости рта: протрузия фронтальных зубов верхней челюсти. Наиболее вероятная причина данной патологии?

+макродентия резцов на верхней челюсти - макродентия резцов на нижней челюсти- микродентия резцов на верхней челюсти - сверхкомплектные зубы на нижней челюсти- смещение нижних резцов вперед

?

Ребенок, 3 года. Диагноз: прогнатический прикус. Какой ортодонтический аппарат целессобразно назначить в данном возрасте?

+ вестибулярная пластинка Кербитца- вестибулооральная пластинка Крауза- пластинка с окклюзионными накладками- аппарат Айнсворта- аппарат Мершона

?

Ребенок, 5,5 лет. Диагноз: прогнатический прикус. Какой ортодонтический аппарат целессобразно назначить в данном возрасте?

+пропульсорМюлемана- аппарат Брюкля- каппа Бынина- аппарат Энгля- пластинка Калвелиса

?

Ребенок, 14 лет, обратился с жалобами на косметический дефект, постоянную сухость во рту, затрудненное откусывание и пережевывание пищи, нечеткость произношения при разговоре. При осмотре: увеличение высоты нижнего отдела лица, полуоткрытый рот, сглаженность подбородочной и носогубной складок, укорочение ветви челюсти, увеличение угла нижней челюсти. В полости рта: резкое сужение верхнего зубного ряда и уплощение нижнего, небный свод высокий, язык в размере не увеличен. Размеры вертикальной щели в области резцов – 5 мм. Какой ортодонтический аппарат целесообразно применить для лечения данной патологии?

- скользящая дуга Энгля

+ аппарат Хербста-Кожакару

- аппарат Брюкля

- пластинка Калвелиса

- накусочная пластинка Катца

?

Мальчик, 10 лет. Жалобы на нарушение жевания. В полости рта: соотношение фронтальных зубов по типу прямого прикуса. В боковых отделах соотношение не нарушено, но отмечается зубоальвеолярное удлинение с обеих сторон. Какой ортодонтический аппарат целесообразно применить для лечения данной патологии?

- расширяющая пластинка на верхнюю челюсть

- пластинка на верхнюю челюсть с наклонной плоскостью

+ пластинка на верхнюю челюсть с жевательным валиком

- расширяющая пластинка на нижнюю челюсть

- расширяющая пластинка на нижнюю челюсть с жевательным валиком

?

К ортодонту обратилась мама: ребенку 5 лет, диагноз: открытый прикус.

После проведенного ортодонтического лечения необходимо провести лечебную гимнастику. На какие групп мышц рациональнее назначить упражнения в данном случае?

- выдвигающая нижнюю челюсть

- поднимающая нижнюю челюсть

- для мышц языка

- для мимических мышц

+ для круговой мышцы рта

?

Ребенок, 4 года, жалуется на неправильное расположение нижних передних

зубов. При внешнем осмотре: нижняя губа перекрывает верхнюю губу, носогубные складки углублены, угол нижней челюсти увеличен. В полости рта обратно резцовое перекрытие, соотношение боковых зубов III классу по Энгля. Из анамнеза: такой же прикус у его бабушки. Тактика лечения при данной патологии:

+избирательноепришлифовывание боковых и фронтальных зубов

- комбинированный аппарат- регулятор функции Френкеля III типа

- подбородочная праща в ночное время

- санация у врача отоларинголога

- функциональный аппарат - каппа Бынина

?

Ребенок, 9 лет. Жалуется на наличие щели между 1.1 и 2.2 зубами. В полости рта: наличие щели диаметром 5 мм. Диагноз: диастема. Какой ортодонтический аппарат целесообразно использовать при данной патологии?

+аппарат Персина- коронка на перемещаемый зуб с направляющей трубкой - аппарат Брюкля

- аппарат Андрезена-Гойпля

- пластинки с расширяющим винтом

?

Девочка, 6 лет. При рентгенологическом исследовании и после тщательного обследования обнаружено – частичная адентия 46 зуба. Какое лечение целесообразно применить в данной ситуации?

+миотерапия с протезированием - изготовление пластинки с винтом - миотерапия

- аппарат Брюкля - каппа Шварца

перейти в каталог файлов

stomfaq.ru

-индекс Рамфьорда - При выборе метода лечения кариеса у детей необходимо учитывать

С этим файлом связано 7 файл(ов). Среди них: LP_-_Ne_lyubim.mp3, Rain_-_Znay.mp3, Rukovodstvo_po_endodontii_dlya_stomatologov_obs.pdf, Anatomia_ulybki.pdf, Feleys_-_Extrennaya_pomosch_v_stomatologii.doc, Algoritmy_okazania_neotlozhnoy_pomoschi_V_PRAKTIKE_VRAChA-STOMAT, GOS-testy_po_stomatologii_s_otvetami.doc, Stomatologia_Zapis_i_vedenie_istorii_bolezni_Prakticheskoe_rukov.Показать все связанные файлы-индекс Рамфьорда

-индекс Грина-Вермильона

-индекс РМА (папиллярно-маргинально-альвеолярный)

-индекс Расселя

?

Ребенок 12 лет обратился с жалобами на острые приступообразные ночные боли. Из анамнеза заболевания: болен в течении 2 дней. При осмотре: кариозная полость в 1.6 зубе средней глубины, с пигментированным дентином, который легко удаляется, зондирование резко болезненно в проекции рога пульпы. Какой метод исследования из перечисленных ниже наиболее целесообразен?

+электроодонтометрия

- трансиллюминация

- рентгенография

- визиография

- реография

?

Ребенок 16 лет обратился к врачу с жалобами на появление "язвочек" в полости рта. Объективно: меловидная бледность кожи лица и слизистой оболочки полости рта. Что из перечисленного является наиболее приемлемым следующим шагом в диагностике?

-цитологическое исследование, общий анализ крови

-определение РН слюны, общий анализ крови

-биопсия участка поражения, измерение микротоков в полости рта

-цитологическое исследование, люминесцентная диагностика

-исследование в лучах Вуда, серологические реакции

?

Ребенку 15 лет обратился к врачу на профилактический осмотр.Жалоб не предъявляет. При осмотре: обнаружено пятно меловидного цвета на вестибулярной поверхности 2.2 зуба в пришеечной области, при зондировании определяется шероховатость, ощущения задержки зонда нет. Какой из ниже перечисленных методов обследования является наиболее приемлемым в данной ситуации?

-опрос

-перкуссия

-пальпация

-витальноеокрашивание

-температурная диагностика

?

У ребенка полутора лет, перенесшего две недели тому назад ОРЗ (острые респираторные заболевания), второй день повышена температура тела до 39°С, рвота. Ребенок отказывается от пищи, капризничает. Педиатром был поставлен диагноз ОРЗ. В момент настоящего обследования: лимфаденит подчелюстных лимфоузлов, обильное слюнотечение, на резко гиперемированной слизистой оболочке обеих губ, кончика языка и щек - мелкие множественные эрозии с четкими очертаниями, покрытые фиброзным налетом. Десна отечна, кровоточит. Ведущим фактором в патогенезе данного заболевания является:

- контакт с больным ребенком

- снижение уровня иммунитета

- переохлаждение

- недавно перенесенное ОРЗ

- грипп

?

Ребенку 12 лет обратился к врачу с жалобами на неприятные ощущения в ранее леченом зубе. Объективно: на дистально-жевательной поверхности 1.6 зуба имеется кариозная полость, сообщающаяся с полостью зуба, зондирование и перкуссия безболезненны, коронка зуба изменена в светло-розовый цвет. Слизистая оболочка вокруг зуба бледно-розового цвета. После рентгенологического обследования 1.6 зуба поставлен диагноз: хронический фиброзный периодонтит.Какие рентгенологические признаки характерны для этого заболевания?

-умеренное расширение периодонтальной щели

-разрежение костной ткани с четкими контурами

-разрежение костной ткани с нечеткими контурами

-разрежение костной ткани в области верхушек корней

-разрежение костной ткани в области бифуркации

?

Ребенку 13 лет, обратился с жалобами на боль в деснах, кровоточивость, усиливающиеся при еде, чистке зубов. Подобные явления появились неделю назад. Объективно: общее состояние после перенесенного гриппа удовлетворительное. Имеются обильные зубные отложения в области премоляров и моляров верхней и нижней челюстей. Десна гиперемированная, отечна, резко болезненная при прикосновении кровоточит.Местные факторы, способствующие возникновению данного заболевания:

- зубные отложения

- дефекты пломбирования

- отсутствие гигиены полости рта

+ затрудненное прорезывание зуба

- аномалии зубо-челюстной системы

?

У ребенка 5 лет кп=4, это соответствует

- компенсированной форме кариеса

- субкомпенсированной форме кариеса

+ декомпенсированной форме кариеса

- низкой степени активности

- высокой степени активности

?

Форма пульпита встречающаяся только во временных зубах

- острый пульпит с вовлечением в процесс тканей перио­донта и лимфоузлов

- острый серозный частичный пульпит

- хронический гипертрофический пульпит

- острый гнойный частичный пульпит

- хронический гангренозный пульпит

?

При диф.диагностике хронического фиброзного пульпита и глу­бокого кариеса решающим является

- глубина кариозной полости

- наличие в полости светлого мягкого дентина

- наличие в полости плотного пигментированного дентина

- локализация и длительность боли при зондировании

- перкуссия

?

При хроническом фиброзном периодонтите на R-грамме отмечают

- расширение периодонтальной щели с очагами разрежения в области корня

- очаг разрежения округлой формы с четкими границами размером 0,5 мм

- очаг разрежения с четкими границами округлой формы размером 1,5 мм

- очаг разрежения с нечеткими границами в виде пламени

- расширение периодонтальной щели с нечеткими границами в виде пламени

?

Порок развития твердых тканей зуба обусловленный хроническим остеомиелитом челюстей, это

- местная гипоплазия

- системная гипоплазия

- очаговая гипоплазия

- аплазия

- гиперплазия

?

Ведущим признаком, отличающим хронический гингивит от паро­донтита является

- наличие патологического десневого кармана

- воспаление десневого края

- наличие зубного камня

+ рентгенологические симптомы

- наличие зубного налета

?

Причиной развития афт Беднара у детей является

- палочка Леффлера

- вирус простого герпеса

- дрожжеподобный гриб Candida

- сенсибилизация организма к аутоинфекции

- хроническая механическая травма

?

Подслизистая основа в полости рта отсутствует

- на нижней поверхности языка

- в слизистой оболочке губ

- в слизистой щеки, языка

- в мягком и твердом небе

- на деснах, спинке языка и твердом небе

?

Наиболее вероятные теории возникновения многоформной экссудативной эритемы

- вирусная, аутоиммунная- грибковая, вирусная

- неврогенная, вирусная, токсико-аллергическая- токсико-аллергическая, инфекционно-аллергическая

- неврогенная, вирусная

?

Патогенетическое лечение герпангины заключается в применении

- антибактериальных препаратов

- противовирусных препаратов

- средств физиотерапии

- кератопластических препаратов

- антигистаминных препаратов

?

Какой метод изучает функцию жевания?

- рентгенография

+мастикоциография

- электромиография

- телерентгенография

- томография

?

Что представляет собой ретрузия зубов?

+ оральное положение фронтальных зубов

- вестибулярное положение фронтальных зубов

- щечное положение боковых зубов

- дистальное положение боковых зубов

- мезиальное положение боковых зубов

?

Что представляет собой тортоаномалия?

- смещение зубов вестибулярно

+ поворот зуба по оси

- высокое положение зубов

- смещение зубов орально

- низкое положение зубов

?

Какое положение нижней челюсти у новорождённого считается в норме?

- ортогнатическое

+ретрогнатическое

- прогнатическое

- вариабельное

-прогеническое

?

В каком возрасте окостеневает шов на нижней челюсти у ребёнка?

- после четвертого года жизни

+ после первого года жизни

- после второго года жизни

- после третьего года жизни

- после пятого года жизни

?

В каком возрасте окостеневает срединный нёбный шов?

- после 1 года, к 2-3 годам

- после 5 лет, к 6-7 годам

- после 10 лет, к 14-15 годам

- после 15 лет, к 18-20 годам

+ после 20 лет, к 24 – 25 годам

?

Какие бывают виды роста челюстных костей?

- интерстициальный, прогрессирующий и шовный рост

- суставной, регрессирующий и аппозиционный рост

- интерстициальный, суставной и шовный рост

+ суставной, шовный и аппозиционный рост

- ремоделирующий, шовный и аппозиционный рост

?

Как проходит орбитальная плоскость в норме?

- через боковые резцы

+через клыки

- через первые премоляры

- через вторые премоляры

- через первые моляры

?

Измерительным точкам по методу Пона на молярах верхней челюсти соответствует:

+ середина межбугорковойфиссуры

- углубление межбугорковойфиссуры

- передний щечный бугор

- задний щечный бугор

- небные поверхности

?

Измерительным точкам по методу Пона на премолярах нижней челюсти соответствует:

- середина межбугорковойфиссуры

- щечный бугор

+ дистальный скат щечного бугра

- мезиальный скат щечного бугра

- язычный бугор

?

Ребенок, 3 года. Мама жалуется на западение верхней губы, подсасывание ее. У ребенка имеется вредная привычка постоянно выдвигать нижнюю челюсть вперед. При осмотре лица отмечается вогнутый профиль лица, углубление носогубных складок. Какая патология прикуса возникнет у ребенка без должного ортодонтического лечения?

- открытый

- перекрестный

- прогнатический

+прогенический

- глубокий

?

Ребенок, 1 год. Мама жалуется на западение нижней губы, подсасывание ее. При осмотре лица отмечается смещение подбородка назад, нижняя губа подсасывается под верхние зубы. Форма нижней челюсти квадратная. Расстояния между челюстями в сагиттальном направлении до 1,5 мм. Какая патология прикуса возникнет у ребенка без должного ортодонтического лечения?

- открытый

- перекрестный

+ прогнатический

- прогенический

- ортогнатический

?

Больная 12 лет, обратилась в клинику с жалобами на отсутствие смыкания зубов в переднем участке. Из анамнеза: вскармливалась грудью до 10 месяцев, длительное время закусывала нижнюю губу. При осмотре установлено нарушения конфигурации лица: удлинение нижней трети лица, сглаженность носогубных и подбородочных складок, на не смыкание губ. Верхняя челюсть вытянута во фронтальном участке, нижняя несколько уплощена, чрезмерно развиты альвеолярные отростки на верхней челюсти. Какая из функций зубочелюстной системы нарушена при данной патологии?

- дыхания

- глотания

- речеобразования

- жевания

+ откусывание

?

Ребенок, 5 лет. Жалоб нет, явились с целью профилактического осмотра. Объективные данные: лицо симметричное, осанка прямая, походка энергичная. Носогубные и подбородочные складки умеренно выражены. Движения ВНЧС свободны во всех направлениях. В полости рта: зубная формула соответствует возрасту. Форма зубных дуг – полукруглая. Имеется вредная привычка во время сна подкладывать руки под голову и давить на нижнюю челюсть. К каким изменениям зубочелюстной системы может привести данная вредная привычка?

- уплощение челюсти с одной стороны

- изменение тонуса мышц челюстно-лицевой области

- сужение верхней челюсти

+ смещение нижней челюсти в сторону

- сужение верхнего зубного ряда

?

Подросток, 14 лет. Объективно: Значительное выдвижение подбородка. Нижняя треть лица удлинена, выступает вперед, нижняя губа превалирует над верхней. Без успешного лечения у врача - ортодонта. В полости рта обратное резцовое перекрытие, соотношение боковых зубов – III класс по Энглю. Наиболее вероятная причина данной патологии?

- прикусывание верхней губы

- заболевания ЛОР-органов

- ранняя потеря боковых зубов

+ наследственный фактор

- сон на высокой подушке

?

Ребенок 8 лет обратился с жалобами на задержку прорезывания 1.2 / 2.2, из анамнеза установлено: молочные резцы выпали в срок, нижние постоянные резцы прорезались своевременно. При осмотре полости рта определяется отсутствие верхних постоянных резцов. Режущие края нижних резцов касаются слизистой оболочки альвеолярного отростка верхней челюсти. Какая патология прикуса возникнет у ребенка без должного ортодонтического лечения?

- ортогнатический

- перекрестный

+ глубокий

- открытый

- прогнатический

?

Ребенку 6 лет. Появилась привычка проталкивать язык между зубными рядами во время глотания. К какому виду аномалий прикуса может привести данная вредная привычка?

- глубокому

+ перекрестному

- прогнатическому

- ортогнатическому

- прямому

?

Ребенку 4 года. При осмотре зубных рядов 5.2, 5.1, 6.1, 6.2 разрушены коронки. При разговоре язык постоянно проталкивается между зубными рядами. К какой аномалии может привести данная клиническая картина?

+ открытому прикусу

- прогеническому прикусу

- протрузии зубов

- ретрузии зубов

- глубокому прикусу

?

У ребенка 6 лет все зубы временные, бугры боковых зубов хорошо выражены, диастемы и тремы отсутствуют, дистальные поверхности вторых временных моляров находятся на одной вертикальной линии. К какому из перечисленных состояний можно отнести описанную клиническую картину?

+ формирующаяся аномалия - вариант нормы - норма- сформированная аномалия- деформация?

Ребенку 5,5 лет, верхние передние зубы перекрывают нижние больше чем на 2/3. К какому из перечисленных состояний можно отнести описанную клиническую картину?

+ формирующаяся аномалия - вариант нормы - норма- сформированная аномалия- деформация?

У ребенка при осмотре лица наблюдается широкая переносица, аденоидное выражение лица губы не смыкаются. О нарушении какой функции зубочелюстной системы свидетельствует описанная клиническая картина? +дыхания - глотания -речеобразования- жевания- сосания?

Ребенку 6 лет, все зубы временные, бугры хорошо выражены диастемы , тремы отсутствуют. О нарушении какой функции зубочелюстной системы свидетельствует описанная клиническая картина?+ жевания

- сосания- глотания- дыхания- речеобразования

?

Ребенок, 5 лет. Имеется вредная привычка привычка закусывать нижнюю губу. Какая аномалия может развиться?

+ уплощение фронтального участка нижней челюсти - укорочение фронтального участка нижней челюсти - уплощение фронтального участка верхней челюсти- укорочение фронтального участка верхней челюсти- удлинение фронтального участка нижней челюсти

?

Ребенок, 6 лет. Мама ребенка жалуется на эстетические нарушения. При обследовании полости рта выявлено: сужение зубного ряда верхней челюсти. К какой аномалии прикуса может привести данная патология?

+ прогнатическому- прогеническому- латерогнатическому- открытому- латерогеническому

?

Ребенок, 9 лет. Мама ребенка жалуется на эстетические нарушения. При обследовании полости рта выявлено: сужение зубного ряда верхней челюсти справа. Какая аномалия прикуса может развиться при данной патологии?

+ односторонний буккальный перекрестный - двусторонний лингвальный перекрестный - латерогнатический- двусторонний буккальный перекрестный - односторонний лингвальный перекрестный

?

Ребенок, 7 лет. Мама ребенка жалуется на эстетические нарушения. При обследовании полости рта выявлено: коротая уздечка языка. К каким изменениям зубного ряда может привести данная патология?

+ укорочению нижнего

- укорочению верхнего- расширению нижнего - сужению верхнего - сужению нижнего

?

Мальчик, 10 лет. Диагноз: тортоаномалии 2.2 зуба. Для лечения врач-ортодонт 2.3, 2.2, 2.1 зубы покрыл коронками с петлями и разносторонними резиновыми тягами. Характер перемещения 2.2 зуба при лечении данной патологии:

- корпусное перемещение

- коронковое перемещение

+ поворот вокруг продольной оси

- перемещение корней зуба

- вертикальное перемещение

?

Ребенок, 13 лет. В течение 2-х лет находится на ортодонтическом лечении по поводу сужения верхнего и нижнего зубных рядов, протрузия передних зубов верхней и нижней челюстей. Лечение проводилось следующими аппаратами: расширяющаяся пластинка с активной вестибулярной дугой на верхней челюсти. Зубные ряды были нормализованы через год после начала лечения. Ретенционный период - длился 5 месяцев. Контрольный осмотр через 3 месяца после ретенции показал рецидив заболевания. Вероятная причина рецидива?

- неправильно выбранный аппарат

+короткий срок ретенционного периода

- короткий срок аппаратурного лечения

- поздняя обращаемость к врачу - ортодонту

- причиной является протрузия зубов

?

Ребенок, 10 лет. Жалуется на эстетические нарушения. Объективные данные: Лицо в профиль выпуклой формы. Нижняя губа западает. Нижняя треть лица укорочена. Имеется симптом «наперстка». Врач диагностировал прогнатический прикус. Какую клиническую пробу необходимо провести для дифференциальной диагностики данной патологии?

+ по Эшлеру-Битнеру- по Ильиной-Маркосян - по Хорошилкиной- по Малыгину- по Шварцу

?

Ребенок, 10 лет. Жалобы на эстетические нарушения. Объективно: нижняя треть лица укорочена, подбородочные и носогубные складки сглажены. В профиль лицо имеет выпуклую форму. В полости рта: протрузия фронтальных зубов верхней челюсти. Наиболее вероятная причина данной патологии?

+макродентия резцов на верхней челюсти - макродентия резцов на нижней челюсти- микродентия резцов на верхней челюсти - сверхкомплектные зубы на нижней челюсти- смещение нижних резцов вперед

?

Ребенок, 3 года. Диагноз: прогнатический прикус. Какой ортодонтический аппарат целессобразно назначить в данном возрасте?

+ вестибулярная пластинка Кербитца- вестибулооральная пластинка Крауза- пластинка с окклюзионными накладками- аппарат Айнсворта- аппарат Мершона

?

Ребенок, 5,5 лет. Диагноз: прогнатический прикус. Какой ортодонтический аппарат целессобразно назначить в данном возрасте?

+пропульсорМюлемана- аппарат Брюкля- каппа Бынина- аппарат Энгля- пластинка Калвелиса

?

Ребенок, 14 лет, обратился с жалобами на косметический дефект, постоянную сухость во рту, затрудненное откусывание и пережевывание пищи, нечеткость произношения при разговоре. При осмотре: увеличение высоты нижнего отдела лица, полуоткрытый рот, сглаженность подбородочной и носогубной складок, укорочение ветви челюсти, увеличение угла нижней челюсти. В полости рта: резкое сужение верхнего зубного ряда и уплощение нижнего, небный свод высокий, язык в размере не увеличен. Размеры вертикальной щели в области резцов – 5 мм. Какой ортодонтический аппарат целесообразно применить для лечения данной патологии?

- скользящая дуга Энгля

+ аппарат Хербста-Кожакару

- аппарат Брюкля

- пластинка Калвелиса

- накусочная пластинка Катца

?

Мальчик, 10 лет. Жалобы на нарушение жевания. В полости рта: соотношение фронтальных зубов по типу прямого прикуса. В боковых отделах соотношение не нарушено, но отмечается зубоальвеолярное удлинение с обеих сторон. Какой ортодонтический аппарат целесообразно применить для лечения данной патологии?

- расширяющая пластинка на верхнюю челюсть

- пластинка на верхнюю челюсть с наклонной плоскостью

+ пластинка на верхнюю челюсть с жевательным валиком

- расширяющая пластинка на нижнюю челюсть

- расширяющая пластинка на нижнюю челюсть с жевательным валиком

?

К ортодонту обратилась мама: ребенку 5 лет, диагноз: открытый прикус.

После проведенного ортодонтического лечения необходимо провести лечебную гимнастику. На какие групп мышц рациональнее назначить упражнения в данном случае?

- выдвигающая нижнюю челюсть

- поднимающая нижнюю челюсть

- для мышц языка

- для мимических мышц

+ для круговой мышцы рта

?

Ребенок, 4 года, жалуется на неправильное расположение нижних передних

зубов. При внешнем осмотре: нижняя губа перекрывает верхнюю губу, носогубные складки углублены, угол нижней челюсти увеличен. В полости рта обратно резцовое перекрытие, соотношение боковых зубов III классу по Энгля. Из анамнеза: такой же прикус у его бабушки. Тактика лечения при данной патологии:

+избирательноепришлифовывание боковых и фронтальных зубов

- комбинированный аппарат- регулятор функции Френкеля III типа

- подбородочная праща в ночное время

- санация у врача отоларинголога

- функциональный аппарат - каппа Бынина

?

Ребенок, 9 лет. Жалуется на наличие щели между 1.1 и 2.2 зубами. В полости рта: наличие щели диаметром 5 мм. Диагноз: диастема. Какой ортодонтический аппарат целесообразно использовать при данной патологии?

+аппарат Персина- коронка на перемещаемый зуб с направляющей трубкой - аппарат Брюкля

- аппарат Андрезена-Гойпля

- пластинки с расширяющим винтом

?

Девочка, 6 лет. При рентгенологическом исследовании и после тщательного обследования обнаружено – частичная адентия 46 зуба. Какое лечение целесообразно применить в данной ситуации?

+миотерапия с протезированием - изготовление пластинки с винтом - миотерапия

- аппарат Брюкля - каппа Шварца

перейти в каталог файлов

stomfaq.ru

Индекс для оценки зубного налета у детей раннего возраста (Э.М. Кузьмина, 2000г.)

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Для оценки количества зубного налета у маленького ребенка (от прорезывания временных зубов до 3 лет) осматривают все зубы, имеющиеся в полости рта. Оценку проводят визуально или с помощью стоматологического зонда.

Количество налета необходимо определять даже в случае, если в полости рта ребенка присутствуют всего 2-3 зуба.

Коды и критерии оценки:

• 0 - нет налета

• 1 - налет присутствует

Расчет индивидуального значения индекса осуществляется по формуле:

Зубной налет = количество зубов, имеющих налет / количество зубов в полости рта

Интерпретация индекса

величина индекса уровень гигиены
хороший
0,1 - 0,4 удовлетворительный
0,5 - 1,0 плохой

 

Индекс эффективности гигиены полости рта(РНР) Podshadley, Haley (1968)

Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов:

16, 26, 11, 31 - вестибулярные поверхности;

36, 46 - язычные поверхности.

В случае отсутствия индексного зуба можно обследовать соседний, но в пределах одноименной группы зубов. Искусственные коронки и части фиксированных протезов обследуют так же, как и зубы.

Обследуемая поверхность каждого зуба условно делится на 5 участков:

1 – медиальный

2 – дистальный

3 - срединно-окклюзионный

4 – центральный

5 - срединно-пришеечный

Коды и критерии оценки зубного налета

0 - отсутствие окрашивания

1 - выявлено окрашивание

Расчет индекса проводят, определяя код для каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка. Затем суммируют коды для всех обследованных зубов и делят полученную сумму на число зубов.

Индекс рассчитывается по следующей формуле:

Рнр = сумма кодов всех зубов / количество обследованных зубов

величина индекса уровень гигиены
отличный
0,1-0,6 хороший
0,7-1,6 удовлетворительный
1,7 и более неудовлетворительный

 

Индекс Silness-Loe

Без окрашивания!

Определяют толщину зубного налета в пришеечной области. Исследуют группу зубов или все зубы, в каждом зубе - вестибулярную, оральную и контактные поверхности. Зуб высушивают и проводят кончиком зонда в пришеечной области.

Оценка:

0 баллов - отложений не обнаружено;

1 балл - визуально отложения не обнаруживаются, на кончике зонда остается налет после проведения по поверхности зуба в пришеечной области;

2 балла - умеренное скопление зубного налета в десневой борозде, на поверхности десны и зуба, видимое невооруженным глазом;

3 балла - интенсивные зубные отложения в области десневого края и на поверхности зуба.

сумма баллов

Результат = количество обследованных зубов

Не превышает 1 - в норме, при хорошем гигиеническом состоянии, больше 1 - показатель плохого гигиенического со­стояния полости рта.

 

Индекс Рамфьорда

Для определения зубного налета на вестибулярной, ораль­ной и контактных поверхностях зубов: 1.4, 1.1, 2.6, 3.4, 3.1, 4.6. Используют раствор Бисмарка коричневого.

Оценка окрашивания:

0 - зубная бляшка отсутствует;

1 - зубная бляшка на некоторых поверхностях;

2 - зубная бляшка на вестибулярной, оральной, обеих контактных поверхностях, покрывает меньше 1/2 поверхности зуба;

3 - зубная бляшка на всех поверхностях, покрывает более 1/2 поверхности зуба.

 

сумма баллов

Результат = количество обследованных зубов

 

Не превышает 1 - в норме, при хорошем гигиеническом со­стоянии, больше 1 - показатель плохого гигиенического состоя­ния полости рта.

Рекомендуемая литература:

1. Яковлев В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Вышэйшая школа, 1995.

2. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. — Москва: Мед.книга; Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2001. — 344 с.

3. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений по специальности «Стоматология» - Мн.: Беларусь, 2004. – 526 с.: ил.

 

 

Занятие № 4.

Тема:Методы чистки зубов.

Цель занятия:Изучить методы чистки зубов, предложенные разыми авторами, провести их сравнительный анализ.

СРС:освоить методы чистки зубов на фантоме

Материальное оснащение:таблицы, наглядные пособия, фантомы, зубные щетки.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Как проконтролировать усилие, с которым необходимо прикладывать к зубной щетке во время чистки зубов?

2. Что является показанием для чистки зубов методами Чартера и Басса?

3. Как осуществляется чистка зубов по методу Леонарда?

4. Какие движения производят зубной щеткой при чистке по методу Рейне, Смита-Белла, Фонеса, Стилмана?

5. В каком случае пациентам рекоменендуется стандартная методика чистки зубов?

6. Алгоритм проведения стандартного метода чистки зубов?

Содержание темы:

Рациональная гигиена полости рта с использованием зубной щетки и пасты является неотъемлемой частью общей гигиены человека. Клиническими исследованиями неоднократно установлено, что большинство лиц чистят зубы горизонтальными движениями, или же не знают критериев рациональной чистки зубов.

Так давление щетинок на десну и зубы не должно превышать 15 г/см2. На практике такое давление на десну вызывает ее легкую анемию. Проконтролировать данное усилие можно надавив щетинками щетки на ногтевую пластинку, появление легкой анемии (белого пятна) ногтевого ложа – говорит о достаточном давлении.

Кроме того, не существует универсального метода чистки зубов, который можно рекомендовать всем пациентам. Необходимо учитывать индивидуальные особенности (состояние слизистой оболочки полости рта, зубного ряда, возраст, общесоматическое здоровье…) пациента и рекомендовать комбинацию отдельных приемов различных методик. Например, при гингивите в пубертатный период рекомендуют применять щадящие приемы чистки зубов, к которым относится метод Чартера и Басса.

 

Метод Чартера.

Метод является дополнительным терапевтическим мероприятием при лечении воспалительных заболеваний пародонта, а также показан как мера профилактики рецидивов после проведенного курса лечения. Используется не столько для очистки зубов, сколько для массажа десен. Обязательным условием является предварительное удаление зубного камня. При этом зубную щетку устанавливают так, чтобы щетинки находились под углом 45 градусов к десневому краю, свободные концы щетинок обращены к жевательной поверхности (режущему краю) зубов. Не убирая щетинки, сохраняя их наклонное положение, выполняют мягкие встряхивающие или круговые движения, щетинки при этом проникают между зубами. После трех-четырех движений зубную щетку перемещают на новую группу зубов и повторяют процесс. Жевательные поверхности очищают движениями вперед – назад. Желательно чистку проводить под постоянным контролем стоматолога или специально обученного персонала.

 

Метод Басс.

Щетку ставят под углом 45 градусов к оси зуба, концы их частично проникают в десневую бороздку и межзубные пространства. Движения щетки вибрирующие вперед – назад без перемещения концов щетинок. Жевательные поверхности очищают движениями вперед – назад.

Эти два метода способствуют очистке десневых борозд, межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов.

 

Метод Леонарда.

Выполняется с помощью щетки, которую устанавливают перпендикулярно поверхности зубов, производя только вертикальные движения в направлении от десен к коронке, не меняя положения щетки. При таких движениях удается избежать повреждения или ретракции десны. Жевательные поверхности очищают движениями вперед – назад.

 

Метод Рейте.

При методе Рейте щетинки устанавливают параллельно оси зуба, свободными концами они должны прилегать к десневому краю. Выполняя скатывающие движения от десен к коронке, вращают щетку так, чтобы в конце движения щетинки были перпендикулярны продольной оси зуба. Язычные поверхности очищают таким же способом, жевательные – движением щетки вперед – назад.

 

Метод Смита-Белла.

При этом методе чистки зубов движения щетки повторяют путь пищи при жевании. Щетку устанавливают перпендикулярно жевательной поверхности и в этом положении при слабом надавливании и вращении продвигают к десне.

 

Метод Стилмана.

Метод выполняется надавливанием на десневой край щеткой слабыми вращательными движениями. Щетинки устанавливаются так, чтобы концы их частично лежали под углом к оси зуба, частично - на десне.

 

Метод Фонеса.

Выполняя этот метод чистки зубов, щетинки ставят перпендикулярно к вестибулярной поверхности зуба, зубные ряды сомкнуты, очищают круговыми движениями. Этот метод особенно рекомендуется лицам, не имеющим патологии пародонта.

 

Людям со здоровым пародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом чистки зубов два раза в день (утром после завтрака и на ночь).

При стандартном методе чистки зубов зубной ряд условно делят на 6 сегментов (группа моляров, группа премоляров и группа фронтальных зубов). Зубы начинают чистить с левых моляров верхней челюсти по направлению к центру. Сначала на верхней челюсти, затем - на нижней челюсти. Зубные ряды разомкнуты.

Каждую поверхность зубочелюстного сегмента надо очищать восьмью-десятью движениями щетки разных вариантов. На очищение всех поверхностей зубов нужно затратить 300-400 движений зубной щеткой, что составляет примерно 2,5-3,5 мин.

Стандартный метод чистки зубов предусматривает выполнение движений зубной щеткой в определенной последовательности. При чистке зубов этим методом предусматриваются вначале подметающие движения зубной щеткой (на щечных, вестибулярных, небных, язычных, поверхностях зубов), после которых совершаются возвратно-поступательные (горизонтальные) и круговые движения. При чистке жевательных поверхностей применяют возвратно-поступательные движения в продольном и поперечном направлении. Осуществив десять подметающих движений с вестибулярной поверхности в области левых верхних моляров, перемещают щетку последовательно на следующие сегменты до правых верхних моляров. Затем чистят зубы верхней челюсти по сегментам подметающими движениями с небной поверхности. После этого чистят жевательную поверхность зубов верхней челюсти слева и справа по десять движений в каждом сегменте. В такой же последовательности очищают все поверхности зубов нижней челюсти. Чистку зубов заканчивают массажем десен, делая широкие круговые движения щеткой вдоль сомкнутых зубных рядов слева направо с захватом зубов и десен.

Алгоритм стандартного метода чистки зубов

1. Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы.

2. Расположить щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты).

3. Чистить зубы с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10 подметающих движений от десны к режущему краю (к жевательной поверхности), затем перейти ко всем остальным сегментам.

4. Чистить зубы с небной поверхности верхних зубов, переходя по сегментам от левого к правому, делая на каждом 10 подметающих движений.

5. Чистить зубы нижней челюсти в той же последовательности.

6. Чистить все поверхности зубов движениями щетки вперед-назад по 10 движений на каждую поверхность.

7. Завершить чистку зубов круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен.

Примечание. Выполняя подметающие движения щеткой. ее ставят сначала под острым углом с очищаемой поверхности. а затем щетку поворачивают вдоль своей оси. При возвратно-поступательных движениях щетку ставят перпендикулярно к очищаемой поверхности. На верхней челюсти при чистке небной поверхности фронтальных зубов зубную щетку располагают ручкой вниз, а на нижней челюсти при чистке язычной поверхности - вверх. При нарушении последовательности движений зубной щеткой зубной налет может перенестись в межзубные nромежутки.

 

Рекомендуемая литература:

1. Пахомов Г.Н. первичная профилактика в стоматологии. –М.: Медицина, 1982, с. 240, ил.

2. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. - 184с: ил.

 

Занятие № 5.

Тема:Контролируемая чистка зубов и методика её проведения.

Цель занятия:Научиться проводить контролируемую чистку зубов.

Самостоятельная работа студентов (СРС):проведение контролируемой чистки зубов

Материальное оснащение:таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Что такое контролируемая чистка зубов?

2. Что является показанием к проведению контролируемой чистки зубов?

3. Каков алгоритм проведения контролируемой чистки зубов?

4. Как часто необходимо проводить контролируемую чистку зубов?

Содержание темы:

Контролируемая чистка зубов – это чистка зубов, которую самостоятельно осуществляет пациент в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста). Она является этапом обучения пациента рациональной чистки зубов, а также входит составной частью в профессиональную гигиену полости рта.

Методика проведения контролируемой чистки зубов: зубы пациента обрабатывают окрашивающим раствором и определяют гигиенический индекс. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют величину индекса гигиены. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно и проводит коррекцию метода чистки зубов пациентом. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая и корректируя навыки пациента.

 

Рекомендуемая литература:

1. Пахомов Г.Н. первичная профилактика в стоматологии. –М.: Медицина, 1982, с. 240, ил.

2. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. - 184с: ил.

Занятие № 6.

Тема:Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

Цель занятия:изучить особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста.

Материальное оснащение:таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

Содержание темы:

Обучение детей — самый трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше всего его проводить в сочетании с активными и пассивными формами санпросветработы, т.е. чередовать эти мероприятия. Обязательными атрибутами обучения методам гигиены полости рта должны быть крупные игрушки (для младших детей), модели челюстей, рисунки, плакаты, зеркала, раковины. Обучение детей гигиене полости рта проводят с помощью бесед и уроков здоровья. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с классом (группой).

В различных возрастных группах детей характер обучающих занятий дифференцируется. В возрасте 2—4 лет они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации. Беседы и обучение должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровой ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и обучающую нагрузку.

Для детей 5—7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет (например, эритрозином). В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.

В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела гигиенического воспитания — обучения методам гигиены полости рта. У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7—8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем.

На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и значении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезываются и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1—4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важно проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.

На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно проверить знания по этому разделу.

На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен практическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с методами контроля гигиены.

В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей. Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога, стесняются друг друга. Поэтому с данным контингентом детей нужна очень серьезная предварительная разъяснительная работа. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развития заболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, возможность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.

Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный (группы детей) характер. Основной метод — беседы с детьми по вышеуказанной методике.

Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники. После первого приема ребенку рекомендуется на следующий прием (или вывешивается соответствующее объявление) приходить со своей зубной щеткой. Специально обученная медсестра проверяет качество зубной щетки, ее соответствие физиологическим параметрам полости рта ребенка, после чего перед зеркалом проводит весь необходимый комплекс обучающих мероприятий. В это же посещение или в следующее проводится после чистки зубов специальный профилактический сеанс (покрытие зубов фторлаком, обработка ремрастворами, фторидами, гелями и т.д.). В результате этих мероприятий появляется возможность широкого использования индивидуальной первичной профилактики кариеса зубов у детей в условиях поликлинического приема.

Перечисленные и широко применяемые методы и формы гигиенического воспитания не являются догмой. В каждом коллективе, проводящем первичную профилактику, найдутся свои оригинальные находки и усовершенствования. Однако, предлагаемая систематизация этих мероприятий позволяет учесть весь необходимый объем санитарно-просветительных и обучающих методов и может явиться базой для дальнейшего совершенствования важнейшего раздела профилактики кариеса зубов.

 

Занятие № 7.

Тема:Предметы гигиенического ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним.

Цель занятия:

Материальное оснащение:таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

Содержание темы:

 

Основным предметом гигиены полости рта является зубная щетка. Зубная щетка состоит из ручки, рабочей части (головки), между которыми имеется шейка. На головке различными способами укрепляется щетина (ворс). Зубные щетки, в зависимости от степени жесткости, делятся на: очень мягкие, мягкие, средней жесткости, жесткие, очень жесткие.

В последние годы производители мануальных зубных щеток (МЗЩ) стали уделять особенное внимание строению МЗЩ: форме ручки, ее длине, рельефу захвата для большого пальца, формированию щеточного поля – какие пучки, по сколько щетинок в пучке, их количество, форма, величина, длина, диаметр, упругость, качество закругления и степень полировки кончиков щетинок и так далее. Все это делается только с одной целью – максимально повысить очищающую способность щеток, для удаления зубного налета, полировки поверхностей и поддержания чистоты ротовой полости.

Классификация зубных щеток

(С.Б. Улитовский, 2000)

1. По виду зубные щетки бывают: детские, подростковые, взрослые.

2. По группе зубной щетки: гигиенические, профилактические (пародонтологические), дополнительные (специального назначения).

3. По классу зубной щетки: мануальные (ручные), механические (электрические).

4. По подклассу: прямые, угловые (ангулярные).

5. По подподклассу: без индикации и индикаторные.

6. По виду щетины: натуральная, искусственная.

7. По группе щетины (по характеру размещения пучков и степени обработки щетины):

а) искусственная щетина зубной щетки: одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая, многоуровневая;

б) искусственная щетина: нарезная, полированная, закругленная, шлифованная, комбинированная.

9. По классу щетины (по материалу щетины): нейлон (индикаторная, безындикаторная), сетрон, перлон, деролон, смешанная (сочетание щетины разных степеней жесткости), комбинированная (с полимерным покрытием), микротекстурная (с перекрученными между собой волосками в щетинке типа “Твистер”).

10. По подклассу щетины (по степени жесткости): искусственная щетина – очень мягкая типа «Сенситив», мягкая типа «Софт», средняя степень жесткости типа «Мидиум», жесткая тип «Хард», очень жесткая тип «Экстра Хард», «ХН»; смешанная (сочетание щетины разных степеней жесткости), комбинированная (комбинация нескольких видов материалов, меняющих жесткость щетины).

11. По виду ручки: плоская, тонкая, узкая, круглая, комбинированная (комбинация нескольких материалов), смешанная (сочетание различных форм), пружинящая, жесткая.

12. По типу ручки (по величине ручки):

ручка зубной щетки – детская, подростковая, взрослая (малая типа «Смол»), средняя тип «Мидиум», большая тип «Лардж».

13. По виду захвата:

захват ручки зубной щетки – отсутствует, рифленый, плоский, выпуклый, вогнутый, смешанный, горизонтальный, вертикальный, круговой, комбинированный, универсальный, особый захват, смешанный (сочетание нескольких видов захвата), комбинированный (комбинация нескольких типов материалов).

 

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также